Автор: Ласеева Анжелика Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 565
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методики самостоятельной работы учащихся с ОВЗ.
Тема: Методики сиспользования самостоятельной работы школьников с целью повышения качества знаний, умений, навыков и подготовки их к жизниамостоятельной работы учащихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 565 Кировского административного района Санкт-Петербурга.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на МО
ТЕМА:
Автор составитель : Назарова Н.В.
Методики самостоятельной работы учащихся с ОВЗ.
Современная школа, при обучении детей с ОВЗ помимо образовательных
задач, имеет и специфическую задачу – осуществление коррекционного
воздействия на личность учащихся.
Современной системой образования ставится вопрос о необходимости
широкого использования самостоятельной работы школьников с целью
повышения качества знаний, умений, навыков и подготовки их к жизни,
самостоятельному труду.
Правильно организованная самостоятельная деятельность оказывает
коррекционно - развивающее значение:
-способствует развитию устной и письменной речи, высших психических
функций.
-оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств:
активности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных
силах.
Развитие самостоятельности школьников с ОВЗ является одним из важных
условий повышения эффективности учебного процесса.
При этом достигается вовлечение всех учащихся класса, в соответствии с их
индивидуальными способностями, в активную деятельность по усвоению
знаний.
Наиболее слабые учащиеся требуют особого внимания и подхода.
Необходимо обеспечить доступный для самостоятельного выполнения ими
уровень практических работ.
Таким детям следует предлагать индивидуальные задания, специальный
дидактический материал. Задача учителя состоит в том, чтобы создать
необходимые условия, подобрать методы и приемы, способствующие
преодолению трудностей, возникающих у учеников в процессе обучения.
- Задания должны быть рассчитаны на короткое время выполнения и
проверки (от двух до пятнадцати минут, в зависимости от объема заданий);
- Система заданий должна быть рассчитана на непрерывное обобщение и
систематизацию пройденного материала, это дает возможность ученикам
хорошо осмыслить связи между понятиями и явлениями;
- В заданиях указывается последовательность выполнения работы, способ ее
выполнения.
В своей работе с обучающимися, имеющими ОВЗ использую следующие
методы самостоятельной работы:
-объяснительно - иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично поисковый,
-коммуникативный,
-информационно-коммуникационный;
- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии
специальных ситуаций, способствующих достижению детьми даже
незначительных успехов в различных видах деятельности. Ситуация успеха
позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого
ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Методы и приемы создания ситуации успеха
-Доступность понимания изучаемого материала
-
Доступное объяснение материала
-Обязательное использование наглядности
-Личностно ориентированный подход
-Поощрение за любые достижения
-Создание благоприятной среды
-Словесная поддержка
-Установка на позитивное решение проблемы
Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха –
это эффективное средство формирования положительного отношения к
процессу обучения.
Для активизации самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ использую
следующие активные методы и приёмы обучения
1. Задания на развитие психических процессов.
- «Найди пару»
- «Мама-детеныш»
- «Подбери слово к изображению»
- «Выполнение действий по алгоритму»
- «Разрезные картинки»
- «Пазлы»
- «Составление рассказа по серии картинок»
- «Работа с коммуникатором»
2. Задания на развитие мелкой моторики:
- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, лепка,
рисование на листе бумаги.
- игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и
определяет, что за крупа там находится); «Покорми птиц»
- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в
другую.
3. Здоровье сберегающие технологии:
- Пальчиковая гимнастика.
-Дыхательная гимнастика
- Динамические паузы и физкультминутки.
4. Использование информационных технологий.
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия
позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах
можно поместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты,
видео, интерактивные игры ; можно добавить музыкальное и голосовое
сопровождение.