Автор: Пелевина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Конспект
Тема: Откуда хлеб пришел
Раздел: дошкольное образование
НОД по познавательному развитию в логопедической
группе на тему «Откуда хлеб пришел»
Провела Пелевина Елена Юрьевна
МБДОУ №26
Г.Иваново
Программное содержание:
1.Закрепить представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и
взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
2.Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных
продуктов питания в России.
3.Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
4.Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и
людям, вырастившим его;
Словарь:
- рожь, пшеница, зерно, поле, колосс, комбайн, уборка, элеватор,
хлебороб, мука, пшеничный, ржаной, озимые, яровые.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по
теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас
приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу
нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек,
хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий,
мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может
быть еще, вы мне сейчас и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и
передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб
румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый,
горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе
содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память,
улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.(2-3 ответа детей)
Воспитатель:
А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне
кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.(2-3 ответа)
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.(2 ответа)
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен
ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно
затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу,
потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы
хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной,
лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто
ведет его …
Дети:
Трактор ведёт тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает
землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно
начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными,
аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница
взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень
красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые
посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели(Показывает зёрна) Начинается жатва. (Дети
повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие
машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
На комбайне работает комбайнер.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по
специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины,
которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из
накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки
времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором
и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
зерно везут на мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку.((Воспитатель показывает муку в
тарелке) Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
мука отправляется на хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с
закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные
машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А
давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для
каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху
вниз, как будто месим тесто)
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй.(2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в
печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты называются одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить,
чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к
хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в
пословице о важности хлеба. К сожалению, иногда можно увидеть, как
вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками
хлеба за столом.
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную
цену и поэтому берегут его. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о
хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях
хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Хлеборобам помогают трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относится к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой
долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное
богатство нашей страны и его нужно беречь.
А теперь давайте угостим наших гостей хлебобулочными изделиями!
(Дети угощают гостей баранками и пряниками).