Автор: Соина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР - д/с "Сказка"
Населённый пункт: город Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: "Театрализованные игры в ДОУ"
Тема: «Формирование личностного отношения к окружающему миру через театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование личностного отношения к окружающему миру
через театрализованную деятельность детей старшего дошкольного
возраста»
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид
детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связано с
игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку
хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет
любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим
интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и
оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,
общительными; тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
«Особый волшебный мир»
В детском саду театрализованная деятельность связана в основном с
праздниками, входит в сценарий утренников, вечеров развлечений и не
является самостоятельным детским творчеством. К старшему дошкольному
возрасту требования к знаниям детей о театре значительно усложняется.
Воспитатель должен рассказать детям о том, что театр – «особый волшебный
мир». Главные волшебники в театре артисты. Они с помощью особых
средств могут рассказать нам о разных событиях, о переживаниях людей.
Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика,
жест.
Содержание знаний по театрализованной деятельности включает в
себя:
1.
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
2.
Игры-драматизации;
3.
Подготовку
и
разыгрывание
разнообразных
сказок
и
инсценировок.
Театральная деятельность в детском саду
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную
направленность,
которая
заключена
в
каждой
сказке,
литературном
произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это
дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои
становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя
с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет
через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей.
Самостоятельное разыгрывание ролей детьми позволяет формировать
опыт
нравственного
поведения,
умение
поступать
в
соответствии
с
нравственными
нормами
такого
влияния
на
дошкольников
как
положительных, так и отрицательных образов.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы
детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирование
элементарных
представлений,
до
физического
совершенствования.
Разнообразие
тематики,
средств
изображения,
эмоциональность
театрализованных
игр
дают
возможность
использовать
их
в
целях
всестороннего воспитания личности.
Сказки важное - воспитательное средство
Сказки для детей старшего возраста формируют представление о
необходимости
учения.
Обеспечивая
психологическую
подготовку
к
принятию ребенком позиции ученика. Эту задачу, например, решает сказка
«Буратино».
В сказках «плутовских историях» утверждается ценность интеллекта,
его практическая адекватность. Примерами могут служить русская народная
сказка «Вершки и корешки», ребенок учится понимать, что за глупость
приходится расплачиваться: глупого обязательно обманывают и никому не
жалко, потому что он сам виноват в том, что с ним произошло.
Особую группу составляют поэтические исторические произведения,
с которыми можно знакомить старших дошкольников, в первую очередь это
былины. Они создают образ богатыря – носителя идеала мужества и
смелости.
Сказка – ложь, да в ней намек….
Во многих народных и авторских сказках подчеркивается, что
трудолюбие – одна из главных добродетелей человека. Можно видеть
противопоставление трудолюбивого положительного героя и ленивого,
нерадивого, отрицательного, например, в сказках: «Морозко», «Мороз
Иванович», «Золушка».
В старшем возрасте особое значение приобретает общение со
сверстниками. Они становятся значимыми партнерами по играм и общению.
Начинает формироваться такое новое качество, как умение дружить.
Ценность
дружбы,
взаимной
поддержки
подчеркивается
в
сказке
«Волшебник Изумрудного города».
Методика постановки детского спектакля
Театрализованные игры рассчитаны на активное участие ребенка,
который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога,
соучастником педагогического процесса.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное
занятие.
Совместная
творческая
деятельность
вовлекает
в
процесс
постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть
застенчивость и зажатость.
Основные правила при подготовке спектакля:
Не перегружать детей;
Не навязывать своего мнения;
Не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в
разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем:
1.
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждения ее с детьми;
2.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
3.
Работа
над
отдельными
эпизодами
в
форме
этюдов
с
импровизацией;
4.
Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев. Создание совместного с детьми эскизов декораций и
костюмов;
5.
Переход к тексту пьесы: работа с эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
6.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в
сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен;
7.
Репетиция отдельных картин в разных составах;
8.
Репетиция
всей
пьесы
целиком
с
элементами
костюмов,
реквизита и декораций;
9.
Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми;
10.
Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков
детей по спектаклю стенда или альбома с фотографиями.
Театр «тантамарески»
Тантамареска – это кукла с лицом актера. Они используются в
комичных и юмористических спектаклях. Театр тантамаресок способствует
развитию у дошкольников воображение, коммуникативных и творческих
способностей. Дети учатся импровизировать, устраивать диалог.
Вывод:
Формируя
личностные
отношения
к
окружающему
миру
через
театрализованную деятельность у детей:
Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
Развиваются
психические
процессы:
внимание,
память,
восприятие, воображение;
Происходит
развитие
различных
анализаторов:
слухового,
зрительного, речедвигательного;
Активизируется и совершенствуется словарный запас;
Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность
движений;
Развивается эмоционально – волевая сфера;
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности,
самостоятельности;
Формируется опыт поведения.