Напоминание

"Использование ИКТ с соответствием ФГОС"


Автор: Шлогова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Ачинск
Наименование материала: конспект занятия по функциональной грамотности
Тема: "Использование ИКТ с соответствием ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию функциональной грамотности идем в магазин.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально

грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования,

поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в

предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс

формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении

следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования;

активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует

постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать

образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все

постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной

грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные,

«субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные

технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая

формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе

умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая

условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования

организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений

(подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение

выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих

обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет

формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и

обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться

одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной,

культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения

главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических

приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Тема : Мы идём в магазин

Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных

операций.

Задачи:

1) Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.

2) Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.

3) Развивать умение сравнивать предметы по трём и более признакам.

4) Формировать умение следовать по инструкции, а так же действовать по аналогии.

5) Развивать образное мышление, воображение, зрительное внимание, память.

6) Воспитывать гуманное отношение к пожилым людям.

Материалы и оборудование:

Демонстрационные карты-таблицы к игре «Найди девятый» (4 шт.) ; витрины

магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.) ; карты с изображениями одежды,

продуктов, цветов, рабочих инструментов, мебели, обуви; товары бытовой химии,

игрушки, в том числе резиновые и меховые медведи, пакет с ручками, конфеты двух –

трёх сортов, обувь, фрукты, овощи, другие продукты, записка, плакат к игре в

ассоциации, стулья по количеству детей, стол, маркер, покрывала/накидки для витрин

( 4 шт.)

В: Ребята, давайте поприветствуем гостей и начнём наше занятие.

Вводная часть

В: Ребята, послушайте и отгадайте загадку

Нужно хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы скорей берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в … (магазин) .

В: Ребята, я предлагаю нам сегодня отправиться в магазин за конфетами! Хотите?

Основная часть:

В: Ребята, а что можно купить в магазинах? (хлеб, мыло, сметану, торт, шапку,

игрушку, рис, бананы, диван, и др.) .

В: Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно. Магазины бывают разных

видов, в зависимости от того, что в них продаётся.

Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)

В: Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом?

Продукты! Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания?

Продуктовый.

Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда). Значит, какой магазин, если в нём

продаётся одежда? (магазин одежды). Какая ещё одежда в нём может продаваться?

(дети перечисляют).

Диван, кровать, стол – одним словом (мебель), значит магазин мебельный. Какая ещё

мебель в нём может продаваться? (перечисляют).

Сапоги, валенки, ботинки – это обувь, значит обувной магазин. Какая ещё обувь в нём

может продаваться?

Молоток, топор, плоскозубцы - рабочие инструменты, значит магазин рабочих

инструментов.

Орхидея, роза, кактус - цветы, значит магазин цветочный.

В: Да, чуть не забыла, сегодня утром мой дедушка попросил меня купить ему в

магазине продукты и внучке игрушку. Ребята, давайте заглянем в пакет за списком

товаров, которых нужно купить бабушке (вытаскиваю 4 таблицы с запиской).

Игра «Найди девятый» (на развитие логического мышления, аналогии)

В: (читаем записку) «Купите мне то, что должно быть в пустой клеточке»

(разгадываем: мыло, сандалии, яблоки, мягкого мишку). Здесь ещё написано: «Они

должны быть: 10-го размера, туалетное детское, меховой бурый, зелёные 3 штуки».

Как вы думаете, о чём идёт речь?

В: Нам с вами ещё нужно купить конфет (напоминаю). Вот бы всё это купить сразу в

одном месте. Как называют крупный магазин, в котором продаются и продукты, и

игрушки, и моющие средства? (супермаркет). Правильно, и он как раз перед нами, а в

нём разные отделы. Этот супермаркет необычный. В нём покупают не за деньги, а за

загадки. Вот придумаем загадку про ту вещь, которая нам нужна и получим её. Давайте

подойдём. (Подходим к первому отделу, все витрины прикрыты)

В: читаю вывеску: отдел «Ч и с т ю л я ». Как вы думаете, ребята, что продаётся в этом

отделе? (моющие средства или бытовая химия). (Открываю витрину) .

Игра «Что лишнее»

В: Как вы думаете, чего не должно продаваться в этом отделе? (дети находят 2 лишних

предмета: банан, сланцы). Правильно! Наверное, продавец что–то перепутал. Что нам

здесь нужно взять? (мыло туалетное детское) Давайте придумаем загадку про мыло

(гладкое да не стекло, пенится да не шампунь) (берём с витрины мыло и подходим к

следующему отделу) .

В: читаем вывеску: отдел «К а б л у ч о к ». Как вы думаете, ребята, что мы можем

купить в этом отделе? Скажем одним словом… (обувь). (рассматриваю обувь и

преднамеренно некоторые пары меняю местами)

Игра «Что изменилось»? (на развитие зрительного внимания)

В: Ребята, вы помните, где стояла эта обувь? Ведь в магазине нужно ставить всё на

свои места. (дети меняют местами, как было). Маша, напомни, пожалуйста, что нам

здесь нужно было купить? (сандалии 10-го размера) Придумаем загадку про сандалии

(носят на ногах да не туфли, в них ходят в помещении да не тапочки) .(берём

сандалии, идём дальше) .

В: Часть покупок мы уже с вами сделали, немного отвлечёмся

Физкультминутка

Мы пойдём с тобой

В магазин обувной.

Купим чешки для зарядки,

Сапоги, - копать чтоб грядки,

Валенки – не замерзать,

Туфли, чтобы танцевать.

В: Пошлите дальше за покупками. (Читаем вывеску) отдел «Л а к о м к а ». Что здесь

можно купить, ребята? (продукты). Что нам нужно здесь купить (яблоки зелёные 3

штуки, конфеты по 10 штук каждого сорта). Конечно, (удивлённо) но только здесь,

почему-то, всё перепутано, - наверное, это сделал какой-то рассеянный покупатель.

Давайте мы разложим всё по своим местам.

Игра «Овощи, фрукты, конфеты» (на развитие классификации)

В: Девочки разложат овощи и фрукты, а мальчики – конфеты (шоколадные и

карамельки) по отдельным контейнерам. Придумаем загадки про конфеты и про яблоки

(берём яблоки и конфеты) .

Игра «ассоциации»

В: ребята, а откуда продукты попадают в магазин?) Давайте нарисуем линию от

продукта к тому месту, откуда он появляется

Раскладываю на стол плакат-таблицу:

Молоко – корова

Семечки – подсолнух

Хлеб – колосок

Банан – пальма

Грибы – лес

Яйца – курица

Морковь – грядка

Яблоко - яблоня

В: читаем название отдела: отдел «С л о н ё н о к ». Что здесь может продаваться,

ребята (игрушки) (открываю) Кого нам здесь нужно купить (мягкую игрушку - мишку).

Сколько здесь медведей, Кирилл? (здесь три медведя). Они все разные или одинаковые

(разные)

Игра «Сравни медведей»

В: Чем похожи медведи (цветом) А чем они отличаются (размером, материалом :

резиновый и меховые). Выбираем одного медведя. Складываем в пакет.

В: Вот, кажется, мы сделали с вами все покупки, вечером я передам их своей соседке,

а конфеты мы с вами попробуем в группе.

Итог

- Ребята, куда мы сегодня с вами ходили? (в большой магазин, супермаркет)

-Что покупали? По чьей просьбе?

- В каких отделах магазина побывали?

- За что мы покупали вещи в этом необычном супермаркете? (за загадки)

- Вам понравилось делать покупки?

- Мне тоже было с вами интересно. На этом наше занятие закончено. Давайте

попрощаемся с гостями.



В раздел образования