Автор: Сорокина Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Саров, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе "День толерантности"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия педагога- психолога для детей старшего
дошкольного возраста (подготовительные группы) «День толерантности».
Подготовила педагог-психолог МБДОУ Детский сад №5 «Колокольчик»:
Сорокина Е.С.
Цель занятия: познакомить детей с понятием толерантность, эмпатия;
-воспитание в детях уважения, доброты, чувства сострадания, доброго
отношения друг к другу;
- развитие в детях коммуникативных функций в группе.
Материал: цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага желтого
цветы, фигура солнца, ватман, микрофон, клей.
План занятия.
Психолог: Добрый день ребята, очень рада вас видеть, сегодня мы с нами
проведём очень интересное занятие, где мы с вами познакомимся со словом
толерантность. Скажите ребята, вы знаете, что это такое? (ответы детей)
Совсем скоро, а именно 16 ноября будем именно такой день, день
толерантности.
Давай те я вам поподробнее расскажу, что же такое толерантность и кто
такой толерантный человек.
Толерантный человек, это тот, кто умеет сострадать, проявлять терпимость,
заботу, уважение к молодым и старым к здоровым и больным, кто не смотрит как
человек выглядит, который умеет поддерживать, может прийти на помощь
человеку, который оказался в беде.
Толерантность — это чувство уважения к людям, это то, что должно быть в
каждом человеке.
Ребята вот теперь вы знаете, что такое толерантность и толерантный
человек, как вы думаете вы обладаете такими же качествами? (психолог даёт
время высказаться детям).
Я думаю, что вы все очень добрые, понимающие и сейчас мы с вами это и
проверим? Вы согласны со мной (психолог слушает ответы детей).
Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Комплименты».
Каждому из нас очень приятно, когда нас хвалят или делают нам
комплименты, говорят о нём хорошие вещи, особенно когда человек этого
заслуживает. Комплименты всегда поднимают настроение, заставляют нас
улыбаться, делать еще больше добрых поступков, делится радостью и позитивом.
Сейчас я предлагаю каждому из вас сесть на этот волшебный стул (в центре
кабинета ставится стул, на который садится ребёнок), взять волшебную палочку,
и узнать о себе много хорошего, каждый ребёнок по очереди называет
положительные качества, и так делаем про каждого ребёнка.
Рефлексия:
после
упражнения
психолог
спрашивает,
что
дети
почувствовали сидя на «волшебном стуле».
- Вам как упражнение, что понравилось, какие чувства сейчас вы
испытываете? (психолог выслушивает каждого ребёнка).
Психолог: Ребята я с вами полностью согласна, каждый человек имеет свои
положительные качества, все мы с вами индивидуальные, и если бы были все
одинаковые, то жить было бы совсем не интересно.
Теперь предлагаю вам образовать круг (дети вместе с психолог садятся в
круг, можно это сделать на полу, круг образовать не слишком большой, чтобы
было комфортно).
Упражение «Беседа в семейном кругу»
Психолог: Ребята скажите мне, вот вы группа, которая уже давно вместе, а
вы много знаете друг про друга, у кого какие увлечения, или у кого, когда день
рождение, или кто с кем больше дружит? (психолог слушает ответы детей). А
можно ли понять, проявить интерес, к человеку которого, например вы не знаете?
(снова ответы детей)
Так
вот,
к
любому
человеку
мы
должны
проявлять
милосердие,
сострадание, в первую очередь уважение, ведь совершенно не важно, кто чем
увлекается, кто-то может играть на скрипке, а кто-то в футбол, кто катается на
лыжах, а кто-то занимается балетом, каждый из нас имеет право выбирать что ему
нравится, и к каждому выбору мы должны относится с уважением и понимаем, и
не в коем случаете не осуждать выбор человека.
Теперь я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о своих интересах и о своих
увлечениях, сейчас поочереди вы берёте микрофон и рассказываете о себе.
Упражнение «Микрофон».
-Расскажи о своих увлечениях;
- О чём вы мечтаете, кем хотите стать;
Рефлексия: после упражнения психолог задаёт вопросы (что нового ребята
узнали друг о друге, что вам удивило, что вам понравилось).
Психолог: Ребята, я уверена, что узнали друг друга еще больше, где-то
может прозвучало что-то неожиданное, и вас это удивило, но это на мой взгляд
очень хорошо, теперь еще больше стало заметнее что мы с вами совершенно
разные, каждый из нас неповторим и индивидуален. Но теперь я хочу, чтобы вы
узнали самих себя, «Какой Я», и вы мне это попытаетесь изобразить с помощью
рисунка.
Упражнение «Нарисуй себя».
Каждому ребёнку выдаётся шаблон человека, и ребёнок использую
карандаши, фломастеры и свои фантазию и свои чувства пытаются изобразить
себя, свои особенности.
После задания проводится рефлексия, где каждый ребёнок рассказывает о
своём рисунке.
Психолог: Ребята попрошу посмотреть на свои рисунки и на рисунки друг
друга, вы можете в очередной раз убедиться в том, что мы с вами разные, мы
такие одни и двух похожих не бывает. Теперь я хочу, чтобы назвали свой
рисунок, но не просто именем, а к нему прибавили своё самое главное качество,
которым вы гордитесь. (психолог слушает варианты детей)
Молодцы, с таким выбором я согласна, и запомните ваше имя, я хочу, чтобы
вы его никогда не забывали, и при сложных ситуациях, которые у нас будут
возникать, вы его вспоминали, и давай те еще раз повторим по кругу свои новые
имена, тем самым познакомимся заново.
Психолог: Ребята, наше с вами занятие, к сожалению, подходит к концу, но
напоследок я хочу, чтобы мы с вами все вместе нарисовали еще один рисунок.
Что у меня в руке? (психолог показывает заранее вырезанное жёлтое
солнце).
-Да совершенно, верно, это солнце, и у него есть имя это солнце-
толерантность. Я предлагаю вам добавить к нашему солнцу лучики, которыми он
будет светить и освещать всё вокруг, а лучиками будите вы сами.
(Ребята берут заранее вырезанные лучики солнца, психолог помогает на них
написать новые имена, и ребята поочереди приклеивают их к солнцу).
Психолог: ну что ребята как вам наш рисунок (ответы детей), я с вами
полностью согласна, по-моему, это самое красивое и доброе солнце с добрыми
лучиками, которые своей добротой готовы делиться со всеми. Я очень хочу,
чтобы день толерантности был не только один день, а всегда, и чтобы с вами об
этом не забывали. Я говорю вам большое спасибо за проведенное время, мне
было очень приятно, надеюсь наше солнце никогда не погаснет!