Автор: Ямалетдинова Лейсан Айсуаковна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: г.Туймазы, Республики Башкортостан
Наименование материала: выступление на районном методическом объединении
Тема: "Народные праздники, как средство формирования музыкальных способностей и патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление
на РМО музыкальных руководителей
г. Туймазы и Туймазинского района
Тема: «Народные праздники, как средство формирования музыкальных
способностей и патриотического воспитания детей дошкольного
возраста»
Составил:
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 5
г. Туймазы, ул. Комарова 39/Б
Ямалетдинова Л.А.
г. Туймазы
Тема:
«Народные
праздники,
как
средство
формирования
музыкальных
способностей
и
патриотического
воспитания
детей
дошкольного возраста».
Дата проведения:
Цель: распространение и передача опыта работы по формированию
музыкальных
способностей
и
патриотического
воспитания
у
детей
дошкольного возраста в процессе проведения народных праздников.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период у ребёнка закладывается ценностное
отношение
к
миру,
чувство
сопричастности
к
своему
народу,
ответственности перед родителями, гордости за свою Родину, любви к ней.
Дошкольное учреждение и семья несут ответственность за формирование
личности
ребенка,
воспитывают
творческое
мышление,
патриотизм,
способность осознанно строить свои отношения с другими людьми.
Одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма
дошкольного возраста являются народные праздники.
Народные праздники – это большое событие, объединяющее людей в
радости, мечте, в высоких помыслах. Это нарядные костюмы, красочные
маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые
хороводы. Все обряды народного праздника имеют символическое значение
и передаются как живая традиция из поколения в поколение.
При проведении народных праздников можно решать следующие
задачи:
1.
формирование музыкальных способностей детей;
2.
расширение
представлений
детей
о
народных
праздниках,
обычаях и традициях народа;
3.
совершенствование знаний детей о фольклоре;
4.
развитие
эмоционального
восприятия
народной
музыки
в
различных видах музыкальной деятельности;
5.
воспитание эстетических чувств; устойчивого интереса и любви
к народному искусству.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями.
Здесь
на
помощь
нам
приходят
праздники.
Музыкальный
материал
праздника должен быть направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои
чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального
репертуара составляет музыка для детей, русская и башкирская. Красота
праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы -
прекрасный материал для эмоционально – эстетического и нравственного
воспитания детей.
В течение года, мы проводим довольно много развлечений на улице.
Большое место в их числе занимают народные праздники, где русские
праздники
чередуются
с
татарскими.
Зиму
мы
провожаем
русской
Масленницей, весну встречаем татарским обрядом «Грачиная каша» , летом
веселимся на татарском Сабантуе.
Согласно годовому плану, в нашем детском саду мы регулярно
проводим народные праздники, это – «День национального костюма», где
дети расширяют свои представления о национальных костюмах народов,
проживающих в России;
«День
Республики
Башкортостан»,
где
у
детей
расширяется
представление
о
родном
крае,
культуре
и
традициях
Республики
Башкортостан;
Праздник «Начала Зимы», 1 декабря, в народе говорилось, какая погода
в этот день, такая и будет зима.
«Праздник русского валенка» - где дети знакомятся с исконно русской
национальной обувью, играю с ней подвижные игры, поют частушки и
танцуют танец.
В праздник «Грачиная каша», угощали кашей первых перелетных птиц
— грачей, которые, как считалось в народе, принесли весну на кончиках
своих крыльев.
Праздник «Масленица»
— один из самых радостных и светлых
праздников на Руси, который отмечается очень давно. Это весёлые проводы
зимы, предвкушение весеннего солнца, долгожданного обновления природы.
Детям можно рассказать историю возникновения
название праздника.
Связано оно с древней легендой. На далёком Севере жила девочка по имени
Масленица — дочка Мороза и Метелицы. Однажды люди забрели в эти места
и их замело снежной бурей. Девочка Масленица помогла им выкарабкаться, а
потом
неожиданно
превратилась
во
взрослую
румяную
женщину
и
накормила гостей блинами, а также развеселила своими песнями и танцами.
Народ веселился целую неделю.
«Сабантуй
— древний земледельческий праздник, посвященный
окончанию сева яровых. Его название происходит от двух корней — сабан
(плуг) и туй (праздник). Празднуется Сабантуй всегда весело и зажигательно.
Cабантуй — веселый праздник с элементами спортивных состязаний. Из него
можно позаимствовать игры и приемы для летних развлечений детей.
Правильно организованные взрослыми праздники, создают условия для
приобщения
детей
к
искусству,
для
развития
любознательности,
музыкальных способностей и способствуют патриотическому воспитанию
детей. Традиции, обычаи, игры, хороводы объединяют, надолго остаются в
памяти. Дети начинают с интересом относиться к истории родного народа.
В репертуар праздника обязательно включаются народные песни,
народные игры, танцы, авторские произведения патриотического характера,
имеющие героическое содержание, отражающие любовь к Родине, красоту
родной природы. Именно фольклорные произведения раскрывают глубину
национальной
культуры,
дают
полное
и
глубокое
представление
о
музыкальном наследии нашего народа, его истории, способствуют развитию
духовного богатства.
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке
праздников, ребёнок становится не простым зрителем, а соучастником
происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы,
играя на народных музыкальных инструментах, дети лучше понимают
историю и традиции народных праздников.
Мы, педагоги, обязаны сделать детский праздник незабываемым и
открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе
ребёнка.
Народные праздники всегда связаны с игрой. Я предлагаю вам
поиграть в башкирскую народную игру, которую можно использовать на
праздниках в музыкальном зале и на улице.
Игра называется «Нас было двенадцать» муз.М.Бикбовой
Цель:
способствовать дальнейшему развитию навыков двигаться
выразительно и ритмично в соответствии с музыкой.
Правила: Двое водящих мальчиков стоят в центре, остальные дети с двух
сторон в две шеренги вдоль стен.
Здесь нас было нас лишь двенадцать девочек. – первая подгруппа детей,
взявшись за руки идут ровной шеренгой к центру, выполняя два приставных
шага и три притопа.
То же самое движение со словами повторяет вторая подгруппа детей.
Хороводим во дворе, исчезаем на заре. – держась за руки идут шагом,
образуют два концентрических круга – двигаются противоходом, а водящие
выполняют на месте тройные притопы с поворотами.
Мы плясали во дворе, мы исчезли на заре. Дети быстро убегают на места,
водящие стараются запятнать детей.
Игра «Гори ясно» Муз. и сл.Ф.Гершовой.
Цель:
упражнять детей в умении самостоятельно менять направление
движений со сменой тембровой окраски музыки.
Правила:
Дети становятся в круг, водящий стоит в середине с платочком в кругу и
под музыку машет платочком, дети идут по кругу. Когда музыка меняется,
дети останавливаются, поворачиваются в круг и хлопают в ладоши.
Водящий выполняет подскоки внутри круга, с окончанием музыики,
останавливается между двумя детьми.
Все дети поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три – беги!»
После этих слов выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и
обегают круг, стараясь быстрее взять платок у водящего и высоко поднять
ее. Оставшийся без платка становится следующим ведущим.
Я вам представила две игры. Первая игра была башкирская «Нас было
двенадцать», и русская народная игра «Гори ясно».
На этом у меня все, спасибо за внимание.