Напоминание

"История о буквах, сбежавших из словаря"


Авторы: Сметанина Наталья Александровна, Карельская Елена Евгеньевна
Должность: учитель - логопед, педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ СШ № 3
Населённый пункт: г. Няндома, Архангельской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "История о буквах, сбежавших из словаря"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект

открытого урока

«История о буквах,

сбежавших

из словаря»

провели учитель – логопед

Сметанина Н. А.,

педагог – психолог

Карельская Е.Е.

г. Няндома

Цель:

Формировать общеучебные интеллектуальные умения:

планирование

своей

деятельности,

осуществление

контроля,

самоконтроля,

восприятие

и

логическая

переработка информации.

Задачи:

Развивать

личностный

компонент

познавательной

деятельности.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику рук.

Совершенствовать связную речь.

Формировать зрительную память.

Оборудование:

Буквы.

Толковый словарь.

Книги.

Психолог: тихо сядут те дети, имена которых начинаются со звуков: Р, Г, Д, Ж, Н.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну

сказок. Страна сказок – это удивительная волшебная страна. Кто побывал в ней, тот

становится самым добрым и чутким, умным и внимательным. Итак, мы начинаем…

История о Толковом словаре.

На столе лежал большой Толковый словарь. Он был важным и старым, умным и

ворчливым. Его пожелтевшие страницы хранили много интересной и важной информации,

но его все реже листали в поисках ответов на вопросы. В доме появился компьютер – вещь

универсальная и супермодная. Все-то он мог: и ошибки исправлял, и красные строки

выделял, и фразы красиво формулировал…

Долго терпел словарь невнимание к себе, но в один прекрасный день рассердился,

зашелестел страницами, заворчал… В этот момент и выпрыгнули из него несколько букв –

А, Б, Д, Ж, Р, У. Разбежались они по полкам, спрятались в других книжках.

Хотите узнать, что с ними произошло?

Через что им пришлось пройти?

Какие задания они выполняли, мы узнаем позже.

А сейчас я хочу, чтобы вы представили, как выглядят эти буквы. Пожалуйста, всей

командой выложите из собственных тел все эти буквы (А, Б, Д, Ж, Р, У) Молодцы!

Ребята,

чтобы

помочь

буквам,

вам

необходимо

быть

очень

внимательными,

сообразительными, хорошо запоминать, а главное – правильно и красиво говорить. А кто

вас

учит

правильно

произносить

звуки

и

красиво

говорить?

(

Логопед

Наталья

Александровна).

Я думаю, нам нужно пригласить Наталью Александровну на урок, потому что она

сумеет помочь нам выполнить задания и вернуть буквы в Толковый словарь.

Л. Спасибо, ребята, я с удовольствием приму участие в вашем уроке и постараюсь

вам помочь.

П.

Ребята,

я

хочу

вам

напомнить,

что

мы

должны

помочь

вернуться

буквам

в

Толковый словарь. Нам понадобятся силы. Давайте сделаем разминку.

Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – руки вверх и потянуться.

Три – согнуться, разогнуться.

Четыре – снова все начать,

Всем приготовиться опять.

Пять – по глубже всем вздохнуть

И немного отдохнуть.

Шесть – на пояс руки ставим.

Семь – повороты туловища начинаем.

Восемь – восемь раз мы приседаем.

Девять – потягиваемся и отдыхаем.

Десять – время пришло закончить

И урок наш продолжить

Л. Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним, чем звук

отличается от буквы (звуки слышим, а буквы пишем).

Л.

Сейчас

я

буду

читать

стихи,

в

которых

заблудились

звуки,

а

вы

должны

внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, нужно найти слово, в

котором заблудился звук, и заменить его нужным.

Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.

На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

Сели в ложку (лодку) и – айда! По реке туда-сюда.

Л., С какого звука начинаются слова дочки и дуб? (Со звука «Д»). Значит, какой звук

мы с вами вернули?

Как называется сестричка звука »Д»? (буква Д).

Молодцы, вы правильно выполнили задания, потому что знаете, что каждый звук в

слове имеет своё место. (Забирает букву Д).

П. Открываем следующую книгу.

Л. Ребята, эта книга называется «Ералаш».

Дикобраз сидел на ветке

Соловей томился в клетке

Портной жарить стал блины

Повар сшил себе штаны

Мальчик булькал на костре

Чайник прыгал во дворе.

Какую букву мы вернём в Толковый словарь? ( Букву Р).

П.: перед следующим заданием нам нужно потренировать пальчики:

Раз, два, три, четыре, пять

вышли пальцы погулять.

ХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ.

Идёт

поочерёдный

массаж

пальцев

от

о с н о в а н и я

к

н о г т ю

п о

внешней стороне:

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой;

Правого большого пальца;

левого большого пальца;

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его

правого указательного пальца;

левого указательного пальца;

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине;

правого среднего пальца;

левого среднего пальца;

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

правого безымянного пальца;

левого безымянного пальца;

А мизинчик хоть и мал,

правого мизинца;

Очень ловок и удал!

левого мизинца.

Интенсивно растираем кисти рук, а затем

встряхиваем их.

Л.

Ой,

ребята,

случилась

беда!

Посмотрите,

буква

какая-то

рассыпалась,

когда

убегала из словаря. Давайте, скорее, соберём её. Какие буквы рассыпались? А среди них

есть гласные? (Дети собирают букву У). Давайте, возьмём её с собой в Толковый словарь.

П. Ребята, у нас совсем мало времени осталось. Нам нужно скорее найти остальные

буквы. Ребята, что это за беспорядок (Разбросаны картинки с предметами и числовые

линейки).

Л. Я знаю, что это! Вам нужно взять любую картинку. Назвать её. Определить, какой

один и тот же звук во всех этих словах. (Ученики делают). Теперь определите его место в

слове, показав нужную цифру на числовой линейке. (Картинки со звуком « ж» – жаба,

кружка, нож). Сколько в слове звуков? Покажите.

П. Ребята, что это за книжка с непонятными примерами?

Прежде чем приступим к следующему заданию, дадим нашим глазкам отдохнуть.

Угадайте, какие буквы я вместе с волшебной точкой нарисую в воздухе.

М, Р

Глаза отдохнули, пойдем дальше.

Л. Сейчас мы займёмся грамматической арифметикой.

Ба + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)

Ба + пресноводное животное с клешнями = временное жилище (барак)

Ба + приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук (басок).

С какого слога начинаются все слова? Найдите букву, обозначающую этот звук («Б»).

Забираем с собой.

Л.

Кто

объяснит,

что

значит

это

выражение?

(узнать

что-то

неожиданное,

удивительное, невероятное). Азбука – к мудрости ступенька. Что это значит? Азбука, с

какой буквы начинаем учить азбуку? (с буквы А)

П.

Ребята,

попробуйте

назвать

буквы

в

определённом

порядке

(Дружба).

Вы

произнесли чудесное волшебное слово. Слово, которое помогает людям творить чудеса,

быть счастливыми. Дружба – вот что вас всех должно связывать. Вы правильно выполнили

все задания. Сейчас в стране сказок произойдёт чудо! (достать Толковый словарь).

Ребята, видите, как всё хорошо закончилось. Все буквы вернулись в словарь. И вы

всегда сможете обратиться к нему и найти любое непонятное для вас слово.

Рефлексия:

Наш

урок

подошёл

к

концу.

Что

вам

понравилось?

Какое

слово

получилось из сбежавших букв?



В раздел образования