Автор: Мукаева Мадина Масудовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЧГК
Населённый пункт: Грозный
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся".
Раздел: высшее образование
Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с
целью формирования познавательного интереса обучающихся
В педагогике существуют много определений педагогических
технологий.
Наиболее подходящим определением я считаю это:
«строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной
комнате гарантирующих успех педагогических процессов, систематическое и
последовательное воплощение на практике заранее спроектированного
учебно-воспитательного процесса» утверждал (Беспалько В.П.)
Проще говоря- педагогическая технология - это проект определенной
педагогической системы, реализуемый на практике.
Структура любой педагогической системы состоит
Учащиеся
Цели обучения
Содержание обучения
Дидактические процессы
Учителя (или ТСО)
Организационные формы обучения
Педагогические технологии ОРИЕНТИРОВАНЫ НА
-формирование положительной мотивации к учебному труду,
-развитие личности, способной к учебной и исследовательской
деятельности,
дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору
- охрану здоровья учащихся
Классно-урочная технология обучения формирует обеспечение
системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и
навыков.
-Групповые технологии обучения. Формирование личности
коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и
умеющей работать в группе.
-Развитие способностей к управлению своей учебной деятельностью,
поведением и умения участвовать в работе группы.
- Создание условий, позволяющих проявить организаторские навыки и
умения работать в группе.
Выстраивание учащимися собственной стратегии коммуникации с
самооценкой ее результативности.
Игровая технология (дидактическая игра) это- освоение новых знаний
на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в
сотрудничестве.
Формирование мотивации к учебному труду, создание ситуации успеха
для каждого. Приобретение знаний через удивление и любопытство.
Создание условий, обеспечивающих доступность учебного материала
для каждого студента с учетом его учебных индивидуальных
способностей. Обучение находить решение задач (начальное звено).
Развитие интеллектуальных умений и навыков (умение сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения), создание
«поля успеха».
Приобщение учащихся через деловые и ролевые (дидактические) игры
к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игровое обучение -
это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях:
знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
-свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по
указанию преподавателя, осуществляемая студентами по желанию, с
удовольствием от самого процесса деятельности.
•
- В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный
(поощрение, грамота, широкое объявление результата),
психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и
другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается
им через общего успеха, отождествляя успех группы, команды как
собственный.
•
в обучении отличается наличием четко поставленной цели и
соответствующего ей педагогического результата.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание
которого представлено системой проблемных задач различного уровня
сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми
знаниями и способами действия, а через это происходит формирование
творческих способностей: продуктивного мышления, воображения,
познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
•
Схема проблемного обучения представляется как последовательность
процедур, включающих:
*-постановку преподавателем учебно- проблемной задачи, создание для
учащихся проблемной ситуации;
- *осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе
которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых
знаний;
- *применение данных способов для решения конкретных систем задач.
-Основные психологические условия для успешного применения
проблемного обучения
•
-Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы
знаний.
•
-Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным
способностям.
•
-Должны вызывать собственную познавательную деятельность и
активность.
•
-Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить
их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для
самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
•
-Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение
учащимися обязательного минимума содержания образования.
Создание условий для использования информационных
технологий в учебной, творческой, самостоятельной,
исследовательской деятельности.
Педагогика сотрудничества.
Реализация гуманно-личностного подхода к студенту и создание
условий для осознанного выбора учащимися образовательного
маршрута.
Сотрудничество в совместной деятельности (урочной и внеурочной)
и осознание учащимися образования как условия самоопределения и
достижения жизненных целей.
Способность к успешной социализации в обществе, адаптации в
среде пребывания и на рынке труда.
Каждый студент чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя
лично к нему:
на каждом уроке получает оценку своего труда;
выбирает задачи по своему вкусу;
его творчество получает признание и оценку;
его на самом деле уважают, никто не оскорбит подозрением в неспособности,
все защищены в своем классе, в своей школе.
Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается
вера в ее выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к
выполнению заветной цели.
Закончить свой доклад бы словами замечательного педагога
Амонашвили
«Относись к ребенку так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе»
(Шалва Александрович Амонашвили)
Степень активизации учащихся:
% усвоения информации:
лекция – не более 20-30%
самостоятельная работа с литературой – до 50%
проговаривание – до 70%
личное участие в изучаемой деятельности (N, деловая игра)
– до 90%
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
У Р О К И - И Г Р Ы
УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА
УРОКИ - ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
УРОКИ - КОНКУРСЫ, УРОКИ - СОРЕВНОВАНИЯ, УРОКИ – ТУРНИРЫ
УРОКИ ТИПА КВН
УРОК - АУКЦИОН
УРОКИ ТИПА «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»
ГРУППОВЫЕ УРОКИ
У Р О К – «Э В Р И К А»
УРОКИ - ОБЩЕСТВЕННЫЕ СМОТРЫ ЗНАНИЙ
УРОКИ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Образовательный процесс:
МЫШЛЕНИЕ
ДЕЙСТВИЕ
РЕЧЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ