Напоминание

"Культурное развитие христианской Руси"


Автор: Быкова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 11 г. Ельца"
Населённый пункт: Липецкая область город Елец
Наименование материала: статья
Тема: "Культурное развитие христианской Руси"
Раздел: начальное образование





Назад




В последнее время мы много говорим о духовно-нравственном воспитании

подрастающего

поколения. В соответствии с ФГОС начального общего и

основного общего образования в нашей гимназии третий год преподаётся

курс

ОРКиСЭ

для

4-классников

и

первый

год

в

5-ых

классах

«Основы

духовно-нравственной культуры народов России». Конечно, 34 часа навряд

ли смогут сформировать духовную нравственность ребёнка. Но это больше,

чем

предметы.

Изучение

данных

курсов

направленно

на

формирование

духовно-нравственных

качеств

личности.

Эти

дисциплины

способствуют

формированию целостной картины в сознании наших детей. И эта картина

может

поспособствовать

формированию

таких

ценностей,

как

добрососедство, взаимопонимание и взаимовыручка. На культурологической

основе призваны заложить эти предметы духовные ценности, заложенные в

Российской культуре.

Наше летоисчисление берёт начало от Рождества Христова. Но его язык

может остаться неизвестным ребёнку. Прикоснуться к православной культуре

помогают

эти

курсы.

У

детей

появляется

интерес

к

истории

нашего

государства, культуре. Многие дети начинают задумываться в принципе о

своём происхождении. Когда на одном из уроков я задала ребятам вопрос: что

они понимают под словом культура? Они без труда назвали, что это и наши

традиции, наше с вами поведение, искусство, обряды. Ведь культура – это всё

то,

что

делает

человек

своим

трудом

в

качестве

человека.

Корни

православной культуры – это мировоззрения Евангелие, библейские заповеди

Христа. Историю творят простые люди. Дети должны знать традиции своей

страны: как рождаются, как играют, как воспитывают детей православные

люди, знать культуру труда, культуру отношения к природе христиан. Цель

данных курсов привить навыки нравственности, умение анализировать себя,

опыт

самопознания.

Как

относиться

к

добру

и

злу.

Россия

страна

многонациональная. Как ориентироваться в мире русского человека, в нашей

истории, чтобы не было конфликтов среди народов?

Православной культуре более 2000 лет. Россия восприняла культурные

традиции

от

Византии.

Восточные

славяне

Византию

обычно

называли

Греческим царством, а её столицу Константинополь – Царьградом. Это было

сильное, богатое государство, с которым у славян были налажены хорошие

торговые отношения. А что мы знаем об этом? И что знают об этом наши

дети? Почему на флаге России Военно-морского флота Георгиевский

крест, а на гербе Георгий Победоносец? Великий князь Владимир выбрал

православие. Почему? И как это повлияло на развитие нашего государства? А

ведь с этого момента наша история стала развиваться совершенно по новому

пути.

Вера

помогла

сплотить

народы,

проживающие

на

её

территории.

Православная вера помогла изжить обычаи, которые оставались от язычества:

кровную месть, идолопоклонство. И, наоборот, новая религия рассказывала о

любви

и

милосердии.

Христианство

помогло

объединить

не

только

славянские, но и неславянские племена.

Вы помните Кирилла и Мефодия, которые подарили нам славянскую

азбуку?

Кем

они

были?

Но

хорошо

известно,

какое

значение

имела

деятельность этих братьев для развития культуры Древней Руси. А труды

великого

князя

Владимира

и

его

сподвижников

дали

свои

результаты:

христианство

быстро

распространялось.

Принятие

христианства

положительно повлияло и на распространение образования. В монастырях

шла

напряжённая

работа

по

переписыванию

книг.

Значительно

возросло

количество

грамотных

людей.

Англию

называют

туманным

Альбионом,

Францию – Прекрасной, а Россию Святой.

В

лоне

православной

культуры

росли

защитники

Руси.

Святой

Илья

Муромец

скончался

монахом.

Защитник

Руси

Александр

Невский

перед

смертью принял схиму с именем Алексий. Великий князь Дмитрий Донской

перед битвой просил благословения у святого Сергия Радонежского. Знание

судеб этих людей поможет нашим детям преодолеть жизненные трудности,

умение заботиться не только о себе, но и о других, обрести смысл жизни.

Русское искусство прекрасно. Его ценят во всём мире. Значительное место в

православной культуре принадлежит духовной музыке. В Новом Завете есть

такие

слова:

«Слово

Христово

да

вселяется

в

вас

обильно,

со

всякою

премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и

духовными

песнями,

во

благодати

воспевая

в

сердцах

ваших

Господу».

Священные тексты нередко вдохновляли людей на создание музыкальных

произведений в жанре духовной музыки для исполнения вне богослужения. В

этом жанре творили выдающиеся российские композиторы Н. А. Римский-

Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др. Православная духовная

музыка учит понимать людей по христиански.

Говоря о церковной музыке, нельзя не вспомнить о колокольном звоне. В

начале возникновения христианства на Руси на молитву приглашал один

колокол. Много позже начали строить звонницы. Постепенно складывалась

русская школа колокольного звона с разными его рисунками, с разными

темпами.

А

какое

значение

имеют

наши

православные

храмы?

До

настоящего

времени

сохранилось

не

много

древних

храмов.

Но

все

они

вызывают

восхищение и являются выдающимися памятниками архитектуры. Возводя

церкви в своих городах, наши предки не жалели на них средств.

В православном храме всегда много икон. Они сопровождают христианина

всю его жизнь.

Иконы издревле находились не только в храмах, но и в

каждой

избе,

в

маленьких

молельнях

на

дорогах,

на

поле

сражений.

Иконопись

считалась

самым

совершенным

из

искусств,

а

мастера-

иконописцы были окружены огромным уважением современников.

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. С кем мы хотели бы

встретить старость? Ответ для нас очевиден.

Т. о. результатом обучения данных курсов должно стать пробуждение

интереса

к

культуре,

проявление

толерантности,

способности

к

сотрудничеству, взаимодействию.

В процессе изучения данных курсов у учащихся углубляется осознание идеи

духовно сти

человека

как

преобладания

в

нём

н р а вс т ве н н ы х ,

интеллектуальных интересов над материальными. Курсы призваны обогатить

процесс

воспитания

в

школе

новым

пониманием

сущности

российской

культуры,

развивающейся

как

сплав

национальных

традиций.

Исходя

из

этого, особое значение курса заключается в раскрытии общечеловеческих

ценностей, которые объединяют светскость и духовность.

Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» констатирует,

что христианство, ислам, буддизм, иудаизм составляют «неотъемлемую часть

исторического

наследия

народов

России».

Но

признаёт

особую

роль

православия

в

истории

России,

в

становлении

и

развитии

её

духовной

культуры». В классе могут находиться дети разных конфессий. Но все они

должны знать культуру той страны, в которой проживают. Ознакомление с

пластами

культуры

может

стать

основой

формирования

ценностей,

нравственных

качеств

личности,

позволяющих

ей

адаптироваться

в

различной этнической среде.



В раздел образования