Напоминание

"Навстречу друзьям"


Автор: Липова Людмила Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №36"
Населённый пункт: город Ачинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Навстречу друзьям"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

по адаптации детей младшего дошкольного

возраста к условиям детского сада

«Навстречу друзьям»

Воспитатель: Липова Л.Г.

Пояснительная записка

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего,

первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все

дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей

после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования:

детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные

претензии и обиды в адрес воспитателей.

В

период

адаптации

у

ребёнка

происходит

перестройка

ранее

сформированных

привычек

и

уклада

жизни.

Резкое

предъявление

нового

помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и

эмоциональный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды,

сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье

справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского

сада, а за что отвечают родители?

Предлагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада для

детей 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные

особенности детей этого возраста, и представляющий собой модель взаимодействия

детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы

воспитателя в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений

между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить

отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения,

взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном

возрасте является игра, поэтому предлагаемый проект строится на основе игровых

упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически

комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Готовность ребенка к детскому саду зависит и от готовности родителей

оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери

испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду

что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения

ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и

новым условиям.

Поэтому работа воспитателя деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в

помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения

с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по

отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия

консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические

знания и опыт родителей.

Цель проекта:

Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях

дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных

возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи проекта:

Создать условия для каждого из детей в установлении контакта со

сверстниками и взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных

возможностей.

Оказать помощь родителям в установлении отношений со своими

детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и

детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.

Участники проекта:

Воспитатели, вновь поступившие в ДОУ дети, заместитель заведующего по

ВОР.

Сроки проекта: 3 месяца (июль - сентябрь).

Адаптированность ребенка к дошкольному учреждению

Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

1.

Анкеты для родителей;

2.

Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям

детского сада;

3.

Оценка эмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации).

Основная задача – не просто проинформировать родителей об особенностях

протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с

ним в этот период.

Литература:

1.

Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение //

Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.:

Просвещение, 1972.

2.

Большова Т.В. Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с

помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.

3.

Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики. – М., 1978.

4.

Ильина М.Н. Развитие ребенка. – Санкт-Петербург, 2004.

5.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия

Развития, 1996.

6.

Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего

года жизни. – М.: Линка-Пресс, 2005.

7.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная

Педагогическая Академия, 1994.

8.

Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.

9.

Романова О. Л. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта

работы) // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 5.

10. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.

11. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. –

СПб.: Феникс, 2005.

План работы с родителями

Месяц

Тема

Формы работы

Ответственный

Июль

«Познай себя как родителя»

Анкетирование родителей

Воспитатель

Особенности развития детей

раннего возраста

Консультация

Воспитатель

«Мой малыш пошел в детский сад»

Групповая

консультация

Воспитатель

Режим – это важно!

Консультация

Медсестра

Гигиенические требования к одежде

ребенка

Беседы,

консультации

Воспитатель

Медсестра

Август

«Здоровый ребенок»

Профилактика простудных

заболеваний

Консультация

Медсестра

Как закалять ребенка дома

Беседа

Медсестра

Воспитатель

Система оздоровления в ДОУ

Информационный

стенд

Зам.зав по ВОР

Правильное питание – залог

здоровья

Консультация

Медсестра

Воспитатель

Сентябрь

«Всестороннее развитие ребенка»

«Умные пальчики»

Семинар-

практикум

Воспитатель

Игры и развлечения дома

Консультация

Воспитатель

«Хочу игрушку!»

Консультация

Воспитатель

«Почитай мне, мама!»

Консультация

Воспитатель

Прогулка: игра и занятие

Мастер класс

Воспитатель

Анкетирование родителей

Воспитатель

Родительское собрание

Тематический план мероприятий для детей

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ

Июль

1.

Знакомство детей

с детским садом,

друг с другом.

2.

Развитие культурно –

гигиенических навыков.

3.

Снятие

эмоционального напряжения

в течение дня.

Коммуникация: «Давайте познакомимся», «Клубочек»,

«Доброе животное»

Формирование целостной картины мира: ситуации

«Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем

мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в

группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»

Художественная литература: потешка для новичков

«Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и

Е. Благининой

Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как

правильно одеваться, причесываться, держать ложку или

чашку, ходить на горшок – путем создания предметной

развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с

разнообразными предметами и игрушками (вкладыши

различной формы, кубики, пирамидки, матрешки,

совочки и пр.).

Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем

куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания);

«Собери мячики» (развитие правильного речевого

дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают

шумный вдох носом, на выдохе поднимают

разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»

Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь»,

«С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и

цыплята», «Птички летают»

Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-

ворона», «Утята»

Август

1.

Развитие

эмоциональной сферы,

коммуникации

2.

Развитие культурно –

гигиенических навыков.

3.

Снятие

эмоционального напряжения

в течение дня

4.

Дидактические игры

Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази

героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и

солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь»,

«Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое

плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке

грустно, у нее нет друзей»

Художественная литература: рассказывание сказки

«Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок

и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка»,

инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки

«Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»

Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается»,

«Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме»,

«Как правильно мыть ручки», «Научим Катю

раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у

мишки: наводим порядок»

Зарядка в стихах «Гномики»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые

ножки»

Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) –

частое поверхностное дыхание ртом.

«Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса,

ритмизация движений в соответствии со стихотворным

текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену,

и делают движения под стихотворные строчки;

«Солнышко и туча»

Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и

дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь»,

«Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация

движений животных

Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5

пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы

считаем»

«Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по

цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей

домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди

предмет по описанию», «Назови животное и как оно

кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается».

Сентябрь

1.

Развитие

эмоциональной сферы,

коммуникации

2.

Развитие культурно –

гигиенических навыков.

3.

Снятие эмоционального

напряжения в течение дня

4.

Дидактические игры

Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая

нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» -

потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как

мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит»,

«Играть нужно дружно»

Художественная литература: рассказывание сказки К.

Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е.

Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака

«Мой веселый, звонкий мяч»

Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи,

что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей»,

ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки

нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь»,

инсценировка «День рождения Чебурашки»

Зарядки в стихах

Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие

дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети

лежат на спине, игрушки помещают на живот, на

шумном вдохе поднимают игрушку животом, на

произвольном выдохе опускают ее.

«Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей

подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на

четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде,

«ныряют» в шарики и т.д.

Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и

дождик», «Птички летают» и др.

«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди

предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее

соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи

дети», «Кто позвал»

Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы.

Анкетирование родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Выделяют следующие степени адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок

нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам

идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню

пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется,

снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней

без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень:

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню

пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2

квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок

не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо

выполнять следующие рекомендации.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы

хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой красивый

дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и

подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей.

Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для

умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь

посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют.

Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в

детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером

заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе,

что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад

своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда.

Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить

«радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского

сада».

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему

повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в

присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь

его приняли в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой

последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще

вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш

ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет

делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать

раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете

проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий.

Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие

происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться

за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к

воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если

захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет

исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе

будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны

сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется

немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.

Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется

говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или

воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда

недорогие

вещи.

Это

могут

быть

небольшие

игрушки,

которые

остаются

привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это

могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые

бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками.

Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную

коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните

коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с

игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,

просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим

детям.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков

внимания, и ему будет проще отпустить вас.

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до

полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот

период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего

малыша.

Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад

необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются

в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок

использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и

быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и

взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с

другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего

ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже.

Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в

вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими

родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не

менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой

форме или через специалистов.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского

сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы

проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще

обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе

бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и

становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все

получится!»

Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте

список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы

забыли.

Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения,

тревожности, развитие коммуникации

1. «Назови себя ласково»

Дети сидят в кругу. Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое

имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.

2. «Солнышко»

Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со

словами: «Я люблю…», называя имя следующего по очереди ребенка.

Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите,

какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик

доброты, ласки, любви».

3. «Волшебные палочки»

Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки.

Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из

палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна

и т.д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из

палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета

у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно.

Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько

предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один

предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас

одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и т.д.

4. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Пальчик поднесем к виску

И подпрыгнем к потолку.

Шире рот откроем – «А»,

Рожицы состроим.

Как скажу я слово: «Три»,

Все гримасою замри.

Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых

получились смешные позы и мимика.

5. «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать

дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце

(на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело?

А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?

Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо

дорисовать лучики, глазки и веселый рот.

6. «Здравствуй, я котик»

Воспитатель приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди

поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется,

называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».

7. «Котик ласкает»

Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по

головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.

8. «Котенок веселый–грустный»

Воспитатель просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых

котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по

маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

9. «Потерялся ребенок»

Дети – в кругу, воспитатель делает объявление по радио: «Внимание, внимание,

потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей.

Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в

детский садик к вам пришла».

10. «Солнечный зайчик» (Цель - снятие эмоционального напряжения)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу,

нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке.

Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги...

Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а

ты погладь его и подружись с ним.

11. «Спаси птенца» (Цель игры - ознакомить детей с методами саморегуляции)

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните

руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе.

Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите

на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте

ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не

грустите. Он еще прилетит к вам.

12. «Сорока-ворона» (Цель - снятие эмоционального напряжения)

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг

другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в

конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Потешка: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому

дала, и этому дала, и этому дала, и этому дала. А самому маленькому из большой

миски да большой ложкой. Всех накормила!

13. «Клубочек» (Цель - развивать умение действовать согласованно, создать

ощущение единства)

Воспитатель будет выполнять роль «катушки», а дети должны взяться за руки. Тот,

кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. Получилась ниточка, закрепленная

на катушке. Воспитатель возьмет за руку последнего и будет водить всех по кругу

до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку.

Дети

должны

почувствовать,

какой

получился

крепкий,

дружный

клубок.

Воспитатель: «Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки

не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем

разматываться».

14. «Доброе животное» (Цель - развитие чувства единства)

Воспитатель: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно

дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг

назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим

и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и

т.д.

15. «Морщинки» (Цель - снятие напряжения)

Воспитатель: «Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И

последний раз - вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а

теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь,

наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное.

Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»

16. «Паровозик с именем». (Цель - настроить детей на совместную работу)

Воспитатель: «Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет

ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света,

Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет

паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и

хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней

буду повторять ее имя... Поехали!

Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком",

и мы уже втроем будем повторять его имя».

И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.

17. «Земля, небо, огонь и вода» (Цель - развитие сенсомоторной координации,

развитие воображения)

Воспитатель: «Подумайте и с помощью движений покажите землю, небо, огонь и

воду... У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музыку, и тот, кто захочет,

сможет выйти в круг и изобразить что-нибудь одно: землю, небо, огонь или воду, а

все остальные попробуют угадать, что им показывают».

18. Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают

дом).

И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного

пальца клюем зернышки из другой руки).

Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).

яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)

Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).

Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).

Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).

Мышка не нашла яичко и убежала в норку.

19. «Звукоподражание»

Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-

ду!» (гудят дети)

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,

Далеко, далеко ребят он повез.

Чу-чу-чу!

– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает

игрушку) Как он копытцем стучит?

– Цок-цок-цок-цок!

– Как он кричит?

– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!

Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?

– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!

– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?

– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!

– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?

– Кар-кар-кар-кар!

– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?

– Ш-ш-ш-ш!

– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?

– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?

20. «Найди свою маму»

Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки

детенышей животных.

– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это

домашнее или дикое животное?

21. «Кто чем питается»

Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое

животное.

22. «Катины подарки»

Воспитатель помещает на наборное полотно большую картинку, на которой

изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог.

Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее воспитатель раскладывает

маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим

игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик,

трубочисту альбом, носорогу носок. Затем педагог убирает картинки и просит детей

вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.

Подвижные оздоровительные игры

Объяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто

совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом и развертыванием самой

игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру «Птички в

гнездышках», и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные

кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит,

что по сигналу "Солнышко!" все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при

этом он показывает, как они будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать

вместе с ним. Через некоторое время воспитатель объявляет: "Дождик пошел, все

птички прячутся в гнездышки", - и поясняет, что все должны убежать и стать в свои

кружки. В ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения,

добивается большей точности выполнения движений и правил.

Руководя действиями детей в игровом упражнении «С кочки на кочку»,

воспитатель говорит: «Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля,

не бойся, ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, - предупреждает

воспитатель, - не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты

хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы

попасть на бережок». Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми,

подготавливая их к выполнению задания, «Олечка, а ты хочешь перейти через

ручеек?» - спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает. Кто-

то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка: «Мы с Олей

вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет страшно. Да?»

«Карусели»

Игра напоминает малышам катание на карусели. Кружась одновременно в темпе,

который задаётся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение

которой то замедляется, то ускоряется, и вместе переживают радость от такого

развлечения. Общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое,

конечно же, сближает и детей, и взрослых. Важно, что эта игра не только забавляет

ребят, но и учит их согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста,

что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими

движениями. Игра начинается с образования круга. «Давайте покатаемся на

карусели! — говорит взрослый. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно

по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, все движутся по кругу и

произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

(Карусель медленно движется в правую сторону)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

(Темп речи и движений

постепенно ускоряется)

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

(На слова «побежали» карусель меняет направление движения)

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

(Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются

и кланяются друг другу)

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончена игра.

«Раздувайся, пузырь!»

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Взрослый говорит: «Вот как нас

много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем

маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук,

начинают делать шаги назад со словами:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Затем взрослый восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят

слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз. После того

как пузырь «лопнул», можно покружиться, изображая маленькие пузырьки.

«Ручки вверх и на бочок»

Эта игра предполагает выполнение нескольких последовательных движений: руки

вверх и на бочок; руки в стороны и на бочок; руки вниз и на бочок.

Взрослый приглашает ребенка поиграть и говорит: «А теперь ручки хотят поиграть

в новую игру. Смотри на меня и старайся все делать так же, как я». Он поднимает

руки вверх, а затем переносит их на бок, произнося: «Руки вверх и на бочок».

Ребенок воспроизводит движения взрослого.

Таким же образом проигрываются и другие инструкции («ручки в стороны, вперед,

назад»).

В процессе игры взрослый обращает внимание на соответствие движений ребенка

речевой инструкции, например: «Сашенька, где у тебя ручки? Разве ты их поставила

на бочок? Поставь ручки вот так», — и помогает малышу поставить ручки на бочок.

Зарядка в стихах

Мы ногами топаем: топ-топ-топ,

А руками хлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.

Носок-пятка, носок-пятка,

а теперь пойдём в присядку.

Приседаем, приседаем

И как птички мы летаем.

На носочках потянулись.

За грибочками нагнулись.

А теперь скорей бежать,

Никому нас не догнать.

«Козел»

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу (шагаем)

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу (руками загребаете к себе)

Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгаете)

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (трясете поочередно ногами)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопаем в ладоши)

И ножками потопаем, потопаем, потопаем (топаем ногами)

Подражание животным

Птица крылья расправляет, просыпаясь на заре (машем руками, как птица)

Миша

лапы

разминает

у

берлоги

на

траве

(ноги

широко

расставлены,

переваливаемся с ноги на ногу)

«Гномики»

Утром гномы в лес пошли.

(шаг на месте)

По дороге гриб нашли.

(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

А за ним-то раз, два, три -

(наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались ещё три!

(руки вперёд, затем в сторону)

И пока грибы срывали,

(наклоны вперёд, руки к полу)

Гномы в садик опоздали.

(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили! (присесть)

Полезные забавы для самых маленьких

«Цап»

Взрослый сажает ребенка рядом с собой, берет раскрытую ладошку малыша своей

рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и

кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом он захлопывает ладошку

малыша, захватывая ею свой палец. Как правило, дети радуются, поймав палец

взрослого, побуждают его повторить игру. В эту игру можно играть с несколькими

членами семьи, поочередно ловя пальчики друг друга. В этой игре хорошо

развивается координация совместных действий.

«Тушки-тутушки»

Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:

Тушки — тутушки,

С творогом ватрушки.

Пшеничный пирожок

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

Дружок!

«Кулачки»

Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по

крышке стола в такт стишков:

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли кулачки,

Тук-ток, тук-ток,

Нашей Леночке — годок!

«Курочка кудахчет»

Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый

легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:

Курочка кудахчет,

Дочку носом тычет:

Ай, куда, куда, куда,

Ай, подай ее сюда!

«Прокачусь по льду»

Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу.

Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок,

таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:

Прокачусь-ка я по льду,

Ни за что не упаду!

Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:

Хлоп! — на лед!

Ах, не везет!

Еще один вариант этой игры — «Рыжая лисица»:

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку бух!



В раздел образования