Напоминание

Как хорошо,что есть права.


Автор: Киселева Елизавета Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 38
Населённый пункт: Приморский край ,город Артем
Наименование материала: конспект
Тема: Как хорошо,что есть права.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как хорошо, что есть права»

Интеграция

образовательных

областей:

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно-

эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цель: Формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и

достоинству других людей.

Задачи: Продолжать знакомить детей с основами правового сознания.

Конкретизировать представления о правах и обязанностях ребенка.

Расширять представления детей о международных документах по правам

человека.

Развивать чувства собственного достоинства.

Способствовать развитию умений самостоятельного применения

полученных знаний в игровой деятельности.

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал: Иллюстрации «Мои права»; картинки-символы, слайд - фото к сказкам;

оформление группы по конспекту, карта-схема; аудиозапись песен «Мы в город

Изумрудный», «Солнечный круг»; конверты с заданиями, свечи, серебряные башмачки.

Предварительная работа: Презентация «Я - человек», игра-квэст «Камуфляж», д/

игры: «Нить жизни», «Загадывание желаний», «Я имею право», «Я не должен», «Мы

такие разные», «Добрые волшебники»; чтение «Похищенное имя», «Мои права», А. Барто

«Одиночество», рус. нар. сказки; просмотр видеофильмов.

Ход НОД:

Воспитатель: Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Чтоб дети учились и развивались,

Чтобы права их не нарушались,

Мы учим закон, прилагая все силы,

Ведь именно нам жить в нашей России!

Воспитатель: У каждого человека есть права, установленные законом. Это «Декларация

прав человека».

- Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны подписали договор о

правах ребенка. Как он называется? (Конвенция).

- А какими правами пользуются дети?

- Дети подходят к стенду с картинками, комментируя свой выбор: право на защиту,

на жизнь, имя, на охрану здоровья, право быть гражданином своей страны, право на

отдых, на любовь и заботу родителей.

Чтение стихотворения детьми:

1.

Пусть, наконец, узнает каждый

И расскажет всем, всем, всем,

Что ребенок – тоже человек,

Только маленький совсем.

2.

Никто не может меня оскорблять

И к плохому направлять.

3.

Могу учить все, что меня интересует,

Имею право сам выбирать, с кем мне играть.

4.

Никто не может меня бить, обзывать,

И каждого могу к ответу призвать.

5.

Если папа уже не живет с нами,

Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.

6.

Никто не может читать моих писем без разрешения,

Имею право на собственное суждение.

7.

Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,

А если отличаюсь от других, то это не беда.

- Все это о правах, а есть ли у детей обязанности? (Уважать и почитать взрослых,

здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом, не огорчать родителей и

взрослых дурными поступками, упрямством…)

- Да, ребята, права и обязанности живут рядышком. Нельзя пользоваться правами,

не выполняя обязанностей.

- А пока я вижу, что вы неплохо их знаете, и поэтому я предлагаю вам совершить

путешествие в волшебную сказочную страну. Сегодня утром в нашу группу пришло вот

это послание от жителей города этой страны.

Чтение послания:

«Злая колдунья Гингема решила погубить город. Она хочет, чтобы все ей

подчинялись. Спасти жителей города смогут те, кто знает Права, записанные

в

Конвенции о правах ребенка. Помогите нам, пожалуйста!»

- Ребята, что будем делать? (Отправимся на помощь).

- Ребята, для этого нам надо найти серебряные башмачки. В послании я вижу

схему.

Игра-квэст (по схеме дети находят серебряные башмачки).

- Н их только одна пара, а нам надо вместе попасть в волшебную страну. Как это

сделать? (Высказывают свое мнение: взяться всем за руки. Звучит музыка, дети

щелкают каблучками, передвигаясь, попадают в волшебную страну).

На полу разложены бутафорские зеленые цветы, к потолку подвешены зеленые

звезды, птицы, облака.

- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (Дровосек, Страшила, Лев).

- Они хотят нам подсказать название города. Для этого нам нужно расставить

цифры по порядку.

Дети выполняют задание. Получается слово «Изумрудный»

Воспитатель обращает внимание на стрелку, ведущую к столу, на котором

расположена звезда. На каждом лучике стоит в вазочках плавающая свеча и лежит

письмо с текстом: «Для того, чтобы победить злую Гингему, вам необходимо зажечь

все свечи. Но они зажигаются лишь тогда, когда вы выполните все задания. Успехов

Вам!»

Выполнение заданий.

Под каждым лучиком лежит конверт с заданием. Конверты все разного цвета и

обозначены цифрой.

- Дети, нам надо решить, в каком порядке мы будем решать задания: по цвету или

по порядку номеров (решение принимается большинством).

Конверт №1

- У меня в руках «волшебный» сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем

находится? (По очереди достаются предметы, символизирующие знакомые права

человека).

Свидетельство о рождении.

- Что это за документ? О каком праве он нам напоминает? (Право на имя).

Ребенок: По-разному зовутся дети,

Нас очень много на планете:

Есть Вани, Гансы, Пьеры, Джоны

Детей повсюду миллионы.

- Как вы должны обращаться друг к другу?

- Как вы собираетесь прославить свое имя?

Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь, внимание, заботу).

- Кто дает нам все это?

Дом

- О каком праве напоминает дом? (О праве на жилье, собственное имущество).

- Как вы думаете, можно брать чужие вещи?

Конверт

- О чем напоминает этот конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и

каждый имеет право на собственное мнение).

Игра «Для чего этот предмет?»

Из рук в руки передается шляпа. Каждый предполагает вариант возможного

применения этого предмета (гнездо, домик для котенка, котелок для рыбалки…)

Букварь

- Узнаете эту книгу? О каком праве она напоминает? (О праве на учебу, на

образование).

- Почему это необходимо?

Игрушечная утка и утенок.

- О каком праве говорят эти игрушки? (О праве ребенка иметь семью).

Игрушечная машинка «Скорая помощь»

- Что означает этот предмет?

(Что дети имеют право на медицинское

обслуживание).

Игровое упражнение «Как вызвать скорую помощь?»

Ребенок, оставшийся дома с больным, набирает № 103, сообщает, что произошло

с больным, четко называет свой домашний адрес.

Минутка здоровья «Все будет хорошо».

В небе солнышко взошло - поднимают руки вверх – вдох

И всем улыбнулось - опускают руки – выдох

Нам вдруг стало хорошо - поднимают руки вверх – вдох

И больше не взгрустнулось - опускают руки – выдох.

- Конечно, все будет хорошо. Ведь мы знаем о наших правах и не позволим их

нарушать.

Задание выполнено – зажигаем свечку.

Конверт № 2

Задание: За 2 минуты (при помощи песочных часов) разложить права-символы.

Подсказки Страшилы:

Справа – права, которыми вы пользуетесь.

Слева - права, которые вас защищают (защита от жестокости, защита от

рабства, защита от непосильного труда, защита от разлуки с семьей).

Задание выполнено – зажигаем свечку.

Конверт № 3

Мини-викторина по правам защиты от всех форм жестокости.

- Давайте перенесемся в сказки, где было нарушено право защиты от жестокости у

героев сказок.

- Вспомните название сказки, в которой злая мачеха и сестры не пускали на бал

падчерицу («Золушка»). Какое право при этом нарушалось? (Право на отдых).

- Какое преступление совершил и гуси-лебеди в сказке, украв братца? (Похищение

детей).

- Какие права были нарушены Ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»? (Право на жизнь).

- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (На личную

неприкосновенность).

- Какие права нарушены в сказках? (Показываю слайд фото с иллюстрацией из

сказки, – дети называют сказку и какое право нарушено):

«Красная шапочка» – право на жизнь;

«Сказка о рыбаке и рыбке» – на свободу;

«Морозко» – на свободу, жизнь;

«Крошечка-Хаврошечка» – на свободу;

«Заюшкина избушка» – на неприкосновенность жилья;

«Буратино» – на свободу;

«Волк и семеро козлят» – на жизнь.

- Я знаю, ребята, что вас тоже иногда наказывают. Поэтому, хочу дать вам

несколько советов, которые вам помогут при ссоре с родителями.

1. Если мама или папа на вас громко кричат, то вы им скажите, что вам очень

страшно, когда они повышают голос.

2. Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне делать, чтобы ты не

сердилась на меня?» Это поможет смягчить гнев взрослого.

3. Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый сам успокоится, и вы

сможете с ним спокойно поговорить.

4. А главное, помните, что родители очень любят вас, а вы соблюдайте свои

обязанности.

Задание выполнено – зажигаем свечку.

Конверт № 4

- Я хочу предложить вам для обсуждения ситуацию. Ваша задача: продолжить

рассказ, чтобы никого не обидеть, поступить по-товарищески.

Ситуация:

«В день своего рождения Катя пришла в детский сад очень красивая. Дети

радовались за нее. А мальчик Андрей дернул Катю за ленточку в косичке. Бант

развязался, косичка расплелась. Девочка заплакал, а Андрюша засмеялся и убежал…»

- Что было дальше? (Дети высказывают свои варианты, свое мнение).

Социо-игра «Согрей птичку»

- Я предлагаю вам выполнить это упражнение, которое поможет выразить свое

отношение и подарить кому-нибудь теплоту и нежность.

Дети под спокойную музыку складывают ладони, представляя, то держат в руках

птицу. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают к груди. Затем выпускают

птичку на волю.

Ребенок: В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Задание выполнено – зажигаем свечку.

Конверт № 5

- Осталась одна свеча и последний конверт.

Задание: Собрать знак-символ «Все люди имеют права независимо»

Дети делятся на две микрогруппы, из разных частей собирают целое.

- Что обозначает этот знак?

Все на Земле имеют одинаковые права. Независимо от того:

ребенок это или… взрослый;

мальчик или… девочка;

мужчина или… женщина;

бедный или… богатый;

живут на севере или… на юге;

с черной кожей или… белой;

говорит на родном языке или…иностранном.

Диалог воспитателя с ребенком на английском языке.

- Да, человек имеет право на жизнь, какой бы национальности он ни был. Все

имеют право жить свободно. И мы доказали Гингеме, что знаем Конвенцию о правах

ребенка, и никто не может нарушать их.

- Зажигаем последнюю свечу.

- Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Встанем в круг, возьмемся за руки,

щелкнем каблучками и… мы дома.

Ребенок: Мы на свет родились

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».



В раздел образования