Автор: Михайлова Эльвира Виниаминовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДООСЦ
Населённый пункт: п. Красная Горбатка Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности"
Раздел: дополнительное образование
Индивидуальный поход к обучению плаванию
учащихся разного уровня подготовленности
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Детский оздоровительно-образовательный
спортивный центр Селивановского района
Владимирской области,
мастер спорта по плаванию
Михайлова Эльвира Виниаминовна
Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет
определено, насколько занимающийся ребенок владеет навыком плавания.
Подготовленность определяется непосредственно в воде.
В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не
умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним
признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся
детей погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в
постоянном желании держаться за твердую опору.
Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут
погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и
способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать
попытку к передвижению.
Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может
передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.
В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают
неспортивными способами расстояние больше 25м.
В пятую – умеющие плавать спортивными способами.
Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия
проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и
мальчики. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая
необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно
одинаково осваивают движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и
старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.
Чаще всего нет возможности комплектовать отдельные группы и
приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня
подготовленности. Это требует хорошей подготовки к организации и
проведению урока.
Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать следующие
правила:
-не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с
головой, запугивать;
-все объяснения методического и организационного характера проводят с
занимающимися детьми только на суше, когда вся группа находится в воде;
применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые
должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и
эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли;
-особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору
упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях
имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют
уверенность в своих силах и доверии к преподавателю;
-каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен,
занимающиеся должны получить одобрение и поддержку;
-если новички не могут выполнить задание, необходимо проявить максимум
выдержки, терпения и предложить другое посильное задание;
-при
объяснении
нового
упражнения
необходимо
остановиться
на
следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер
движения, наиболее трудно выполняемые части;
-объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того,
чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках
и недостатках;
-шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это
убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность
группы детей;
-чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения –
технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в
исполнении лучших детей-пловцов;
-каждое
занятие
начинать
с
выполнения
серии
хорошо
знакомых
упражнений, что позволяет привыкнуть к температуре воды, ощутить
уверенность в своих силах;
-для увеличения динамичности и плотности занятия необходимо чередовать
упражнения,
выполняемые
на
месте
с
упражнениями
в
движении,
упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких
отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей
данной подготовленности дистанций;
-после освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно
больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния;
-поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или
прикладным способом или их сочетанием;
-при изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим
указаниям по предупреждению типичных ошибок;
-исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает
интерес к занятиям и уверенность в своих силах;
-в каждом занятии надо изучать не более одного - двух упражнений
Даже не став большим спортсменом, ребенок научится основам
техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в
скольжении, дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим видом
спорта, захочет заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом,
дельфином или просто научится плавать - это ему не раз пригодится в жизни.