Автор: Ларюшкина Дарья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Выска, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Особенности речевого развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Особенности речевого
развития детей 2-3 лет»
Двухлетний ребёнок уже настолько овладел речью, что может
рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить
общение со сверстниками и со взрослыми.
К 2,5 годам словарь малыша насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Чаще
всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы
(в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются
прилагательные (около 10%), местоимения, предлоги, и наречия.
Прилагательными ребёнок обозначает:
размеры предметов (большой, маленький);
цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
качества (хороший, плохой);
форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи ребёнка активно появляются обобщающие слова, такие как
игрушки, фрукты, овощи, посуда и т.д.
Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно
общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем
окружении, знает названия многих предметов и действий,
производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по
объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме
их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные
фразы или слова.
К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть
небольшие тексты, досказать стихи, которые ему многократно читали
родители, отгадывать простые загадки с подсказками в тексте.
,
Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной
мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом
попросят, ему недоступна и шепотная речь.
Грамматические особенности речи.
Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые
повествовательные или восклицательные предложения. Сложные
предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей
речи родители малыша. Например, «мы сегодня не пойдём гулять,
потому что идёт дождь», или «сейчас мы почитаем книжку, а потом
будем спать».
Звукопроизношение.
Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно
окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более
слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних детей зачастую
встречается много трудностей, которые должны уйти к 4-5 годам.
Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами,
пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки
он произносит безупречно. Различия между звукопроизношением детей
одного и того же возраста к этому периоду могут быть очень
значительным. Одни дети к 3 годам осваивают все звуки родного языка,
даже сложный для артикуляции звук [Р], а другие имеют нечёткую речь
с отсутствием большей части звуков или не имеют речи совсем.
К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть
небольшие тексты, досказать стихи, которые ему многократно читали
родители, отгадывать простые загадки с подсказками в тексте.
Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной
мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом
попросят, ему недоступна и шёпотная речь.
Чтобы развитие речи у детей соответствовало возрастным нормам и в
дальнейшем не было речевых нарушений, нужно постоянно
стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед
родителями в этот период:
Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки,
сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка
неправильно произносимые им слова.
Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни,
заучивать небольшие стихотворения, потешки, чистоговорки.
Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы –
усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве
предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с
предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и
фактуры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры.
Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают
мелкую моторику и запоминают качества предметов.
Упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным
средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты
исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда
находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений
пальцев рук. Внимание к детской речи позволит в кратчайшие сроки
освоить грамматику и «звуковые правила» родного языка, избежать
речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте.
Общие правила проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3
лет. Развитием речи надо заниматься с любым ребенком. Делать
это следует по определенным правилам:
• Систематичность. Занятия надо проводить регулярно, лучше
заниматься каждый день. При этом занятия должны быть недолгими,
иначе ребенку они быстро надоедят.
• Спокойствие. Родителям надо запастись терпением, так как
заниматься ребенком надо постоянно, а некоторую информацию дети
могут долго не усваивать. Нельзя повышать голос, заниматься с
ребенком в плохом настроении, любой негатив должен быть исключен.
• Игровая форма. Дети в 2-3 года неусидчивы, быстро переключают
внимание, отвлекаются, а игра является основным видом их
деятельности, поэтому и занятия с ними надо организовывать в
соответствующей форме. Она лучше воспринимается детьми, игры
хорошо запоминаются.
• Использование наглядных материалов. Ребенок в этом возрасте еще
плохо воспринимает информацию, поэтому важно широко
использовать наглядный материал. Это могут быть различные
карточки, плакаты, фигурки, обычные игрушки. Этот список
ограничивается только фантазией родителей.
Занимаясь речевым развитием с ребенком, необходимо следить и за
своей речью. Дети хорошо подражают взрослым, поэтому строить свою
речь надо грамотно, говорить четко и понятно, отказаться от диалектов
и иностранных языков. Взрослые не должны сюсюкать, подражать
детскому лепету, использовать детские заменители слов.