Автор: Киселева Елизавета Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 38
Населённый пункт: Приморский край ,город Артем
Наименование материала: конспект
Тема: Как хорошо,что есть права.
Раздел: дошкольное образование
«Как хорошо, что есть права»
Интеграция
образовательных
областей:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-
эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: Формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и
достоинству других людей.
Задачи: Продолжать знакомить детей с основами правового сознания.
Конкретизировать представления о правах и обязанностях ребенка.
Расширять представления детей о международных документах по правам
человека.
Развивать чувства собственного достоинства.
Способствовать развитию умений самостоятельного применения
полученных знаний в игровой деятельности.
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Материал: Иллюстрации «Мои права»; картинки-символы, слайд - фото к сказкам;
оформление группы по конспекту, карта-схема; аудиозапись песен «Мы в город
Изумрудный», «Солнечный круг»; конверты с заданиями, свечи, серебряные башмачки.
Предварительная работа: Презентация «Я - человек», игра-квэст «Камуфляж», д/
игры: «Нить жизни», «Загадывание желаний», «Я имею право», «Я не должен», «Мы
такие разные», «Добрые волшебники»; чтение «Похищенное имя», «Мои права», А. Барто
«Одиночество», рус. нар. сказки; просмотр видеофильмов.
Ход НОД:
Воспитатель: Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Чтоб дети учились и развивались,
Чтобы права их не нарушались,
Мы учим закон, прилагая все силы,
Ведь именно нам жить в нашей России!
Воспитатель: У каждого человека есть права, установленные законом. Это «Декларация
прав человека».
- Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны подписали договор о
правах ребенка. Как он называется? (Конвенция).
- А какими правами пользуются дети?
- Дети подходят к стенду с картинками, комментируя свой выбор: право на защиту,
на жизнь, имя, на охрану здоровья, право быть гражданином своей страны, право на
отдых, на любовь и заботу родителей.
Чтение стихотворения детьми:
1.
Пусть, наконец, узнает каждый
И расскажет всем, всем, всем,
Что ребенок – тоже человек,
Только маленький совсем.
2.
Никто не может меня оскорблять
И к плохому направлять.
3.
Могу учить все, что меня интересует,
Имею право сам выбирать, с кем мне играть.
4.
Никто не может меня бить, обзывать,
И каждого могу к ответу призвать.
5.
Если папа уже не живет с нами,
Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.
6.
Никто не может читать моих писем без разрешения,
Имею право на собственное суждение.
7.
Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,
А если отличаюсь от других, то это не беда.
- Все это о правах, а есть ли у детей обязанности? (Уважать и почитать взрослых,
здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом, не огорчать родителей и
взрослых дурными поступками, упрямством…)
- Да, ребята, права и обязанности живут рядышком. Нельзя пользоваться правами,
не выполняя обязанностей.
- А пока я вижу, что вы неплохо их знаете, и поэтому я предлагаю вам совершить
путешествие в волшебную сказочную страну. Сегодня утром в нашу группу пришло вот
это послание от жителей города этой страны.
Чтение послания:
«Злая колдунья Гингема решила погубить город. Она хочет, чтобы все ей
подчинялись. Спасти жителей города смогут те, кто знает Права, записанные
в
Конвенции о правах ребенка. Помогите нам, пожалуйста!»
- Ребята, что будем делать? (Отправимся на помощь).
- Ребята, для этого нам надо найти серебряные башмачки. В послании я вижу
схему.
Игра-квэст (по схеме дети находят серебряные башмачки).
- Н их только одна пара, а нам надо вместе попасть в волшебную страну. Как это
сделать? (Высказывают свое мнение: взяться всем за руки. Звучит музыка, дети
щелкают каблучками, передвигаясь, попадают в волшебную страну).
На полу разложены бутафорские зеленые цветы, к потолку подвешены зеленые
звезды, птицы, облака.
- Ребята, а как зовут жителей этой страны? (Дровосек, Страшила, Лев).
- Они хотят нам подсказать название города. Для этого нам нужно расставить
цифры по порядку.
Дети выполняют задание. Получается слово «Изумрудный»
Воспитатель обращает внимание на стрелку, ведущую к столу, на котором
расположена звезда. На каждом лучике стоит в вазочках плавающая свеча и лежит
письмо с текстом: «Для того, чтобы победить злую Гингему, вам необходимо зажечь
все свечи. Но они зажигаются лишь тогда, когда вы выполните все задания. Успехов
Вам!»
Выполнение заданий.
Под каждым лучиком лежит конверт с заданием. Конверты все разного цвета и
обозначены цифрой.
- Дети, нам надо решить, в каком порядке мы будем решать задания: по цвету или
по порядку номеров (решение принимается большинством).
Конверт №1
- У меня в руках «волшебный» сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем
находится? (По очереди достаются предметы, символизирующие знакомые права
человека).
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? О каком праве он нам напоминает? (Право на имя).
Ребенок: По-разному зовутся дети,
Нас очень много на планете:
Есть Вани, Гансы, Пьеры, Джоны
Детей повсюду миллионы.
- Как вы должны обращаться друг к другу?
- Как вы собираетесь прославить свое имя?
Сердечко
- Какое право может обозначать сердце? (Право на любовь, внимание, заботу).
- Кто дает нам все это?
Дом
- О каком праве напоминает дом? (О праве на жилье, собственное имущество).
- Как вы думаете, можно брать чужие вещи?
Конверт
- О чем напоминает этот конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и
каждый имеет право на собственное мнение).
Игра «Для чего этот предмет?»
Из рук в руки передается шляпа. Каждый предполагает вариант возможного
применения этого предмета (гнездо, домик для котенка, котелок для рыбалки…)
Букварь
- Узнаете эту книгу? О каком праве она напоминает? (О праве на учебу, на
образование).
- Почему это необходимо?
Игрушечная утка и утенок.
- О каком праве говорят эти игрушки? (О праве ребенка иметь семью).
Игрушечная машинка «Скорая помощь»
- Что означает этот предмет?
(Что дети имеют право на медицинское
обслуживание).
Игровое упражнение «Как вызвать скорую помощь?»
Ребенок, оставшийся дома с больным, набирает № 103, сообщает, что произошло
с больным, четко называет свой домашний адрес.
Минутка здоровья «Все будет хорошо».
В небе солнышко взошло - поднимают руки вверх – вдох
И всем улыбнулось - опускают руки – выдох
Нам вдруг стало хорошо - поднимают руки вверх – вдох
И больше не взгрустнулось - опускают руки – выдох.
- Конечно, все будет хорошо. Ведь мы знаем о наших правах и не позволим их
нарушать.
Задание выполнено – зажигаем свечку.
Конверт № 2
Задание: За 2 минуты (при помощи песочных часов) разложить права-символы.
Подсказки Страшилы:
Справа – права, которыми вы пользуетесь.
Слева - права, которые вас защищают (защита от жестокости, защита от
рабства, защита от непосильного труда, защита от разлуки с семьей).
Задание выполнено – зажигаем свечку.
Конверт № 3
Мини-викторина по правам защиты от всех форм жестокости.
- Давайте перенесемся в сказки, где было нарушено право защиты от жестокости у
героев сказок.
- Вспомните название сказки, в которой злая мачеха и сестры не пускали на бал
падчерицу («Золушка»). Какое право при этом нарушалось? (Право на отдых).
- Какое преступление совершил и гуси-лебеди в сказке, украв братца? (Похищение
детей).
- Какие права были нарушены Ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»? (Право на жизнь).
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (На личную
неприкосновенность).
- Какие права нарушены в сказках? (Показываю слайд фото с иллюстрацией из
сказки, – дети называют сказку и какое право нарушено):
«Красная шапочка» – право на жизнь;
«Сказка о рыбаке и рыбке» – на свободу;
«Морозко» – на свободу, жизнь;
«Крошечка-Хаврошечка» – на свободу;
«Заюшкина избушка» – на неприкосновенность жилья;
«Буратино» – на свободу;
«Волк и семеро козлят» – на жизнь.
- Я знаю, ребята, что вас тоже иногда наказывают. Поэтому, хочу дать вам
несколько советов, которые вам помогут при ссоре с родителями.
1. Если мама или папа на вас громко кричат, то вы им скажите, что вам очень
страшно, когда они повышают голос.
2. Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне делать, чтобы ты не
сердилась на меня?» Это поможет смягчить гнев взрослого.
3. Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый сам успокоится, и вы
сможете с ним спокойно поговорить.
4. А главное, помните, что родители очень любят вас, а вы соблюдайте свои
обязанности.
Задание выполнено – зажигаем свечку.
Конверт № 4
- Я хочу предложить вам для обсуждения ситуацию. Ваша задача: продолжить
рассказ, чтобы никого не обидеть, поступить по-товарищески.
Ситуация:
«В день своего рождения Катя пришла в детский сад очень красивая. Дети
радовались за нее. А мальчик Андрей дернул Катю за ленточку в косичке. Бант
развязался, косичка расплелась. Девочка заплакал, а Андрюша засмеялся и убежал…»
- Что было дальше? (Дети высказывают свои варианты, свое мнение).
Социо-игра «Согрей птичку»
- Я предлагаю вам выполнить это упражнение, которое поможет выразить свое
отношение и подарить кому-нибудь теплоту и нежность.
Дети под спокойную музыку складывают ладони, представляя, то держат в руках
птицу. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают к груди. Затем выпускают
птичку на волю.
Ребенок: В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать и, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
Задание выполнено – зажигаем свечку.
Конверт № 5
- Осталась одна свеча и последний конверт.
Задание: Собрать знак-символ «Все люди имеют права независимо»
Дети делятся на две микрогруппы, из разных частей собирают целое.
- Что обозначает этот знак?
Все на Земле имеют одинаковые права. Независимо от того:
ребенок это или… взрослый;
мальчик или… девочка;
мужчина или… женщина;
бедный или… богатый;
живут на севере или… на юге;
с черной кожей или… белой;
говорит на родном языке или…иностранном.
Диалог воспитателя с ребенком на английском языке.
- Да, человек имеет право на жизнь, какой бы национальности он ни был. Все
имеют право жить свободно. И мы доказали Гингеме, что знаем Конвенцию о правах
ребенка, и никто не может нарушать их.
- Зажигаем последнюю свечу.
- Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Встанем в круг, возьмемся за руки,
щелкнем каблучками и… мы дома.
Ребенок: Мы на свет родились
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы вместе дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».