Напоминание

Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной программе


Автор: Сергеева Надежда Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №69"
Населённый пункт: г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной программе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе

обучения по дополнительной программе

Одной из задач системы дополнительного образования является развитие

индивидуальных творческих, духовных и физических возможностей

личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа

жизни. Цель обучения состоит в том, чтобы углубить и расширить

творческий потенциал ребенка. В связи с этим, проблема развития

творческих способностей является актуальной на сегодняшний день.

Обучение по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Творческая Мастерская» создаёт

благоприятные условия для знакомства обучающихся с новыми

направлениями в изобразительном искусстве, которые во многом отличаются

от академической школы живописи, приобщает обучающихся к

саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора

в области искусства.

Новизна программы состоит в том, что она сочетает новые, современные

методики изобразительного искусства арт-терапевтической направленности,

такие как: правополушарное, интуитивное, спонтанное рисование,

фрактальный рисунок и декоративно прикладное творчество.

Оказывается, не обязательно уметь рисовать (с точки зрения классической

школы), чтобы выразить себя, чтобы творить и получать от этого море

удовольствия. Обучающийся, прошедший это обучение, возвращает свою

утраченную способность к радости самовыражения через образы, которая

делала его таким счастливым в детстве. Ребенок, который строит замок из

песка – он не думает, умеет он его строить или нет, правильно у него

получается или нет, две башни будет или четыре, уместны здесь эти ракушки

или нет, он просто делает и у него получается.

Сегодня потребность в самореализации выражается в получении одобрения,

стремлении что то делать не так как все, вызывая со стороны окружающих

позитивное к себе отношение. Это является отправной точкой долгого

путешествия к повышению уверенности к себе и самоуважения, что, в свою

очередь, ведет к открытию все новых сторон своей личности. Популярные

шоу «Стань Звездой», «Голос –дети», танцы, цирк, ледовое шоу со звездами,

актерами заполоняют телевизионный эфир, где каждый показывает свои

сверх возможности и свой талант. Из них юность выбирает кумиров.А не

лучше ли, не создавая себе идолов для слепого подражания, научиться быть

художником и дизайнером для самого себя, познавая глубины своей

неповторимой индивидуальности, в процессе интересной деятельности по

созданию своими руками картин, подарков, попутно реализуя все свои

творческие способности?

Рассмотрим метод «Правополушарное рисование».

Правополушарное рисование — новое слово в живописи. Данная методика

дает возможность раскрепоститься, познать себя, помогает раскрыть

творчество, за один день научиться рисовать и уйти с занятия со своими

собственными картинами. Работа по предложенной технологии позволяет

содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел,

чему научился, каким стал через некоторое время.

Итак, в чём же разница между полушариями, и почему нам так важно именно

правое, которое практически не получает развития в системе нашего

образования?

Левое

Вербальное (использует слова, чтобы называть вещи своими именами)

Аналитическое (пошаговый процесс осознания действительности, буква-

слог-слово)

Символическое (=, +, % известные всем и легко воспринимающиеся

символы)

Абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды)

Временное (позволяет следить за временем и выполнять задания в порядке

очерёдности)

Рациональное (делает выводы, основанные на причинах и фактах)

Цифровое (позволяет использовать цифры)

Логическое (способность строить логические цепочки, где одно вытекает из

другого)

Линейное (одна идея следует за другой, и они непременно связаны между

собой)

Правое

Невербальное (восприятие или осознание происходит на бессловесном

уровне)

Синтетическое (складывает увиденное в одно целое)

Актуальное, реальное (видит вещи такими, какие они есть в настоящий

момент)

Аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор)

Вне временное (отсутствует чувство времени)

Нерациональное (не требует основу из фактов и данных для вывода,

склонность к откладыванию суждений)

Пространственное (видит отношение вещей друг с другом, и как части

составляют целое)

Интуитивное (склонно к внутренним откровениям)

Целостное (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали)

Изложенная выше информация помогает понять необходимость правого,

забытого полушария для умения рисовать и даёт представление о его роли в

развитии творческих способностей личности. Все задания рассчитаны

именно на то, что левое полушарие откажется их выполнять, и тогда правое

вступит в свои права в этом вопросе

Работает правополушарное рисование не за счет концентрации внимания (это

включает работу левого полушария), не через анализ, а использование

материалов и техник скоростной живописи, не дающей работать левому

пошаговому полушарию.

Левополушарное рисование дается в академических школах. Гарантировано

дает результат написания высококачественной картины через анализ, знание,

через схему, предварительный чертеж рисунка.

Правополушарное рисование - больше самостоятельный путь обучения, для

начала нужны всего лишь небольшие навыки. Обучающийсясразу находит

свой путь самовыражения, находит быстро область рисования и получает от

процесса и самовыражения большое удовольствие. Картины при простом

нарисованном сюжете привлекают внимание, будят эмоции, чувства у

зрителя предаваемые художником.

Правое полушарие видит образами, оно сразу схватывает объект с тенью и

бликом, оно прекрасно видит переходы цвета и тонкие обертонные цвета. И,

если вы переносите картину, внося туда свою эмоционально чувственную

сферу – поверьте, зритель будет чувствовать вашу уникальность. Одна и та

же картинка каждый раз будет разная, с новыми ощущениями и чувствами,

ведь они у вас неповторимы.

Как проходит занятие:

Немного о методе, и сразу беремся за кисть!!! Рисуем, полностью отдаваясь

процессу. Учимся чувствовать краски и кисти.

Педагог дает простые задания, с которыми справляются все обучающиеся. В

процессе задействуются те части мозга, которые отвечают за видение, за

принятие нестандартных решений. Так открываются творческие способности

и интуиция.

В течение урока - хорошее настроение и вдохновение. После занятия -

прилив сил и энергии, уверенность в себе и собственных силах.

Освоив несколько простых техник рисования, обучающиеся видят свою

первую картину уже после первого часа занятия!

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки

и зажимы, которые присутствовали в ребенке. Иногда, рисуя руками, дети

ощущают себя малышами, полностью отдаваясь процессу рисования.

Этот метод раскрывает творческий потенциал человека, проявляет

индивидуальность, снимает внутренние барьеры и критику, учит видеть

красоту даже в простых линиях, дает радость и наслаждение самим

процессом и результатами своих художественных творений.

При этом очень важно, что именно в правом полушарии головного мозга

находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим

подсознанием и интуицией. Так же оно отвечает за целостность восприятия.

Левое – логическое, последовательное, анализирующее – воспринимает

только части, детали. Собирает все элементы в законченный целый образ

правое полушарие. Выполняя непонятные упражнения, казалось бы,

лишенные смысла, дети развивают свои интуитивные способности, т.к. они

смотрят на целое, а не только на те элементы, которые кажутся важными, те

дети смотрят на мир без искажений.

Для детей естественно любить рисование красками и карандашом, лепку,

пение и театральные постановки. К сожалению, в системе образования

остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все

больше времени заняты точными науками, что стимулирует развитие только

левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима

согласованная работа обоих полушарий.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью

правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал

ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от

перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше

устают и имеют более высокую работоспособность.

Так у детей занятия правополушарным рисованием повышают интерес

к учёбе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче

начинают реагировать на трудности и преграды.

Данная программа призвана способствовать развитию интереса к своему

таланту, воспитанию особого отношения к миру и понимания места человека

в нем. С занятий каждый уходит со своими собственными картинами,

которые сразу можно нести на выставку. В процессе даются техники,

которые включают образное правое полушарие, позволяющее не только

научиться творческому подходу к изображению пейзажей, натюрмортов и

т.д., но и быть с самим собой в ладу, почувствовать себя самого. Те

формируется эмоционально устойчивая творческая личность.



В раздел образования