Автор: Назинкина Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Атратская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика Алатырский район п.Атрать
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Комплексный анализ текста" ( Выразительные средства языка)
Раздел: среднее образование
План-конспект открытого урока русского языка по теме:
«Комплексный анализ текста
(Выразительные средства языка)»
Класс:8
Разработала: Назинкина Т.И, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Атратская СОШ»
2022г.
Урок русского языка в 8 классе
Тема. Комплексный анализ текста. (Выразительные средства языка)
Цели:
формирование навыков извлечения из текста авторской мысли, развитие
речи, умения анализировать художественный текст, находить в нем
выразительные средства языка;
развитие навыков выражения собственных мыслей;
воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к русскому
языку, к родной природе.
Оборудование:
слайды,
музыка Э. Грига,
раздаточный материал (текст И.С.Тургенева)
Эпиграф:
Природа - вечный образец искусства.
В.Г.Белинский
С помощью слов можно передать самые прекрасные мгновения жизни
И.С. Тургенев.
Ход урока
- Добрый день, ребята, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в
стенах нашей школы.
Хотелось бы начать сегодняшний урок со следующих слов:
II. Вступительное слово
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать
речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с
конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня, ребята, в XXI веке,
журналисты, учёные, языковеды, психологи, писатели, педагоги особенно
остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские
вопросы: Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства
стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их
взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что
произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего
читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и
литературы– один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством
человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, - явление
уникальное и удивительное.
I. Формулирование проблемы, темы и целей урока учащимися.
Какая же проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком,
кто его изучает? Попробуйте сформулировать проблему в виде вопроса:
(как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете –
красивым, величественным, выразительным?)
(Что сделать, чтобы язык не засорялся?)
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
( о выразительных средствах языка)
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной
речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания
явлений окружающей действительности.
(
Имитация (от лат. imitatio — «подражание»): Подражание (голосу,
почерку и т. д.) — уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение,
повторение, копирование. Мимесис — подражание искусством
действительности)
Правильно, и находить мы будем их в тексте. Мы о
пределим тему данного
текста, основную мысль, тип и стиль речи, фонетические, лексические,
морфологические, синтаксические особенности, выразительные средства.
Как называется такая работа? (Комплексный анализ текста.) Допишем
формулировку темы.
•
Итак, мы должны знать
•
Что такое тема
•
Идея
•
Типы речи
•
Стили речи
•
Заголовок
•
Изобразительно-выразительные средства
И уметь всё это определять.
Для этого напишем терминологический диктант.
II.Терминологический диктант. Я даю вам определение, а вы запишите
термин, соответствующий ему.
1.
Связное высказывание на определённую тему.
2.
Имя статьи, текста.
3. То, о чём говорится в тексте.
4. Главная мысль текста.
5. Тип речи, в котором что-то описывается.
6. Художественное образное определение.
7.Употребление слова в переносном значении на основе сходства с
другими предметами.
8. Придание свойств живого неодушевлённым предметам.
9. Обратный порядок слов в предложении.
10. Ряд однородных членов, расположенных в порядке усиления или
ослабления признака.
11. Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того, чтобы
пояснить один из них при помощи другого.
12. Излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета или
явления.
13.Скрытая насмешка
14. Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или
явления.
15. Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
16. Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
17. Вопрос, на который не ожидается ответа.
Проверка.
Ответы.
1.
Текст
2.
Заголовок
3.
Тема
4.
Идея
5.
Описание
6.
Эпитет
7.
Метафора
8.
Олицетворение
9.
Инверсия
10.Градация
11.Сравнение
12.Гипербола
13.Ирония
14.Литота
15.Антитеза
16.Оксюморон.
17.Риторический вопрос.
III. Работа с текстом.
Сегодня мы поработаем с отрывком из рассказа «Бежин луг» Ивана
Сергеевича Тургенева
(
знаменитого русского писателя и поэта, публициста и драматурга, классика
русской литературы 19 века.)
Звучит музыка Эдварда Грига «Утро».( Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт».)
На экран проецируютя слайды, иллюстрации к отрывку из рассказа И.С.
Тургенева «Бежин луг».)
1.Чтение текста подготовленным учеником
На фоне слайдов и музыки учащийся читает текст, отрывок из рассказа
«Бежин луг»
Обучающиеся определяют тему текста Тургенева.
- О чем этот текст? (О наступлении утра, пробуждении природы).
Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Мы увидели и услышали
описание утра в разных видах искусства. Художник описал при помощи
красок, музыкант при помощи нотных знаков, а Тургенев при помощи слов.
Посмотрим, как он этого добился.
Хотелось бы сказать, что «Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов
И.С. Тургенева. Он пробуждает в человеке способность воспринимать
прекрасное, красоту русской природы.
2.Жужжащее чтение. Все вполголоса читают текст и вставляют
пропущенные буквы. (Перед каждым учеником текст Тургенева)
1.Свежая струя проб..жала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро
зачиналось. 3. Еще н..где не румянилась з..ря, но уже заб..лелось на в..стоке.
4. Бледно(серое) небо св..тлело, х..л..дело, с..нело; звезды то м..гали слабым
светом, то и..чезали; отсырела з..мля, зап..тели листья, (кое)где стали
ра..д..ват..ся ж..вые звуки, г..лоса, и жи..кий, ра(н,нн)ий в..терок уже пош..л
бр..дить и п..рхать над з..млею. 5. Я проворно встал и подош..л к мальчикам.
6. Они все спали как убитые в..круг тлеющего к..стра:7. Я пош..л восвояси
вдоль задымившейся р..ки. 8.(Не)успел я отойти двух верст, как уже
пол..лись: сперва алые, потом красные, з..лотые п..токи м..лодого, г..рячего
света:9. Все заш..велилось, проснулось, запело, зашумело, заг..ворило. 10.
Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли р..сы; мне (на)
встречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утре(н,нн)ей прохладой,
прин..слись звуки кол..кола, и вдруг мимо меня, пог..няемый знакомыми
мальчиками, промчался отд..хнувший табун: (По И.С.Тургеневу).
Словарь:
Зачиналось- начиналось
Восвояси- (разг) домой, обратно, туда, откуда пришел.
Рдяной- красный, алый
Алый- ярко-красный-
Анализ текста.
- Какой тип речи преобладает в тексте? (Описание).
- Определите главную мысль текста. (Художник ярко выразил чувство любви
к своей родине, ее природе
3. Разминка.
а) фонетическая разминка
1 группа: в предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв
(свежая, струя, моему)
2 группа: в предложении 4 найдите слова, в которых букв больше, чем звуков
(раздаваться, бродить, порхать).
3 группа: во 2 предложении найти слова, в которых количество букв и звуков
совпадает
Проверка.
б) орфографическая разминка
Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы, объясните их
графически.(Например, объяснить написание слов: бледно-серое, не успел,
навстречу, стали раздаваться и т.д.)
Обучающиеся работают с раздаточным материалом.
4. Анализ лексических особенностей текста.
1. Работа в группах.
Сейчас нам предстоит выяснить, каковы языковые особенности стиля
писателя и провести набольшую исследовательскую работу.
1-я группа: выписывает в тетрадь имена прилагательные и проводит анализ,
какую функцию выполняют они в данном тексте:
свежая струя
бледно-серое небо
живые звуки
золотые потоки
молодой, горячий свет;
жидкий, ранний ветерок
Вывод: прилагательные имеют оценочное значение в большинстве
случаев, вносят оттенок экспрессивности, выразительности, придавая
картинам природы осязаемость, яркость, зримость.
2-я группа: выписывает в тетрадь глаголы с приставкой «за» и проводит
анализ, какую функцию выполняют они в данном тексте:
утро зачиналось
забелелось на востоке
запотели листья
все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило
зарделись капли росы
Вывод: автор использует много глаголов с приставкой за-, которая
имеет значение начала действия, тщательно выписывает каждую деталь
пробуждения и оживления природы - ничто не ускользает от
внимательного взгляда художника.
3-я группа: выписывает в тетрадь лексику со значением цвета, определяет,
для чего автор использует цветопись:
румянилась заря
забелелось на востоке
бледно-серое небо светлело синело
алые, красные, золотые потоки
Вывод: цветопись тургеневского пейзажа - это отражение того, что
происходит в природе. Интересно наблюдать за тем, как с наступлением
утра меняются краски. В описании встречается много выражений,
связанных с цветом. Они легко делятся на группы:
1 группа - это белый, бледно-серый, светлый, ясный;
2 группа - румяный, рдяной, алый, красный;
3 группа - синий, сизый.
Символика утреннего света - это начало, пробуждение, жизнь. Создается
физическое впечатление естественной смены ночи и дня. Это движение
можно проследить по нарастающей: от слов забелелось и бледно-серое до
алого, золотого, горячего.
Понятие цвета передают слова не одной части речи, а разные: бледно-серое,
алые, красные, золотые (имена прилагательные), синело, забелелось,
зарделись (глаголы), смутно (наречие). Использованная в тексте цветопись
создает радостное, приподнятое настроение от картины утренней природы.
2. Какие еще лексические особенности данного текста вы отметили?
фразеологизм "как убитые" обозначает "крепко спящие"
"восвояси", "зачиналось" - просторечные слова, подчеркивающие близость
писателя к народным корням.
5. Анализ синтаксических особенностей текста.
Проверка.
Учащиеся отмечают обилие рядов однородных членов, которые служат для
детального описания картины раннего утра:
небо светлело, холодело, синело
то мигали, то исчезали
алые, потом красные, золотые потоки
чистые и ясные
молодого, горячего света
Отсутствие союзов в предложении 9 подчеркивает динамизм,
одновременность действий, происходящих в природе:
все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
IV. Работа над художественно-изобразительными средствами в
описании.
Как вы думаете, какова наша цель на данном этапе? (Наша цель – найти и
исследовать изобразительно-выразительные средства языка, которые
раскрывают каждую деталь пробуждения и оживления природы - ничто не
ускользает от внимательного взгляда художника.)
- Что помогает И.С.Тургеневу сделать описание более ярким и
выразительным?
(Писатель создаёт описание с помощью красочных эпитетов, метафор,
олицетворений.)
а) Повторим, что такое эпитет.
Эпитет - это художественное определение, придающее выражению
образность и эмоциональность (золотые потоки, живые звуки, чистые и
ясные звуки, задымившаяся река).
б) Дайте определение метафоры.
Метафора - это слово или выражение, употреблённое в переносном
значении, основанном на сходстве; скрытое сравнение (лучистыми алмазами
зарделись крупные капли росы, полились потоки света).
в) Что такое олицетворение?
Олицетворение - это одушевление неживой природы (струя пробежала,
запотели листья, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки
колокола).
Обучающиеся выписывают в тетради эпитеты, метафоры, олицетворения из
текста.
(1 ряд - эпитеты, 2 ряд - метафоры, 3 ряд - олицетворения).
г) Какие еще средства выразительности вы отметили?
Фразеологизм: спят как убитые (спят крепко)
Инверсия - нарушение прямого порядка слов (отсырела земля, запотели
листья, полились потоки, зарделись капли).
Градация - алые, потом красные, золотые потоки.
- Какие стилистические особенности присущи анализируемому тексту?
Обучающиеся работают в группах и приходят к следующим выводам:
И. С. Тургенев - признанный мастер пейзажных зарисовок. В рассказе
"Бежин луг" их несколько. Все они, в том числе и анализируемый нами
отрывок - описание наступления утра, одухотворены. Природа в
изображении Тургенева дышит, живет своей собственной жизнью, что
передается многочисленными олицетворениями и метафорами. Возвышенное
отношение к природе выражено множеством оценочных эпитетов. Художник
умеет увидеть и передать красоту в самом обычном необычными, яркими,
сочными образами. Мы словно видим и запотевшие листья, и росу,
сверкающую, как алмазы, и постепенную смену красок наступающего дня.
Малейшие оттенки, изменения состояния природы точно и необыкновенно
выразительно переданы художником слова с помощью бессоюзных
предложений, рядов однородных членов. Инверсии и благозвучие (эвфония)
обеспечивают легкое для восприятия звучание текста. Гармоничное
сочетание смысла и звучания обладает огромной силой воздействия.
Поэтичность описания сближает его с лирической миниатюрой. Так передает
И.С.Тургенев свое восхищение гармонией и красотой природы.
V. Слово учителя.
Страстно любивший природу, И.С. Тургенев широко пользовался в
"Записках охотника" описаниями природы, которые составляют ярчайшие
страницы в истории русского литературного пейзажа. Пейзаж у Тургенева
всегда подробен и верен. Писатель смотрит на природу не просто взглядом
наблюдателя, но знающего человека. В то же время тургеневские пейзажи
всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку.
Природа - важная и безусловная жизненная ценность, поэтому пейзажи
писателя поразительно конкретны.
В рассказе "Бежин луг" использован подлинно поэтический, даже
символический прием: заблудиться, чтобы открыть... Рассказчик-охотник
сбился с пути и за речкой, на лугу, набрел на мальчиков у костра в ночи. И
открыл для себя богатый, полный фантастики и мудрости мир народных
поверий, сказок, примет, неразрывно связанный с миром природы.
Речь автора, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев
часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение,
метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю
красоту природы.
С особым трогательным чувством нарисована картина пробуждения и
оживления природы. Мощным аккордом звучит жизнеутверждающий гимн
наступающему дню как символ победы света над мраком ночи.
( Ребята, мы с вами изучили замечательное произведение «Мцыри».
Хотелось бы послушать, какие выразительные средства использует
Михаил Юрьевич Лермонтов. Послушаем учашегося….)
Мы убедились в справедливости слов В.Г.Белинского и И.С. Тургенева,
которые служат эпиграфом к уроку, о том, что природа- вечный образец
искусства и что с помощью слов можно передать самые прекрасные
мгновения жизни. И.С. Тургенев.
VII. Домашнее задание и инструктаж к нему.
1.Составить тест о выразительных средствах языка.
2, Выполнить задание № 7 КИМа ОГЭ
VIII. Рефлексия.
( Подведем итоги урока).
Ребята, в завершение мне хотелось бы сказать, что
мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа
нашей духовности, нашей культуры.
– Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в
ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте.
Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к
сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек".
А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой
общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить и писать.
Ребята, перед вами листочки, пожалуйста, оцените себя.
Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что
получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую
практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к
экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно
запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик? Всё это
попробуйте отразить в своих листочках
я научился …
я разобрался в …
я наконец-то запомнил, …
я теперь знаю…, умею …
я должен повторить
И.С.Тургенев (отрывок из рассказа «Бежин луг»). 1.Свежая струя
пробежала по моему лицу. 2. Я открыл глаза: утро зачиналось. 3.
Еще нигде не румянилась з…ря, но уже заб…лелось на востоке. 4.
Бледно-серое небо св..тлело, хол..дело, с..нело; звезды то м..гали
слабым светом, то и..чезали; отсырела земля, запотели листья, кое-
где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний
ветерок уже пошёл бродить и порхать над землею. 5. Я проворно
встал и подошёл к мальчикам. 6. Они все спали, как убитые, вокруг
тлеющего костра…7. Я пошёл восвояси вдоль задымившейся реки.
8. Не успел я отойти двух верст, как уже полились сперва алые,
потом красные, з..лотые потоки молодого, горячего света… 9.Всё
з..ш..велилось, проснулось, з..пело, з..шумело, з..г..ворило. 10.
Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне
навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней
прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня,
погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший
табун…
Рефлексия
1.
я научился ( научилась)
2.
я разобрался в
3.
я наконец-то запомнил,
4.
Я теперь знаю…, умею
5.
Я должен ( должна) повторить
Рефлексия
1.
я научился ( научилась)
2.
я разобрался в
3.
я наконец-то запомнил,
4.
Я теперь знаю…, умею
5.
Я должен ( должна) повторить