Напоминание

урок по чтению басня И.а.Крылова "Ворона и Лисица"


Автор: Екатерина Валерьевна Крючкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1095
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: урок по чтению басня И.а.Крылова "Ворона и Лисица"
Тема: урок по чтению басня И.а.Крылова "Ворона и Лисица"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: И. А, Крылов «Ворона и лисица».

Цели: - познакомить с новой басней И.А.Крылова «Ворона и лисица»

- отработать навыки выразительного чтения; ролевого чтения;

-развивать интеллект, логическое мышление, умение делать выводы;

-активизация и обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне «Ворона и

лисица», выдержки из басен, кассета с записью голосов птиц.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

- На прошлом уроке мы познакомились с произведением Сергеева «Заветный

сундучок».

- О детских и юношеских годах какого писателя это произведение? (И. А.

Крылова).

2.

Проверка домашнего задания:

- Что нового мы узнали интересного о детстве и юности Крылова?

( несколько учеников рассказывают о детстве и юности Крылова.)

1)

И. А. Крылов детство провел в Твери. Отец мальчика очень хотел

дать сыну образование. Но малооплачиваемая должность, не давала

отцу Крылова пристроить учиться Ивана.

2)

Единственной радостью Андрея Прохоровича были книги. Сундучок,

где свято хранились книги, был очень дорог отцу.

3)

Любовь к чтению помогла маленькому Ивану научиться

декламировать стихи. Изображать « на разные голоса» торговок,

булочников, прачек, бродяг, купцов, научился Крылов, бродя по улицам и

площадям города.

4)

И. А. Крылов занимался с детьми в богатом доме Львовых. Особенно

любил арифметику. Вот только французский не давался. Здесь

помогла Мария Алексеевна, мама Крылова.

5)

Когда родился брат Левушка, отец Крылова умер. Иван Андреевич

стал кормильцем семьи. И заветный сундучок перешел к старшему

сыну. Книги были очень ценны, но никто не пытался их продать.

6)

В тринадцать лет Крылов думает о переезде в Петербург .Было

принято решение продать книги. Книги продали хорошо, а в пустой

сундучок уложили вещи и тронулись в путь.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- Почему И. А. Крылов так известен в нашей стране?

(И. А, писал басни, где высмеивал пороки людей.).

-Что такое басня?

(Это небольшое поэтическое или прозаическое произведение, в котором

высмеиваются пороки, недостатки людей).

- Кто является героями басен?

(Героями обычно действуют животные, предметы)

-Кто под ними подразумевается?

(Подразумеваются люди и их недостатки)

- Что является отличительной чертой басни от других произведений?

(В басне есть мораль. Т. Е. вывод – в котором заключается

поучительный смысл произведения).

- С какими баснями мы уже знакомы?

( «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и

Моська», «Лебедь Рак и щука»).

-Давайте вспомним басни, которые мы изучали в 1, 2, 3 классах.

3.

Повторение басен, изученных во втором классе и первом.

Звучит музыка. Вносят «Волшебную шкатулку» в ней выдержки из басен.

-Ребята вы должны назвать басню и действующие лица.

«Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська»)

«ДА только воз и ныне там». («Лебедь, Щука и

Рак»).

«Чем кумушек считать -трудиться,

Не лучше ль на себя. Кума, оборотиться?» («Мартышка и Очки»).

«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!») («Чиж и Голубь»).

-А кто нам сможет прочитать басни?.

«Мартышка и очки»

«Чиж и голубь»

«Лебедь, Рак и Щука».

5. Знакомство с новой басней.

1) -Сегодня мы продолжаем знакомится с баснями И. А, Крылова. И будем

читать басню «Ворона и Лисица» (Доска, написано название басни).

-Можем мы по названию басни предположить кто будет главными героями?

(Ворона и лиса).

-Ребята, с образом лисы мы уже встречались в других произведениях. Какой

мы ее увидели?

Доска ЛИСА ВОРОНА

Хитрая Серая

Шустрая Некрасивая

Обманщица С большим носом

Проворная Глупая

Воровка

Изворотливая

-А с вороной мы встречались? (Нет)

-Посмотрите на картинку, какой мы видим эту птицу?

-А красиво ворона поет? (Кассета).

2) Чтение басни «Ворона и Лисица» учителем.

- А теперь давайте познакомимся с басней.

- Я буду читать, а вы сядьте так, чтобы было удобно слушать.

Чтение басни учителем.

6. Первичное восприятие текста.

-Понравилась ли вам басня? Чем?

-А что вы можете сказать о героях басни, их поступках?

Чтение про себя.

- Прочитайте еще раз басню шепотом.

7. Чтение вслух. Построчное комментированное чтение.

-Мы будем читать басню вслух и работать над ее содержанием.

.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

- Почему не кусок? (Маленький)

-Как вы понимаете «где-то бог» послал?

(Неожиданно, случайно повезло Вороне)

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать уж было собралась,

-Какой вы представляете Ворону из басни?

(Неуклюжей. Тяжело садиться. Во всем лесу слышно)

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

-Ребята , а что значит «позадумалась»?

-Могут быть у нашей вороны мысли? (Нет)

- И. А. Крылов смеется над вороной.

На ту беду Лиса близехонько бежала

- О какой беде идет речь? (Ворона потеряет сыр)

-Почему «близехонько» бежала? (Рядом с елью) звукоподражание.

-Какая поступь у лисы? (неслышно, смотрит по сторонам, ищет добычу)

-А кто покажет как ступает лиса?

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр – Лисицу сыр пленил.

-Ребята, а как это сырный дух? ( запах)

-А может дух остановить ? (переносное значение)

Вдруг, почему именно это слово?

(Неожиданно, учуяла запах, насторожилась)

-Что значит пленил, он что взял лису в плен?

(не может думать больше ни о чем, все мысли о сыре, она должна его

получить)

-А как вы думаете, лиса сначала видит сыр или чувствует? (чует)

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

- Почему И.А.Крылов называет лису плутовкой? (обманщица) - на доске

это слово вывешивается.

-На цыпочках . Почему?

(Чтобы ворона не увидела ее, тихо)

- Кто покажет как на цыпочках лиса шла?

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

-Зачем вертит хвостом? (заметает следы)

- А еще зачем? Как охотятся кашки? Кто наблюдал?

(Застывает, вертит хвостом, сосредотачивается на добыче и ждет

когда добыча выглянет).

-И Лиса тоже охотится. А за чем? (за сыром)

- Почему не сводит глаз?

(А вдруг ворона улетит, или увидит ее, перескачет на другую ветку).

И говорит так сладко , чуть дыша:

- Как это говорить сладко?

(Льстиво, приятно, чтобы Вороне от слов лисы и без сыру стало сладко,

приятно)

-Чуть дыша.

-Ребята, а как приятные слова говорят вам мамы?

(Шепотом, медленно, напевно)

-И лиса также говорит Вороне: медленно, шепотом, напевно.

-Ребята, а как вы думаете, Ворона сначала увидела или услышала Лису?

(Услышала, Ворона позадумалась)

-А зачем Лисе это было нужно?

(Чтобы воспринимать ушами)

«Голубушка, как хороша!

-Кого называют голубушкой?

(Того, кого хотят приласкать).

-Как хороша! Лиса ошибается? (да)

*- Учитель показывает еще раз рисунок вороны.

-Посмотрите на рисунок. Какие глаза? Какая шейка?

Ну что за шейка, что за глазки!

-Зачем Лиса так расхваливает Ворону? (получить сыр)

-При помощи чего она хочет получить сыр? (при помощи лести)

Рассказывать, так, прямо сказки!

-Сказки, почему? (небылицы)

-Что хочет вызвать Лиса у Вороны? (восторг, вскружить голову. Ворона не

видит себя со стороны).

Какие перышки! Какой носок!

И, верно ангельский быть должен голосок!

-Носок. Почему Крылов использует уменьшительный суффикс? У Вороны

маленький нос? (подсмеивается над ней)

А какой голос ангельский? (мелодичный, льющийся ровно, чисто)

Спой, светик, не стыдись!

-Кого бы назвали светиком? Почему?

(Светлого человека, мыслями и делами не вредящего другому человеку).

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

-Почему сестрица? (родство)

Мастерица. Кого на Руси называли мастерицами? (человек с кучей

достоинств: и красивая, и поет)

-А Лиса, какое значение становится у этого слова ? (лиса смеется над

вороной)

Ведь ты б у нас была царь-птица!» (рисунок)

-Какую птицу называют царь-птица? (павлин)

-Посмотрите на рисунок павлина. Похожа на ворону эта красивая, грациозная

птица?

-Почему Лиса так называет ворону?

(она льстит ей)

Вещуньина с похвал вскружилась голова.

-Кто такая вещунья? (Вещун-предсказатель)

-что предсказывает Крылов? (ворона потеряет сыр)

Вскружилась голова.

(потеряла все чувства, осторожность, не понимает что делает)

От радости в зобу дыханье сперло-

-От какой такой радости?

(одурманена речами лисы, ее сравнили с царь – птицей)

-Как по -другому можно сказать в зобу? (в горле)

-Дыханье сперло. Что это означает? Что чувствует Ворона?

(не может дышать, не хватает воздуха)

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

-Почему И. А. говорит «приветливы слова»?

(нравятся Вороне, льстят ей)

-Как это «во все воронье горло»?

(Громко, изо всех сил, широко раскрыв рот)

И что? (Пауза)

-Как завершилась охота Лисы?

-Получила ли Лиса желаемое?

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

-Что значит «такова»?

(убежала быстро, неслышно)

8. Физкультминутка.

-Наверное вы устали после такой работы. Давайте отдохнем.

9. Работа над образами басни.

1)

-Какими словами и выражениями рисует и характеризует автор Лисицу?

Плутовка такова

Близехонько - поступь

На цыпочках – осторожная (карточки на доску с характеристикой)

Говорит сладко

-К чему прибегает Лиса, чтобы заполучить желаемый сыр?

-Найдите в тексте слова, которыми Лиса льстит Вороне?

(«Голубушка……»)

Она говорит правду? У вороны действительно красивая длинная шея.

Большие выразительные глаза?

-Где особенно ярко проступает намерение лисы, видна ее явная ложь?

(Рассказывать так право сказки)

-Как по другому мы можем назвать слова лисы? (Лестью)

-А как вы понимаете лесть? Когда льстят это хорошо?

-Почему ворона слушает и верит лисе? (падкая на лесть)

2)

-А какой мы видим ворону в басне?

Взгромоздилась - неуклюжая

Призадумалась – глупая

Вскружилась голова – легкомысленная

Дыханье сперло – впечатлительная

Каркнула во все горло – падкая на лесть

3)

-Какие человеческие черты высмеивает и осуждает И. А. Крылов?

(Льстецов и тех кто их слушает?

-Найдите мораль басни. Прочитайте

9. Работа над выразительностью чтения.

- Сейчас мы будем учиться читать басню выразительно.

-«Вороне где-то бог послал ….» -читаем, как сказку рассказываем.

-« Вдруг…..» - неожиданно

-«Сыр пленил..» - очарована

-«..Вертит хвостом..» - осторожность

- Посмотрите не иллюстрацию. Какой момент из басни иллюстрирован

(Когда лиса говорит ласковые слова)

-Давайте найдем эти слова. Кто прочитает?

-С каким чувством будем читать? (Восхищение, восторг, мольба,

прославляющее)

10. Чтение басни по ролям.

11. Инсценировка.

-Сегодня нам ребята покажут домашнее задание. Они приготовили

инсценировку басни «Ворона и Лисица».

12. Подведение итогов.

-С какой басней мы сегодня познакомились?

-Какова мораль басни?

- Какие пословицы выражают главную мысль басни?

1)

Верь своим очам, а не верь чужим речам.

2)

На языке медок, а на сердце – ледок.

3)

У лести нет чести.

13. Д.З. С 181-182 наизусть.

14. Подведение итогов, выставление оценок.

Открытый урок по литературному чтению

в 4 «Г» классе

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 27

Крючковой Екатерины Валерьевны.

Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и

лисица» (басня).

«Ай, Моська, знать она сильна, что лает

на слона!»

«ДА только воз и ныне там».

«Чем кумушек считать -трудиться,

Не лучше ль на себя. Кума,

оборотиться?»

«Вперед чужой беде не смейся,

Голубок!»)

Хитрая

Серая

Шу

страя

Некрасива

я

О

бманщиц

а

С большим

носом

Проворная

Глупая

Воровка

Изворотливая



В раздел образования