Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО


Авторы: Буланцева Галина Викторовна, Сорокина Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель,
Учебное заведение: МБДОУ "Потуданский детский сад "Капелька" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: с. Потудань, Белгородская обл.
Наименование материала: "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Буланцева Галина Викторовна,

Сорокина Надежда Ивановна

Воспитатель МБДОУ «Потуданский детский сад «Капелька»

Старооскольский городской округ, с. Потудань

Организация познавательно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации

ФГОС ДО

Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью,

проникновением на более сложные уровни познания природы, изменением

социального устройства и возникновением качественно новых видов

деятельности в ранее неизвестных областях. Большое значение приобретает

стремление и способность личности активно исследовать меняющийся мир, а

также создавать, изобретать оригинальные стратегии поведения и

деятельности.

Дошкольный возраст в данном контексте является первой ступенью

формирования целостной, многогранной личности, когда закладываются

предпосылки качеств характера, зарождаются воззрения на окружающий

мир, развиваются базовые способности овладения тем или иным видом

деятельности.

В настоящее время в структуре, содержании образования происходят

качественные изменения, реализуются новые образовательные стандарты,

ориентированные на формирование компетентности, включающие в себя

интеллектуальную и практическую составляющую. Это ставит перед

педагогами задачу изменить способ подачи информации, сохраняя при этом

мотивацию к учению. Одним из таких способов является процесс познания

через включение детей в деятельность, что делает образование не только

увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с

требованиями общества.

Федеральные государственные образовательные стандарты подчёркивают,

что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а

лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности.

Учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного

образования, настаивают на предоставлении детям возможности

приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную

активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

рассматривается как мощная инновационная образовательная технология.

Она служит средством комплексного решения задач воспитания,

образования, развития в современном социуме; средством восполнения и

развития интеллектуального потенциала общества, трансляции норм и

ценностей в психолого-педагогический процесс.

ФГОС дошкольного образования отражает согласованные социально-

культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня

дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей

дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей

воспитанников и широкой общественности.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская

деятельность осуществляется ребенком во всей полноте и задействует все

психические процессы – восприятие, мышление, речь, внимание, память.

Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного

окружения к отвлеченным предметам и явлениям.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в группах

старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС выполняет

следующие основные функции:

- развитие интересов детей старшего дошкольного возраста,

любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и

следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и

праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее

природы, многообразии стран и народов мира.

Разработанные методические рекомендации для воспитателей ДОО по

помогут в создании психолого-педагогических условий для организации

познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации

ФГОС ДО:

1.

Разработать систему познавательных задач, которые будут постепенно

ставиться перед детьми.

2.

В непосредственно-образовательной или в совместной деятельности

взрослого и ребенка создавать проблемную ситуацию.

3.

При постановке познавательной задачи необходимо учитывать жизненную

значимость детей, их опыт, интерес к ней, возрастные и индивидуальные

особенности.

4.

Познавательная задача должна содержать вопрос. Необходимо включать

данные известные детям, которые можно использовать в решении.

5.

Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования,

преобразования известных знаний и способов действий. Незнание должно

быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью

опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического

рассуждения.

6.

Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных

усилий, то проблемной ситуации не возникает.

7.

Познавательные задачи предъявлять детям в определенной

последовательности: вначале – простые, содержащие однозвеньевые связи,

затем – более сложные, содержащие цепочки связей.

8.

Дети должны принять познавательную задачу и под руководством

воспитателя проанализировать её, выявив известное и неизвестное.

9.

Воспитатель должен выслушать все предложения детей, обратив внимание

на их противоречивость.

10.Если дети не выдвигают идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

11.Возникший в ходе анализа ситуаций и выдвижение предположений интерес к

решению задачи следует использовать для отбора способов проверки

предположений.

12.Дети могут предложить разные способы проверки. Предлагает их и

воспитатель. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения,

длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация

моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются

для установки свойства, признака объекта. Сравнительные наблюдения – для

сопоставления 2-3 объектов для установления их своеобразия. Для

установления причин явлений, связей и отношений между объектами и

явлениями – опыты. При наличии у детей богатых и точных представлений о

тех явлениях, которые нужно отыскать, можно использовать эвристические

беседы.

13.Формулировка выводов – заключительный этап познавательно-

исследовательской деятельности. Необходимо побуждать детей к

самостоятельному формулированию выводов в случае неправильных

выводов детей.

14.Если дети затрудняются, необходимо организовать дополнительные опыты

или наблюдения, что бы каждый пришел к правильным выводам.

15.Осуществляя общее руководство познавательно-исследовательской

деятельностью детей, необходимо создать условия для решения каждой

задачи, возникающей по их инициативе.

В процессе организации познавательно-исследовательской деятельности у

детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные

задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений,

установление аналогий, понимание более общих закономерностей. В

процессе обучения познавательно-исследовательская деятельность детей

совершенствуется. Динамика ее проявляется от принятия познавательных

задач от воспитателя и решения их с помощью воспитателя к

самостоятельной постановке и решению.

Список использованных источников:

1.

Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской

деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная

педагогика. – 2012. – № 1 – С. 13-18.

2.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников. – М., 2014, С. 45-58.

3.

Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты

и эксперименты для дошкольников, Издательство: Сфера, 2012.

4.

Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2003. –№ 3, 4, 5.

5.

Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Программа целостного

комплексного интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как

индивидуальности. Пермь, «Книжный мир», 2015.

6.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. — М. : Мозаика / Синтез, 2014. – 368с.

7.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. :

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

8.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства Образования

и науки Российской Федерации.



В раздел образования