Автор: Арнаутова Виктория Ивановна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "ЦРР - детский сад №2"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: Сценарий. Деловая игра для педагогов
Тема: "Сенсорное развитие в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад №2»
Сценарий деловой игры для педагогов
«Сенсорное развитие в дошкольном возрасте»
Учитель-дефектолог:
Арнаутова В.И.
г. Тула,
2022г.
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и
технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.
Актуальность темы.
Сенсорное развитие - это целенаправленный процесс развития ощущений,
восприятия, чувств. Основой сенсорного развития являются анализаторы, органы
чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они
обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину,
пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние
качества предмета и температуру, временные отношения).
Главными задачами сенсорного развития являются:
-
Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно
изучать окружающий мир, через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.
-
Научить ребёнка обследовать предметы.
-
Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах
деятельности.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности служит основой познания мира.
Однако тенденция развития современного общества пришла к тому, что дети все
больше и больше увлечены просмотром мультфильмов , играм на компьютере .
Родители же в силу своей занятости обращают недостаточно внимания на другие
стороны их развития , в частности развитие сенсорной культуры. Многие из них
недостаточно информированы в данном вопросе.
Исходя из этого, возникла необходимость в подборе и использовании разнообразных
форм, методов и приемов для работы с детьми и их родителями по сенсорному
воспитанию.
Ход мероприятия.
Педагоги рассаживаются за 2 стола. Перед каждым педагогом лежит вопрос.
Разминка.
Возьмите, пожалуйста, вопрос и кто готов, ответьте!
- В каком возрасте создают условия, чтобы ребенок мог следить за движущимися
яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
а) до 1 года, б) после 1 года, в) в 2 года
- В каком возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как
особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях
цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
а) 2 года, б) 3 года, в) 4 года
- В каком возрасте у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные
в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине
между несколькими предметами.
а) 3 года, б) 4 года, в) 5 лет
- В каком возрасте одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-
эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более
сложных глазомерных действий.
а) 3 года, б) 4 года, в) 5 лет
- В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое
восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов,
выделять отдельные измерения величины.
а) 4 года, б) 5 лет, в) 6 лет
- В каком возрасте целесообразно знакомить с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между
элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
а) 4 года, б) 5 лет, в) 6 лет
Вносится коробка.
Каждый из нас был маленьким и помнит, как хотелось потрогать все новое,
прикоснуться, погладить, попробовать - т.е. изучить предмет со всех сторон.
Сейчас я Вам предлагаю угадать, что находится в этой коробке (выслушиваются
предложения).
Вы попали в затруднительную ситуацию. Сегодня я предлагаем Вам
пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным
предметом. С помощью игр Вы догадаетесь, что же находится в этой коробке.
Предлагаю забыть на время о том, что вы взрослые и превратиться в детей,
немножко поиграть. Готовы?
А отправимся мы сегодня в путешествие в страну «Сенсорику».
1 . Остановка «Цветная».
На этой остановке мы познакомимся с цветом и научимся подбирать предметы одного
цвета.
1.Педагогам необходимо собрать детали мелкой мозаики одновременно двумя руками.
Первый стол: в правую – красные, в левую зеленые; второй стол: в правую – синие, в
левую - желтые. Кто больше наберет и в какую руку.
После выполнения заданий открыта первая подсказка – в ящике ощущений предмет
желтого цвета.
2. Остановка «Фигурная». Здесь нас встречают фигуры разной формы.
Игра «Веселый художник».
Каждому участнику предлагается взять 2 фломастера и нарисовать 2 руками
одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования ведущий задает
вопрос «Какая фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками
дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.
Геометрические фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится
предмет
круглой формы,
Теперь мы знаем, что предмет в коробке зеленого цвета и он круглой формы.
3. Остановка «Ароматная». Баночки с запахами: кофе, лавровый лист, лимон, мята,
апельсин, ваниль. Педагогам раздать баночки с запахами. Они определяют запах с
закрытыми глазами.
Давайте попробуем угадать, какой запах в баночке?
И здесь мы тоже получаем подсказку- этот предмет имеет аромат.
Пройдя через все остановки, нам стали известны некоторые свойства неизвестного
объекта. Но мы еще не можем догадаться, что там. Почему?
Да! Не хватает тактильных ощущений.
4. Остановка «Тактильная».
Игровое упражнение. «Орех».
Атрибут – деревянные шарики.
Движения соответствующие тексту.
Я катаю свой орех,
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Комментарий: как известно, развитие мелкой моторики способствует
интеллектуальному развитию, а применение логоритмических упражнений улучшает
этот процесс вдвое.
Это была конечная остановка. Мы весело поиграли и получили пять подсказок.
Давайте вспомним. Предмет в коробке желтый, круглый, сладкий, твердый и гладкий.
(Яблоко).
Подведение итога.
И так мы с Вами подтвердили тот факт, познание неизвестного проходит по
одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств. Наиболее полный образ
объекта ребенок получает тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как дети должны
не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях
каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при
познании новых предметов и явлений окружающей действительности.
Нам, взрослым необходимо ежедневно заботится о том, чтобы наши дети
взаимодействовали с окружающим миром для своей пользы, ведь сенсорное
(умственное) развитие - это залог успеха для становления личности.
Благодарю вас за активное участие. И хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем
мероприятии. Рефлексия.