Автор: Филочкина Ирина Михайловна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г. Альметьевск РТ
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа по русскому языку 10-11 классы, базовый уровень"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» базовый уровень
составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п.
22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от
30.08.2013 № 1015;
Примерной программы среднего полного общего образования, а
также на основе авторской программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и
предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах базового и профильного
обучения.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А.
Мищериной. Русский язык. 10-11 классы
:
учеб.для общеобразоват. учреждений / Н. Г.
Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М . : Русское слово, 2011.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации;
информационных
умений
и
навыков;
навыков
самоорганизации
и
саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение
указанных
целей
осуществляется
в
процессе
совершенствования
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой
компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение целей обучения, что возможно
на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный
базисный
(образовательный)
учебный
план
для
образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского
языка на этапе общего образования в объеме 69 ч на базовом уровне. В том числе: в 10
классе — 35 ч, в 11 классе — 34 ч. Общее количество уроков в неделю с 10-го по 11-й
класс составляет 2 часа (10-й класс – 1; 11-й класс – 1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №12» Альметьевского муниципального
района РТ на изучение русского языка отводится такое же количество часов.
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов,
справочной
литературы,
средств
массовой
информации,
в
том
числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства;
2
-
понимания
взаимосвязи
учебного
предмета
с
особенностями
профессий
и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного
подхода.
Базовый уровень
Содержание,
обеспечивающее
формирование
языковой
и
лингвистической
(языковедческой) компетенций:
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции:
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПО КЛАССАМ
10 класс (базовый)
Наименование разделов и тем программы
Кол-во ч-в
Введение
2
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Контрольные работы
Уроки развития речи
6
1
1
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Контрольная работа
3
1
Морфемика и словообразование
Контрольные работы
Уроки развития речи
4
1
1
Орфография
4
Морфология
Существительное (к/р, р/р)
Прилагательное (к/р, р/р)
Числительное
Местоимение (к/р, р/р)
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Служебные части речи
14
3 (0/1)
3 (1/0)
1
2 (0/1)
1
1
1
1
1
Итоговая контрольная работа
1
Урок развития речи
1
3
11 класс (базовый
)
Наименование разделов и тем программы
Кол-во часов
Повторение
4 часа (2+2*)
Синтаксис и пунктуация
28 часов
(25+3)
Основные принципы русской пунктуации
1 час
Простое предложение
14 часов
(13+1)
Сложное предложение
13 часов
(11+2)
Повторение и обобщение изученного
2 часа
Резервный урок
1 час
4