Автор: Трифонова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ №52
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование практико-ориентированных задач на уроках математики.
Раздел: полное образование
Использование практико-ориетированных задач на уроках математики.
«Обучение само по себе,
вне воспитания, есть бессмыслица,
ничего кроме вреда, не приносящая»
К.Д. Ушинский
Современное общество постоянно меняется, вместе с ним меняются
условия жизни людей их потребности, возможности. Но меняются не только
люди, но и требования к ним, к их умениям, знаниям, образованию.
Последнее время много говориться о новом подходе к получению знаний, об
изменениях в самой системе образования. Ещё относительно недавно
главной целью образования было сформировать личность, обладающую
определенными знаниями, умениями и навыками. Теперь же Закон об
образовании ставит перед педагогами более объёмные задачи. "Содержание
образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина,
интегрированного
в
современное
ему
общество
и
нацеленного
на
совершенствование этого общества" (Закон РФ «Об образовании»). Значит,
на современном этапе мало снабдить учеников совокупностью определённых
знаний и умений, необходимо воспитать в них человека активного,
способного к саморазвитию, готового к жизни в современном быстро
меняющемся мире. Многое в успешном решении этой проблемы зависит от
нас, учителей. Конечно, основы воспитания должны закладываться в семье,
но большую часть своей жизни подростки проводят в стенах школы.
Статистика утверждает, что каждый школьник в течение 11 лет в среднем 60-
70% всего своего активного времени суток занят «школьным обучением» и
проживает в школе с 1 -го по 11-й классы около 10900 уроков.
Поэтому сейчас очень много говорят о воспитательных аспектах
образования в свете концепции модернизации российского образования и
при внедрении ФГОС ООО. А ведь помимо огромной воспитательной
работы, проводимой во внеурочное время (классные часы, беседы, тренинги
и т.д.), воспитание, формирование личности и характера школьника идёт в
повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть
мелочей, неважных для учителя. И учить детей быть воспитанными и
нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом
учитель никогда не должен забывать. И педагогу самому приходится учиться
искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы
взаимопонимания и сотрудничества.
Развитие
ребенка – целостный
процесс,
не учитывать этого в
воспитательной работе нельзя. Я считаю, что смысл всей школьной
жизни заключен в единстве воспитания и обучения. Воспитание в
процессе обучения не стихийный процесс, а сознательно осуществляемая
учителем деятельность, направленная на умственное, нравственное,
трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Главное, на мой взгляд,
состоит в том, что ученик должен не только усвоить тот или иной
материал, но и сформироваться как личность. Значительная часть
воспитанного воздействия осуществляется именно во время уроков.
Но в этой статье мне хотелось бы поговорить о воспитательном
потенциале уроков математики не столько с точки зрения воспитания
творческого мышления, смелости суждений, культуры речи, а больше о
воспитании нравственных ценностей на уроках математики в среднем звене.
Конечно, считается, что благоприятными для включения тех или иных
воспитательных моментов в канву урока являются такие предметы как
литература, история, анатомия, иностранный язык и т.д. Именно на этих
предметах больше всего возможностей приводить примеры «хорошего» и
«плохого», что даёт возможность ученикам усваивать истинные ценности. А
вот на уроках математики, физики, химии кажется можно воспитывать лишь
на относительно небольшом материале. Но это делать просто необходимо.
Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали, что математика не
является неодушевлённой наукой. Очень важно, с точки зрения воспитания,
чтобы урок проходил в атмосфере интеллектуальных, нравственных, и
эстетических эмоций, поиска истины и возможных путей решения задачи или
проблемы, творчества учителя и учащихся. Именно отношение ученика к
тому
или
иному
объекту
или
явлению
определяет
его
поведение.
Сознательное,
ответственное
отношение
формируется
в
специально
создаваемых воспитательных ситуациях, связанных с моральным выбором.
Поэтому в своей практике я систематически и целенаправленно уже с
5 класса использую так называемые практико-ориентированные задания.
Особый интерес вызывают у детей задания с практическим содержанием,
представляющие собой реальные жизненные ситуации. Такие задачи можно
включать в урок по любой теме. Например, в 5 классе при работе над темой
«Все действия с натуральными числами»:
Задача: В таблице приведены названия и стоимость игрушек в
магазине:
НАИМЕНОВАНИЯ
ЦЕНА
Кукла
800 р
Машинка
750 р
Набор солдатиков
280 р
Набор игрушечной посуды
300 р
Домик для Барби
5 600 р
Настольная игра
210 р
Машинка на радиоуправлении
5 800 р
Мяч
120 р
Скакалка
50 р
Набор фигурок зверей
72 р
Танк
83 р
Заяц плюшевый
230 р
Нужно купить игрушки для детского дома на сумму 10 000 р. Не
забывайте, что в детском доме есть и мальчики и девочки.
Решение такой задачи может подразумевать групповую работу или
работу в парах (тройках). Я позволяю в этой ситуации ученикам самим
разбиться на группы (по их желанию). Конечно, включая в ход урока такую
задачу, вы должны понимать, что на её решение уйдёт не три привычные
минуты, а минут 15 – 25(в зависимость от мобильности класса). Ведь перед
тем,
как
дети
начнут
работать,
необходимо
провести
своеобразную
подготовку: обратить внимание на последнее предложение в задаче;
проговорить, что может быть куплено несколько одинаковых игрушек и
почему это возможно. После того, как группы поработают, необходимо опять
обсудить предложенные варианты решения задач. Обсудить с детьми, почему
в этой ситуации будет не очень правильно большую часть суммы на покупку
дорогой игрушки (хотя такие варианты наверняка тоже будут предложены).
Именно такие моменты и воспитывают в наших учениках человеколюбие,
гуманность, ответственность. Приведу ещё несколько примеров подобных
задач.
Задача 6 класс, тема «Задачи на проценты»:
Музыканты, давшие благотворительный концерт, передали городу 4,5
млн. р. На ремонт Дома Культуры было потрачено 20% этой суммы, а на
покупку мебели в дом престарелых выделено 40% этой суммы. Остальная
сумма была потрачена на закупку лекарств для больницы. Какая сумма была
потрачена на лекарства? (задача из сборника задач УМК «Сферы»
Е.К.Бунимович и др.).
Задача 6 класс, тема «Действия с десятичными дробями»:
Для благотворительной поездки в питомник для брошенных зверей
ученики собрали 8000 р. Ими были закуплены на эти деньги: корм для собак
15 мешков по цене 189,9 р; корм для кошек 50 пачек по цене 43,8р. 2/5
оставшихся денег они потратили на ошейники, поводки и игрушки для
зверей. На остальные деньги они купили лекарства и перевязочные
материалы.
Сколько
денег
потрачено
на
лекарства
и
перевязочные
материалы?
Эта задача была включена в урок на кануне поездки шестиклассников в
питомник. После чего они долго обсуждали, что они возьмут с собой.
В 8 – 9 классах я начинаю включать в работу задачи экономической
направленности. Так как одной из основных задач, стоящих перед школой,
является выяснение многообразия применения школьного курса математики
при изучении смежных предметов, в технике, экономике. Примерами таких
задач могут служить задания части В тренировочных тестов для подготовки
ЕГЭ. Многие из этих задач могут решать даже пятиклассники. Приведу
примеры таких задач:
Задача 1: На день рождения полагается дарить букет из нечетного
числа цветов. Тюльпаны стоят 30 рублей за штуку. У Вани есть 500 рублей.
Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет маме на
день рождения?
Задача 2: Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5%
активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4
мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток
этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5
кг в течение суток?
Задача 3: Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды.
Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее
число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в
них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Задача 4: По мнению учёных, увеличение жилой площади до 9 м кв. на
человека
вдвое
снижает
количество
сердечно-сосудистых
и
нервных
заболеваний. В России примерно 150 млн. человек. В каждой семье
приблизительно 3,6 человек. Жилищные условия каждой третьей семьи ниже
нормы. В каждой такой семье по 1 больному человеку. Насколько снизилось
бы количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний в этих семьях,
если бы их жилая площадь увеличилась до 9 м кв. на человека?
Задача 5: За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй
толщиной в спичку теряется 400 литров воды. Сколько восьмилитровых
вёдер попусту вытекает из этого крана за 30 дней?
Конечно воспитательный эффект урока зависит во многом и от
личности педагога, от его умения вести диалог с учениками, быть
интересным для своих учеников. Но, несомненно, используя на уроках
практико-ориентированные задачи такого плана, педагог может заложить и
развить основы для формирования нравственных отношений, которые станут
углубляться у школьника затем в его общении с окружающим миром. Ведь
недаром ещё римский философ Луций Аней Сенека говорил: "Научись
сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться
последней".