Напоминание

"Логоритмика - средство оздоровления речи"


Автор: Бояринцева Людмила Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 5 г.Туймазы
Населённый пункт: г. Туймазы
Наименование материала: Статья
Тема: "Логоритмика - средство оздоровления речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Логоритмика – средство оздоровления речи».

Логоритмика

средство

оздоровления

речи,

комплексная

методика,

включающая в себя задачи логопедического, музыкально-ритмического и

физического воспитания.

Логоритмика включают в себя систему упражнений, заданий, игр на основе

сочетания слова, музыки, движения, направленных на:

-регуляцию

мышечного

тонуса,

умение

расслаблять

и

напрягать

определённые группы мышц;

-развитие дыхания, голоса и артикуляции,

мимики, фонематического

восприятия;

- развитие счетных и речевых умений;

-формирование чувства музыкального размера, ритма, через пение, игру на

музыкальных инструментах, пальчиковые игры;

- активизацию внимания и памяти.

Логоритмика в первую очередь необходима детям:

- с заиканием или наследственной предрасположенностью к нарушению

темпоритмической стороны речи;

- с брадилалией, тахилалией или прерывистой речью (с чересчур медленной,

быстрой или прерывистой речью);

- с недостаточно развитой моторикой или координацией движений;

- с дизартрией,

задержкой речевого развития, алалией, нарушениями

произношения отдельных звуков;

- находящимся в периоде интенсивного формирования речи (возраст 2,5 – 4

года);

- с ОВЗ, инвалидностью, часто болеющим детям.

Логопедической

ритмикой,

т.е.

логоритмикой

могут

заниматься

одновременно все дети, ее может проводить любой педагог, в основе

логоритмики – игра, которая проводится по принципу подражания, играя,

ребенок легко усваивает материал, а педагог достигает желаемого результата.

Требования к логоритмике:

1.Подбор упражнений с учетом возраста и индивидуальных особенностей

развития ребенка. Если что – то не получается, материал можно упростить,

сократить, или разбить на несколько частей, разделить на несколько занятий.

2.Соблюдение принципа «от простого к сложному».

3.Увлеченность педагога. Если ребенок почувствует ваше недовольство или

неудовлетворение, он может отказаться от занятий, ему должно быть

интересно.

4.Подача материала в последовательной системе. Упражнения нужно

многократно повторять из занятия в занятие, пока они не будут выполнены

правильно и точно. Занятия логоритмикой не дают сиюминутного эффекта. О

результатах можно говорить не раньше, чем через полгода.

Алгоритм проведения логоритмики:

-сначала ребенок знакомится с текстом, понимает его смысл;

-в первое время дети повторяют текст за взрослым в зависимости от своих

индивидуальных особенностей и особенностей речи, памяти и восприятия;

-после того, как дети усвоят текст, к тексту добавляются соответствующие

простые движения;

-далее включается музыка.

Если одна из составляющих дает сбой, как правило, рушится весь механизм.

Задача логоритмики – сделать так, чтоб всё (речь, движения, музыка)

работало слажено и без сбоев.

Доминирующая задача в логоритмике – это речь, сложнейший процесс,

требующий скоординированной работы дыхания, органов артикуляции,

нервной системы, органов восприятия. Чем больше органов восприятия

(слуховой, зрительный, осязательный, кинестетический) принимает участие в

речевом развитии, тем лучше будет развита речь ребенка.

Заниматься логоритмикой нужно 2 раза в неделю желательно во второй

половине дня, с заикающимися детьми 3 – 4 раза в неделю.

Упражнения на развитие моторики.

Название

игры

До 2-х лет

От 2 до 4 лет

От 4 до 6 лет

От 6 до 8 лет

«Ладушки»

Накапливать

пассивный

словарь,

стимулировать

эмоциональный

настрой,

активизировать

движения

пальцев рук

«Сорока-

белобока»

Накапливать

пассивный

словарь,

стимулировать

эмоциональный

настрой,

активизировать

движения

пальцев рук

«Прогулка»

Обогащать

словарь,

развивать

чувство

ритма, общей

моторики

«Этот

пальчик…»

Развивать

чувство

темпа и

ритма,

мелкую

моторику

«Черепаха»

Развивать

активную речь,

мелкую

моторику

«Строим дом»

Развивать

активную речь,

мелкую

моторику

«Апельсин»

Развивать

умение

слушать и

повторять

текст,

подчинять

движения

ритму и

тексту;

развивать

движения

пальцев рук

«Хомка»

Развивать

умение

слушать и

повторять

текст,

подчинять

движения

ритму и

тексту;

развивать

общую

моторику

Логоритмикой мы занимаемся с рождения, но до 2 лет занятия носят

пассивный характер,

они

сводятся к чтению потешек, прибауток с

отхлопыванием ритма.

Например, играя в «Ладушки» с ребенком взрослый помогает ребенку

похлопать ручками в такт стихам (показываю).

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Название игры

До 2-х лет

От 2 до 4

лет

От 4 до 6

лет

От 6 до 8

лет

«Птицеферма»

Развивать

речевое дыхание,

звукоподражание

, учить детей на

одном выдохе:

произносить 3-4

слога.

«Кто как голос

подает?»

(животные)

Развивать

речевое дыхание,

звукоподражание

, учить детей на

одном выдохе:

произносить 3-4

слога.

«Пой со мной!»

Развивать

правильное

речевое

дыхание –

пропевание

на одном

выдохе

гласных

звуков А,

О, У, И, Э.

«Свистульки»

Развитие

сильного

плавного

выдоха;

активизация

губных

мышц.

«Ракета»

Развитие

речевого

дыхания

и голоса

«Эхо»

Развитие

силы

голоса и

речевого

дыхания

Звукогимнастика

Развитие

речевого

дыхания,

сильного,

плавного и

длительного

выдоха

В возрасте 2 - 4 лет дети совершенствуют двигательные навыки, учатся

говорить, общаться – именно этим и нужно заниматься на логоритмике. Если

ребенок не говорит, побуждать его хотя бы к повторению окончаний слов.

Звукопроизношение

Название игры

До 2-х лет

От 2 до 4 лет

От 4 до 6 лет

От 6 до 8

лет

Игры на

звукоподражани

е

Развить

звукопроиз-

ношение,

фонематически

й слух, словарь,

чувство ритма и

рифмы.

Чистоговорки

на гласные,

согласные,

включая

свистящие звуки

Развить

звукопроиз-

ношение,

фонематический

слух, словарь,

чувство ритма и

рифмы.

Чистоговорки

на гласные,

согласные,

включая

свистящие и

шипящие звуки

Развить

звукопроиз-

ношение,

фонематически

й слух, словарь,

грамматику,

связную речь,

чувство ритма и

рифмы.

Чистоговорки

на гласные,

согласные,

включая

свистящие,

шипящие и

сонорные звуки

Развить

звукопроиз-

ношение,

фонематичес

кий слух,

словарь,

грамматику,

связную

речь,

чувство

ритма и

рифмы.

В возрасте от 4 до 6 лет речь ребенка перестает быть «детской», поэтому

необходимо добиваться чистоты и правильности речи, через проговаривание

чистоговорок на отработку звуков.

От 6 до 8 лет ребенку подвластны практически все движения, а сам он

полон энергии и сил.

Логоритмика

отлично

развивает общую и

тонкую

моторику,

координацию движений, речевое дыхание, дикцию, выразительность речи,

способствует нормализации мышечного тонуса.

Занятия логоритмикой тренируют память, внимание, восприятие, особенно

слуховое,

весьма

благотворно

влияют

на

физическое

состояние

воспитанников, помогают сформировать правильные двигательные навыки.

Благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей:

непоседливых

и

легковозбудимых

успокаивает,

а

медлительных

и

задумчивых наоборот мотивирует к деятельности.

Эти занятия развивают чувство ритма, что способствует развитию

фонематического слуха и восприятия, в дальнейшем в работе над делением

слова на слоги, вычленении одного звука из ряда других или в составе слова,

при нахождении ударного слога дети испытывают меньше трудностей.

Логоритмика, в сочетании слова, движения, музыки оздоравливает речь

ребенка через создание условий для речевого развития: обогащение словаря,

развитие диалогической речи, творчества.

Спасибо за внимание!



В раздел образования