Напоминание

«Психолого-педагогические аспекты подготовки вокалистов к концертным и конкурсным выступлениям».


Автор: Габдулкадирова Лилия Фаритовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО «ДМШ №1 им Р.Н.Нагимова»
Населённый пункт: г. Альметьевск. Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Психолого-педагогические аспекты подготовки вокалистов к концертным и конкурсным выступлениям».
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Психолого-педагогические аспекты

подготовки вокалистов к концертным и конкурсным выступлениям».

Преподаватель МБОУ

ДО «ДМШ №1 им Р.Н.Нагимова»

Габдулкадирова Лилия Фаритовна

Психологическая подготовка учащихся к концертному или

конкурсному выступлению является одной из актуальных проблем в

музыкально-исполнительском искусстве в целом и в вокальной педагогике в

частности.

Существует известное правило - на сцене случайной может оказаться

неудача, но никогда случайно не возникает успех.

Зачастую публичное выступление становится настоящим испытанием

«на прочность» даже у концертирующих исполнителей, не говоря уже об

учащихся ДМШ. Подготовка ученика к сцене должна вестись уже на

начальном этапе обучения. И педагог, и ученик должны быть уверены в том,

что песня полностью готова.

При составлении репертуарного плана и выбора произведений для

участия

в

творческих

мероприятиях

разного

уровня

необходимо

предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и

исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии

разучивания о тщательного разбора текста до овладения ритмическими,

техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки песни

по частям и их объединение в целое произведение с единым художественным

замыслом.

Сценическое волнение проявляется в разных видах и формах. Оно может

обнаруживаться

в

виде

страхов,

панического

состояния,

может

трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие,

неверие в свои силы.

Волнуются практически все люди, выходящие на публику, но одни

располагают достаточными волевыми ресурсами, другие по причине слабой

воли – теряются. Большое значение имеет воспитание в учениках воли,

ведущей к победе. Немалое число наших достижений на жизненном пути, в

конечном результате – это победа над собой, над навыками преодолевать

свои слабости, какие-то природные несовершенства.

Волевой ученик может заставить себя сделать то, что он считает

необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает.

Хочу дать анкетные вопросы, которые были заданы разным по возрасту

ученикам:

1) Назови свое самое лучшее, самое запоминающееся выступление?

2) Самое неудачное? Почему?

3) Хотелось бы повторить?

4) В каком зале, перед какими слушателями хотелось бы спеть?

5) Чего не хватает тебе сегодня для отличного выступления?

6) Когда волнение сильнее – за день, за час, в момент выхода на сцену?

7) Любишь ли ты выступать?

Эти незатейливые вопросы дали интересные выводы. Все дети волнуются

за 5-6 часов до выступления, больше боятся технических эпизодов, не любят

петь в очень больших залах, мечтают о концерте для сверстников, друзей.

Младшие ждут поддержки от родителей. Старшие любят настраиваться в

одиночестве. Переживают за неудачи, потому что разочаровали педагога,

родителей.

Универсальных методов преодоления вышеназванных негативных форм

сценического волнения увы не существует. Выбирая те или иные приемы

психологической подготовки, вокальному педагогу необходимо знать и

учитывать индивидуальные особенности учащегося,

структуру сторон

личности, формирующих сценическое состояние.

К важным компонентам психологической подготовки исполнителя к

концертному

выступлению

можно

отнести

приёмы

саморегуляции

сценического состояния.

Отметим наиболее важные:

дыхательные

упражнения,

тонизирующие

сердечную

деятельность;

• сосредоточение внимания на средствах музыкальной выразительности и

приёмах вокального, художественного воплощения;

• представление сознанием всего музыкального образа исполняемого

произведения;

освобождающие,

активизирующие

физические

упражнения

исполнительского аппарата, помогающие войти в рабочее состояние.

Как это ни странно, методика такой саморегуляции недостаточно изучена.

Музыканты редко пишут научные работы по проблемам сценического

волнения, так как не обладают необходимыми знаниями в области

психологии, а психологи с опаской обращаются к этой теме, потому что не

имеют опыта в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической

деятельности.

Каковы же причины детской тревожности, панического страха?

- способы общения родителей с ребенком (предъявляют завышенные

требования).

- стиль взаимодействия педагога с ребенком

Улучшение качества исполнения песни на концерте, конкурсе, снижение

уровня тревожности возможно в едином комплексе:

Ученик – родитель – педагог.

Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или

попросту безразличное отношение к подростку также способствует личной

тревожности. Пробудить у ученика интерес к музыке, эффективность занятий

возможно, если в доме ученика царит дух любви и уважения к ней. Педагог и

родитель – партнеры и единомышленники.

Отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя.

Профессор Н.В. Трулль замечает: «если человек не волнуется перед выходом

на сцену, - он не артист, и на сцене ему делать нечего».

Волнение – это непременное условие для того, чтобы ученик

сконцентрировал все свои силы – физические и психические. Анализируя

проблему сценического волнения, педагоги-музыканты отмечают, что многое

зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его

нервной системы. Один ученик ничего не боится, другой – трясется как

осиновый лист, испытывает чрезмерное нервно-мышечное возбуждение,

третий впадает в прострацию, четвертый не может совладать с чрезмерным

эмоциональным возбуждением. Вообще, бывают ученики, которые хорошо

поют в классе и «рассыпаются» на сцене. Бывает и наоборот: ученик, на

которого вы не возлагаете особых надежд, на сцене настраивается и поёт

значительно лучше, чем вы ожидали.

В экстремальных условиях несдержанность холерика усилится.

Сангвиники быстро увлекаются, но рано остывают. Не обижаются на

критику, но быстро забывают ее. Недорабатывают. Холерик увлеченно

занимается, если песня нравится, и может спеть даже лучше, чем на

репетиции. Флегматик – Трудоголик. Уравновешен, настойчив, трудолюбив.

Но

мало

эмоционален.

Замечания

принимает

деловито,

не

спорит.

Меланхолик – неработоспособен, быстро утомляется, замечания принимает

болезненно, эмоционален. Неудачи переживает долго.

Конкурсные выступления – это ступени роста. Ученик должен черпать

силы и уверенность в доверии и уважении к своему учителю. Тактичное,

уравновешенное поведение педагога в любой ситуации обязательно. Педагог

должен знать, что довольный собой ученик меньше волнуется; скромный

тихий играет вяло, робко; слишком импульсивный не сдерживает себя, на

такого нужен строгий тон, требование сосредоточиться перед выходом на

сцену, помолчать.

Следует повторять друзьям и самому себе: «Я с нетерпением жду

концерта».

И если это повторять часто вслух или про себя, страх перед выступлением

будет

уступать

место

чувству

уверенности.

Самовнушение

полезно

связывать с картиной будущего успеха, считая его заслуженным и

справедливым.

Психологи предлагают аутотренинг для ученика:

Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать…Я отчетливо могу

представить сцену, рояль, слушателей и комиссию, перед которой я буду

выступать…Я спокоен, собран, сосредоточен… Мне нравится петь. У меня

красивый тембр, у меня прекрасная техника…Я выполняю все, что задумал...

Я пою также хорошо, как и в классе…Я могу хорошо петь…Я знаю, что я

сделаю

все,

что

задумал…Я

весь

отдался

моему

вдохновенному

исполнению…Какое это наслаждение- красиво и хорошо петь. С каждым

разом самовнушение будет помогать мне все больше и больше…Я легко

расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным

ожиданием выступления…

Первые сеансы этого аутотренинга, проводить с учеником педагогу, а

в дальнейшем, незаменимую помощь в этом, оказывают родители. Как

правило, перед сном, когда подросток может в спокойной обстановке

расслабиться, освободившись, от дневных забот.

Могу сказать с полной уверенностью, о том, что сила самовнушения -

великая вещь, и пользы от нее, гораздо больше, чем от всех таблеток.

Пережить эстрадные волнения помогут ученику наблюдения за

выступлениями других учеников, артистов, педагогов.

Воспитанию артистизма способствуют посещение конкурсов,

фестивалей, концертов, выпускных экзаменов, где особенно велик накал

эстрадного волнения.

Чуткий учитель не станет обсуждать сразу после выступления игру

ученика. Неприемлемы шумные, бурные, взахлеб похвалы педагога, родных.

Спокойное, доброжелательное поведение учителя сразу после выступления

ученика

обеспечат

в

следующий

раз

комфортное

состояние

перед

выступлением. Не следует слишком захваливать лентяя, даже если он

выступил удачно. Разбор выступления, когда улягутся страсти, необходим.

Это

профессиональный анализ всех выполненных и невыполненных

задач.

Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на

сцену, тем реже страдает он от недугов астенических форм сценического

волнения.

Успешная музыкально-исполнительская деятельность возможна лишь в

том случае, если согласованно, слаженно «работают» интеллектуальная,

эмоциональная и двигательная стороны его личности. Ни одна из названных

сторон не должна подавлять другие.

В данной статье были разобраны лишь некоторые средства борьбы с

волнением. Главное, чтобы вокалист верил в себя. Не нужно бояться

эмоциональных выступлений, ибо бояться их – значит бояться жизни.

Эмоция – это выражение жизни и не иметь их, значит не жить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик –

М.: Просвещение, 1978.

2.

Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А.

Хвостов. – М.: Академия, 1999.

3.

Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.



В раздел образования