Автор: Липова Людмила Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №36"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Навстречу друзьям"
Раздел: дошкольное образование
Проект
по адаптации детей младшего дошкольного
возраста к условиям детского сада
«Навстречу друзьям»
Воспитатель: Липова Л.Г.
Пояснительная записка
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего,
первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все
дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей
после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования:
детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные
претензии и обиды в адрес воспитателей.
В
период
адаптации
у
ребёнка
происходит
перестройка
ранее
сформированных
привычек
и
уклада
жизни.
Резкое
предъявление
нового
помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и
эмоциональный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды,
сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье
справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского
сада, а за что отвечают родители?
Предлагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада для
детей 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные
особенности детей этого возраста, и представляющий собой модель взаимодействия
детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы
воспитателя в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений
между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить
отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения,
взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном
возрасте является игра, поэтому предлагаемый проект строится на основе игровых
упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически
комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Готовность ребенка к детскому саду зависит и от готовности родителей
оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери
испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду
что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения
ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и
новым условиям.
Поэтому работа воспитателя деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в
помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения
с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по
отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия
консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические
знания и опыт родителей.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях
дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных
возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи проекта:
Создать условия для каждого из детей в установлении контакта со
сверстниками и взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных
возможностей.
Оказать помощь родителям в установлении отношений со своими
детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и
детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.
Участники проекта:
Воспитатели, вновь поступившие в ДОУ дети, заместитель заведующего по
ВОР.
Сроки проекта: 3 месяца (июль - сентябрь).
Адаптированность ребенка к дошкольному учреждению
Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
1.
Анкеты для родителей;
2.
Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям
детского сада;
3.
Оценка эмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации).
Основная задача – не просто проинформировать родителей об особенностях
протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с
ним в этот период.
Литература:
1.
Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение //
Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.:
Просвещение, 1972.
2.
Большова Т.В. Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с
помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
3.
Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики. – М., 1978.
4.
Ильина М.Н. Развитие ребенка. – Санкт-Петербург, 2004.
5.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия
Развития, 1996.
6.
Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего
года жизни. – М.: Линка-Пресс, 2005.
7.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная
Педагогическая Академия, 1994.
8.
Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.
9.
Романова О. Л. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта
работы) // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 5.
10. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.
11. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. –
СПб.: Феникс, 2005.
План работы с родителями
Месяц
Тема
Формы работы
Ответственный
Июль
«Познай себя как родителя»
Анкетирование родителей
Воспитатель
Особенности развития детей
раннего возраста
Консультация
Воспитатель
«Мой малыш пошел в детский сад»
Групповая
консультация
Воспитатель
Режим – это важно!
Консультация
Медсестра
Гигиенические требования к одежде
ребенка
Беседы,
консультации
Воспитатель
Медсестра
Август
«Здоровый ребенок»
Профилактика простудных
заболеваний
Консультация
Медсестра
Как закалять ребенка дома
Беседа
Медсестра
Воспитатель
Система оздоровления в ДОУ
Информационный
стенд
Зам.зав по ВОР
Правильное питание – залог
здоровья
Консультация
Медсестра
Воспитатель
Сентябрь
«Всестороннее развитие ребенка»
«Умные пальчики»
Семинар-
практикум
Воспитатель
Игры и развлечения дома
Консультация
Воспитатель
«Хочу игрушку!»
Консультация
Воспитатель
«Почитай мне, мама!»
Консультация
Воспитатель
Прогулка: игра и занятие
Мастер класс
Воспитатель
Анкетирование родителей
Воспитатель
Родительское собрание
Тематический план мероприятий для детей
СОДЕРЖАНИЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ
Июль
1.
Знакомство детей
с детским садом,
друг с другом.
2.
Развитие культурно –
гигиенических навыков.
3.
Снятие
эмоционального напряжения
в течение дня.
Коммуникация: «Давайте познакомимся», «Клубочек»,
«Доброе животное»
Формирование целостной картины мира: ситуации
«Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем
мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в
группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»
Художественная литература: потешка для новичков
«Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и
Е. Благининой
Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как
правильно одеваться, причесываться, держать ложку или
чашку, ходить на горшок – путем создания предметной
развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с
разнообразными предметами и игрушками (вкладыши
различной формы, кубики, пирамидки, матрешки,
совочки и пр.).
Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем
куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»
Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»
Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания);
«Собери мячики» (развитие правильного речевого
дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают
шумный вдох носом, на выдохе поднимают
разбросанные мячики и складывают их в корзинку.
Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»
Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь»,
«С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и
цыплята», «Птички летают»
Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-
ворона», «Утята»
Август
1.
Развитие
эмоциональной сферы,
коммуникации
2.
Развитие культурно –
гигиенических навыков.
3.
Снятие
эмоционального напряжения
в течение дня
4.
Дидактические игры
Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази
героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и
солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь»,
«Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое
плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке
грустно, у нее нет друзей»
Художественная литература: рассказывание сказки
«Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок
и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка»,
инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки
«Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»
Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается»,
«Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме»,
«Как правильно мыть ручки», «Научим Катю
раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у
мишки: наводим порядок»
Зарядка в стихах «Гномики»
Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые
ножки»
Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) –
частое поверхностное дыхание ртом.
«Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса,
ритмизация движений в соответствии со стихотворным
текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену,
и делают движения под стихотворные строчки;
«Солнышко и туча»
Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и
дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь»,
«Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация
движений животных
Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5
пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы
считаем»
«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по
цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей
домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди
предмет по описанию», «Назови животное и как оно
кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается».
Сентябрь
1.
Развитие
эмоциональной сферы,
коммуникации
2.
Развитие культурно –
гигиенических навыков.
3.
Снятие эмоционального
напряжения в течение дня
4.
Дидактические игры
Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая
нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» -
потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как
мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит»,
«Играть нужно дружно»
Художественная литература: рассказывание сказки К.
Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е.
Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака
«Мой веселый, звонкий мяч»
Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи,
что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей»,
ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки
нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь»,
инсценировка «День рождения Чебурашки»
Зарядки в стихах
Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие
дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети
лежат на спине, игрушки помещают на живот, на
шумном вдохе поднимают игрушку животом, на
произвольном выдохе опускают ее.
«Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей
подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на
четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде,
«ныряют» в шарики и т.д.
Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и
дождик», «Птички летают» и др.
«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди
предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее
соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи
дети», «Кто позвал»
Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы.
Анкетирование родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Выделяют следующие степени адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок
нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам
идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню
пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется,
снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней
без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень:
Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню
пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2
квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок
не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо
выполнять следующие рекомендации.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы
хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой красивый
дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и
подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей.
Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для
умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь
посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют.
Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в
детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером
заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе,
что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад
своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда.
Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить
«радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского
сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему
повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в
присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь
его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще
вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш
ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет
делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать
раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете
проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий.
Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие
происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться
за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к
воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если
захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет
исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе
будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны
сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется
немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.
Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется
говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или
воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда
недорогие
вещи.
Это
могут
быть
небольшие
игрушки,
которые
остаются
привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это
могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые
бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками.
Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную
коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните
коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с
игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,
просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим
детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков
внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до
полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот
период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего
малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад
необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются
в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок
использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и
быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и
взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с
другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего
ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже.
Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в
вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими
родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не
менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой
форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского
сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы
проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще
обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе
бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и
становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все
получится!»
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте
список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы
забыли.
Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения,
тревожности, развитие коммуникации
1. «Назови себя ласково»
Дети сидят в кругу. Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое
имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.
2. «Солнышко»
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со
словами: «Я люблю…», называя имя следующего по очереди ребенка.
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите,
какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик
доброты, ласки, любви».
3. «Волшебные палочки»
Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки.
Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из
палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна
и т.д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из
палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета
у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно.
Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько
предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один
предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас
одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и т.д.
4. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем – «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три»,
Все гримасою замри.
Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых
получились смешные позы и мимика.
5. «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать
дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце
(на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело?
А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо
дорисовать лучики, глазки и веселый рот.
6. «Здравствуй, я котик»
Воспитатель приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди
поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется,
называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».
7. «Котик ласкает»
Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по
головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.
8. «Котенок веселый–грустный»
Воспитатель просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых
котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по
маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.
9. «Потерялся ребенок»
Дети – в кругу, воспитатель делает объявление по радио: «Внимание, внимание,
потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей.
Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в
детский садик к вам пришла».
10. «Солнечный зайчик» (Цель - снятие эмоционального напряжения)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу,
нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке.
Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги...
Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а
ты погладь его и подружись с ним.
11. «Спаси птенца» (Цель игры - ознакомить детей с методами саморегуляции)
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните
руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе.
Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите
на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте
ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не
грустите. Он еще прилетит к вам.
12. «Сорока-ворона» (Цель - снятие эмоционального напряжения)
Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг
другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в
конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Потешка: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому
дала, и этому дала, и этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой
миски да большой ложкой. Всех накормила!
13. «Клубочек» (Цель - развивать умение действовать согласованно, создать
ощущение единства)
Воспитатель будет выполнять роль «катушки», а дети должны взяться за руки. Тот,
кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. Получилась ниточка, закрепленная
на катушке. Воспитатель возьмет за руку последнего и будет водить всех по кругу
до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку.
Дети
должны
почувствовать,
какой
получился
крепкий,
дружный
клубок.
Воспитатель: «Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки
не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем
разматываться».
14. «Доброе животное» (Цель - развитие чувства единства)
Воспитатель: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно
дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг
назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим
и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и
т.д.
15. «Морщинки» (Цель - снятие напряжения)
Воспитатель: «Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И
последний раз - вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а
теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь,
наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное.
Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»
16. «Паровозик с именем». (Цель - настроить детей на совместную работу)
Воспитатель: «Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет
ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света,
Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет
паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и
хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней
буду повторять ее имя... Поехали!
Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком",
и мы уже втроем будем повторять его имя».
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
17. «Земля, небо, огонь и вода» (Цель - развитие сенсомоторной координации,
развитие воображения)
Воспитатель: «Подумайте и с помощью движений покажите землю, небо, огонь и
воду... У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музыку, и тот, кто захочет,
сможет выйти в круг и изобразить что-нибудь одно: землю, небо, огонь или воду, а
все остальные попробуют угадать, что им показывают».
18. Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают
дом).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного
пальца клюем зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).
яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).
Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).
Мышка не нашла яичко и убежала в норку.
19. «Звукоподражание»
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-
ду!» (гудят дети)
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает
игрушку) Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
20. «Найди свою маму»
Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки
детенышей животных.
– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это
домашнее или дикое животное?
21. «Кто чем питается»
Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое
животное.
22. «Катины подарки»
Воспитатель помещает на наборное полотно большую картинку, на которой
изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог.
Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее воспитатель раскладывает
маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим
игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик,
трубочисту альбом, носорогу носок. Затем педагог убирает картинки и просит детей
вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.
Подвижные оздоровительные игры
Объяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто
совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом и развертыванием самой
игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру «Птички в
гнездышках», и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные
кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит,
что по сигналу "Солнышко!" все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при
этом он показывает, как они будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать
вместе с ним. Через некоторое время воспитатель объявляет: "Дождик пошел, все
птички прячутся в гнездышки", - и поясняет, что все должны убежать и стать в свои
кружки. В ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения,
добивается большей точности выполнения движений и правил.
Руководя действиями детей в игровом упражнении «С кочки на кочку»,
воспитатель говорит: «Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля,
не бойся, ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, - предупреждает
воспитатель, - не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты
хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы
попасть на бережок». Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми,
подготавливая их к выполнению задания, «Олечка, а ты хочешь перейти через
ручеек?» - спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает. Кто-
то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка: «Мы с Олей
вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет страшно. Да?»
«Карусели»
Игра напоминает малышам катание на карусели. Кружась одновременно в темпе,
который задаётся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение
которой то замедляется, то ускоряется, и вместе переживают радость от такого
развлечения. Общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое,
конечно же, сближает и детей, и взрослых. Важно, что эта игра не только забавляет
ребят, но и учит их согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста,
что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими
движениями. Игра начинается с образования круга. «Давайте покатаемся на
карусели! — говорит взрослый. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно
по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, все движутся по кругу и
произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
(Карусель медленно движется в правую сторону)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
(Темп речи и движений
постепенно ускоряется)
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
(На слова «побежали» карусель меняет направление движения)
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
(Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются
и кланяются друг другу)
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончена игра.
«Раздувайся, пузырь!»
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Взрослый говорит: «Вот как нас
много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем
маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук,
начинают делать шаги назад со словами:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
Затем взрослый восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят
слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз. После того
как пузырь «лопнул», можно покружиться, изображая маленькие пузырьки.
«Ручки вверх и на бочок»
Эта игра предполагает выполнение нескольких последовательных движений: руки
вверх и на бочок; руки в стороны и на бочок; руки вниз и на бочок.
Взрослый приглашает ребенка поиграть и говорит: «А теперь ручки хотят поиграть
в новую игру. Смотри на меня и старайся все делать так же, как я». Он поднимает
руки вверх, а затем переносит их на бок, произнося: «Руки вверх и на бочок».
Ребенок воспроизводит движения взрослого.
Таким же образом проигрываются и другие инструкции («ручки в стороны, вперед,
назад»).
В процессе игры взрослый обращает внимание на соответствие движений ребенка
речевой инструкции, например: «Сашенька, где у тебя ручки? Разве ты их поставила
на бочок? Поставь ручки вот так», — и помогает малышу поставить ручки на бочок.
Зарядка в стихах
Мы ногами топаем: топ-топ-топ,
А руками хлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Носок-пятка, носок-пятка,
а теперь пойдём в присядку.
Приседаем, приседаем
И как птички мы летаем.
На носочках потянулись.
За грибочками нагнулись.
А теперь скорей бежать,
Никому нас не догнать.
«Козел»
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу (шагаем)
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу (руками загребаете к себе)
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгаете)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (трясете поочередно ногами)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопаем в ладоши)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем (топаем ногами)
Подражание животным
Птица крылья расправляет, просыпаясь на заре (машем руками, как птица)
Миша
лапы
разминает
у
берлоги
на
траве
(ноги
широко
расставлены,
переваливаемся с ноги на ногу)
«Гномики»
Утром гномы в лес пошли.
(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,
(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в садик опоздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Полезные забавы для самых маленьких
«Цап»
Взрослый сажает ребенка рядом с собой, берет раскрытую ладошку малыша своей
рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и
кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом он захлопывает ладошку
малыша, захватывая ею свой палец. Как правило, дети радуются, поймав палец
взрослого, побуждают его повторить игру. В эту игру можно играть с несколькими
членами семьи, поочередно ловя пальчики друг друга. В этой игре хорошо
развивается координация совместных действий.
«Тушки-тутушки»
Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:
Тушки — тутушки,
С творогом ватрушки.
Пшеничный пирожок
Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!
Дружок!
«Кулачки»
Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по
крышке стола в такт стишков:
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли кулачки,
Тук-ток, тук-ток,
Нашей Леночке — годок!
«Курочка кудахчет»
Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый
легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:
Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
Ай, куда, куда, куда,
Ай, подай ее сюда!
«Прокачусь по льду»
Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу.
Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок,
таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:
Прокачусь-ка я по льду,
Ни за что не упаду!
Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:
Хлоп! — на лед!
Ах, не везет!
Еще один вариант этой игры — «Рыжая лисица»:
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла,
И в ямку бух!