Напоминание

"Особенности речевого развития детей раннего возраста"


Автор: Ларюшкина Дарья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Выска, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Особенности речевого развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Особенности речевого

развития детей 2-3 лет»

Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может

рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить

общение со сверстниками и со взрослыми.

К 2,5 годам словарь малыша насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Чаще

всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы

(в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются

прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.

Прилагательными ребёнок обозначает:

размеры предметов (большой, маленький);

цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);

свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);

качества (хороший, плохой);

форму (круглый, квадратный, треугольный).

В речи ребёнка активно появляются обобщающие слова, такие как

игрушки, фрукты, овощи, посуда и т.д.

Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно

общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем

окружении, знает названия многих предметов и действий,

производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по

объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме

их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные

фразы или слова.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть

небольшие тексты, досказать стихи, которые ему многократно читали

родители, отгадывать простые загадки с подсказками в тексте.

,

Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной

мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом

попросят, ему недоступна и шепотная речь.

Грамматические особенности речи.

Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые

повествовательные или восклицательные предложения. Сложные

предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей

речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять,

потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом

будем спать».

Звукопроизношение.

Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно

окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более

слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних детей зачастую

встречается много трудностей, которые должны уйти к 4-5 годам.

Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами,

пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки

он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей

одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень

значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка,

даже сложный для артикуляции звук [Р], а другие имеют нечёткую речь

с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.

К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть

небольшие тексты, досказать стихи, которые ему многократно читали

родители, отгадывать простые загадки с подсказками в тексте.

Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной

мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом

попросят, ему недоступна и шёпотная речь.

Чтобы развитие речи у детей соответствовало возрастным нормам и в

дальнейшем не было речевых нарушений, нужно постоянно

стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед

родителями в этот период:

Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки,

сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка

неправильно произносимые им слова.

Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.

Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.

Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни,

заучивать небольшие стихотворения, потешки, чистоговорки.

Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы –

усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве

предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с

предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и

фактуры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры.

Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают

мелкую моторику и запоминают качества предметов.

Упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным

средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты

исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда

находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений

пальцев рук. Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки

освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать

речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте.

Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3

лет. Развитием речи надо заниматься с любым ребенком. Делать

это следует по определенным правилам:

• Систематичность. Занятия надо проводить регулярно, лучше

заниматься каждый день. При этом занятия должны быть недолгими,

иначе ребенку они быстро надоедят.

• Спокойствие. Родителям надо запастись терпением, так как

заниматься ребенком надо постоянно, а некоторую информацию дети

могут долго не усваивать. Нельзя повышать голос, заниматься с

ребенком в плохом настроении, любой негатив должен быть исключен.

• Игровая форма. Дети в 2-3 года неусидчивы, быстро переключают

внимание, отвлекаются, а игра является основным видом их

деятельности, поэтому и занятия с ними надо организовывать в

соответствующей форме. Она лучше воспринимается детьми, игры

хорошо запоминаются.

• Использование наглядных материалов. Ребенок в этом возрасте еще

плохо воспринимает информацию, поэтому важно широко

использовать наглядный материал. Это могут быть различные

карточки, плакаты, фигурки, обычные игрушки. Этот список

ограничивается только фантазией родителей.

Занимаясь речевым развитием с ребенком, необходимо следить и за

своей речью. Дети хорошо подражают взрослым, поэтому строить свою

речь надо грамотно, говорить четко и понятно, отказаться от диалектов

и иностранных языков. Взрослые не должны сюсюкать, подражать

детскому лепету, использовать детские заменители слов.



В раздел образования