Автор: Кабиров Азамат Дамирович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Лицей №186 - "Перспектива"
Населённый пункт: Г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Глобальные компетенции, как часть функциональной грамотности на уроках ОДНКР
Раздел: среднее образование
Глобальные компетенции, как часть функциональной грамотности на
уроках ОДНКР
В
2018
году
в
рамках
Международной
программы
по
оценке
образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student
Assessment) впервые была проведена оценка глобальных компетенций 15-летних
школьников.
Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент
функциональной грамотности.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний,
умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном
взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при
участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и
оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. По мнению
Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), системы
образования, которые учитывают необходимость подобных знаний, умений и
отношений, действительно готовят школьников к жизни в современном мире.
Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент
функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание,
ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как
составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:
1.
способность
рассматривать
вопросы
и
ситуации
местного,
глобального
и
межкультурного
значения
(например,
бедность,
экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические
риски, конфликты, культурные различия и стереотипы)
Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами,
необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать
знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях.
Сочетая
знания,
полученные
при
изучении
школьных
дисциплин,
и
приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать
вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать
собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных
проблем.
Он
также
демонстрируют
медиаграмотность,
т.е.
способность
находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.
2. способность понимать и ценить различные точки зрения и
мировоззрения
Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные
проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он
учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и
находить точки соприкосновения с представителями других культур (например,
основные
права
человека,
общий
опыт).
Сохраняя
свою
культурную
самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и
убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого
не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной
«культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким
образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими
людьми.
3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми
разного
национального,
этнического,
религиозного,
социального
или
культурного происхождения или пола
Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы,
интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и
может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он
стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и
общаться с ними.
4.
способность
и
склонность
предпринимать
конструктивные
действия
в
направлении
устойчивого
развития
и
коллективного
благополучия
Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни
в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного
и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей
как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью
реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему
или ситуацию.
Международные исследования в области образования год за годом
подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний,
но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в
ситуации, приближенные к жизненным реальностям. Основной причиной
невысоких
результатов
российских
учащихся
является
недостаточная
сформированность
у
учащихся
способности
использовать
(переносить)
имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к
реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными
умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач,
проведения исследований или групповых проектов.
Изменяющийся и взаимосвязанный мир эпохи глобализации поставил
множество вызовов перед обществом. Одним из ответов международного
сообщества на эти вызовы стало изменение представлений о функциях и
содержании образования.
Во
втором
десятилетии
XXI
в.
«глобальные
компетенции»
стали
рассматривать как один из видов функциональной грамотности.
Сформировать глобальную компетентность — значит заложить основы и
показать вектор дальнейшего развития мировоззрения, обладатель которого
ощущает свою связь с мировым сообществом и чувствует себя ответственным за
всех его участников. Это приверженность отражается в убеждениях человека, в
его отношении к природе и поведении в социуме. Человек, который мыслит
глобально,
чувствует
свою
причастность
и
испытывает
моральную
ответственность за происходящее в мире независимо от расстояний и
культурных различий между людьми.
Каждое из направлений охватывает определенный «набор» знаний,
когнитивных
умений,
социальных
отношений.
К
базовым
компонентам
«глобальной компетентности» принадлежат знания о глобальном мире и других
культурах, умения осознать происходящие в мире процессы, строить отношения
с другими людьми на основе уважения к представителям иных культур. В основе
ценностной составляющей лежит уважение человеческого достоинства и
признание разнообразия мира, ценностей устойчивого развития.
Анализ нормативных документов выявляет общность целей отечественной
системы образования и задач формирования глобальной компетентности
обучающихся. Во ФГОС ООО функциональная грамотность обучающихся
охарактеризована как способность решать учебные задачи и жизненные
проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных
и универсальных способов деятельности, которая выражается в овладении
ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного
образования обучающегося и его ориентации в мире профессий.
Деятельность, направленная на формирование глобальной компетентности
школьников, вносит вклад в:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе
когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;
развитие
личностных
качеств,
необходимых
для
решения
повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем
мире;
формирование культуры непрерывного образования и саморазвития
на протяжении жизни;
разумное и безопасное использование цифровых технологий ;
применение обучающимися технологий совместной / коллективной
работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки
личного вклада каждого в решение общих задач;
создание
социальной
ситуации
развития
обучающихся,
обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно
значимой деятельности.
Нормативной базой формирования глобальной компетентности выступают
также
требования
ФГОС
ООО
к
личностным
результатам
освоения
образовательной
программы,
к
программе
формирования
универсальных
учебных действий у обучающихся, к рабочей программе воспитания.
Например,
личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды,
включают:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности;
умение оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
Компоненты функциональной грамотности, формируемые на уроках
ОДНКНР
1.
Языковая
2.
Естественнонаучная
3.
Литературная
4.
Социальная
5.
Коммуникативная
6.
Информационная
7.
Читательская
Социальная грамотность:
Готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе
Способность предвидеть последствия своего поведения
Совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих
становление и развитие этой готовности;
Наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за
свою деятельность и поведение
Коммуникативная грамотность
способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом
особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
готовность к целесообразному использованию языковых средств при
создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров,
в
том
числе
описаний,
повествований,
рассуждений,
доказательств,
информационных высказываний и пр.;
потребность
в
рефлексивной
оценке
своей
коммуникативной
деятельности
Информационная грамотность
осознание необходимости в расширении своего информационного
поля;
способность ориентироваться в информационном потоке, правильно
оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор,
интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или
житейской проблемой
Читательская грамотность:
потребность в читательской деятельности с целью успешной
социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов,
анализу,
оценке,
интерпретации
и
обобщению
представленной
в
них
информации;
способность
извлекать
необходимую
информацию
для
ее
преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью
различной текстовой информации в жизненных ситуациях
Функциональное чтение
Чтение, целью которого является нахождение информации для
решения конкретной задачи.
Функциональное
чтение
предполагает
владение
следующими
навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь
мы говорим о критическом мышлении.
Применение информации для решения своих задач.
Естественно-научная функциональная грамотность
Готовность осваивать и использовать знания о природе.
Осознание ценности и научных знаний о природе.
Овладение методами познания природных явлений.
Способность к рефлексивным действиям
Языковая грамотность
1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной
языковой культуры
2.
Целесообразный
отбор
языковых
средств
для
построения
содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так
и письменных
3.
Готовность
к
осознанию
терминологических
и
понятийных
характеристик системы языка
Сформированность языковой функциональной грамотности
• умение пользоваться фактами языка для реализации целей общения;
•
соблюдение норм
современного
русского
языка
(орфоэпических,
морфологических,
словообразовательных,
лексических,
синтаксических
и
стилистических);
• соблюдение этикетных норм, правил речевого поведения, характерных
для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или
иных речевых единиц;
• умение с помощью языковых средств решать конфликты;
•способах
работы с
лингвистической информацией,
оценивание
ее
полноты, достоверности;
• осознание ценностей современного мира, представленных в языке;
• желание повышать уровень языковой культуры.
Задания для формирования ГК на уроках ОДНКР
Предмет ОДНКР является интегрированным и включает в себя такие
предметные области, как «История», «Обществознание», «Окружающий мир» и
предусматривает
овладение
учащимися
навыками
грамотного
чтения
и
формированием умений работы с текстом, документами, с иллюстративным
материалом, а также умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к
прочитанному, к услышанному, анализировать документы.
Задание:
разработать
тематическое
планирование
элементов
курса
ОДНКНР, интегрированное с
содержательной составляющей глобальных
компетенций – «Человек и природа». Человек и природа. Воздействие человека
на природу. Влияние природы на человека. Взаимодействие человека и природы.
Нравственно-этический
аспект
отношений
человека
и
природы.
Охрана
природы, ответственное отношение к живой природе) (Приложение 1).
Результаты
отбора
содержательных
компонентов
(своеобразного
предметного содержания «глобальный компетенций») приведены в табл. 1.1.
«Содержательные аспекты глобальной компетентности».
Таблица 1.1. Содержательные аспекты глобальной компетентности
Тема
урока
по
плану
Содержательная
составляющая
глобальных
компетенций
–
«Человек и природа»
Словарь
Человек – творец
и носитель культуры
Экологические
отношения в системе -
общество-природа
–
человек.
Осознанное
формирование
ответственного
отношения к природе.
Экология. Охрана
природы.
Экологические ресурсы
восполняемые
и
не
восполняемые.
Человек – творец
и носитель культуры
Экологическое
просвещение
как
обязательный
элемент
современной культуры
Природные
и
техногенные
катастрофы. Устойчивое
развитие
в
интересах
будущего.
Задание 1.
«Найдёныш»
На прогулке одноклассники увидели, как на углу улицы остановился
автомобиль и из открывшейся дверцы на тротуар полетел странный чёрно-белый
клубочек. Это был котёнок. Так владельцы автомобиля избавились от него. Дети
подобрали котёнка и сделали всё, чтобы помочь ему. Маша и Серёжа стали
звонить родителям: не разрешат ли они забрать найдёныша домой. Мама
девочки сразу согласилась. Так пятиклассники спасли котёнка, а он нашёл
настоящих хозяев
Вопрос:
1.
Основываясь на информацию текста, скажите, для чего дети
подобрали котёнка?
2 задание «Религии России»
Выберите все факты из перечня, которые подтверждают это мнение.
Задание 3 «Вырубка лесов»
Вырубки лесов в некоторых местах приобретают массовый характер. Это
постепенно приводит к тому, что лесных пространств становится все меньше. От
трети до половины видов деревьев на планете оказались на грани исчезновения.
Основной причиной уничтожения лесов эксперты считают человеческую
деятельность и глобальное изменение климата.
В школе проходил год экологии. Ребята из 5 класса прочитали небольшой
текст о вырубке лесов, который принёс Андрей, и рассуждали, насколько опасны
для планеты вырубки лесов. Некоторые одноклассники Андрея выразили
мнение, что вырубка лесов не опасна для существования жизни на планете,
другие считали, что вырубка лесов наносит большой вред всему живому: и
природе, и человеку.
Вопрос:
Распределите мнения на две группы – мнения тех, кто считает, что
вырубка лесов опасна для существования жизни на планете, и тех, кто считает,
что вырубка лесов не наносит вред существованию жизни