Автор: Быкова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 11 г. Ельца"
Населённый пункт: Липецкая область город Елец
Наименование материала: статья
Тема: "Культурное развитие христианской Руси"
Раздел: начальное образование
В последнее время мы много говорим о духовно-нравственном воспитании
подрастающего
поколения. В соответствии с ФГОС начального общего и
основного общего образования в нашей гимназии третий год преподаётся
курс
ОРКиСЭ
для
4-классников
и
первый
год
в
5-ых
классах
«Основы
духовно-нравственной культуры народов России». Конечно, 34 часа навряд
ли смогут сформировать духовную нравственность ребёнка. Но это больше,
чем
предметы.
Изучение
данных
курсов
направленно
на
формирование
духовно-нравственных
качеств
личности.
Эти
дисциплины
способствуют
формированию целостной картины в сознании наших детей. И эта картина
может
поспособствовать
формированию
таких
ценностей,
как
добрососедство, взаимопонимание и взаимовыручка. На культурологической
основе призваны заложить эти предметы духовные ценности, заложенные в
Российской культуре.
Наше летоисчисление берёт начало от Рождества Христова. Но его язык
может остаться неизвестным ребёнку. Прикоснуться к православной культуре
помогают
эти
курсы.
У
детей
появляется
интерес
к
истории
нашего
государства, культуре. Многие дети начинают задумываться в принципе о
своём происхождении. Когда на одном из уроков я задала ребятам вопрос: что
они понимают под словом культура? Они без труда назвали, что это и наши
традиции, наше с вами поведение, искусство, обряды. Ведь культура – это всё
то,
что
делает
человек
своим
трудом
в
качестве
человека.
Корни
православной культуры – это мировоззрения Евангелие, библейские заповеди
Христа. Историю творят простые люди. Дети должны знать традиции своей
страны: как рождаются, как играют, как воспитывают детей православные
люди, знать культуру труда, культуру отношения к природе христиан. Цель
данных курсов привить навыки нравственности, умение анализировать себя,
опыт
самопознания.
Как
относиться
к
добру
и
злу.
Россия
–
страна
многонациональная. Как ориентироваться в мире русского человека, в нашей
истории, чтобы не было конфликтов среди народов?
Православной культуре более 2000 лет. Россия восприняла культурные
традиции
от
Византии.
Восточные
славяне
Византию
обычно
называли
Греческим царством, а её столицу Константинополь – Царьградом. Это было
сильное, богатое государство, с которым у славян были налажены хорошие
торговые отношения. А что мы знаем об этом? И что знают об этом наши
дети? Почему на флаге России Военно-морского флота Георгиевский
крест, а на гербе Георгий Победоносец? Великий князь Владимир выбрал
православие. Почему? И как это повлияло на развитие нашего государства? А
ведь с этого момента наша история стала развиваться совершенно по новому
пути.
Вера
помогла
сплотить
народы,
проживающие
на
её
территории.
Православная вера помогла изжить обычаи, которые оставались от язычества:
кровную месть, идолопоклонство. И, наоборот, новая религия рассказывала о
любви
и
милосердии.
Христианство
помогло
объединить
не
только
славянские, но и неславянские племена.
Вы помните Кирилла и Мефодия, которые подарили нам славянскую
азбуку?
Кем
они
были?
Но
хорошо
известно,
какое
значение
имела
деятельность этих братьев для развития культуры Древней Руси. А труды
великого
князя
Владимира
и
его
сподвижников
дали
свои
результаты:
христианство
быстро
распространялось.
Принятие
христианства
положительно повлияло и на распространение образования. В монастырях
шла
напряжённая
работа
по
переписыванию
книг.
Значительно
возросло
количество
грамотных
людей.
Англию
называют
туманным
Альбионом,
Францию – Прекрасной, а Россию Святой.
В
лоне
православной
культуры
росли
защитники
Руси.
Святой
Илья
Муромец
скончался
монахом.
Защитник
Руси
Александр
Невский
перед
смертью принял схиму с именем Алексий. Великий князь Дмитрий Донской
перед битвой просил благословения у святого Сергия Радонежского. Знание
судеб этих людей поможет нашим детям преодолеть жизненные трудности,
умение заботиться не только о себе, но и о других, обрести смысл жизни.
Русское искусство прекрасно. Его ценят во всём мире. Значительное место в
православной культуре принадлежит духовной музыке. В Новом Завете есть
такие
слова:
«Слово
Христово
да
вселяется
в
вас
обильно,
со
всякою
премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и
духовными
песнями,
во
благодати
воспевая
в
сердцах
ваших
Господу».
Священные тексты нередко вдохновляли людей на создание музыкальных
произведений в жанре духовной музыки для исполнения вне богослужения. В
этом жанре творили выдающиеся российские композиторы Н. А. Римский-
Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др. Православная духовная
музыка учит понимать людей по христиански.
Говоря о церковной музыке, нельзя не вспомнить о колокольном звоне. В
начале возникновения христианства на Руси на молитву приглашал один
колокол. Много позже начали строить звонницы. Постепенно складывалась
русская школа колокольного звона с разными его рисунками, с разными
темпами.
А
какое
значение
имеют
наши
православные
храмы?
До
настоящего
времени
сохранилось
не
много
древних
храмов.
Но
все
они
вызывают
восхищение и являются выдающимися памятниками архитектуры. Возводя
церкви в своих городах, наши предки не жалели на них средств.
В православном храме всегда много икон. Они сопровождают христианина
всю его жизнь.
Иконы издревле находились не только в храмах, но и в
каждой
избе,
в
маленьких
молельнях
на
дорогах,
на
поле
сражений.
Иконопись
считалась
самым
совершенным
из
искусств,
а
мастера-
иконописцы были окружены огромным уважением современников.
Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. С кем мы хотели бы
встретить старость? Ответ для нас очевиден.
Т. о. результатом обучения данных курсов должно стать пробуждение
интереса
к
культуре,
проявление
толерантности,
способности
к
сотрудничеству, взаимодействию.
В процессе изучения данных курсов у учащихся углубляется осознание идеи
духовно сти
человека
как
преобладания
в
нём
н р а вс т ве н н ы х ,
интеллектуальных интересов над материальными. Курсы призваны обогатить
процесс
воспитания
в
школе
новым
пониманием
сущности
российской
культуры,
развивающейся
как
сплав
национальных
традиций.
Исходя
из
этого, особое значение курса заключается в раскрытии общечеловеческих
ценностей, которые объединяют светскость и духовность.
Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» констатирует,
что христианство, ислам, буддизм, иудаизм составляют «неотъемлемую часть
исторического
наследия
народов
России».
Но
признаёт
особую
роль
православия
в
истории
России,
в
становлении
и
развитии
её
духовной
культуры». В классе могут находиться дети разных конфессий. Но все они
должны знать культуру той страны, в которой проживают. Ознакомление с
пластами
культуры
может
стать
основой
формирования
ценностей,
нравственных
качеств
личности,
позволяющих
ей
адаптироваться
в
различной этнической среде.