Автор: Костракова Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №150 "Чебурашка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Взаимодействие специалистов ДОУ
Тема: Взаимодействие специалистов ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-образовательном
процессе с детьми
с отклонениями в речевом развитии.
Коррекционная работа включается во все направления деятельности
образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами.
В содержании коррекционно-развивающей работы отражено взаимодействие
всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и
реализации коррекционных мероприятий. Совместная коррекционно-
развивающая деятельность логопеда, воспитателя, психолога, музыкального
руководителя и инструктора по физической культуре представляет собой
объединение системы движений, музыкального фона и словарного
наполнения. Кроме коррекционных целей достигается повышение
эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует
более интенсивной коррекции детей.
Во время проведения коррекционной деятельности развитие речи идет с
помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить
слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей,
что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу,
помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны –
устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает
функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию,
артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы
запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда, воспитателя, психолога, музыкального
руководителя и инструктора по физической культуре осуществляется по трем
направлениям.
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
информационно-консультативное.
Осуществляя взаимодействие следует:
Учитывать структуру речевого нарушения;
Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств,
приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед специалистами, при
проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные,
образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Оздоровительные
Образовательно-
воспитательные
Коррекционно-
развивающие
Укреплять костно-
мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию
движений и моторные
функции.
Формировать
правильную осанку.
Воспитывать и развивать
чувство ритма, способность
ощущать в музыке,
движениях ритмическую
выразительность.
Формировать способность
восприятия музыкальных
образов.
Совершенствовать
Развивать речевое дыхание.
Развивать
артикуляционный аппарат.
Формировать
просодические компоненты
речи.
Развивать фонематическое
восприятие.
личностные качества,
чувство коллективизма.
Формировать
эмоциональную сферу.
Развивать грамматический
строй и связную речь.
Развивать память,
внимание, мышление,
сенсорику
Развивать общую и мелкую
моторику
Эффективность коррекционной работы с детьми ТНР определяется четкой
организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении
нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других
специалистов ДОУ.
В основном все специалисты работают в рамках одной лексической темы, это
способствует хорошему усвоению речевого материала, следовательно, к
активному использованию его в речи ребенка.
Коррекци
онные
задачи
Учитель-логопед
воспитатель
Инструктор по
физическому
воспитанию
Музыкальный
руководитель
Развитие
мелкой
моторики
Упражнения с
различным
дидактическим
материалом;
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры
Занятия лепкой,
аппликацией,
рисованием
нанизывание бус,
Пальчиковые игры
Упражнения на
развитие
координации
движений
Игра на детских
музыкальных
инструментах
Театр с
использованием
кукол бибабо
Развитие
мимики
Массаж лица,
Мимическая
гимнастика,
Мимические
этюды
Связь мимики с
интонацией
(потешки, стихи)
Мимические
этюды
Связь мимики с
интонацией
(потешки, стихи,
инсценировки-
пантомимы)
Развитие
выразительности в
логоритмических
упражнениях
Развитие
выразительности в
песнях и танцах
музыкальные
дидактические
игры,
музыкально-
литературные
этюды
Развитие
речевого
дыхания
Речевые игры и
упражнения,
Дифференциация
ротового и
носового дыхания,
Речевые игры и
упражнения,
Упражнения для
развития
дыхания.
Упражнения на
дыхание в
процессе занятия (
бег, прыжки,
упражнения)
Музыкальные
дидактические
игры
распевки
использование
духовых
инструментов
Развитие
голоса
Игры и
упражнения на
развитие силы
голоса(просодичес
кой стороны
Игры и
упражнения на
развитие силы
голоса
Движения с речью
музыкальные
дидактические
игры
хоровое пение
движения с речью
речи)
Развитие
фонемати
ческого
слуха
- Различение
фонем, близких по
способу и месту
образования и
акустическим
признакам.
- Воспитание
акустико-
артикуляционного
образа звука.
- Формирование
контроля за речью,
через
акустический
контроль.
Игры и
упражнения на
формирование и
развитие
фонематического
слуха
Музыкально-
ритмические
движения, игры
малой
подвижности
Использование
попевок,
музыкально –
ритмические
движения,
музыкальные
дидактические
игры
Развитие
артикуля
ции
Артикуляционная
гимнастика,
чистоговорки,
массаж
(индивидуально)
Артикуляционная
гимнастика,
Двигательные
упражнения в
сочетании с
речью, элементы
логоритмики
Логопедические
распевки,
разучивание и
пение песен,
пение песен со
звукоподражанием
,
Развитие
граммати
ческого
строя
речи
Развитие
понимания и
употребления
различных
грамматических
категорий
Игры и
упражнения на
формирование
грамматического
строя речи
Игры подвижные
для
формирования
пространственно
й ориентировки,
пороведение
спортивных
праздников
Разучивание
текстов песен,
драматизация,
музыкальные
сказки,
музыкальные
дидактические
игры
Развитие
словаря
Развитие
активного и
пассивного
словаря
Игры и
упражнения на
расширение и
активизацию
словаря
Пополнение
словаря
посредством
считалок, текста
подвижных игр и
т.д.
Разучивание
песен, потешек,
музыкальная
терминология
Развитие
монологи
ческой и
диалогич
еской
речи
Формирование
навыков
составления
диалога,
монологической
речи
Чтение книг,
пересказ,рассматр
ивание картин,
беседы,
Игры -
драмматизации
Развитие у
ребенка желания
говорить (ведущий
в подвижной игре,
капитан команды в
эстафетах и т.д.)
Игра-
драматизация,
кукольный театр и
куклы бибабо,
Музыкальные
спектакли,
разучивание
текста песен
Развитие
коммуник
ативных
навыков
Психологические
этюды
беседы
Психологические
этюды
беседы
Подвижные и
спортивные игры,
развлечения
Участие детей в
музыкальных
представлениях
Примерный перечень упражнений для специалистов ДОУ.
Коррекц
ионные
задачи
Учитель-логопед
Воспитатель
Инструктор по
физическому
воспитанию
Музыкальный
руководитель
Развитие
мелкой
мотори-
ки
Пальчиковая
гимнастика
«Весенний день».
На дворе звенит
капель
(пальцами правой
руки стучать по
ладони левой)
По полям бегут
ручьи
(плавные
движения рук)
На дорогах лужи
(из рук делать
кольцо)
Выползают
муравьи
(пальцами рук
двигаться от
пяток к поясу)
После зимней
стужи,
Пробирается
медведь
(имитация
походки медведя)
Сквозь лесной
валежник.
Стали птицы
песни петь
(махи руками)
И расцвел
подснежник
(сложить руки в
виде цветка).
Рисунок на тему
«Пришла весна».
Прикреплять
прищепки на
картонный круг в
виде лучиков, на
котором
нарисовано
солнышко;
Пальчиковая
гимнастика
«Капель».
С крыши капает
капель
(Пальцы стучат
по ладошке).
Кап-кап, кап- кап!
(В медленном
темпе).
Это к нам пришёл
апрель: Кап-кап,
кап-кап!
(Увеличиваем
темп).
Солнце припекло
сильней
(«Солнышко» из
ладошек).
И быстрей звенит
капель: Кап, кап,
кап, кап, кап!
(В быстром
темпе)
Пальчиковая
гимнастика
«Играем на
фортепиано».
Под звучание
фортепианной
музыки
(«Неаполитанская
песенка») дети
стучат пальчиками
по картинке с
изображением
клавиатуры,
имитируя игру на
инструменте
соблюдая ритм.
Развитие
мимики
Самомассаж лица
«Весна».
На землю
вернулась
красавица весна.
Давайте ощутим
её прикосновение
(Проводится
Мимические
упражнения:
Выразить радость
людей от встречи с
весной.
Показать вам
тепло и приятно,
вы греетесь на
солнышке.
Упражнение на
развитие
мимических мышц
лица.
«Набежали серые
тучи (Нахмурили
брови).
Вдруг небо стало
светлеть
Развитие
выразительности в
песнях и танцах.
массаж лица).
Светит яркое
весеннее
солнышко
и ласкает нам
лицо
(поглаживание.
Дождик ещё
холодный
(постукивание
подушечками
пальцев).
По утрам ещё
иногда
пощипывает
морозец
(пощипывание).
А всё-таки
солнышко светит
сильнее
(снова
поглаживание).
"Медведь в
берлоге".
Пригрело
солнышко, снег
растаял, и вода
попала медведю в
берлогу.
Показать, как
медведь
испугался,
удивился,
огорчился, а потом
обрадовался,
поняв, что пришла
весна.
(Удивились и
подняли брови
вверх).
Яркое солнышко
выглянуло
(Обрадуйтесь и
улыбнитесь).
Прищуримся и
посмотрим на
солнышко вот так:
оба глаза
(Зажмуриться и
открыть глаза 4-5
раз).
Развитие
речевого
дыхания
Дыхательное
упражнение
«Весна».
Солнце греет,
пришла весна,
Земля очнулась
ото сна (плавно
произносить звук
«а»).
Весной легко и
хорошо,
Весной привольно
и свежо (плавно
произносить звук
«о»).
Посмотри по
сторонам:
Везде листочки —
тут и там
(отрывисто
произносить звук
«а»).
Деревья к солнцу
потянулись,
Цветы раскрылись
и проснулись
(плавно
произносить звук
«Кораблик»
Пускаем
бумажный
кораблик в тазике,
представляя, что
пускаем его по
ручейку.
Объясняем
малышу, что для
того, чтобы
кораблик
двигался, на него
нужно дуть плавно
и длительно.
Заканчивая игру,
произнести вместе
с ребенком:
Ветер, ветерок!
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги – реки.
Упражнение
«Насос».
Исходное
положение. Стоя,
ноги вместе, руки
опущены вдоль
тела.
Выполнение.
Делаем вдох,
затем выдыхая,
совершаем
наклоны в
сторону, руки
двигаются вдоль
тела, на выдохе
произносим: «С-с-
с-с…».
Выполняем упраж
нение 6-8 раз в
каждую сторону.
Упражнение
«Окно и дверь»
Исходное
положение. Встать
ровно,
Распевка «Ветер»
музыка и слова
Картушиной.
Ветер дует: «У-у!
Я дверь гну!»
«и»).
Мы ниже
приседаем,
За жучками
наблюдаем
(произносить звук
«ж»).
Через лужи,
ручеек в сапожках
Мы новых прыг да
скок.( произносить
«ок,ок,ок»)
Мы весной с
тобой гуляли и
немножечко
устали.
(произносить
«ох»)
На речке тает лед (
произносить звук
«о, о, о, о»)
Бегут
ручьи ( произноси
ть звук «и»)
День становится
длиннее
( произносить звук
«у»)
Плачут
сосульки ( произн
осить звук «а, а, а,
а»)
выпрямиться.
Выполнение.
В этом
упражнении
воздух заходит
через «окно», а
выходит
через «дверь».
Сначала «окно» —
левая ноздря,
а «дверь» —
правая. Правой
рукой зажимаем
правую ноздрю,
медленно вдыхаем
через «окно»,
потом левой рукой
зажимаем левую
ноздрю и
медленно
выпускаем воздух
через «дверь».
Выполняем 4-6
раз.
Затем «окно» и «д
верь» меняются
местами.
Развитие
голоса
Голосовые
упражнения
«Кукушка».
Кто спрятался в
лесок?
Подаёт голосок:
«Ку-ку, ку-ку!
Сижу на суку!»
Так кукушечка
поёт,
Весну зовёт: «Ку-
ку, ку-ку, ку-ку!»
«Капель».
Произносить
слоговой ряд «кап-
кап-кап» с разной
интонацией, в
разном темпе и с
различной силой
Упражнение
«Диалог Зимы и
Весны». (Дети
произносят слова
Зимы).
Говорит Весна:
— Сестра, уходить
тебе пора! А Зима
Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет!
Нет! Говорит
Весна тогда:
— С крыши капает
вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во
дворах?
— Ах! Ах! Ах!
Ах!
— А на речке
«ВЕСНЯНКА»
(движения с
речью).
А уж ясно
солнышко
(идут по кругу,
поднимая руки)
Припекло,
припекло.
И повсюду золото
(опускают руки)
Разлило, разлило.
Ручейки по улице
(бегут на
носочках, руки на
поясе)
Всё журчат,
журчат.
Журавли
Распевка
«Капели» музыка
и слова
Матвиенко.
За окном звенят
капели ( хлопки,
звенят в
колокольчик)
И цветочки
расцвели
(раскрывают
перед собой
ладони)
Поскорей бы
прилетели (шлепки
по коленям)
Утки, гуси,
журавли
( ладошки
«клювиком»).
Развитие
общей
мотори-
ки
голоса.
Большие капли
капают: КАП!
КАП! КАП!
Маленькие
капельки: кап-кап-
кап-кап-…
треснул лед?
— Вот так! Так
вот!
курлыкают
(идут, высоко
поднимая колени),
И летят, летят
(машут руками).
Упражнение
пришла весна.
К нам Весна лишь
заглянула
(протягивают
руки вперед)
В снег ладошку
окунула
(руки внизу,
перпендикулярно
корпусу)
И расцвел там
нежный, (руки
соединяют в
бутон на уровне
глаз)
Маленький
подснежник
(медленно
раздвигают
пальцы («цветок
раскрылся»)).
Двигательное
упражнение
«Прогулка в
весенний лес».
В лес отправимся
гулять
(Маршируют по
кругу)
Будем весело
шагать
По тропиночке
пойдем
( Идут друг за
другом «гуськом»)
Друг за другом мы
гуськом
На носочки встали
(Бегут на
носочках)
К лесу побежали
Ноги выше
поднимаем
(Шаг с высоко
поднятым
коленом)
На кочки мы не
наступаем
И снова по
дорожке
(Маршируют по
кругу)
Мы весело
шагаем.
Динамическое
упражнение
«Мишка».
Вылез мишка из
берлоги,
Разминает мишка
ноги (на внешней
стороне стопы),
На носочках он
пошёл,
И на пяточках
потом,
На качелях
покачался
И к лисичке он
подкрался
(преступать с
ноги на ногу).
Танец «Весна».
Развитие
фонема-
тичес-
кого
слуха
«Угадай что или
кто издает звук»
Слушаем и
отгадываем звуки.
Аудиозапись с
пением птиц,
журчанием ручья,
шум колокольчика,
Дидактическая
игра «Хлопни в
ладоши».
Дети должны
хлопнуть в
ладоши услышав
слово,
относящееся к
«Повтори»
От сосулек – звон,
звон (резко от
плеч поднимают
руки вверх, пальцы
рук разводят в
стороны)!
Просыпайся, клён,
«Мишка ложечкой
стучит».
Весной
просыпается
медведь.Он
проснулся и хочет
с нами на
музыкальных
звук шмеля,
кваканье лягушек.
весне.
Слова: пригревает,
листопад, тает,
вьюга, журчит,
тёплое, ярче,
холодно,
набухают,
снежинки,
половодье,
прилетают,
проталины, мороз,
капель, ледоход,
метель, снегопад,
солнышко.
клён (руки
поднимают
вперёд, затем
разводят в
стороны)!
Растопился снег,
снег (потирают
ладошку о
ладошку).
Ручейки – в бег, в
бег(волнообразные
движения руками
вперёд).
Гром шагает: топ,
топ (топают
ногами).
Почки слышно:
хлоп, хлоп
(разжимают
сжатые в кулаки
пальцы правой,
затем левой руки).
инструментах
поиграть.
Дети имитируют
игру на
музыкальных
инструментах под
логопопевку Е.
Железновой
«Мишка ложечкой
стучит»
Развитие
артику-
ляции
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнения для
жевательно-
артикуляционных
мышц:
1)Медведь
проснулся после
зимней спячки.
Открывать рот с
глубоким вдохом.
(Имитация
зевания.)
2) На реке
трескается лед,
плывут льдины.
Двигать нижней
челюстью вправо-
влево.
Упражнения для
щек и губ:
1)Пускаем
кораблики.
Кораблики плывут
по волнам.
Попеременно
приподнимать
уголки губ вправо
Артикуляционная
гимнастика
«Весна».
Птицы с юга к
нам летят Раннею
весною.
(Упражнение
«Качели»)
Вспоминай про
них сейчас,
Показывай со
мною.
(Упражнение
«Улыбочка –
дудочка»)
Птички песенки
поют,
(Похлопать
губами по
широкому кончику)
Свои гнездышки
вьют.
(Прижимания
языка губами,
проговаривая:
«Пя-пя-пя»)
Это гнезда для
пернатых,
(Упражнение
Песня про ежа (с
движениями) сл.
И. Зарецкой, муз.
И. Бодраченко
(дети в кругу).
1. Жил в лесу
колючий ежик, да-
да-да,
Был клубочком и
без ножек, да-да-
да.
Не умел он
хлопать — хлоп,
хлоп, хлоп,
Не умел он топать
— топ, топ, топ.
не умел он
прыгать – прыг,
прыг, прыг,
Только носом
шмыгал – шмыг,
шмыг, шмыг.
2. В лес зайчата
приходили, да-да-
да,
И ежа всему учили
— да-да-да.
Научили хлопать
— хлоп, хлоп,
Логопедические
распевки,
разучивание и
пение песен,
пение песен со
звукоподражанием
на тему «Весны».
вверх, а затем
влево вверх.
Исхудавшие за
зиму зверята.
Втянуть щеки,
затем вернуться и
исходное
положение.
Упражнения для
языка:
1)Сосулька тает.
Открыть рот,
вытянуть
«острый» язык, ли
тем опустить
«широкий» язык
на нижнюю губу.
Чередовать
положения
«острого» и
«широкого» языка.
2)Лужи.
Открыть рот,
положить
«широкий» язык
на нижнюю губу,
чуть-чуть сдвинув
его сначала в
левую, затем в
правую сторону.
3)Капель стучит
по крыше.
Поднять кончик
языка за верхние
зубы к альвеолам и
произносить:
«Тдд-тдд-тдд».
4)Лопаются почки
на деревьях.
Подвести
«широкий» язык
под верхнюю губу
и пощелкать.
«Чашка». Высуни
язык широкий,
Сделай форму ты
ковша).
Там они живут,
друзья,
(Удержание
артикуляционной
позы «чашка»).
Вот скворец к нам
прилетел,
(Упражнение
«Иголочка»)
Прямо в домик
свой влетел.
(Втянуть язык в
открытый рот)
хлоп,
Научили топать —
топ, топ, топ.
Научили прыгать –
прыг, прыг, прыг,
А он их… носом
шмыгать – шмыг,
шмыг, шмыг.
Развитие
грамма-
тического
строя
речи
Игра «Посчитай-
1,2,5».
Одна капель – две
капели – пять
капелей
Одно дерево – два
дерева – пять
«Один – много».
Гнездо – гнезда
Дерево-
Птенец —
Почка –
Сосулька –
Лужа –
«Назови ласково»
(Каждое слово
сопровождается
броском мяча
ребенку)
Солнце-солнышко,
Лужа–
Разучивание
текстов песен на
тему «Весна»
деревьев.
Одна сосулька –
две сосульки –
пять сосулек.
Один птенец – два
птенца – пять
птенцов. И т.д.
И т.д.
лужица
Дождь —
Цветок —
Облако
Птица
Птенец —
Дерево-
Развитие
словаря
Формирование
глагольного
словаря.
Капель (что
делает?): капает,
стучит, падает,
звенит.
Цветы (Что
делают?): растут,
пахнут, цветут,
распускаются,
появляются.
Ручьи (Что
делают?): шумят,
бегут, звенят,
текут, несутся.
Игра «Наоборот»
Снег зимой
чистый, а весной
…(грязный).
Зимой дни
холодные,
а весной …
(теплые).
Зимой солнце
тусклое, а весной
…(яркое).
Зимой небо
пасмурное, а
весной… (ясное).
Разучивание
считалки.
Раз, два, три,
четыре, пять –
На дворе весна
опять:
Тает снег и тает
лёд,
Ручеёк опять поёт,
Слышен капель
перезвон…
Кто не слышит –
Выйди вон!
Разучивание песни
«Весенняя
полечка»
Л.
Олифирова
.
Развитие
моноло-
гической
и
диалоги-
ческой
речи
Составление
рассказа о весне,
ответы на вопросы
про весну.
Чтение русской
народной сказки
«Заюшкина
избушка».
Развитие у
ребенка желания
говорить (ведущий
в подвижной игре,
капитан команды в
эстафетах и т.д.).
Музыкальные
спектакли по
ролям на тему
весны.