Автор: Шлогова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Ачинск
Наименование материала: конспект занятия по функциональной грамотности
Тема: "Использование ИКТ с соответствием ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию функциональной грамотности идем в магазин.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально
грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования,
поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в
предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс
формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении
следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования;
активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует
постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать
образовательную деятельность с современным ребёнком.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все
постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений.
Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной
грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные,
«субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные
технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая
формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе
умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая
условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования
организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений
(подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение
выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих
обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет
формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и
обобщение, анализ и синтез;
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться
одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной,
культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения
главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических
приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Тема : Мы идём в магазин
Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных
операций.
Задачи:
1) Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.
2) Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.
3) Развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам.
4) Формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.
5) Развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.
6) Воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные карты-таблицы к игре «Найди девятый» (4 шт.) ; витрины
магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.) ; карты с изображениями одежды,
продуктов, цветов, рабочих инструментов, мебели, обуви; товары бытовой химии,
игрушки, в том числе резиновые и меховые медведи, пакет с ручками, конфеты двух –
трёх сортов, обувь, фрукты, овощи, другие продукты, записка, плакат к игре в
ассоциации, стулья по количеству детей, стол, маркер, покрывала/накидки для витрин
( 4 шт.)
В: Ребята, давайте поприветствуем гостей и начнём наше занятие.
Вводная часть
В: Ребята, послушайте и отгадайте загадку
Нужно хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы скорей берём
И на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин
И заходим в … (магазин) .
В: Ребята, я предлагаю нам сегодня отправиться в магазин за конфетами! Хотите?
Основная часть:
В: Ребята, а что можно купить в магазинах? (хлеб, мыло, сметану, торт, шапку,
игрушку, рис, бананы, диван, и др.) .
В: Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно. Магазины бывают разных
видов, в зависимости от того, что в них продаётся.
Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)
В: Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом?
Продукты! Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания?
Продуктовый.
Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда). Значит, какой магазин, если в нём
продаётся одежда? (магазин одежды). Какая ещё одежда в нём может продаваться?
(дети перечисляют).
Диван, кровать, стол – одним словом (мебель), значит магазин мебельный. Какая ещё
мебель в нём может продаваться? (перечисляют).
Сапоги, валенки, ботинки – это обувь, значит обувной магазин. Какая ещё обувь в нём
может продаваться?
Молоток, топор, плоскозубцы - рабочие инструменты, значит магазин рабочих
инструментов.
Орхидея, роза, кактус - цветы, значит магазин цветочный.
В: Да, чуть не забыла, сегодня утром мой дедушка попросил меня купить ему в
магазине продукты и внучке игрушку. Ребята, давайте заглянем в пакет за списком
товаров, которых нужно купить бабушке (вытаскиваю 4 таблицы с запиской).
Игра «Найди девятый» (на развитие логического мышления, аналогии)
В: (читаем записку) «Купите мне то, что должно быть в пустой клеточке»
(разгадываем: мыло, сандалии, яблоки, мягкого мишку). Здесь ещё написано: «Они
должны быть: 10-го размера, туалетное детское, меховой бурый, зелёные 3 штуки».
Как вы думаете, о чём идёт речь?
В: Нам с вами ещё нужно купить конфет (напоминаю). Вот бы всё это купить сразу в
одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и
игрушки, и моющие средства? (супермаркет). Правильно, и он как раз перед нами, а в
нём разные отделы. Этот супермаркет необычный. В нём покупают не за деньги, а за
загадки. Вот придумаем загадку про ту вещь, которая нам нужна и получим её. Давайте
подойдём. (Подходим к первому отделу, все витрины прикрыты)
В: читаю вывеску: отдел «Ч и с т ю л я ». Как вы думаете, ребята, что продаётся в этом
отделе? (моющие средства или бытовая химия). (Открываю витрину) .
Игра «Что лишнее»
В: Как вы думаете, чего не должно продаваться в этом отделе? (дети находят 2 лишних
предмета: банан, сланцы). Правильно! Наверное, продавец что–то перепутал. Что нам
здесь нужно взять? (мыло туалетное детское) Давайте придумаем загадку про мыло
(гладкое да не стекло, пенится да не шампунь) (берём с витрины мыло и подходим к
следующему отделу) .
В: читаем вывеску: отдел «К а б л у ч о к ». Как вы думаете, ребята, что мы можем
купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь). (рассматриваю обувь и
преднамеренно некоторые пары меняю местами)
Игра «Что изменилось»? (на развитие зрительного внимания)
В: Ребята, вы помните, где стояла эта обувь? Ведь в магазине нужно ставить всё на
свои места. (дети меняют местами, как было). Маша, напомни, пожалуйста, что нам
здесь нужно было купить? (сандалии 10-го размера) Придумаем загадку про сандалии
(носят на ногах да не туфли, в них ходят в помещении да не тапочки) .(берём
сандалии, идём дальше) .
В: Часть покупок мы уже с вами сделали, немного отвлечёмся
Физкультминутка
Мы пойдём с тобой
В магазин обувной.
Купим чешки для зарядки,
Сапоги, - копать чтоб грядки,
Валенки – не замерзать,
Туфли, чтобы танцевать.
В: Пошлите дальше за покупками. (Читаем вывеску) отдел «Л а к о м к а ». Что здесь
можно купить, ребята? (продукты). Что нам нужно здесь купить (яблоки зелёные 3
штуки, конфеты по 10 штук каждого сорта). Конечно, (удивлённо) но только здесь,
почему-то, всё перепутано, - наверное, это сделал какой-то рассеянный покупатель.
Давайте мы разложим всё по своим местам.
Игра «Овощи, фрукты, конфеты» (на развитие классификации)
В: Девочки разложат овощи и фрукты, а мальчики – конфеты (шоколадные и
карамельки) по отдельным контейнерам. Придумаем загадки про конфеты и про яблоки
(берём яблоки и конфеты) .
Игра «ассоциации»
В: ребята, а откуда продукты попадают в магазин?) Давайте нарисуем линию от
продукта к тому месту, откуда он появляется
Раскладываю на стол плакат-таблицу:
Молоко – корова
Семечки – подсолнух
Хлеб – колосок
Банан – пальма
Грибы – лес
Яйца – курица
Морковь – грядка
Яблоко - яблоня
В: читаем название отдела: отдел «С л о н ё н о к ». Что здесь может продаваться,
ребята (игрушки) (открываю) Кого нам здесь нужно купить (мягкую игрушку - мишку).
Сколько здесь медведей, Кирилл? (здесь три медведя). Они все разные или одинаковые
(разные)
Игра «Сравни медведей»
В: Чем похожи медведи (цветом) А чем они отличаются (размером, материалом :
резиновый и меховые). Выбираем одного медведя. Складываем в пакет.
В: Вот, кажется, мы сделали с вами все покупки, вечером я передам их своей соседке,
а конфеты мы с вами попробуем в группе.
Итог
- Ребята, куда мы сегодня с вами ходили? (в большой магазин, супермаркет)
-Что покупали? По чьей просьбе?
- В каких отделах магазина побывали?
- За что мы покупали вещи в этом необычном супермаркете? (за загадки)
- Вам понравилось делать покупки?
- Мне тоже было с вами интересно. На этом наше занятие закончено. Давайте
попрощаемся с гостями.