Напоминание

«Формирование личностного отношения к окружающему миру через театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Соина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР - д/с "Сказка"
Населённый пункт: город Ленск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: "Театрализованные игры в ДОУ"
Тема: «Формирование личностного отношения к окружающему миру через театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование личностного отношения к окружающему миру

через театрализованную деятельность детей старшего дошкольного

возраста»

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид

детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связано с

игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку

хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет

любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим

интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и

оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными,

общительными; тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

«Особый волшебный мир»

В детском саду театрализованная деятельность связана в основном с

праздниками, входит в сценарий утренников, вечеров развлечений и не

является самостоятельным детским творчеством. К старшему дошкольному

возрасту требования к знаниям детей о театре значительно усложняется.

Воспитатель должен рассказать детям о том, что театр – «особый волшебный

мир». Главные волшебники в театре артисты. Они с помощью особых

средств могут рассказать нам о разных событиях, о переживаниях людей.

Основные средства художественной выразительности: интонация, мимика,

жест.

Содержание знаний по театрализованной деятельности включает в

себя:

1.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

2.

Игры-драматизации;

3.

Подготовку

и

разыгрывание

разнообразных

сказок

и

инсценировок.

Театральная деятельность в детском саду

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную

направленность,

которая

заключена

в

каждой

сказке,

литературном

произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это

дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои

становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя

с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет

через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей.

Самостоятельное разыгрывание ролей детьми позволяет формировать

опыт

нравственного

поведения,

умение

поступать

в

соответствии

с

нравственными

нормами

такого

влияния

на

дошкольников

как

положительных, так и отрицательных образов.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы

детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирование

элементарных

представлений,

до

физического

совершенствования.

Разнообразие

тематики,

средств

изображения,

эмоциональность

театрализованных

игр

дают

возможность

использовать

их

в

целях

всестороннего воспитания личности.

Сказки важное - воспитательное средство

Сказки для детей старшего возраста формируют представление о

необходимости

учения.

Обеспечивая

психологическую

подготовку

к

принятию ребенком позиции ученика. Эту задачу, например, решает сказка

«Буратино».

В сказках «плутовских историях» утверждается ценность интеллекта,

его практическая адекватность. Примерами могут служить русская народная

сказка «Вершки и корешки», ребенок учится понимать, что за глупость

приходится расплачиваться: глупого обязательно обманывают и никому не

жалко, потому что он сам виноват в том, что с ним произошло.

Особую группу составляют поэтические исторические произведения,

с которыми можно знакомить старших дошкольников, в первую очередь это

былины. Они создают образ богатыря – носителя идеала мужества и

смелости.

Сказка – ложь, да в ней намек….

Во многих народных и авторских сказках подчеркивается, что

трудолюбие – одна из главных добродетелей человека. Можно видеть

противопоставление трудолюбивого положительного героя и ленивого,

нерадивого, отрицательного, например, в сказках: «Морозко», «Мороз

Иванович», «Золушка».

В старшем возрасте особое значение приобретает общение со

сверстниками. Они становятся значимыми партнерами по играм и общению.

Начинает формироваться такое новое качество, как умение дружить.

Ценность

дружбы,

взаимной

поддержки

подчеркивается

в

сказке

«Волшебник Изумрудного города».

Методика постановки детского спектакля

Театрализованные игры рассчитаны на активное участие ребенка,

который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога,

соучастником педагогического процесса.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное

занятие.

Совместная

творческая

деятельность

вовлекает

в

процесс

постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть

застенчивость и зажатость.

Основные правила при подготовке спектакля:

Не перегружать детей;

Не навязывать своего мнения;

Не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в

разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

1.

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждения ее с детьми;

2.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

3.

Работа

над

отдельными

эпизодами

в

форме

этюдов

с

импровизацией;

4.

Поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов,

постановка танцев. Создание совместного с детьми эскизов декораций и

костюмов;

5.

Переход к тексту пьесы: работа с эпизодами. Уточнение

предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

6.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в

сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен;

7.

Репетиция отдельных картин в разных составах;

8.

Репетиция

всей

пьесы

целиком

с

элементами

костюмов,

реквизита и декораций;

9.

Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми;

10.

Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков

детей по спектаклю стенда или альбома с фотографиями.

Театр «тантамарески»

Тантамареска – это кукла с лицом актера. Они используются в

комичных и юмористических спектаклях. Театр тантамаресок способствует

развитию у дошкольников воображение, коммуникативных и творческих

способностей. Дети учатся импровизировать, устраивать диалог.

Вывод:

Формируя

личностные

отношения

к

окружающему

миру

через

театрализованную деятельность у детей:

Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

Развиваются

психические

процессы:

внимание,

память,

восприятие, воображение;

Происходит

развитие

различных

анализаторов:

слухового,

зрительного, речедвигательного;

Активизируется и совершенствуется словарный запас;

Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность

движений;

Развивается эмоционально – волевая сфера;

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности,

самостоятельности;

Формируется опыт поведения.



В раздел образования