Напоминание

"Метод "кейс-стади" - метод обучения действием".


Автор: Гаврилькова Любовь Николаевна
Должность: МБОУ Тумаковская СОШ, учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Тумаковская СОШ
Населённый пункт: с.Тумаково, Ирбейский район, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Метод "кейс-стади" - метод обучения действием".
Раздел: полное образование





Назад




Метод кейс-стади – метод обучения действием.

Гаврилькова Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания.

МОБУ Тумаковская СОШ, Красноярский край, Ирбейский район, С

Тумаково, ул. Школьная 14.

В современном российском образовании происходит поворот от

традиционной субъект-объектной парадигмы к субъект-субъектному

интерактивному взаимодействию обучающихся, учителя и обучающихся в

процессе обучения. Инновационные педагогические технологии строятся на

компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущую

профессиональную деятельность. Классно-урочная система в традиционной

педагогике соответствовала вертикали передачи информации – от учителя к

ученику. В настоящее время вопрос ставится иначе: ради какой конечной

цели ведется образовательный процесс и как взаимосвязаны новые методики

и технологии и понятие «компетентность»? Современные технологии - это

методы оптимизации самой учебной деятельности или освоения умений и

навыков для успешного решения жизненных и профессиональных проблем

вне школы? Современным школьникам предстоит решать проблему

реализации школьных знаний в профессии. Каким будет мир? Какие знания,

умения и навыки понадобятся и будут востребованы? Что будет важнее,

устаревшие знания или универсальные способы и алгоритмы эффективного

использования знаний, коммуникативной, познавательной, исследовательской

проектной или иной деятельности? Мы живем в постиндустриальную

(информационную) эпоху. А это время требует наличия у человека на выходе

из сферы образования умений жить в обществе, работать в команде,

создавать рабочее место, разрабатывать (открывать, изобретать) «ноу-хау»,

успешно внедрять его или продавать. Ведущими компонентами становятся

способность произвести авторсий интеллектуальный продукт, умение

запатентовать его, разработать эффективную технологию материализации в

конкурентноспособный рыночный товар. Именно поэтому так важно

переориентировать обучение с целей учебных на освоение способов

достижения результатов за пределами учебного процесса. В этом и состоит

ключевое понимание компетентностного подхода в образовании.

Компетентность – это умения , навыки и способности в действии реализовать

осваиваемые знания для успешного решения проблем в профессиональной

деятельности или в жизненных ситуациях.

Компетентностный подход базируется на методах обучения в виде

алгоритмов выбора эффективного пути, набора средств и пошаговых

действий. Цель как планируемый результат служит приобретению

постучебных способностей, навыков и умений. Инструментом освоения и

преобразования учебных знаний в способы профильной продуктивной

деятельности, а затем в конкретный набор определенных профессиональных

компетентностей служит педагогическая технология. Нас, учителей,

понятие «педагогическая технология» интересует прежде всего перечнем

1

проектируемых результатов обучения, инструментария и средств их

достижения согласно представленному алгоритму. Описание технологии

включает в себя совокупность целей – как достижимый результат – и

поэтапные задачи в виде хронологически регламентированных,

инструментально и информационно обеспеченных действий и приемов

деятельности учащихся и учителя. Одной из наиболее интересных и

эффективных современных образовательных технологий является технология

кейсов (кейс - метод).

Кризис, в который вступило образование к концу XX столетия, состоит в

принципиальной невозможности обучать школьников прежними методами.

Знаний стало так много, а будущие для ученика профессиональные навыки

стали крайне многообразными и сложными. Знания в полном объеме

невозможно передать. А компетентности на необходимом уровне невозможно

сформировать традиционными средствами. Поэтому в передовых

образовательных системах разработаны способы постклассической

педагогики и методики, и одним из них является метод ситуативного

обучения. Данная педтехнология в корне интерактивна, так как изначально

вводит обучаемых в процесс субъект-субъектных отношений «по

горизонтали», дает возможность им проявлять активность, инициативу,

самостоятельность в согласовании с мнениями товарищей, оставляя каждому

право на собственное мнение. Но самое важное заключается в том, что

деятельность на уроке направлена на пределы учебного пространства,

выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области

знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в

истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс

в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика в

компетентностое обучение.

Для учителя кейс-технология достаточно проблематична. Она

заставляет не только глубоко освоить внешние стороны кейса в его

использовании на уроке, но и вникнуть в особую философию мышления и

деятельности. Здесь центральное место будет занимать процесс развития

умений в использовании, а затем и разработке проблемно-аналитических

кейсов сначала самим учителем, а затем и его учениками.

Таким образом, в обобщенном виде концептуальными для

педагогической кейс-технологии являются следующие положения:

- метод предназначен для получения знаний, истина которых неоднозначна и

часто спорна, а задача обучения ориентирована на решение проблемной

ситуации;

- акцент образования переносится с овладения готовым знанием на его

выработку в сотрудничестве с другими учащимися и учителем в процессе

обсуждения проблемы;

- результатом применения метода ситуационного обучения являются не

только знания, но и будущие профессиональные навыки.

Кейс-метод опирается на следующие дидактические принципы;

2

- индивидуального подхода к каждому ученику, к возможностям и

потребностям всего классного коллектива с учетом стиля обучения в команде;

- максимального погружения обучаемых в интерактивные способы учебной

деятельности;

- обеспечения учащихся достаточным количеством текстов и иных

материалов, которые касаются задач и технологий работы с кейсом;

- формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы с

информацией;

- акцентирования внимания на развитии потребности, мотивации в учебе,

способности к самоанализу, самооценке развития.

Кейс-метод является одновременно методом организации учебного

процесса, методом дискуссий – с точки зрения стимулирования и мотивации

учебного процесса, а также методом практического контроля и самоконтроля.

Он считается наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-

эвристическим методом, поскольку в нем даются наглядная характеристика

практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения.

Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего

практически-проблемный метод. В него входят моделирование, системный

анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, метод описания,

классификации, игровые методы – все они выполняют в кейс-технологии

свою роль.

Метод,

интегрированный в

кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный

эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством

ее мыслительного преобразования

Методы описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе

ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств,

сторон, соответствующих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения

«Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуации

дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее

разрешения

Использование ситуационного подхода в обучении позволяет уменьшить

разрыв между теорией и практикой, а также позволяет учащимся освоить

умения и навыки, развить способности:

- анализировать и оценивать ситуацию;

- выбирать и организовывать основные термины и понятия, информацию;

3

- правильно формулировать вопросы;

- выявлять, анализировать и формулировать проблему;

- определять противоречия, проблемы, прямые и косвенные причины;

- прогнозировать пути развития ситуации;

- взаимодействовать с другими ситуативными процессами;

- четко формулировать и высказывать свою позицию;

- разрешать проблемы, принимать решения в условиях неопределенности;

- уметь критиковать и конструктивно реагировать на критику;

- уметь взаимодействовать в условиях командной работы и межличностной

коммуникации.

Кейс-технологии помогают:

- понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения;

- выработать уверенность в себе и своих силах, отстаивать свою позицию и

оценивать позицию оппонента;

- сформировать устойчивые навыки проектирования своей деятельности и

рационального поведения в жизненных ситуациях.

Обучающийся в условиях командного взаимодействия должен изучить

данную проблемную ситуацию, сделать развернутый анализ и принять

решение, ведущее к успешному результату. В процессе работы в рамках

данной педагогической технологии ученик развивает умения логически

мыслить и рассуждать.

Кейс представляет собой и определенную ролевую систему. Под ролью

понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим

определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе

приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму –

игровой метод обучения, сочетающий в себе игру с тонкой технологией

интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в

кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия,

эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа

разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического

действия представляется эффективным средством формирования

профессиональных качеств обучаемых.

Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две

фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по

созданию кейса и вопросов для его анализа: научно-исследовательская,

методическая и конструирующая деятельность. Чтобы эффективно провести

занятие, необходимо подготовить методическое обеспечение для

самостоятельной работы учащихся и для занятия в целом.

Во второй фазе, на уроке, учитель выступает со вступительным и

заключительным словом, организует малые группы и дискуссию,

поддерживает деловой настрой ученического коллектива, оценивает вклад

учащихся в анализ ситуации. Анализ кейса и поиск эффективной формы

представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее

серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и

4

определения частей проблемы, а также их соотношения.

При подготовке к уроку учитель исходит из степени целесообразности

использования кейс-технологии и целеполагания при формировании

компетентностей. Уровни целеполагания по Б.С. Блуму: знание – понимание

– применение – анализ – синтез – оценка.

На этапе формирования знаний и понимания основная работа идет на

основе лекции, рассказа, беседы учителя, интерактивной работы с

информацией и т.д. Однако и здесь мы можем применить информационный

кейс-текст с включением употребляемых терминов и понятий, формул и

правил - как на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся.

На этапе применения возможны множественные варианты описания

реальных жизненных, предметно-профессиональных и иных аналогичных

ситуаций, в которых необходимо на основе ранее полученных знаний решить

конкретную проблему.

Уровень анализа и синтеза наиболее применим к включению в обучение

ситуативных проблемно-исследовательских кейсов. В центре данных

ситуаций могут быть экологические , природно-климатические , социально-

экономические, исторические, технико-технологические и иные проблемы.

При изучении общественных дисциплин можно применять кейсы историко-

событийного, социологического, политологического, биографического

характера. Кейс-метод развивает коммуникативные навыки учащихся, учит

их четко выражать свои мысли, при этом учитель выступает в роли ведущего,

генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего

дискуссию. Крайне важно, чтобы учащиеся логично, доказательно,

аргументировано выражали свое мнение, чтобы в классе поддерживался

высокий эмоциональный настрой, творческое отношение к предмету

дискуссии, подчеркивалась ценность самооценки и оценки товарища.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации

тренирует учащихся, учит их соблюдению норм и правил общения. Однако

при этом возрастает нагрузка учителя, т.к. он должен быть достаточно

эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не

допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции

одновременно.

При организации дискуссии по материалу проблемного кейса основными

являются предметные знания, умения и навыки учащихся и навыки учителя в

организации дискуссий. Задавая вопросы, учитель обращает внимание

учеников на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы.

Во время дискуссии учитель контролирует ее направление, добиваясь участия

каждого ученика, а завершить дискуссию он может анализом найденного

учениками решения.

Список литературы:

5

1.

Буравой М. Углубление case-stady: между позитивизмом и постмодернизмом //

Рубеж. 1997. № 10-11.

2.

Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4 . с. 22-23.

3.

Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования мотодом кейс-

стади / под ред. Прозументовой Г.Н. томск, 2003.

4.

Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса (начало) //

Маркетинг. 1999. № 5. С. 113-120.

5.

Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса (продолжение) //

Маркетинг. 1999. № 6. С. 117-123.

6.

Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности /\ Химия в школе.

2008. № 4. С. 13-17.

7.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе

образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е

изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.

8.

Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации //

Информатика и образование. 2005. -№ 4,С.13-18.

9.

Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы

«Алгоритмы» // Информатика и образование. 2009. -№ 11,С.25-28.

6



В раздел образования