Авторы: Гилева Людмила Викторовна, Людмила Викторовна Гилёва
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Широковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Далматовский район село Широковское
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта.
Тема: «Развитие творческих способностей и позновательной активности учащихся во внеурочной деятельности по изобразительному искусству».
Раздел: начальное образование
Тема опыта работы
«Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся во
внеурочной деятельности по изобразительному искусству».
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно
мыслящей – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических
и культурных условий жизни. Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
их
возможные
последствия,
способные
к
сотрудничеству. Эта задача наиболее успешно может быть решена в рамках предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд».
В связи с демократизацией школьного образования основное внимание уделяется учебной и
гораздо меньше – внеклассной работе по предмету. Однако часто в ходе внеклассной работы
развитие и воспитание отдельной личности происходит успешнее. На уроке сложно осуществить
дифференцированный подход к личности учащегося, организовать самостоятельную работу с
дополнительным материалом.
В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества
образования необходимо использование эффективных форм и методов обучения. Одной из таких
форм является внеклассная работа.
Главной целью моей работы стало формирование у учащихся качеств творчески думающей,
активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности
в новых социально-экономических условиях.
Для осуществления данной цели мною решаются следующие задачи:
1.
Развивать самостоятельность и способность учащихся решать творческие задачи.
2.
Сформировать коммуникативные и организаторские способности.
3.
Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, ответственность за результаты своей
деятельности.
Критериями, позволяющими оценить полученный результат, стали
1.
Интерес к предмету.
2.
Самостоятельность учащихся.
3.
Мотивация обучения.
4.
Активность.
5.
Творческий подход к работе.
В процессе обучения учащихся я заметила, что возможности развиваются с возрастом
неравномерно.
Например,
до
11 лет они обладают ярко выраженным
стремлением
к
самостоятельности, увлечением при выполнении задания. В то же время – некритическим
отношением к результатам своей работы. Дети в возрасте 12-13 лет более самокритичны,
пытаются анализировать свою работу, но часто бывают, нерешительны и проявляют склонность к
подражательству. Для детей старшего возраста характерно развитие абстрактного мышления, а
главное – формирование мировоззрения, индивидуальной манеры самовыражения, яркое
проявление в творчестве. Время, затраченное учащимися на выполнение задания и качество
выполненной работы, не всегда могут быть приняты основными критериями при оценке, т.к. темп
и качество работы во многом зависит от индивидуальных особенностей учащихся, состояния их
здоровья, а также от неодинаковых условий выполнения задания. Поэтому при планировании
занятий я стараюсь чередовать одни виды деятельности с другими, чтобы у детей не наблюдалось
резкого нарастания утомления, ведущего к понижению внимания и рассеянности, заботиться о
том, чтобы учащиеся понимали цель своего труда, его необходимость.
Формирование и развитие способностей.
Для формирования творческих способностей создаю благоприятные условия в классе:
включаю музыку, каждому ученику индивидуальное место для работы. А также содействует
доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничества учителя и ученика. Эта
концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями:
1.Процесс обучения детей носит творческий характер. Именно он формирует положительное
отношение к учению, овладению знаниями.
2.Сочетаю обучение с практикой. Особое внимание уделяю организации творческих заданий
«Составь комикс», «Музыка», без которых невозможно развить творческие силы и способности
учащегося.
3. Вместе с тем систематически веду профориентационную работу, чтобы каждый
школьник мог свободно выбирать в соответствии со своими склонностями и способностями
специальность и начать готовиться к ней уже в школьный период жизни. На занятии в 1 классе
«Зимние напевы» Почтальон приносит письмо из Африки с текстом «Здравствуйте, дети!
Пишут вам дети из далекой жаркой страны - Африки. У нас очень теплая страна. Мы никогда
не видели зимы. Мы очень будем рады, если вы нарисуете, и пришлёте рисунки с зимней
природой.
До свидания!» дети рисуют, а в конце урока передают почтальону, чтобы он отправил их
рисунки в страну, где не бывает зимы.
На занятии в 1 классе «Сказка про осень» показать детям красоту русской осени в живописи
на примере произведений русских художников И.И.Левитана и И.С. Остроухова.
4.На своих занятиях формирую активные черты личности (самостоятельность, трудолюбие и
организованность) без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и способностей
индивида и максимальное развитие в деятельности.
Коллективное творческое дело
Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в
коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и которая направлена на
общественную пользу. Методику эту разработал еще А.С. Макаренко. Она состоит из следующих
этапов:
I этап. Коллективное планирование работы и выбор объекта труда.
II этап. Коллективная подготовка.
III этап. Коллективное проведение изготовления изделий.
IV этап. Коллективный анализ выполненной работы.
Творческие задания.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как
ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с
детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто
новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной,
художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие
творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и
методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих
способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.
Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом
деле большую помощь оказывают уроки технологии, музыки, литературное чтение, уроки по
развитию речи, внеклассные мероприятия чаще всего это коллективно-творческая деятельность
ребят, и соответственно уроки ИЗО.
Для успешного развития творческих способностей учащихся стараюсь:
· развивать способности, склонности,
· интересы каждого учащегося с учетом их возможностей;
· овладевать приемами осознанного решения различных творческих задач;
· направлять и активизировать творческие способности учащихся через практическую
деятельность.
Важным
условием
развития
художественных
способностей
ребенка
является
индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют
поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро,
но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с
поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают
учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются
выполнить ее как можно лучше. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и
редко прибегает к краскам.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их
индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно,
самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы,
склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и
примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты,
танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в
отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности
слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников,
научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия
для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах
деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности
любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен
фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь
вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого
нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из
способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.
Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети
развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению
отойти от образца и работать по собственному замыслу:
· чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и
птиц);
· сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;
· город будущего (город-фантазия);
· портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов;
· необычная игрушка из необычного материала;
· сочинение орнаментов на определенную тему;
· составление кроссвордов по изобразительному искусству;
· интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”,
"Волшебные кляксы”, "Помоги художнику”, "Волшебные очки”.
В выполнении заданий учащиеся используют различные технологии изображения,
например, рисование пальцем, палочкой, кистью, лепку из пластилина, работу с природным
материалом и т.д. На уроках демонстрируем многовариантные возможности решения задачи.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и
групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Зоопарк»,
«Подводный мир» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень
интересные творческие результаты.
Метод проекта.
Проектная технология является систематизирующим фактором образовательного процесса,
которая способствует развитию самостоятельности, учит объективно оценивать свои результаты,
развивает коммуникативные навыки. Она позволяет учить детей планировать, анализировать,
повышает интерес к учёбе.
Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от
идеи до её воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя. При этом очень
важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный
результат оказался практически востребованным.
Тематику проектов для выбора я предпочитаю давать учащимся в начале учебного года,
чтобы они смогли её осмыслить и принять обдуманное решение. На моих
занятиях дети
выполняют как индивидуальные, так и коллективные творческие проекты. У нас в этой области
неплохие результаты.
При выполнении проектов уделяю большое внимание работе со вторичным сырьем. Девочки
видят, как старые, никому не нужные вещи на глазах у всех превращаются в чудесные изделия:
картины, игрушки, панно, сувениры и т.д.
Работа над проектом создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и
проявления творческого потенциала учащихся. При работе над учебным проектом «Оформление
книги» каждый ученик выбирал детское стихотворение, сначала он записывал его подбирая
шрифт, а потом выполнял к нему иллюстрацию. Результат иллюстрированная книга «Стихи для
детей».
Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное
обучение.
Принцип
дифференцированного
подхода
к
учащимся
предполагает
оптимальное
приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям
каждого школьника. Индивидуальная работа с учащимися нужна также для подготовки их к
районным, областным и международным конкурсам.
Применяю различные формы проведения занятий, они могут быть традиционными и
нетрадиционными. Какой бы форма проведения занятия ни была, главное – это работа учеников.
Использование
разнообразных
методов
даёт
возможность
поддерживать
хорошую
работоспособность на занятиях.
Наибольшее применение в моей практике получили:
1. Объяснительно-иллюстрированные методы (рассказ, беседа).
Рассказ
используется
при
объяснении
нового
материала,
который,
как
правило,
сопровождается с использованием средств наглядности. Демонстрируемые объекты чаще всего
это образцы – эталоны обработки узлов и деталей, различных видов декоративной отделки
изделий, каждый образец представлен поэтапно в технологической последовательности. Это даёт
возможность полнее представить каждую операцию, лучше понять технику ее выполнения.
Например, рассказывая о культуре Древней Греции обращаю внимание на еще один яркий аспект
античной жизни – театр. Обращаю внимание на то что, особенностью древнегреческого театра
было то, что актеры играли в масках. Демонстрируя образцы масок рассказываю что, будет
изменяться настроение в зависимости от положения глаз, бровей и рта. И по этим положениям мы
можем определить эмоции: грусть, гнев, печаль, веселье, коварство и т.д.
Беседа
часто
используется
при
проведении
занятий
по
теме
«Виды
и
жанры
изобразительного искусства». Задавая вопросы учащимся в ходе беседы, я проверяю степень
усвоения учащимися изучаемого материала, определяю недостатки в знаниях, намечаю пути к их
устранению. Такой метод обучения развивает внимание, самостоятельность их мышления и учит
логически излагать материал.
2. Репродуктивный метод (демонстрация, упражнение, инструктаж).
Этот
метод
обеспечивает
ускоренное,
прочное
усвоение
информации,
быстроту
формирования практических умений и навыков. Особенно это касается тех занятий, на которых
учащиеся
конструируют
из
бумаги,
учатся
правильно
обращаться
с
инструментами,
приспособлениями, оборудованием, грамотно выполнять рабочие движения и приемы труда.
Использование ИКТ.
Использование компьютера в образовательном процессе, безусловно, важно, т.к.
научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду",
ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации,
получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач
современной школы. Использование информационных технологий на уроке позволяет сделать его
современным, приблизить к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и
слушает, чем читает и говорит.
Использование компьютера
во внеурочное время позволяет сократить время на
разработку
эскиза,
развивает
художественный
вкус,
формирует
навыки
компьютерной
грамотности. В своей практике, использую опыт учителей ИЗО Курганской области, которые
приняли участие в конкурсе медиауроков. Я и сама составила им достойную конкуренцию,
приняла в нем участие.
Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами).
Способностями называются качества личности, которые обеспечивают успешность и
продуктивность той или иной деятельности. Знание человеком своих способностей, наличие
положительного опыта их использования определяют его выборы поведения и жизнедеятельности.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной
деятельности.
Эти
возможности
приводят
как
к
значительным
успехам
в
овладении
деятельностью, так и к высоким показателям труда.
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные (например,
способности к изобразительной деятельности) и ведущие (например, свойства художественного,
творческого воображения). Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях
жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяю два уровня развития
способностей: репродуктивный и творческий. Человек на первом уровне развития способностей
обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по
предложенному
образцу.
На
втором
уровне
развития
способностей
он
создает
новое,
оригинальное. Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает
элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще
немыслима.(напрмер: хохлома, народные промыслы)
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с
одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности.
Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере
приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами
«талант» и «гений». Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и
гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Представляет собой создание
цепочки ситуации, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к
возникновению у него чувств уверенности в своих силах.
Участие в различных выставках, конкурсах имеет для учащихся большое значение, т.к.
это влияет на уровень самооценки развивающейся личности. Любая творческая работа – это то, с
помощью чего учитель может целенаправленно создавать ситуацию успеха как для группы
учащихся, так и для отдельных учеников. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять
и развивать более способных и одарённых учащихся.
Приёмом, способствующим созданию ситуации успеха, также служит дифференцированная
помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Например,
слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, планы предстоящего
ответа,
инструкционные
карты
и
другие
материалы,
позволяющие
им
справиться
с
представленным заданием.
Работы талантливых детей и художественно одаренных оценивают на уровне района и
области. Чем же эти дети отличаются от других, они умеют:
1.
поставить творческую цель и подчинить свою деятельность;
2.
планировать и самоконтролировать свою деятельность;
3.
находить и решать проблемы, составлять основу цели;
4.
защищать свои убеждения.
5.
у них высокая работоспособность;
Все эти качества являются приоритетными, точнее самовоспитанными в течение жизни и
никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать и то, что каждый человек
получает генетические задатки к той или иной деятельности.
По словам советских психологов (Г.С. Костюк, А.Г Ковалева, В.Н. Мясищева) задатки несут
в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой
деятельности. Вот почему я как можно раньше стараюсь выявить задатки детей с тем, чтобы
целенаправленно формировать их способности. Для реализации этой цели я разработала
программу «Волшебная кисточка». Начала её внедрять с 1 класса. Эта программа позволяет нам
с обучающимися сделать ни одно творческое дело, полезное не только для себя, но и для других
людей. Таких творческих дел множество.
Труд и творчество.
Умение мыслить, искать новые нестандартные решения – это качество, без которого
немыслим эффективный труд. Поэтому важной задачей является формирование творческого
отношения к труду. Можно сказать и так, что творчество – это решение творческих задач. На
занятиях создаю ситуации которые могут возникать в любом виде деятельности или в
повседневной жизни, или создаю проблему, требующую для своего решения поиска новых
методов и приемов.
Особенно важным в изобразительной деятельности школьников являются типичные мотивы
(интерес к труду, самоутверждение, коллективизм и безопасность, служение другому), которые
побуждают детей охотно трудиться, превращают труд в глазах учащихся в значимое и
необходимое для них дело. Именно с мотивом связано формирование отношения к труду как
главной ценности. На своих занятиях я применяю загадки, ребусы.
Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться,
без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. Например, составление узоров,
мозаичных работ из цветной бума, а затем и при решении тематических картин, рисовании с
натуры.
В
процессе
труда
при
выполнении
рисунков
в
различной
технике
у
учащихся
вырабатываются
такие
ценные
человеческие
качества,
как
трудолюбие,
усидчивость,
настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность,
умение выбирать
работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца – качества,
без которого невозможно и творчество. (Гуашь, акварель, уголь, пастель, сангина)
В своей практической деятельности я пользуюсь книгой И.П. Волкова «Учим творчеству»,
в которой он дает очень много полезных советов для учителей как правильно обучать творчеству.
Работы должны выполняться грамотно потому, что грамотность – это правила. Именно они дают
на практике мастерство. А мастерство – это квалификация. Творчеству я учу постепенно, т.е. в
начальных
классах
даю
задание
выполнять
работу
с
элементами
творчества.
Без
самостоятельности, когда ученик сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия,
объем работы, серьезно говорить о творчестве нельзя. И только в среднем звене, 5 классе,
способность к творчеству может в полной мере проявиться только в том случае, если дело,
которым
он
занимается,
соответствует
его
интересам,
склонностям
и
индивидуальным
способностям. Тогда он может реализоваться полностью и, следовательно, проявить себя как
творческая личность. К концу обучения ученик постигая и преобразуя окружающий мир, может
выступать в трех видах творческой деятельности.
Первый – исследование объективно существующих закономерностей, свойств и явлений
окружающего мира.
Второй вид творческой деятельности связан с решением задач. Наиболее оригинальные
решения становятся изобретениями.
Третий вид творческой деятельности – рационализация.
Чтобы проследить творческий рост каждого ученика, я применяю следующие технологии:
-Разноуровневые задания
Технологию разноуровневых заданий я использую при проверке знаний и дополнительном
индивидуальном задании на дом.
-Взаимоконтроль
Этот метод лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя, тремя
учащимися друг у друга правильности выполненной ими работы вызывает только интерес.
Организация работы учащихся-консультантов – помощь учащимся любому желающему во время
урока после выполнения своей собственной работы.
- дидактические игры
Дидактические игры - одно из средств всестороннего развития личности.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное
отношение
к
явлениям
общественной
жизни,
природе,
предметам
окружающего
мира,
систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей,
представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по
определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности:
детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов,
овощеводов и др.), затем - с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с
этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома,
выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать
полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать
имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и
явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по
определенным признакам,
делать правильные выводы, обобщения.
Активность детского
мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых,
глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь,
формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно
выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей
составлять самостоятельно несложные рассказы.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При
общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Все это позволяет мне обеспечить формирование у школьника необходимых психических и
нравственных свойств в их единстве, что и составляют внутреннее условие образования цельной,
активной личности, способной творчески решать общественно значимые задачи. Показываю детям
образец выполнения работ, принявших участие в районных выставках, конкурсах.
Почему так привлекательны для меня занятия по ИЗО? Наверное, потому что различия в
способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом
занятии как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На занятиях
кружка дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать,
рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.