Автор: Дмитриева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 28"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Инновационные технологии на уроках
английского языка.
Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что
значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного
языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать иноязычную
мотивацию говорения.
Для устранения данных причин требуются новые формы и методы обучения.
Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения
потребностей в общении на иностранном языке.
Какие же приёмы и способы формирования положительной мотивации
учащихся нам удается использовать на своих уроках?
Для учащихся 2-5 классов ведущей является игровая деятельность, в 6-9
классах на первый план выходит познавательная и ценностно-
ориентационная деятельность, в 10-11 классах значение приобретает, помимо
этого, и деятельность общения.
1.Как
известно,
игра
–
особо
организованное
занятия,
требующее
напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает
принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание
решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность.
Через игру можно ввести и закрепить любую лексику. Даже, казалось бы, не
игровая тема кроет в себе неожиданные игровые возможности для введения
основной и сопутствующей новой лексики. Например, изучая времена года,
можно одновременно ввести довольно много описывающих их
прилагательных, но опять же в контексте игры.
Игра в рифму: Учитель называет слово, а учащиеся подбирают к этому слову
слово, рифмующееся с ним, например: cat – hat, ball – wall, dog- frog, rose –
nose и т.д. Побеждает тот, кто назвал большее количество слов.
Пара слов: Это может быть существительное + прилагательное: cat- fat, fox-
red, elephant-big, mouse-little и т.д.; существительное + глагол: frog- jump, bird-
fly, fish-swim и т.д.; синонимы: big- large, little- small, slim- thin и т.д.;
антонимы: big-little, huge- tiny, black-white.
«Собери слово». При изучении алфавита и обучении чтению очень хороший
результат дает игра-соревнование. Малыши, поделенные на команды с
огромным удовольствием принимают в ней участие, работают вместе и
сильные и слабые.
Вообще на запоминание слов существует много игр. В ходе игровой работы
формируется коммуникативная компетентность учеников путем совместной,
очень позитивной коллективной работы.
«Снежный ком», когда последующий человек называет свое слово и
слова предыдущих игроков.
«What’s
missing?»
(«Что
пропало?»)
,
когда
вывешивается
или
выставляется ряд предметов или картинок.
По знаку учителя дети
отворачиваются или закрывают глаза, а педагог тем временем убирает одну
из картинок. Дети угадывают, что исчезло.
Отработку слов можно проводить в движении. Например, при изучении
прилагательных-качеств человека (сильный, веселый, маленький и т. д.)
учитель просит детей показать мимикой значение слова. При изучении
предлогов места просим поместить какой-либо предмет в соответствии с
предлогом, при изучении порядковых числительных
- построиться
по
порядку и назвать свой порядковый номер.
2. Сказка Все мы знаем, что первое знакомство с грамматикой английского
языка часто вызывает разочарование и скуку у детей. Ребёнок, который с
радостью осваивал лексику, фонетический материал и основы разговорных
навыков, нередко теряет мотивацию к продолжению изучения языка,
столкнувшись с необходимостью неоднократного повторения
грамматического материала, упорной тренировки грамматических навыков и
– что самое сложное для ребёнка – выслушивания сухих объяснений
преподавателя. Хорошим приёмом здесь может быь Сказка
Сказку ребёнок воспринимает как игру, в сказке идёт отработка языковых
навыков и умений, так как речь в данном случае идёт о языковых сказках.
Они условно называются: фонетические, лексические, грамматические.
Например, грамматическая сказка про глагол to be, В стране Короля Артикля,
Путешествие на Остров Будущих Дел.
3. Синквейн В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой
темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов,
показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного
слова, который повторяет суть темы.
Примеры синквейна:
1. Spring. (Весна)
2. Green, beautifull. (Зеленая, красивая)
3. Melts, awakens, sing songs. (Тает, пробуждается, поют песни)
4. Nature awakens from winter. (Природа просыпается после зимы)
5. Life. (Жизнь)
Синквей:
English (английский)
Helpful, interesting (полезный, интересный )
Help, teach, use (помощь, учить, использование)
A lot of people speak (много людей говорят )
Knowledge (знание )
4. Проекты. Сейчас многие учебно-методические комплекты включают
в учебные пособия проектные задания. Мы очень активно используем их в
процессе обучения. Почему это считается важным? Проектные технологии
позволяют
детям
увидеть
практическую
направленность
изучения
английского языка, повышают мотивацию к изучению предмета,
учат
конструктивному
взаимодействию в паре, в группе, основываются на
принципах сотрудничества. Иностранный язык используется как способ
выражения своих собственных мыслей и понимания точки зрения других
учеников.
Например, после изучения темы «Food» («Пища») дети составляют меню
завтраков для учеников лесной школы, после изучения темы «Одежда» класс
разбивается на небольшие группы и каждая группа составляет свой журнал
мод, где героя нужно одеть сообразно разным ситуациям, а потом
презентовать свой журнал. После изучения английского алфавита дети в
группах составляют собственную книгу - азбуку. Для этого на отдельных
листах пишется буква английского алфавита, подбираются слова на эту
букву, и рисуется рисунок.
5. MIND-MAP. Следует определить понятие, которое вы хотели бы раскрыть
поглубже. Можно представить в виде логотипа, а написать . Главное, чтобы у
вас появилось ядро для наращивания массы ; Когда выбран центральный
объект, можно отводить от него ветки первого уровня; Когда у вас
определенны ассоциации к основному слову, то можно переходить к
детальному рассмотрению каждой ветки.
Уроки
английского
языка
открывают
широкие
возможности
для
формирования коммуникативной компетенции учащихся. Главное – дать
детям эти возможности, использовать на уроках разнообразные приемы и
технологии,
в
том
числе,
о
которых
мы
упомянули,
учитывать
психологические особенности каждого ученика, создавать благоприятный
психологический климат на уроке для того, чтобы дети не боялись вступать в
коммуникацию.