Напоминание

«Методы активного развития речи детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Семинюкова Елена Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Радость" г.Георгиевска"
Населённый пункт: г.Георгиевск Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: «Методы активного развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«Методы активного развития речи

детей старшего дошкольного возраста»

"... Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи"

Л. С. Выготский

Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии

всех психических процессов, а особенно речи. Речь — это важнейшая

творческая психическая функция человека, область проявления присущей

всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к

построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с

другими личностями, другими мирами, другими культурами. Ребенок

пользуется механизмами речи, не задумываясь над ними, овладевает ими

практически, но по мере взросления эти процессы все более осознаются,

подчиняются

самоконтролю,

становятся

целенаправленными,

регулированными актами. Психологи и методисты отмечают, что ребенок

усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной устной речи

окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).

Хотя в настоящее время не вызывает сомнений и то, что мозг не генерирует

язык в процессе созревания, но включается в его освоение в процессе

жизнедеятельности

ребенка,

его

познавательной

и

коммуникативной

активности,

предметной

практики.

Сегодня,

когда

возрастание

коммуникативной

активности

человека

продиктовано

быстро

изменяющимися условиями жизни общества, речевое развитие детей

становится особенно актуальной.

ФГОС ДО определяет современные требования к усвоению программы

дошкольного образования в аспекте речевого развития. Эти требования

представлены в виде ориентиров, которые представляют собой социально-

нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе

завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам

данного компонента относятся такие достижения, как: ребенок достаточно

хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может

использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого

высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью,

проявляет интерес к словесному искусству.

Именно

данные

ориентиры

определяют

преемственность

с

требованиями

стандартов

других

ступеней

системы

непрерывного

образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования и Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации» подразумевают, что после освоения основной

образовательной программы начального общего образования дети должны

овладеть различными навыками, в том числе и «… осознанно строить

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять

тексты в устной и письменной формах».

Все эти документы важны в своей системе рассмотрения в рамках

создания условий речевого развития детей.

Препятствием в свободном

построении предложений и текстов, приобретении навыков чтения и письма,

т.е. перехода с устного (акустического) языкового кода на графический,

буквенный код в начальной школе часто становятся бедный словарный запас,

недостаточное понимание значения и смысла слов, преобладание в активном

словаре

глаголов

и

существительных

и

малое

использование

слов,

характеризующих признаки, качества и состояния предметов, в дошкольном

возрасте.

Развитие речи, как и сама система образования, имеет системный и

непрерывный характер. Овладение речью на протяжении детства и всей

жизни совершенствуется от навыков владения ребенка своим голосом,

дыханием, интонациями, через обогащение словаря и грамотного выбора

точного слова до обучения письменным речевым высказываниям, умению

писать сочинения, свободно выражая собственные мысли, чувства, позиции.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к

родному языку говорили лучшие педагоги и психологи: А.Г. Арушанова,

М.М. Кольцова, Н.И. Жинкин, С.Н. Карпова и другие. К.Д. Ушинский

ратовал

за

развитие

«даров

слова»

подчеркивая

его

значение

для

формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего

обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно

понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило

навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда

будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» Эти

факты педагогической науки и практики обусловливают актуальность

вопроса развития всех сторон речи детей, начиная с первой ступени

образования – дошкольного.

В

старшем

дошкольном

возрасте

усложняются

связи

памяти,

мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она

выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной

деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только

констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он

рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывает в предмете

скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам

превращается в способ решения задач (Н.И. Ленская, М.И. Лисина, Е.Н.

Медынский, Ф.А. Сохин, О. Ушакова и другие). Таким образом, у

дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет речь

становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно

передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется

особая

речевая

деятельность

в

виде

бесед,

слушаний,

рассуждения,

составления рассказов и сказок. Они имеют свои мотивы и цели и

развиваются только в процессе специально организованного обучения, когда

взрослый

предъявляет

к

речи

ребенка

определенные

требования

(самостоятельно,

выразительно

передать

содержание,

поддерживать

непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их

следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную

деятельность.

Подобная динамика развития речи в дошкольном возрасте определяет

соответствующие

требования

к

методике

ее

целенаправленного

формирования,

к

психолого-педагогическим

условиям

игровой

и

познавательной

деятельности

детей

в

ДОУ

в

процессе

организации

образовательного

процесса.

Современная

методика

развития

речи

формировалась как наука на протяжении длительного исторического

периода, но и сегодня нельзя считать эту методику полностью сложившейся,

- она продолжает обогащаться и совершенствоваться. Научное исследование

в современной методике развития речи детей – это, прежде всего, путь

внесения нового в теорию и практику работы в этой области. Исследования

могут быть различного характера: историко-методические (критический

анализ наследия прошлого, оценка и проверка его с современных позиций),

экспериментальные

проведением

строго

научного

педагогического

эксперимента в детском саду по апробации инновационных технологий

творческого развития личности в целом и соответствующих технологий

развития речи дошкольников), обобщающие передовой опыт воспитателей. В

детском саду ребенок развивает речь в различных видах деятельности с

помощью самых разнообразных приемов: на занятиях развития речи - при

помощи словарной работы, речевой разминки, пересказа текста, описания

картин, предметов, сочинения сказок и т.п. Развитие речи в процессе

обучения приводит к обогащению словарного запаса детей, овладению

нормами русского литературного языка.

Своевременное и полноценное

формирование речи детей в дошкольном возрасте – одно из основных

условий

их

успешного

развития.

Необходимо

учить

детей

связно,

последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно

рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При этом

процесс такого обучения должен быть развивающим, занимательным и

интересным для них.

Однако именно интеграция методов активного развития речи детей

старшего дошкольного возраста и введение федерального государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

определяет

актуальность

проблемы развития речи детей дошкольного возраста. А

педагогическая практика реализации новых требований и условий выявляет

противоречие

между изменившимися требованиями к организации и

содержанию образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей в

период старшего дошкольного возраста и недостаточной конкретизацией

системы методов активного развития речи детей в данных условиях.

Выявленное противоречие определило проблему исследования:

каковы

методы активного развития речи детей старшего дошкольного возраста в

образовательном процессе?

Исходя из проблемы исследования, была

сформулирована тема

исследования: «Методы активного развития речи

детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: систематизация методов активного развития речи

детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: методы активного развития речи детей старшего

дошкольного возраста.

Предмет

исследования: система методов активного развития речи

детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.

Изучить

психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

исследования.

2.

Определить условия для успешного речевого развития детей старшего

дошкольного возраста.

3.

Выявить методы активного развития речи детей старшего дошкольного

возраста.

4.

Организовать экспериментальную работу по теме исследования для

систематизации наиболее эффективных методов активного развития

речи детей старшего дошкольного возраста

в педагогической

практике.

5.

Апробировать систему наиболее эффективных методов активного

развития речи детей старшего дошкольного возраста в педагогической

практике.

6.

Провести анализ экспериментальной деятельности для выявления

эффективности составленной системы методов.

Базой научно-практического исследования стало МДОУ детский сад

№27 «Малыш» г.Георгиевска.

Теоретический анализ литературы определил, что к задачам речевого

развития детей в дошкольном возрасте относится:

формирование звуковой культуры, фонематического слуха

развитие лексики

формирование грамматики речи

развитие связной речи дошкольников

обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету

знакомство с различными жанрами детской литературы

При характеристике речевого развития детей особенно подчеркивается

требование к правильной речи ребёнка. Правильная речь рассматривается

как:

- понимание смысловых значений;

- произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми

требованиями языка;

- умение изменять и согласовывать слова в предложении.

Часто у дошкольников правильная речь может быть бедной, с

ограниченным словарём и однообразными синтаксическими конструкциями,

поэтому уже в старшем дошкольном возрасте необходимо формирование не

только правильной речи, но и богатства словаря.

Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая

деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное

развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Первым условием возникновения и развития речи человека является

потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления,

чувства,

мысли

нет

и

полноценного

развития

речи.

Следовательно,

методическим условием развития речи детей старшего дошкольного возраста

является

создание

ситуаций,

вызывающих

у

детей

потребности

высказываний, желание и необходимость высказать свои идеи, рассуждения,

мнения.

Второе условие

любого речевого высказывания – это наличие

содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал

полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость,

логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен

материал. Выражение мысли и общение происходит главным образом с

помощью слов, их сочетаний, различных оборотов речи.

Поэтому третье условие успешного речевого развития детей старшего

дошкольного

возраста

это

вооружение

их

речи

разнообразными

средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них

хорошую речевую среду.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека

порождаются

определёнными

побуждениями.

Эту

сторону

речевой

деятельности психологи называют мотивацией речи. Наличие мотивации

речи означает, что у дошкольника не только есть мысли и чувства, которые

могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется

внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои чувства и мысли.

«Мотив речи – ради чего я говорю» - Л.С. Выготский, возникает у

детей при наличии эмоций, интереса к той работе, которую предлагает

педагог. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный

речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях о

виденном и пережитом. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией

живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей

должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза,

развёрнутое сообщение.

Практика исследовательской работы продемонстрировала, что задачи

развития речи детей старшего дошкольного возраста решаются в процессе

образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы

работы усложняются на каждом возрастном этапе. Наиболее эффективными

показали себя такие методы активного развития речи как:

Метод обучения по образцу (имитационный):

обучение произношению, интонациям

составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть

составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

пересказ литературных произведений.

Метод проблемного обучения:

вопросы, творческие задания

упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативного взаимодействия:

беседы (например: как вести себя с незнакомым взрослым человеком; о

чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)

создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в

магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или

девочкой)

ролевые игры, экскурсии

совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.

Метод использования мнемотехники:

система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,

путём образования дополнительных ассоциаций,

система знаков, определяющая успешное освоение детьми знаний об

особенностях объектов природы, об окружающем мире,

определенная система для эффективного запоминания структуры рассказа,

сохранения и воспроизведения информации и развитие речи

Метода графических символов (особенность метода – применение

не изображения предметов, а графических символов, что легко удается

ребёнку):

символы для эффективной переработки зрительной информации, её

сохранения и воспроизведения,

символы, помогающие зрительно представить абстрактные понятия (звук,

слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

символы для активизации развития связной речи,

символическая

аналогия,

облегчающая

и

ускоряющая

процесс

запоминания и усвоения материала

Данный метод был предложен нами для практического исследования

как собственный вариант мнемотехники. Метод графических символов,

как показала исследовательская практика, значительно облегчает детям

поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому

материалу. Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное,

систематизировать полученные знания.

Речевые

упражнения,

словесные

игры,

чтение

и

обсуждение

литературных

произведений,

инсценировки,

игры-драматизации,

коллективные

рассказы,

игры-соревнования,

литературное

творчество,

индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности

должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения

звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.

Для определения содержания и методов обучения родному языку, для

осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям

необходим

диагностика

разных

аспектов

речевой

деятельности

дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических

навыков связной речи.

Результаты исследования показали, что дети, в работе с которыми

системно

использовались

методы

активного

развития

речи,

имеют

значительно выше показатели по всем аспектам развития речи и в

дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и

обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Полученные положительные результаты позволяют распространять

опыт и продолжать практику систематизации наиболее эффективных

методов активного развития речи детей старшего дошкольного возраста в

условиях образовательного процесса ДОУ.



В раздел образования