Автор: Смирнова Наталья Алексеевна
Должность: магистрант естественно- географического факультета
Учебное заведение: УлГПУ им. И.Н. Ульянова
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование цифровых лабораторий как один из способов мотивации на уроках химии"
Раздел: высшее образование
Использование цифровых лабораторий как один из способов мотивации на уроках
химии
Смирнова Н.А, магистрант 2-го года обучения естественно- географического
факультета
Научный руководитель – Кафиятуллина А.Г.,
доцент, кандидат химических наук.
Ключевые слова: Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный
комплекс, датчиковая система; контекстные задачи.
Работа посвящена изучению использования цифровых лабораторий на уроках химии. В
ходе выполнения работы были рассмотрены цифровые лаборатории Releon Lite и ЛЦИ-
16(32).
Введение.
Современный урок невозможен без использования информационных
технологий. Их применение в обучении – одна из наиболее важных
и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.
При изучении химии информационные технологии становятся эффективным
вспомогательным средством, которое помогает повышать качество знаний обучающихся и
качество самих уроков.
Преимущества цифровой лаборатории:
● наглядное представление результатов эксперимента в виде графиков, диаграмм и
таблиц;
● компьютерная обработка результатов эксперимента, данных измерений;
● сопоставление данных, полученных в ходе различных экспериментов; возможность
многократного повторения эксперимента;
● наблюдение за динамикой исследуемого явления; доступность изучения быстро
протекающих процессов;
● сокращение времени эксперимента; быстрота получения результата;
● возрастание познавательного интереса учащихся.
Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный комплекс,
датчиковая система — комплект учебного оборудования, включающий измерительный
блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и
набор датчиков, регистрирующих значения различных физических величин. Набор
датчиков в цифровых измерительных лабораториях Releon Lite и ЛЦИ-16(32) однотипен и
включает в себя: датчик температуры, предназначен для измерения температуры в водных
растворах и в газовых средах; датчик рН -
используется для измерения водородного показателя водных растворов в различных
исследованиях объектов окружающей среды; датчик электропроводности предназначен
для измерения удельной электропроводности жидкостей, в том числе и водных растворов
веществ, применяется при изучении теории электролитической диссоциации,
характеристик водных растворов; Датчик оптической плотности (колориметр), который
можно использовать при изучении тем «Растворы», «Скорость химических реакций»,
определении концентрации окрашенных ионов или соединений. Цифровая лаборатория
Releon Lite содержит датчики определения хлорид, нитрат-ионов. Методика проведения
измерений аналогична: подключить зонд к датчику, с помощью usb-кабеля подключаем
датчик к компьютеру (ноутбуку, запускаем программное обеспечение, выбираем датчик и
нажимаем запуск или старт.
Использование цифровых лабораторий возможно не только при выполнении
практических работ, но и при демонстрационных показах химических опытов на уроке.
Однозначно, применение современного оборудования мотивирует учащихся на изучение
предмета! Теоретическая часть предмета «химия» довольно сложна для начального
познания предмета, а использование цифровых лабораторий при проведении химического
опыта позволяют учащимся доступно воспринимать теорию с практикой. Использовать
оборудованием можно и нужно с первых уроков химии! При изучении строении пламени
можно воспользоваться датчиком температуры
для определить температуру в разных его
зонах при использовании различных источников тепла. Целесообразно использовать
данный датчик при выполнении следующих химических опытов: «Выделение и
поглощение тепла – признак химической реакции»; «Изучение зависимости
растворимости вещества от температуры»; «Тепловой эффект реакции гидроксида натрия
с углекислым газом»; «Изучение влияния различных факторов на скорость реакции». Не
менее популярно применение датчика определителя рН: «Определение рН растворов
кислот и щелочей»; «Реакция нейтрализации»; «Реакции ионного обмена. Взаимодействие
гидроксида бария с серной кислотой»; «Окислительно-восстановительные реакции.
Изучение реакции взаимодействия сульфита натрия с пероксидом водорода», и, конечно
же -
«Изучение влияния различных факторов на скорость реакции». Использование
датчика электропроводности востребовано на демонстрационных опытах: «Электролиты и
неэлектролиты»; «Сильные и слабые электролиты»;» Зависимость электропроводности
растворов сильных электролитов от концентрации ионов». Применение цифровых
лабораторий при выполнении практических работ «Определение кислотности почвы»,
«Определение хлорид -ионов в питьевой воде», «Определение нитрат -ионов в
питательных растворах» позволяют учащимся наглядно представлять реальную
наглядность происходящих действий.
От наглядности необходимо перейти к теоретической базе предмета, а это подразумевает
решение задач с применением: знаний о химических свойствах веществ, необходимых
формул. Один из вариантов является решение контекстных задач по химии, поскольку в
них демонстрируется роль химических знаний в жизнедеятельности человека и общества.
В таких заданиях усилены художественный, смысловой, личностно значимый,
эмоциональный, практический компоненты. Контекстные задачи оценивают способность
к применению знаний. Одна из целей – мотивировать и поддержать учащегося в
познавательной деятельности. А использование цифровых лабораторий при решении
таких заданий усиливают вероятность и мотивации, и поддержке познавательной
деятельности!
Приведем два примера использования контекстных задач на уроках химии:
«Неизвестная соль» (8 класс).
Французский химик К.Л. Бертолле, изучая действие хлора на гидроксид калия в водном
растворе, получил соль, названную в последствии его именем. Как показал химический
анализ, в составе этой соли оказался калий, хлор и кислород.
Вопросы и задания:
1.
Как называется эта соль? Дайте ей историческое и систематическое название.
2.
Где применяется эта соль?
3.
Установите формулу соли, полученной Бертолле, если массовая доля калия –
31,8%, хлора – 29,0%.
4.
Запишите формулы хлора и гидроксида калия.
5.
Составьте уравнение реакции получения этой соли, если известно, что кроме
указанной соли образуется хлорид калия КCl и вода Н
2
О. [1].
Решение данной задачи основывается на теоретических знаниях, которые ребенок
извлекает из учебника, и, если, информации недостаточно – использует дополнительные
источники. Необходимо закрепить навыки составления химических реакций –
использование химического языка, знание закона сохранения массы веществ актуальны.
При ответе на второй вопрос – применение – ученик получает информацию по
использовании данной соли в повседневной жизни (изготовление взрывчатых веществ,
спичек), математические расчеты при ответе на 3 вопрос – метапредметная составляющая
контекстной задачи. Использование датчиков цифровой лаборатории позволят
определить рН, электропроводность данной соли.
«Кислотные дожди» (9 класс)
Кислую реакцию дождевой воды впервые обнаружили в Англии в 1852 году, но
настоящей проблемой кислотные дожди стали в XX веке. Они губят
сельскохозяйственные растения, леса и водоемы. А причиной всему – растворение
сернистого газа и других промышленных выбросов в дождевых каплях с последующим
окислением.
Для предотвращения пагубного действия растворов кислот на все живое можно провести
реакцию нейтрализации.
Задания:
1.
Составьте уравнение реакции сернистого газа с водой.
2.
Составьте две возможные химические реакции сернистой кислоты с гидроксидом
натрия. [1].
Решение данной контекстной задачи - целое исследование! При наличии образцов
дождевой воды необходимо исследовать рН. Измеряем рН и сернистой кислоты, которую
будем использовать для химических опытов! Бесспорно, конечные растворы так же
определим на кислотность! При недостатке щелочи кислая среда так и останется!
Результаты при измерении кислотности растворов с помощью датчиков рН цифровых
лабораторий получаем очень быстро и точно!
Выводы.
Бесспорно, применение цифровых лабораторий способствуют повышению мотивацию
учащихся на уроках химии. Химия – это эксперимент, а если есть современное цифровое
оборудование, которое позволяет провести эксперимент быстро, точно – то актуальность
их использовании очевидна. Только осуществляя химический эксперимент можно
проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. Ведь в процессе
экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности,
являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь,
составляют основу научного мировоззрения. Искать ответы на вопросы контекстных
задач позволяют учащимся не только достигать предметных результатов обучения, но и
способствуют актуализировать мотив «интересно». Цифровые лаборатории позволяют
удовлетворять любопытство учащихся.
Литература:
1.
Ахметов, М.А. 100 контекстных задач по химии [Текст] : учебно-методическое
пособие. В 2 ч. Ч.1 / М.А. Ахметов. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 68. – (Серия
«Реализация ФГОС ООО»).
2.
Ахметов, М.А. 100 контекстных задач по химии [Текст] : учебно-методическое
пособие. В 2 ч. Ч.2 / М.А. Ахметов. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 48. – (Серия
«Реализация ФГОС ООО»).
3.
Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей по химии с
использованием оборудования «Точки роста»: методическое пособие - Москва,
2021