Напоминание

Гимнастика как учебная дисциплина хореографического воспитания детей


Автор: Сковороднева Лариса Николаевна
Должность: Преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: Ростовская обл. станица Егорлыкская
Наименование материала: статья
Тема: Гимнастика как учебная дисциплина хореографического воспитания детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сковороднева Л.Н.

Заведующая хореографическим отделением

ст. Егорлыкская, МБУДО Егорлыкская ДШИ

Гимнастика как учебная дисциплина

в системе хореографического воспитания детей.

Сегодня в нашей стране активно развивается система дополнительного

образования детей, которая призвана обеспечить ребёнка дополнительными

возможностями интеллектуального и физического развития, удовлетворить

его творческие и образовательные потребности.

Хореографическое творчество в системе дополнительного образования

детей занимает одно из лидирующих положений, и это связанно, прежде

всего, с тем, что средствами хореографии успешно решаются задачи

художественного, нравственно и физического воспитания. Поэтому, тысячи

родителей ежегодно приводят своих детей поступать в детские школы

искусств, различные танцевальные студии и хореографические школы.

В последние годы, пристальное внимание автора данной статьи,

привлекает

вопрос о проблеме

хореографического

воспитания детей

на

начальном этапе обучения. Обычно, в школы искусств на хореографическое

отделение принимаются дети с 7 – 8 лет, где обучение хореографическим

дисциплинам начинается с классического танца, который является основой

хореографического

воспитания. Классический

танец,

как

учебная

дисциплина, представляет собой танцевальную гимнастику, необходимую

для развития выразительных средств танцовщика и формирует богатые

моторные навыки, при которых открывается

возможность исполнять

различные танцевальные стили. Неслучайно большинство направлений

профессиональной хореографии и спорта в той или иной мере используют

элементы классического танца.

Поэтому, к поступающим детям на хореографическое отделения

предъявляют определённые требования к физическим данным: - это

пропорциональное

телосложение,

правильная

форма

ног,

хорошая

выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах,

гибкость, танцевальный шаг, подъём. Всё вышеперечисленное является

фундаментом успешного обучения хореографическому искусству.

Однако, на современном этапе развития общества можно констатировать

тот

факт,

что

наметилась

негативная

тенденция

снижения

уровня

физического развития и двигательной активности детей. Это связанно с тем,

что по мере развития производственных сил, возраста вмешательство

человека в природу, вследствие чего ухудшается экология. В результате,

происходит ухудшение физического состояния и здоровья людей. Особенно

неблагоприятное влияние окружающей среды испытывают дети. Многие

рождаются с различными патологиями, в том числе опорно-двигательного

аппарата. А так же, дети бесконтрольно с раннего возраста проводят

длительное время за компьютерами и телевизорами, что пагубно влияет на

растущий организм, и приводит к уменьшению двигательной активности и

нарушению

осанки. Поэтому,

среди

поступающих

детей

на

хореографические

отделения,

имеющих

хорошие

данные,

всё

чаще

встречаются и такие, в телосложении которых наблюдаются нежелательные

отклонения:

начальные

признаки

патологии

опорно-двигательного

аппарата: сутулость, кифоз, лордоз, «X»- образные и «О» - образные ноги,

плоскостопие.

В

то

же

время

такие

дети

обладают

артистизмом,

музыкальностью и сценической внешностью.

В связи с этим, многие педагоги - хореографы постоянно ищут приёмы

эффективного развития и коррекции физических данных, облегчающие их

воспитанникам освоение основ классического танца.

Так будущему танцору необходим самый высокий уровень прочности

опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной системы.

Эти системы обеспечивают связь отдельных частей тела между собой; с их

помощью человек передвигается в пространстве, и если двигательный

аппарат недостаточно подготовлен, тело танцовщика будет стеснённым в

движении, негибким и маловыразительным.

Известно, что на детский организм в хореографических школах падает

колоссальная физическая нагрузка. Особенно на начальном этапе обучения

от маленького человека требуется самоотдача и самораскрытие. И от того,

как мы подготовим будущего танцора к этим физическим и психологическим

перегрузкам, как сформируем его организм во всём его комплексе, во

многом зависит его успешное обучение в средних и старших классах.

Среди педагогов хореографического искусства, известен удачный

опыт применения гимнастических упражнений педагогами Е. Сергиевской и

Е. Лапчинской в Московском хореографическом училище. Они перед уроком

классического танца вводили так называемый «разогрев» или «разминку» в

виде

гимнастических

упражнений,

где

применяли

упражнения

для

улучшения выворотности ног, гибкости корпуса, лёгкости прыжка и т.д.

Большое

значение

придавала

гимнастическим

упражнениям

для

разработки двигательных функций педагог С. Головкина, по инициативе

которой в соличной школе введены уроки гимнастики, где разрабатывались

системы упражнений с учётом анатомии и физиологии детей, которые

можно применять как вспомогательные - способствующие развитию

профессиональных данных и коррекции недостатков природной осанки

ребёнка.

Таким

образом,

гимнастика

располагает

большим

разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых

можно

оказывать

положительное

воздействие

на

организм

ребёнка:

способствовать

развитию

опорно-двигательного

аппарата,

укреплять

сердечнососудистую систему, формировать правильную осанку, развивать

гибкость, выворотность, танцевальный шаг, координацию, воспитывать

волевые качества и т.д

Поэтому,

именно

гимнастика

должна

быть

положена

в

основу

физического воспитания детей на хореографических отделениях детских

школ искусств, как подготовительный этап к изучению классического танца.

Учитывая специфику хореографического образования, уроки гимнастики

должны проходить исключительно под музыку, для формирования у

ребёнка музыкальности и устойчивых навыков сочетать движения с

музыкой.

Цель учебного предмета «Гимнастика» - оказать положительное

воздействие

на

организм

ребёнка,

способствовать

развитию

его

двигательного аппарата, оснастить необходимыми двигательными навыками

для успешного обучения хореографическому искусству.

На уроках «Гимнастика» решаются следующие задачи:

- через коррегирующие упражнения устранить незначительные недостатки в

опорно-двигительном аппарате;

- через общеразвивающие упражнения развить силу, укрепить суставы и

повысить их подвижность, положительно воздействовать на сердечно -

сосудистый, нервно-мышечный и костно-связочный аппарат человека;

развить выворотность ног, гибкость, танцевальный шаг, устойчивость;

- через элементы спортивной и художественной гимнастики пробрести

устойчивость,

выносливость,

гибкость,

умение

сочетать

движения

с

музыкой, выразительное и эмоциональное исполнение;

- нетрадиционная гимнастика

-

через

подвижные

игры

воспитать

соревновательные

качества,

коллективный характер, умение преодолевать трудности, самодисциплину,

волю к победе и другие ценные качества;

- развить музыкально - ритмические способности через выполнения

упражнений под музыку;

- научиться правильному дыханию во время физических нагрузок, так как

основное средство для борьбы с переутомлением в хореографии - правильное

развитое дыхание.

Основным компонентом предмета «Гимнастика» являются – упражнения,

которые являются эффективным двигательным средством физического

воспитания детей. Это могут быть простейшие движения, в одном суставе

или представлять собой сложные двигательные действия, вовлекающие в

работу всё тело человека. И только многократно повторяемые физические

упражнения

с

соблюдением

правильной

дозировки

и

методической

последовательности приводят к совершенствованию функций организма,

укрепляют здоровья, формируют и совершенствуют двигательные навыки.

Список литературы:

1.

Васильева

Т.И.

Балетная

осанка

основа

хореографического

воспитания детей. – М.: ЦНМК, 1983.

2.

Васильева Е.Д. Танец // О.М.Мартынова. –М:«Искусство», 1968. – 247

с.

3.

В.И.Ленин. Полн. собр. соч. – Т.9. – С. 152 – 153.

4.

Классический танец в школе искусств / Нестеров В.Н. Иванова Н.А. //

Нестеров В.Н. Иванова Н.А. – Саратов: Издательский центр «Наука»,

2007. – 49 с.

5.

Методическая

разработка

для

преподавателей

детских

хореографических

школ

и

школ

искусств

/

В.П.Сердюков

//

О.М.Гутина. – М. 1988. – 31 с.

6.

Основные

элементы

классического

танца:

учебное

пособие

/

М.В.Смирнова // Е.Соколова. – Ростов-на-Дону. 1995. 71 с.



В раздел образования