Напоминание

Использование практико-ориентированных задач на уроках математики.


Автор: Трифонова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ №52
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование практико-ориентированных задач на уроках математики.
Раздел: полное образование





Назад




Использование практико-ориетированных задач на уроках математики.

«Обучение само по себе,

вне воспитания, есть бессмыслица,

ничего кроме вреда, не приносящая»

К.Д. Ушинский

Современное общество постоянно меняется, вместе с ним меняются

условия жизни людей их потребности, возможности. Но меняются не только

люди, но и требования к ним, к их умениям, знаниям, образованию.

Последнее время много говориться о новом подходе к получению знаний, об

изменениях в самой системе образования. Ещё относительно недавно

главной целью образования было сформировать личность, обладающую

определенными знаниями, умениями и навыками. Теперь же Закон об

образовании ставит перед педагогами более объёмные задачи. "Содержание

образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина,

интегрированного

в

современное

ему

общество

и

нацеленного

на

совершенствование этого общества" (Закон РФ «Об образовании»). Значит,

на современном этапе мало снабдить учеников совокупностью определённых

знаний и умений, необходимо воспитать в них человека активного,

способного к саморазвитию, готового к жизни в современном быстро

меняющемся мире. Многое в успешном решении этой проблемы зависит от

нас, учителей. Конечно, основы воспитания должны закладываться в семье,

но большую часть своей жизни подростки проводят в стенах школы.

Статистика утверждает, что каждый школьник в течение 11 лет в среднем 60-

70% всего своего активного времени суток занят «школьным обучением» и

проживает в школе с 1 -го по 11-й классы около 10900 уроков.

Поэтому сейчас очень много говорят о воспитательных аспектах

образования в свете концепции модернизации российского образования и

при внедрении ФГОС ООО. А ведь помимо огромной воспитательной

работы, проводимой во внеурочное время (классные часы, беседы, тренинги

и т.д.), воспитание, формирование личности и характера школьника идёт в

повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть

мелочей, неважных для учителя. И учить детей быть воспитанными и

нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом

учитель никогда не должен забывать. И педагогу самому приходится учиться

искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы

взаимопонимания и сотрудничества.

Развитие

ребенка – целостный

процесс,

не учитывать этого в

воспитательной работе нельзя. Я считаю, что смысл всей школьной

жизни заключен в единстве воспитания и обучения. Воспитание в

процессе обучения не стихийный процесс, а сознательно осуществляемая

учителем деятельность, направленная на умственное, нравственное,

трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Главное, на мой взгляд,

состоит в том, что ученик должен не только усвоить тот или иной

материал, но и сформироваться как личность. Значительная часть

воспитанного воздействия осуществляется именно во время уроков.

Но в этой статье мне хотелось бы поговорить о воспитательном

потенциале уроков математики не столько с точки зрения воспитания

творческого мышления, смелости суждений, культуры речи, а больше о

воспитании нравственных ценностей на уроках математики в среднем звене.

Конечно, считается, что благоприятными для включения тех или иных

воспитательных моментов в канву урока являются такие предметы как

литература, история, анатомия, иностранный язык и т.д. Именно на этих

предметах больше всего возможностей приводить примеры «хорошего» и

«плохого», что даёт возможность ученикам усваивать истинные ценности. А

вот на уроках математики, физики, химии кажется можно воспитывать лишь

на относительно небольшом материале. Но это делать просто необходимо.

Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали, что математика не

является неодушевлённой наукой. Очень важно, с точки зрения воспитания,

чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и

эстетических эмоций, поиска истины и возможных путей решения задачи или

проблемы, творчества учителя и учащихся. Именно отношение ученика к

тому

или

иному

объекту

или

явлению

определяет

его

поведение.

Сознательное,

ответственное

отношение

формируется

в

специально

создаваемых воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором.

Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно уже с

5 класса использую так называемые практико-ориентированные задания.

Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием,

представляющие собой реальные жизненные ситуации. Такие задачи можно

включать в урок по любой теме. Например, в 5 классе при работе над темой

«Все действия с натуральными числами»:

Задача: В таблице приведены названия и стоимость игрушек в

магазине:

НАИМЕНОВАНИЯ

ЦЕНА

Кукла

800 р

Машинка

750 р

Набор солдатиков

280 р

Набор игрушечной посуды

300 р

Домик для Барби

5 600 р

Настольная игра

210 р

Машинка на радиоуправлении

5 800 р

Мяч

120 р

Скакалка

50 р

Набор фигурок зверей

72 р

Танк

83 р

Заяц плюшевый

230 р

Нужно купить игрушки для детского дома на сумму 10 000 р. Не

забывайте, что в детском доме есть и мальчики и девочки.

Решение такой задачи может подразумевать групповую работу или

работу в парах (тройках). Я позволяю в этой ситуации ученикам самим

разбиться на группы (по их желанию). Конечно, включая в ход урока такую

задачу, вы должны понимать, что на её решение уйдёт не три привычные

минуты, а минут 15 – 25(в зависимость от мобильности класса). Ведь перед

тем,

как

дети

начнут

работать,

необходимо

провести

своеобразную

подготовку: обратить внимание на последнее предложение в задаче;

проговорить, что может быть куплено несколько одинаковых игрушек и

почему это возможно. После того, как группы поработают, необходимо опять

обсудить предложенные варианты решения задач. Обсудить с детьми, почему

в этой ситуации будет не очень правильно большую часть суммы на покупку

дорогой игрушки (хотя такие варианты наверняка тоже будут предложены).

Именно такие моменты и воспитывают в наших учениках человеколюбие,

гуманность, ответственность. Приведу ещё несколько примеров подобных

задач.

Задача 6 класс, тема «Задачи на проценты»:

Музыканты, давшие благотворительный концерт, передали городу 4,5

млн. р. На ремонт Дома Культуры было потрачено 20% этой суммы, а на

покупку мебели в дом престарелых выделено 40% этой суммы. Остальная

сумма была потрачена на закупку лекарств для больницы. Какая сумма была

потрачена на лекарства? (задача из сборника задач УМК «Сферы»

Е.К.Бунимович и др.).

Задача 6 класс, тема «Действия с десятичными дробями»:

Для благотворительной поездки в питомник для брошенных зверей

ученики собрали 8000 р. Ими были закуплены на эти деньги: корм для собак

15 мешков по цене 189,9 р; корм для кошек 50 пачек по цене 43,8р. 2/5

оставшихся денег они потратили на ошейники, поводки и игрушки для

зверей. На остальные деньги они купили лекарства и перевязочные

материалы.

Сколько

денег

потрачено

на

лекарства

и

перевязочные

материалы?

Эта задача была включена в урок на кануне поездки шестиклассников в

питомник. После чего они долго обсуждали, что они возьмут с собой.

В 8 – 9 классах я начинаю включать в работу задачи экономической

направленности. Так как одной из основных задач, стоящих перед школой,

является выяснение многообразия применения школьного курса математики

при изучении смежных предметов, в технике, экономике. Примерами таких

задач могут служить задания части В тренировочных тестов для подготовки

ЕГЭ. Многие из этих задач могут решать даже пятиклассники. Приведу

примеры таких задач:

Задача 1: На день рождения полагается дарить букет из нечетного

числа цветов. Тюльпаны стоят 30 рублей за штуку. У Вани есть 500 рублей.

Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет маме на

день рождения?

Задача 2: Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5%

активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4

мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток

этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5

кг в течение суток?

Задача 3: Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды.

Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее

число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в

них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

Задача 4: По мнению учёных, увеличение жилой площади до 9 м кв. на

человека

вдвое

снижает

количество

сердечно-сосудистых

и

нервных

заболеваний. В России примерно 150 млн. человек. В каждой семье

приблизительно 3,6 человек. Жилищные условия каждой третьей семьи ниже

нормы. В каждой такой семье по 1 больному человеку. Насколько снизилось

бы количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний в этих семьях,

если бы их жилая площадь увеличилась до 9 м кв. на человека?

Задача 5: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй

толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых

вёдер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?

Конечно воспитательный эффект урока зависит во многом и от

личности педагога, от его умения вести диалог с учениками, быть

интересным для своих учеников. Но, несомненно, используя на уроках

практико-ориентированные задачи такого плана, педагог может заложить и

развить основы для формирования нравственных отношений, которые станут

углубляться у школьника затем в его общении с окружающим миром. Ведь

недаром ещё римский философ Луций Аней Сенека говорил: "Научись

сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться

последней".



В раздел образования