Авторы: Буланцева Галина Викторовна, Сорокина Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель,
Учебное заведение: МБДОУ "Потуданский детский сад "Капелька" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: с. Потудань, Белгородская обл.
Наименование материала: "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Буланцева Галина Викторовна,
Сорокина Надежда Ивановна
Воспитатель МБДОУ «Потуданский детский сад «Капелька»
Старооскольский городской округ, с. Потудань
Организация познавательно-исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации
ФГОС ДО
Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью,
проникновением на более сложные уровни познания природы, изменением
социального устройства и возникновением качественно новых видов
деятельности в ранее неизвестных областях. Большое значение приобретает
стремление и способность личности активно исследовать меняющийся мир, а
также создавать, изобретать оригинальные стратегии поведения и
деятельности.
Дошкольный возраст в данном контексте является первой ступенью
формирования целостной, многогранной личности, когда закладываются
предпосылки качеств характера, зарождаются воззрения на окружающий
мир, развиваются базовые способности овладения тем или иным видом
деятельности.
В настоящее время в структуре, содержании образования происходят
качественные изменения, реализуются новые образовательные стандарты,
ориентированные на формирование компетентности, включающие в себя
интеллектуальную и практическую составляющую. Это ставит перед
педагогами задачу изменить способ подачи информации, сохраняя при этом
мотивацию к учению. Одним из таких способов является процесс познания
через включение детей в деятельность, что делает образование не только
увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с
требованиями общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты подчёркивают,
что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а
лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности.
Учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного
образования, настаивают на предоставлении детям возможности
приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную
активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
рассматривается как мощная инновационная образовательная технология.
Она служит средством комплексного решения задач воспитания,
образования, развития в современном социуме; средством восполнения и
развития интеллектуального потенциала общества, трансляции норм и
ценностей в психолого-педагогический процесс.
ФГОС дошкольного образования отражает согласованные социально-
культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня
дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей
дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей
воспитанников и широкой общественности.
В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская
деятельность осуществляется ребенком во всей полноте и задействует все
психические процессы – восприятие, мышление, речь, внимание, память.
Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного
окружения к отвлеченным предметам и явлениям.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в группах
старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС выполняет
следующие основные функции:
- развитие интересов детей старшего дошкольного возраста,
любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
Разработанные методические рекомендации для воспитателей ДОО по
помогут в создании психолого-педагогических условий для организации
познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации
ФГОС ДО:
1.
Разработать систему познавательных задач, которые будут постепенно
ставиться перед детьми.
2.
В непосредственно-образовательной или в совместной деятельности
взрослого и ребенка создавать проблемную ситуацию.
3.
При постановке познавательной задачи необходимо учитывать жизненную
значимость детей, их опыт, интерес к ней, возрастные и индивидуальные
особенности.
4.
Познавательная задача должна содержать вопрос. Необходимо включать
данные известные детям, которые можно использовать в решении.
5.
Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования,
преобразования известных знаний и способов действий. Незнание должно
быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью
опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического
рассуждения.
6.
Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных
усилий, то проблемной ситуации не возникает.
7.
Познавательные задачи предъявлять детям в определенной
последовательности: вначале – простые, содержащие однозвеньевые связи,
затем – более сложные, содержащие цепочки связей.
8.
Дети должны принять познавательную задачу и под руководством
воспитателя проанализировать её, выявив известное и неизвестное.
9.
Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратив внимание
на их противоречивость.
10.Если дети не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
11.Возникший в ходе анализа ситуаций и выдвижение предположений интерес к
решению задачи следует использовать для отбора способов проверки
предположений.
12.Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и
воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения,
длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация
моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются
для установки свойства, признака объекта. Сравнительные наблюдения – для
сопоставления 2-3 объектов для установления их своеобразия. Для
установления причин явлений, связей и отношений между объектами и
явлениями – опыты. При наличии у детей богатых и точных представлений о
тех явлениях, которые нужно отыскать, можно использовать эвристические
беседы.
13.Формулировка выводов – заключительный этап познавательно-
исследовательской деятельности. Необходимо побуждать детей к
самостоятельному формулированию выводов в случае неправильных
выводов детей.
14.Если дети затрудняются, необходимо организовать дополнительные опыты
или наблюдения, что бы каждый пришел к правильным выводам.
15.Осуществляя общее руководство познавательно-исследовательской
деятельностью детей, необходимо создать условия для решения каждой
задачи, возникающей по их инициативе.
В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности у
детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные
задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений,
установление аналогий, понимание более общих закономерностей. В
процессе обучения познавательно-исследовательская деятельность детей
совершенствуется. Динамика ее проявляется от принятия познавательных
задач от воспитателя и решения их с помощью воспитателя к
самостоятельной постановке и решению.
Список использованных источников:
1.
Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской
деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная
педагогика. – 2012. – № 1 – С. 13-18.
2.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников. – М., 2014, С. 45-58.
3.
Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты
и эксперименты для дошкольников, Издательство: Сфера, 2012.
4.
Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 3, 4, 5.
5.
Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Программа целостного
комплексного интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как
индивидуальности. Пермь, «Книжный мир», 2015.
6.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. — М. : Мозаика / Синтез, 2014. – 368с.
7.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. :
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
8.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования
и науки Российской Федерации.