Напоминание

спользование художественно-выразительных средств в батике на основе контраста в живописи


Автор: Стась Ольга Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДМ Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Доклад защиты творческого проекта
Тема: спользование художественно-выразительных средств в батике на основе контраста в живописи
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

ОТКРЫТАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ШАГ В НАУКУ-2021»

Возрастная группа

III

Исследовательская работа

Тема:

«Использование художественно – выразительных

средств в батике на основе контраста

в живописи»

Выполнил(а) учащийся(аяся)______

МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону

студии «Вдохновение»

название ОУ, район ОУ

Запорожец Элла

ФИ ребёнка

Научный руководитель:

педагог дополнительного образования

должность педагога

Стась Ольга Николаевна

ФИО (полностью) педагога

__89198778473

№ моб. телефона педагога

__beloswetstas

@

mail

.

ru

адрес действующей электронной почты педагога

Ростов-на-Дону

2021

2

Оглавление:

1.

Введение

«Использование художественно – выразительных средств росписи

ткани, необходимых для передачи контраста в

живописи»………………..………………………………………..……3

1.1 История красок………………………………………………….….4

1.2.Виды красок…………………………………………………………8-5

1.3 Свет и цвет в живописи……………………………………………8-9

2.

Практическая часть …………………………………….……………..9-10

Этапы росписи на ткани в технике холодного батика;

Этапы рисования на бумаге акварелью;

Этапы рисования на бумаге гуашью;

3.

Выводы ……………………………………………….….………………10

4.

Список литературы …………………………………………….………11

5.

Приложение. …………………………………………………….………12

3

Тема: «Использование художественно – выразительных средств в батике на

основе контраста в живописи».

1.

Введение

Идея данной работы состоит в поиске художественно-выразительных

средств передачи контраста в живописи натюрморта на основе исследований

свойств, живописных возможностей красок в живописи технике акварель, гуашь и

росписью шелка.

Актуальность моей работы состоит:

- в попытке использования художественно – выразительных средств живописи,

необходимых

для

передачи

контраста

в

натюрморте,

- по-новому посмотреть на природу эффекта света в натюрморте;

- провести наблюдение, как меняется цветовой и световой контраст, при

использовании разных материалов для живописи.

Цель состоит в том, чтобы раскрыть значение цвета в живописи при выполнении

работы в технике батик.

Предметом изучения данной работы является цвет – как главный элемент

живописи в росписи ткани.

Задачи:

изучить литературу по теме;

обобщить полученные знания;

использование художественно – выразительные средства и применить их

живописи батика при создании творческой работы;

Постановка научной проблемы.

- Использовать художественно – выразительных средства, интересные приемы

росписи ткани для передачи контраста в росписи батик;

- Найти новые приемы изображения фруктов в натюрморте для создания

творческих работ в разных техниках живописи (гуашь, акварель).

В данной исследовательской работе:

- даются особенности химического состава и свойства красок для творчества:

живописи и росписи ткани;

- рассматривается процесс рисования натюрморта с фруктами;

4

- рассматриваются приемы и технологии выполнения живописи на ткани для

передачи контраста в батике;

В центре внимания работы находятся художественная живопись акварелью,

гуашью и роспись по ткани.

Объекта исследования–техники и технологии живописи и росписи ткани для

передачи контраста в батике.

Методы исследования:

1. Теоретический: изучение и анализ литературы по теме.

2.

Практический:

исследование

свойств

красок;

создание

в

процессе

художественных поисков творческой работы: панно в технике холодного батика с

изображением светящихся фруктов, панно акварелью, гуашью.

1.1

История красок

Рисование – излюбленный вид творчества детей. Именно с помощью кистей

и красок они могут передать свои фантазии, даже если еще не умеют толком

говорить.

Краски для рисования существуют не одно тысячелетие. Еще в древности

люди использовали краску простейшей структуры. Так, некоторые растения

могут окрашивать кожу и другие поверхности. Древние люди это использовали,

создавая первые рисунки. В их распоряжении были различные минеральные

пигменты, глина, сажа. Первые краски они получали из охры. В чистом виде ее

использовали для изготовления смесей светлых оттенков, а для создания более

темных – добавляли древесный уголь.

Позже краску стали получать с помощью животных жиров. Со временем

наши предки экспериментировали со смешиванием других различных веществ.

Пять тысяч лет назад появилась киноварь, посредством которой получали

красный цвет. В Египте появилась пурпурная краска. Для получения белого цвета

использовали известь. В Древнем Китае были созданы акварельные краски, а

Средние века – это время появления масляных красок.

1.2.Виды красок.

Традиционные краски:

1Акварель. Этот тип краски предназначен для рисования на бумаге. Акварельные

краски - экологически чистые и обладают широким спектром цветовой гаммы.

Рисунки получаются яркими, легкими. Акварель художники используют для

создания эскизов или небольших зарисовок-иллюстраций. Главное преимущество

5

акварельных красок

– яркий насыщенный цвет, который пленит всех

художников-мастеров

и

почитателей

их

таланта.

Также

их

любят

за

удивительную

прозрачность

и

мягкое

свойство

«ложиться»

на

бумагу.

Акварельные краски для рисования бывают нескольких видов: твердые,

полутвердые и жидкие. Этот вид красок отлично подходит для новичков в

художественном искусстве. В акварели не используются белила.

2Гуашь. Этот тип краски схож с акварелью. Перед использованием сухая краска

разбавляется водой. Гуашь более плотная, пастозная и ложиться на бумагу

мазком. В палитре используется белая краска. Гуашью можно исправить

непредвиденные дефекты рисунка, создать объемные образы. Различают два вида

гуаши: плакатная (используется для постеров, афиш) и художественная. Гуашью

можно не только рисовать, но и работать на многих фактурах, в том числе и на

ткани. Она сохнет достаточно быстро и отличается богатством ярких цветов с

уникальными названиями. У первой более яркие оттенки, а вторая используется

профессионалами для создания реалистичных образов.

3Масляные. Для художественной живописи используют масляные краски, в

состав которых входят цветные пигменты и масло. Это обеспечивает в процессе

рисования насыщенные яркие цвета, продлевает стойкость картины на холсте.

Данный вид материалов непрост в использовании, требует смешивания с

органическим растворителем и особой подготовки сопутствующих средств.

Краски готовят растиранием пигментов в отбеленном рафинированном льняном

или ореховом масле, а иногда к нему добавляют прочие высыхающие

компоненты.

Они имеет густую консистенцию и выпускается в тюбиках. Этот вид краски

для художников с опытом, требует определенных навыков и времени.

Масляными красками создаются самые реалистичные изображения человека и

природы за счет получения объемных образов;

4Темперные. Эти краски похожи на гуашь, более устойчивы, долговечны и после

высыхания не смываются водой, но со временем могут начать терять цвет. При

нанесении можно использовать любую технику, комбинировать с другими

красками. Наносят темперу на бумагу, дерево, холст, картон, стекло, штукатурку

и даже бетон;

5Акриловые.

Акриловые

краски

для

рисования

отличаются

своей

универсальностью. Дело в том, что после добавления в них воды, они принимают

свойства акварельных. Акриловые краски предназначены для множества

поверхностей: дерева, стекла, бумаги, различных полотен и т. д.Акриловые

краски известны уже достаточно давно. Однако в рисовании они стали

6

использоваться сравнительно недавно, но уже успели завоевать большую

популярность среди многих художников, а также простых любителей рисования.

Кроме того, хотя акриловые краски для рисования являются водорастворимыми,

но после высыхания образуют текстуру, устойчивую к воздействию влаги.

6Витражные краски

для рисования обладают уникальным эффектом –

преобразовывать поверхность в настоящее витражное стекло. Также многие

декораторы отдают им предпочтение, поскольку они не имеют резкого запаха.

Применяются для рисования на различных стеклянных, кафельных и зеркальных

поверхностях.

7Неоновые краски, светящиеся в темноте. Наносятся на гипс, дерево, керамику,

ткань и другие основы. Область применения этого материала очень широка:

дизайн интерьера, наружная реклама.

8Флуоресцентные краски позволяют рисовать на разных поверхностях (бумаге,

ткани, картоне, дереве, стекле) и светятся в отраженном на них луче света.Такую

краску используют для различных предупреждающих знаков.

9Краски

«Металлик»

позволяют

имитировать

разные

металлические

поверхности: золото, серебро, медь,бронзу.

10Любители граффити давно «на ты» с краской в баллончиках. С ее помощью

можно создавать яркие арт-образы на стенах зданий.

11Краски для росписи ткани позволяют создать необыкновенные композиции

на шарфе или расписать подушку, сумку, игрушку.

12Краски для росписи в технике Эбру

за счет своих свойств, плавать на

поверхности воды, позволяют на ткани создать декоративные узоры, волны …

В химический состав всех красок входит четыре основных элемента:

краситель (пигмент);

связующее вещество;

наполнитель;

растворитель.

Только в разных красках этот состав разный или количество связующего

вещества разное.

Для получения различных цветов используют несколько пигментов:

белый (мел, известь);

7

зеленый (свинец, хром);

желтый (охра, крон);

красный (киноварь, сурик);

синий (лазурь, ультрамарин).

Для создания красок используются как натуральные, так и искусственные

пигменты.

Среди

натуральных

выделяются

минеральные

и

органические

красители.

Минеральные отличаются высокой прочностью и светостойкостью. Они хорошо

сочетаются со связующими веществами. Эти пигменты добываются из металлов и

окислов. Примеры цветов:

фиолетовый (марганец);

синий (кобальт, ультрамарин);

коричневый (ван-дик, умбра, окислы железа);

желтый (сурьма, охра, марганец);

красный (окислы меди и железа, охра при прокаливании).

Органические красители получают из растений и насекомых. Эти пигменты

менее прочные, растворяются в воде, спирте, в маслах. Искусственные пигменты

характеризуются хорошей устойчивостью к влаге, свету, газам. Эти красители

имеют яркие чистые цвета, поэтому пользуются большей популярностью, нежели

натуральные. В качестве связующих веществ раньше добавляли яйца и глину.

Сейчас к ним добавляются различные твердеющие масла, полимеры, смолы.

Благодаря связующим элементам, краска при высыхании образует пленку:

Наполнители нужны краскам для модификации их текстуры и матовости;

Растворители необходимы, чтобы краски легче было использовать в работе:

менее вязкий состав проще набрать на кисть и наносить на поверхность.

В состав акварели входит вода, растительные смолы, мед или сахар.

Акварель относится к числу смываемых красок, особенно если рисунок наносился

на стекло. Это же касается и гуаши, состав которой близок к акварели. Отличается

лишь тем, что в гуашь добавлены специальные белила, за счет которых высохший

рисунок становится бархатистым.

8

Основой масляных красок чаще всего является льняное масло. В состав

несмываемых темперных красок входит водорастворимая основа, одним из

компонентов которой является яичный желток.

Связующим элементом акриловых красок служит полимерное вещество.

Акрил также относится к числу несмывающихся водой материалов.

1.3Свет и цвет в живописи

Свет — видимая часть электромагнитного излучения, поток солнечных

лучей, которые попадают на предметы натюрморта и делают его объемным.

- задача изобразительная — решается благодаря умению художника с

помощью светотеневого рисунка передать на плоскости рисунка трехмерный мир

со всеми его красками: округлость яблока, нежность кожи ребенка, графичность

кованой решетки, ноздреватость гранитной мостовой, блеск хрустального бокала,

краски туманного утра, яркие огни ночного города;

- контрастно нарисованные предметы в натюрморте (светлые на темном

фоне) и контрастный переход внутри предмета (тень, полутень, свет, отражение)

дадут нам необходимое свечение предметов. Располагая светлые объекты рядом с

темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают

выразительности формы.

Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов

для создания художественного образа в живописи.

Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска

предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи,

которые озаряют все на своем пути.В темноте мы не видим никаких цветов. Когда

в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у

нас возникает ощущение цвета.

Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет

играет главную роль.

Краски, применяемые в "живописи, по цвету разделяют на

спектральные, которые составляют солнечный цвет, и простые.

Простыми

называют такие краски, которые невозможно составить из других красок, но из

смеси простых красок можно составить все остальные.

Простых красок три: желтая - стронциановая лимонно-желтого оттенка;

красная - краплак розово-красного оттенка и третья - синяя, лазурь голубого

оттенка.

Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений - одно из самых

распространенных выразительных средств в искусстве. Контраст - ярко

9

выраженная противоположность. Контраст является выразительным приемом для

всех видов искусства. Это пары: синее и желтое, красное и зеленое. Контрастные

пары, по мнению цветоведа, почти совпадают с парами дополнительных цветов.

Но дополнительными цветами называют цвета, оптическая сумма которых дает

белый цвет. Такие пары порождают открытую дисгармонию, драматизм.

Особенно следует выделить контраст красного и синего (например, киноварь —

ультрамарин). В цветовом круге это крайние участки спектра. Цвет предметов мы

воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется

голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней

окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает

оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон

рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым —

теплым. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется

под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов,

предварительно наблюдавшихся.

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и

насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный

помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый

баклажан рядом с желтой репой.

2. Практическая часть

Этапы рисования на бумаге акварелью:

1. Я выполняю тонкий рисунок карандашом будущего натюрморта.

2. Затем я беру акварель и смешивая на палитре, выполняю переливы

краски. Необходимо соблюдать тональный и цветовой контраст, для того, что бы

нарисовать светящимися дольки лимона и апельсина. Акварель позволяет

работать в технике лессировки, необходимой для уплотнения тона фона.

3. Даю высохнуть краске. Оформляю рисунок в паспарту.

Этапы рисования на бумаге гуашью:

1. Я выполняю тонкий рисунок карандашом будущего натюрморта.

2. Затем я беру гуашь и, смешивая на палитре, выполняю переливы краски

пастозными мазками. Необходимо соблюдать тональный и цветовой контраст,

для того, что бы нарисовать светящимися дольки лимона и апельсина. Гуашь

дает уплотнения тона фона с первого замеса краски и наложения мазков.

10

Особенность краски – она светлеет после высыхания, и необходимый контраст

смягчается.

3. Даю высохнуть краске. Оформляю рисунок в паспарту.

Этапы росписи на ткани в технике холодного батика:

1.

Я рисую эскиз будущей работы на бумаге. Эскиз обвожу фломастером. У

меня это натюрморт. Все это цветовой богатство создает особое эмоциональное

настроение, ощущение гармонии, радости и праздника цвета!

2. Натягиваю ткань на подрамник в размер эскиза, используя специальные

кнопки для шелка. Шелк должен быть натянут как барабан.

3. Подкладываю шаблон (рисунок эскиза на бумаге) под ткань так, чтобы

слегка виден был рисунок через ткань. Если ткань плотная и плохо видно, можно

подставить снизу лампу.

4.

Обвожу резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы

резерв был необходимой консистенции. Линия должна быть выразительной,

четкой, ровной, равномерной, непрерывной. Контур в данном случае я беру

прозрачный.

5. Я приступаю к росписи. Мне понадобиться вся палитра красок, потому

что в панно очень много фруктов и виноград, каждый предмет окрашен в разные

цвета. Но я не забываю в росписи использовать переливы цвета, переходы от

одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаю со светлых участков,

постепенно переходя к более темным. В живописи моя главная задача нарисовать

яркие, светящиеся дольки лимона и апельсина на более темном фоне натюрморта.

Самые светлые места я не закрашиваю до самого окончания работы.

6. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на

ткани утюгом. Я проглаживаю роспись утюгом. После закрепления цвета панно

следует оформить в багет.

3.Выводы

Знание основных контрастов — по светлоте и цвету — помогает

рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и

использовать

полученные

знания

в

практической

работе.

Применение

светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных

средств.

11

Роспись

на

ткани

дает

широкий

диапазон

для

художественной

выразительности автора (меня) - от живописных переливов цвета в акварельной

технике, глубины и сочности цвета, мозаичности самой росписи до графического

декоративного рисунка контуром, где все в комплексе работает на единую цель –

создание необыкновенного настроения и создания художественного образа.

В заключение–

Мною было создано панно в технике росписи ткани, рисунки акварелью и

гуашью; в котором выполнено живописное смешение красок в той или иной

цветовой гамме и в разных техниках, проведено сравнение (сопоставление)

художественно – выразительных средств. В результате чего найдены создания

контраста

росписи,

техники

и

приемы

создания

изделий

декоративно-

прикладного искусства.

4. Список литературы.

Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. – М., - 2000.

Афанасьева Р., Соловьева. Руководство коллективными работами по рисованию и

аппликации // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 7.

Белинечева И.Б., Смирнова О.К. // на досуге. Батик домашнее крашенье. – М., -

1980. № 11.

Денисов А, Казаченко В, Маногончук С, Лисенский А. Все о рукоделии. – М., -

1997. – С.373

Загребаева Л.В. Роспись по ткани, лоскутное шитье. – М., - 2002. – С.45

6. Материалы Интернета (http

://

www

.

uganda

.

co

.

ug

/

Batik

.

htm

,

http

://

www

.

kohphangan

.

com

/

batik

/

gallery

/

index

.

html

,

http

://

www

.

sepali

.

com

/

whois

.

html

и т.д

.)

12

5.

Приложение.Творческие работы Запорожец Эллы.



В раздел образования