Автор: Родина Елена Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №75 «Солнышко»
Населённый пункт: Город Ульяновск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Индивидуальный маршрут ребёнка с РАС
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №75 «Солнышко»
Индивидуальный образовательный маршрут с учётом структурированного
подхода в логопедической работе с ребёнком с РАС.
Подготовила: учитель-логопед Родина Е.И.
Отклонения
в
речевом
развитии
-
один
из
основных
признаков
расстройства
аутистического
спектра
у
детей.
Проявления
речевых
нарушений
чрезвычайно
многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены
нарушениями общения.
Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны Отечественные
специалисты
делают
основной
упор
на
коррекцию
эмоциональных
нарушений,
повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через
установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с
помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления Часть западных
специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами
аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы
общения.
Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не
скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными
этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае
западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора
речевых штампов.
При всем разнообразии речевых расстройств, можно выделить основные особенности
речи у детей с РАС:
мутизм (отсутствие речи) значительной части детей:
эхолалии (повторение слов. фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т.
е воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
большое количество слов - штампов и фраз - штампов, фонографичность
(«попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой
речи:
отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая
речь иногда развита хорошо);
автономность речи;
позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное
употребление (о себе -«он» или («ты», а других иногда «я»);
нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное -
до буквальности -сужение толкований значений слов), неологизмы;
нарушения грамматического строя речи:
нарушения звукопроизношения;
• нарушения просодических компонентов речи.
Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах
патологии, однако при РАС большинство из них имеет определенные характерные
особенности.
Оказание коррекционной помощи начинается с обследования речи, целью которого
является точное определение доступного ребенку уровня речевого навыка, а также
взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от
возможного контакта, появление протестных реакций - негативизма, агрессии или
самоагрессии и фиксацию негативного опыта.
Протокол первичного обследования речи.
Параметры обследования
Фиксируемые
данные
Обследование
импрессивной
стороны речи
Спонтанная
ситуация
Понимание высказываний, содержащих
аффективно значимые слова
Выполнение инструкций в контексте
ситуации
Выполнение инструкций вне контекста
ситуации
Направленное
обследование
Понимание названий предметов
Понимание названий и действий
Понимание
названий
и
качеств
предметов и т.д.
Обследование
экспрессивной
стороны речи
Спонтанная
ситуация
Вокализации,
внегортанные
звукообразования
Подражание
Выражение желаний
Собственные высказывания
Направленное
обследование
Подражание
Произносительная сторона речи
Лексика
Грамматическая структура речи и т.д.
Напомним, что основная трудность аутичного ребенка лежит не в области понимания
речи, а в сфере произвольности: произвольной организации своего внимания и поведения
в соответствии с тем. что он слышит, произвольной организации собственной речевой
реакции.
Результаты
обследования
изучаются
и
используются
для
построения
индивидуальных программ по формированию речевых навыков.
Работа по развитию речи должна быть индивидуальной, соответствовать уровню
интеллектуального развития ребенка, в ней следует учитывать особенности всей клинико-
психологической структуры, характерной для детей с РАС.
Основные задачи логопедической работы представляются следующими:
дифференциация
речевых
нарушений,
обусловленных
аутизмом
и
сопутствующими синдромами;
установление эмоционального контакта с ребенком;
активизация речевой деятельности:
формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре:
развитие речи в обучающей ситуации.
Коррекционная
работа
с
аутичными
детьми
проводится
комплексно,
группой
специалистов различного профиля (учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог по ИЗО) Она
включает
в
себя
психологическую
и
педагогическую
коррекцию,
а
также
систематическую работу с родителями.
Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания
ребенком обращенной к нему речи и его активной речи.
До начала работы над речевой функцией необходим предварительный этап.
1 Предварительный этап работы.
- Установление эмоционального контакта. Этот длительный период Первым включается в
работу психолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его
способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда
уровень взаимодействия с окружением у ребенка развивается настолько, что становится
возможным включение в работу еще одного специалиста Этим специалистом становится
учитель-логопед, который первоначально присутствует на занятиях психолога, а затем
тоже включается во взаимодействие с ребенком.
- Формирование первичных учебных навыков. Логопед и психолог продолжают развитие
навыка взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации,
формируют его «учебное поведение». Оба специалиста воспитывают умение работать за
столом, подбирают для этого материалы и сами задания в соответствии с интересами и
пристрастиями ребенка, используют эмоционально-смысловой комментарий, который по
возможности должен быть сюжетным, сопровождаться рисованием
2. Этап обучения понимания речи
Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков,
имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков -
степень сложности определяется индивидуально. Развитие экспрессивной стороны речи и
понимания у говорящих детей должны идти параллельно и равномерно Необходимыми
предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного
поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи»), Эти
инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.
1)Разработаны следующие программы обучения:
выполнение инструкции «Дай»:
выполнение инструкции «Покажи».
Все слова, пониманию которых ребенок научился в учебной, несколько искусственной
ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка Процесс
переноса (или генерализации) навыка должен быть продуман так же тщательно, как и
процесс обучения.
2) формирование навыков, касающихся понимания названий действий.
Обучение выполнению инструкций:
а) на простые движения:
б) с предметами;
в) обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам).
3.Этап обучения экспрессивной речи
После того, когда начальные навыки понимания речи сформированы, начинают обучение
экспрессивной речи. Формирование навыков экспрессивной речи в поведенческой
терапии начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.
Сначала повторять самые простые звуки, затем их более сложные сочетания. Если
имеются нарушения в строении речевого аппарата (некоторые из них - вторичны -
вследствие многолетнего молчания), полезна артикуляционная гимнастика, позволяющая
работать над подвижностью языка, речевым дыханием, развитием произвольного
контроля за положением артикуляционного аппарата и т.д. Из отработанных звуков в
дальнейшем формируют первые слова.
1) Обучение использовать указательный жест для выражения своего желания.
2) Когда ребенок показывает на желаемый предмет, его учат произносить название этого
предмета. Обучение можно производить и в естественной ситуации, и в учебной. Со
временем ребенка можно научить произносить слово без указательного жеста или
отвечать на вопрос «Что ты хочешь?».
3) Обучение словам, выражающим просьбу, следует начинать как можно раньше. Как
только произносительные возможности ребенка позволяют ему сказать: «Дай»
:
«Помоги».
«Открой» после надо приступать к обучению. Учить употреблять эти слова лучше в
естественных ситуациях
4) Даже если устная речь ребенка сводится к отдельным вокализациям, его необходимо
учить выражать согласие или несогласие с чем-либо.
Важно отметить, что при обучении речевым навыкам (как и любым другим) ни в коем
случае нельзя останавливаться на том, что уже достигнуто. Всегда есть опасность того,
что ребенок, освоив тот или иной навык (например, называние предметов), не
продвинется дальше в своем речевом развитии. Как только навык сформирован перенесен
в повседневную речь, надо двигаться, думая, чему и как нужно учить ребенка, какие
навыки нужны ему для будущего.
4. Обучение чтению.
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
- аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
- послоговое чтение;
- глобальное чтение.
Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из
этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя
приемы
аналитико-синтетического
чтения,
мы
даем
ребенку
возможность
сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения
звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью
и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную
память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу
связывается с реальным объектом. Однако если обучать ребенка только приемам
глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память
перестает удерживать накапливающийся объем слов. При нормальном развитии речи всю
аналитическую работу по вычленению фонемы как основной составляющей единицы
устной речи ребенок выполняет самостоятельно. Для выделения отдельной буквы из слова
и соотнесения ее с определенным звуком такому ребенку тоже не требуется значительная
помощь со стороны взрослого. В условиях патологического становления речи малыш не в
состоянии сам произвести столь сложный анализ речевых единиц, поэтому без
специального обучения он не сможет перейти от фотографического «угадывания» слов к
истинному чтению.
Нарушения звукопроизношения у детей с РАС связаны с малой речевой практикой и
недостаточной психической активностью, с недоразвитием фонематического слуха или
другой неврологической патологией. Однако торопиться с исправлением дефектов
звукопроизношения не следует, так как сосредоточение не на смысловой, а на
технической стороне речи может затормозить развитие коммуникативной функции.
Таким образом, логопедическая работа с детьми с РАС должна проходить
определенным образом:
1. Логопедической работе предшествует адаптационный период, в ходе которого
изучаются анамнестические сведения, составляется протокол речевого развития и
проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.
2. Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком. Нельзя быть слишком
активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не
достигнут контакт.
3. В помещении, в котором проводится логопедическая работа не должно быть предметов,
отвлекающих ребенка, помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети
импульсивны, беспокойны, и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии.
4.Программа по коррекции речевых нарушений разрабатывается совместно со всеми
специалистами, работающими с ребенком.
5 Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала,
логопедических зондов.
6 Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной,
терпеливой и иногда очень длительной.
Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном
наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым
операциям в других, часто повторяющих бытовых ситуациях. При правильно построенной
работе дети с РАС могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае
результаты будут разные. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же, как и у
здоровых детей. Для того, чтобы отследить динамику, следует фиксировать (записывать)
малейшие достижения. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны
последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Добиваясь от ребенка
правильного
поведения,
целенаправленной
деятельности,
мы
формируем
соответствующий стереотип, который помогает взаимодействовать, познавать мир.
План индивидуальной работы
Фамилия, имя ребенка –
Логопедическое заключение: ОНР 1 уровня речевого развития
№
Основные направления работы и задачи
Формы, методы, приемы
Сроки
1
Развитие подвижности речевого аппарата.
Развивать артикуляционную моторику до
уровня минимальной достаточности для
постановки звуков.
Упражнения
артикуляционной
гимнастики: «Худяк»,
«Толстяк», «Окошечко»,
Накажем непослушный
язычок», «Заборчик»,
«Трубочка»,
Сентябрь
2
Формирование правильного
звукопроизношения:
постановка звуков простого и сложного
онтогенеза.
Автоматизация поставленных звуков в
строгой последовательности
Воспитание самоконтроля
а) через внешний контроль со стороны
взрослых
(родители, педагоги)
б) через использование сигналов обратной
связи
в) через систематическую работу
Введение поставленных и
автоматизированных звуков в спонтанную
речь.
Артикуляционные
упражнения: Чередование
«Заборчик»-«Трубочка»,
«Лопаточка», «Язычок
перешагивает зубы», «Кто
дальше загонит мяч»,
«Чашечка», «Качели»,
«Пароход», «Фокус»,
«Парус», «Заведи моторчик».
Сентябрь-май
3
Уточнение, обогащение словаря по
лексическим темам в соответствии с
перспективным планом
Демонстрационный
материал по лексическим
темам. Оформление
логопедического альбома.
Дидактические игры: «Мир
вокруг нас», «В саду, в поле,
в огороде», «Чей малыш»,
«Чей домик», «Животные и
птицы. Как говорят и что
едят». «Уютный домик»,
«Три картинки», «Круглый
год», «Осень, зима, весна,
лето», «Развивающее лото»,
«Знают все профессии»,
«Четвертый лишний»,
«Противоположности»,
«Умные машины».
Сентябрь-май
Сентябрь-
ноябрь
Сентябрь-май
4
Работа над слоговой структурой слов.
Проведение работы по делению слов и
Дидактическое пособие
«Преодоление слоговой
Январь-май
выделению ударного слога
Определение количества слогов в слове,
составление слоговых схем.
Анализ слов: обратный прямой, со
стечением согласных
Проговаривание и чтение слогов со
стечением согласных и включение этих
слогов в состав слова.
структуры слова»,
Дидактическая игра «Делим
слова на слоги».
Различные упражнения типа
«Запомни - повтори»,
«Скажи - повтори» и др.
5
Создавать предпосылки к развитию речи:
-формирование языковых способностей,
вызывая подражательную речевую
деятельность в форме любых звуковых
проявлений;
- формировать умение правильно отвечать
на вопросы
Дидактические игры:
«Рыбка», «Облако»,
«Пузыри», «Часы»,
«Машина»,
«Пирамида»,«Расскажи
сказку», «Кто как кричит»,
«Чей малыш».
Серия картинок
( от 2до 5)
Сентябрь-май
6
Формирование грамматического строя речи:
- употребление имен существительных
именительного падежа единственного и
множественного числа;
- употребление имен существительных в
родительном падеже множественного числа;
- употребление имен существительных
дательного падежа единственного и
множественного числа;
- предложного формы имени
существительного;
- согласование имен числительных с
именами существительными;
- согласование прилагательных с
существительными;
- знание и употребление пространственных
предлогов
Дидактические игры:
«Автобус для зверят», «Счет
1,2,3…», «Веселая
геометрия», «Найди по
описанию», «Посади
огород», «Один-много»,
«Большой-маленький», «Чей
малыш», «Что из чего» ,
«Круглый год».
Дидактическое пособия:
«Развиваем речь», «Большая
книга упражнений»
Сентябрь-май
7
Развитие фонематическое восприятие
Развивать слуховое внимание, память.
Учить выделять согласный звук из начала
слова под ударением, гласный звук.
Учить выделять согласный звук из конца
слова.
Определять поставленный звук в разных
позициях.
Речевые игры: «Поймай
звук», «Хлопни – топни»
Дидактическая игры:
«Логопедическое лото»,
«Кот –охотник», «Лиса и
колобок», «Пес – шалун».
Сентябрь-
ноябрь.
Декабрь –май.
8
Формирование мелкой и общей моторики:
Учить правильно держать карандаш,
регулировать нажим карандаша и ручки.
Развивать мелкую моторику рук.
Различные упражнения на
профилактику дизграфии
(«Почини букву», «Вылепи
букву», «Допиши букву»,
«Сложи букву» и т.д.
Сентябрь-май.
9
Формирование связной речи:
Учить объединять простые предложения в
короткий рассказ. Составлять элементарные
рассказы – описания(с опорой на схему
Обучать умению составлять рассказ по
серии сюжетных картинок.
Составление рассказов «Мой
любимый овощ, фрукт,
игрушка» и далее по
лексическим темам .
Дидактические игры:
«Истории в картинках»,
«Сказки для маленьких»,
«Расскажи сказку».
Дидактическое пособие
«Рассказы в картинках»
Сентябрь-май.
Сентябрь-май
Декабрь-май.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №75 «СОЛНЫШКО»
Конспект индивидуального логопедического занятия
с ребенком c РАС
(
подготовительный этап
)
Подготовила и провела:
Родина Е.И.,
учитель-логопед
2022 г.
Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: Закрепление произношения гласных, а также их
слитное произношение в звукоподражаниях; закрепление умения пользоваться
указательным жестом.
Коррекционно – развивающие: Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики;
артикуляционной моторики; внимания.
Коррекционно – воспитательные: Воспитание интереса к занятиям, усидчивости,
желания доводить начатое до конца.
Социализирующие: Установление эмоционального контакта, создание ситуации успеха
(с помощью тактильного и словесного поощрения).
Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; яркая прищепка; игрушка
самолёта; картинки для звукоподражаний; цветной песок
Ход занятия.
Структурные
компоненты
Содержание работы
1.Организационный
момент
Деятельность педагога
Деятельность
ребёнка
- Здравствуй. Сегодня светит
солнце и у нас замечательное
настроение. Вот и мы с хорошим
настроением будем с тобой
заниматься. Ты готов?
Ребёнок занимает
своё место около
логопеда перед
зеркалом.
2. Артикуляционная
гимнастика
Закрепление
указательного жеста,
понимание инструкций.
1.Ребёнку предъявляются
картинки с изображением
бегемота, лягушки, лошадки.
- Широко откроем ротик, как
голодный бегемотик! “А”
-Улыбаюсь, как лягушка, очень
милая подружка! “И”.
-Подражаю я слону, губки
хоботом тяну” “У”.
-Эй лошадка не скачи, зубки
только покажи! “Ы”.
Закрепление указательного жеста:
“ - Покажи лошадку. Покажи
лягушку. Покажи бегемота. Кто
улыбается? Кто открыл рот? Кто
показывает зубки?
2.Упражнение для языка.
Для движений языка влево и
вправо, на уголки губ наносится
немного шоколада или варенья.
Тоже для движений языка вверх и
вниз. Только лакомство наносится
над верхней и нижней губой.
Ребёнок длительно
произносит звук “А”.
Длительное
произнесение звука
“И”.
Длительное
произнесение звука
“У”.
Показывает зубы,
произнося звук “Ы”.
Ребёнок
указательным
жестом выполняет
инструкции педагога.
Ребёнок слизывает
лакомство и
выполняет
упражнение для
языка.
3. Пальчиковая
гимнастика
- Посмотри, какая у нас есть яркая
прищепочка. Сейчас она поиграет
с твоими пальчиками.
Педагог на каждый пальчик
ребёнка слегка надавливает,
произнося звуки “А, О, У, И, Э”
сначала на левой, затем на правой
руке.
Ребёнок повторяет
звуки за педагогом.
4. Работа над
модуляцией голоса.
- “Посмотри, к нам летит самолёт!
Сейчас он летит тихо “У”, а
теперь громко “У”! Скажи тихо
(педагог показывает картинку
“тихо”), а теперь громко (меняет
картинку на “громко”).
Затем педагог меняет картинки
одну на другую.
“ - Девочка плачет тихо “О”, а
теперь громко “О!”.
Ребёнок меняет
модуляцию голоса с
тихого на громкий, в
зависимости от
показанной
картинки.
5.Слитное произношение
гласных в
звукоподражаниях.
Ребёнку предъявляется картинка:
“ Девочка в лесу”.
“ - Скажи, как кричит девочка в
лесу? Ау. Повтори”.
Затем предъявляются поочерёдно
другие картинки : “Ослик” (ИА),
“Плачет малыш” (УА).
Затем педагог предлагает
показать, кто говорит так “ИА”, а
кто так “УА”,.
Ребёнок
воспроизводит
звукоподражание
“АУ”, глядя на
картинку. Затем ИА,
УА.
Ребёнок показывает
на соответствующую
картинку.
6.Рисование на песке
пальчиком.
Педагог вместе с ребёнком рисует
пальчиком на цветном песке.
Играет на песке, комментируя
рисунки. Круги – похожи на букву
“О”, поставим палочку посередине
– получилась буква “А” и т.д.
Рисует на песке.
Проговаривает
получившиеся
буквы.
7. Итог занятия.
Ребёнку предлагается поощрение
в конце занятия.
“ - Ты хорошо занимался,
молодец! Какую конфету хочешь,
красную или зелёную? Покажи.
Проси. Молодец!”
Ребёнок показывает
на конфету, делает
просительное
движение руки,
чтобы получить
поощрение.
Список литературы:
1.
Лебединская КС, Никольская ОС. Диагностическая карта. Исследование ребенка
первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.
2.
Никольская О. С. Аутичный ребенок.
3.
Никольская О. С. Баенская Е Р. Либлинг М. М Пути помощи.
4.
Нуриева Л.Г.Развитие речи у аутичных детей