Автор: Абдукаримова Гульшат Маратовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ ХМР Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ РАЙОН, ГОРНОПРАВДИНСК
Наименование материала: Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Тема: Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в коррекционной
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих
возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не
сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,
мышление, и, особенно, речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире
его
возможности
в
познании
окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава,
грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе.
Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы,
которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной
принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при
соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное
развитие, коррекционное обучение.
Многие авторы (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) отмечают
взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при
наличии речевого дефекта у детей с ОВЗ особое внимание необходимо обратить на
стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Уровень развития речи
детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
рук. Ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго
до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного
поколения в другое народные потешки: “Сорока-белобока”, “Ладушки-ладушки” и т.д.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук
достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для
последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда
работаю над постановкой звуков у школьников с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё
более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика
– это содружественное взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения
руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны,
помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это
оказывает
чрезвычайно
благотворное
влияние
на
активизацию
интеллектуальной
деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно
произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому
что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга
от языка. Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не
то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его
язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать
одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в
качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой
метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы
работы,
предоставляют
широкие
возможности
для
творческой
деятельности,
интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным
упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае,
ребятам
больше
нравится
выполнять
упражнения.
Такие
игры
дополнительно
стимулируют ребёнка к выполнению задания.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для
закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль
заканчивается
движением.
Именно
поэтому
многим
людям
легче
мыслить
при
повторяющихся
физических
действиях,
например
ходьбе,
покачивании
ногой,
постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все
нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот
почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН была
подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Систематические
упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на
развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, “мощным средством повышения
работоспособности головного мозга”.
Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности
ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии
головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и
физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология
существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями
пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также
была обязана кинезиологии.
Под
влиянием
кинезиологических
тренировок
в
организме
происходят
положительные структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых
пределах), более значительнее изменения.
Кинезиологические
методы
влияют
не
только
на
развитие
умственных
способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы
коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и
коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного
метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные
представления,
мелкую
и
крупную
моторику,
снижает
утомляемость,
повышает
способность
к
произвольному
контролю.
В
ходе
систематических
занятий
по
кинезиологическим программам у ребёнка развиваются межполушарные связи.
Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы
тела, т.е. путём физической активности.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом
наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению
своими эмоциями.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга,
которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется
перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех
психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование
тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать
определённые условия:
1 занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
2 занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
3 от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
4 упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
5 алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений,
активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.
Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия
применять упражнения из следующих групп: упражнения на развитие тонкой моторики
кистей
рук,
координации
движений,
графических
навыков
и
пространственной
ориентации; упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;
дыхательно – координационные упражнения; упражнения для профилактики нарушения
зрения; упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
Список литературы.
1. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург:
“Детство-Пресс”, 2001.
2. Коноваленко.С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. М.,1999.
3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная
гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.
4. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.