Автор: Кипкеева Супият Асланбековна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: г.Олекминск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: "Открытое сердце "
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№2» Г.ОЛЁКМИНСКА РЕСПУБЛИКИ САХА
(ЯКУТИЯ)
ӨЛYӨXYMЭ ОРОЙУОНУН МУНИЦИПАЛЬНАЙ
БЮДЖЕТНАЙ УОПСАЙ YЭРЭ5ИН ТЭРИЛТЭТЭ
«№2 УОПСАЙ YЭРЭ5ИН ОРТО
ОСКУОЛАТА»
Социальный проект "Открытое сердце "
Кипкеева Супият Асланбековна, Социальный педагог , классный руководитель 8 «В» класс
Разделы:
Внеклассная работа
1. Методическая цель: создать содержательные и организационные условия для развития
у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь
учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания
посильной помощи окружающим и природной среде.
Цель проекта: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность,
научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Задачи:
воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической
природоохранной деятельности;
вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи
нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.
2. Ожидаемые результаты
По окончании деятельности в рамках проекта «Открытое сердце» предполагается, что мои
класс продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа
партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе
деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и
способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи
людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение
социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут
сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна
посильная помощь.
3. Критерии оценки эффективности инновации
Актуальность и результативность реализуемого проекта.
Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе, в
школе.
Познавательная активность обучающихся.
Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.
Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи
нуждающимся, бережное отношение к вещам ,гражданская активность.
Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на
классных часах и родительских собраниях, отзывы людей .
4. Условия реализации проекта
Данная методическая разработка учитывает следующие условия для формирования
развития активной социальной деятельности:
Целенаправленность и систематичность
Мотивированность
Творческая среда
Психологический комфорт
Возрастные особенности
5. Краткое содержание проекта
При разработке данного методического материала учитывались педагогические принципы
деятельностного подхода, возрастные индивидуальные особенности детей. Социальный
проект «Открытое сердце» направлен на формирование осознанной, инициативной
социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота»
(моральная поддержка пожилых людей , инвалидов), «Рука друга» (оказание материальной
помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
6. Обоснование актуальности методической разработки
В последнее время в нашей стране ,ярко
назрел кризис ценностной системы, выраженный
падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов,
характеризующих направленность в действиях и поступках личности в системе ценностных
ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой
социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость
бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. На
формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности
направлен проект «Открытое сердце ».
7. Рабочий план реализации инновационного опыта
Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального проекта.
Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации
методической разработки.
Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении накапливания опыта,
методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.
С обучающимися 5-8 касса школы №2 г.Олекминска .
2. Степень проработанности проекта
Методическая разработка внедрена.
На родительском собрании, на педагогическом совете и получило, поддержку родителей,
педагогического коллектива.
Классное помещение оборудовано мультимедийным проектором, принтером, компьютером.
3. Для реализации проекта тесно сотрудничаем
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 2»
Районный детско- юношеский центр
Методическое объединение классных руководителей
1.Введение
Выполняет реализацию методической разработки Классный руководитель Кипкеева С.А.
Сроки реализации:2019- 2023 г
Состав участников: класс 5 по 9 МБОУ«СОШ №2» (24 ребенка), родители и классный
руководитель.
Аннотация проекта
Наполним мир любовью и добром,
И будем к совершенному стремиться,
Гармонию в природе мы найдем,
Она поможет вновь нам вдохновиться!
И будем верить в лучшее на свете,
И очень скоро мы, друзья, поймем,
Каков наш вклад в гармонию планеты.
Наполним мир любовью и добром!
Социальный проект «Открытое сердце» направлен на формирование осознанной,
инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления
деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей, инвалидов), «Рука друга»
(оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная
деятельность). В реализацию проекта вовлечены ученики 5«В» класса «СОШ№2» и их
родители. Реализованный проект дает положительные результаты и имеет дальнейшие
перспективы развития.
Основная часть
В процессе социализации ребёнок должен познать и принять требования общества, а
результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу,
приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению
социальных ролей. (1)
Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую,
задействовав все аспекты жизни детей в нашей школе, позволяет метод проекта.
Дети активные участники проектной деятельности.
Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности,
инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать
развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению
детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации
потенциала ребят с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств
образовательно-воспитательной деятельности педагога.
Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где цели
ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое
сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и, «сопереживания»
происходящему.»
Проектный метод на социальном материале имеет свою специфику. Его технологическими
условиями являются:
1.
Определение предмета самостоятельной деятельности детей, круга социальных
проблем, в которых могут принимать участие дети.
2.
Приемлемые (востребованные) формы организации детской социальной активности,
механизмы взаимодействия проектных групп и реально принимающих решения
структур и учреждений.
.
метод социально-образовательного проекта является одним из самых мощных и
эффективных средств для использования имеющегося ресурса активности детей и важным
воспитательным и обучающим процессом.
При реализации данного проекта мы придерживались следующих принципов:
1.
Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы
развивающего обучения.
2.
Использование локальных особенностей окружения как обучающий фактор.
3.
Обеспечение преемственности на базе национальной культурно-информационной и
предметно-бытовой среды как сфера социального становления ребенка. (2)
Содержание работы по проекту организовали по направлениям:
развитие у обучающихся уверенности по отношению к своей среде обитания;
формирования навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой,
творениями ума и рук человека;
формирование навыков экономного и эффективного использования ресурсов;
привитие необходимых ценностных установок и заложение основ для обучения
правам человека.
Методы работы:
организация проектной работы;
ориентация на прогностическую оценку направления и содержания очередного этапа
поиска.
При создании проекта «Открытое сердце» мы руководствовались гипотезой: если
формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит
приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые
организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе
место в любой социальной среде.
Основными трудностями при организации проектной деятельности в 5 классе можно
считать их бедный жизненный опыт, затруднения в выявлении и формулировании
проблемы, в отборе необходимых средств для исследования. Но уже к 8 классу с этим
практически проблем.
Механизм управления проектом
Самой главной движущей силой проекта являются творческие микрогруппы, которые
создаются на добровольной основе по инициативе самих учащихся. Определяющим
критерием для объединения в такие группы обычно бывает общность интересов.
Максимально эффективная работа организуется при количестве участников проекта не
более 6–8 детей. Деятельность микрогруппы состоит из 2 частей: проектирования
предстоящего мероприятия и проведения самого мероприятия. Руководителя проекта
выбирают из состава микрогруппы сами дети. Работе микрогруппы помогают постоянно
назначенные наставники – 2–3 родителя. Все наставники входят в состав проектной группы,
руководителем которой является классный руководитель.
Вывод:
1.
Содержание деятельности соответствует цели и задачам проекта.
2.
Налажена соответствующая структура управления деятельностью по реализации
проекта.
3.
Материально-техническая база и кадровый ресурс могут обеспечить реализацию
проекта на должном уровне, если усилить научное руководство, разработать систему
контроля и оценки уровня сформированности социально-экологической культуры у
всех участников данного проекта и создать соответствующую лабораторию для
исследовательской деятельности учащихся.
Подготовка проекта выполнялась пошагово.
1.
Изучение общественного мнения.
2.
Формулировка актуальной социальной проблемы.
3.
Изучение возможностей детской ученической команды.
4.
Определение цели и задач.
5.
Составление плана работы.
6.
Составление графика работы над проектом.
7.
Определение обязанностей и их распределение в команде.
8.
Определение ресурсов и источников их получения.
9.
Разработка системы оценки проекта.
10. Обучение членов команды.
11. Формирование общественного мнения.
Реализация проекта.
12. Составление предложений по проекту.
13. Поиск деловых партнёров и проведение официальных переговоров.
14. Проведение плановых мероприятий.
15. Оценка и контроль выполнения плана.
16. Корректировка хода реализации проекта.
Итоги работы над проектом.
17. Анализ результатов работы над проектом.
18. Информирование общественности о результатах работы.
При разработке проекта я поставила перед собой методическую цель: создать
содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной
потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную,
практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и
природной среде.
Затем были поставлены цели и задачи данного проекта.
В ходе работы над проектом было выделено четыре этапа: подготовительный,
проектировочный, практический, заключительный.
На классном часе, проведённом в форме этического диалога «Доброта спасёт мир»,
обсудили понятие «доброта» на основе примеров из литературных произведений,
собственных житейских ситуаций детей.
Ученикам было предложено подумать и ответить на проблемные вопросы:
1.
Кто такой добрый человек?
2.
Считаешь ли ты себя добрым человеком?
3.
Кто нуждается в помощи?
4.
Кому мы можем помочь?
Ученики активно размышляли и пришли к выводу о том, что многие люди нуждаются в
помощи и ребята могут оказать помощь.
Итогом классного часа стало осознанное желание ребят участвовать в социальной
деятельности совместно с родителями.
Была создана инициативная группа и творческие группы детей, создана инициативная
группа родителей, где определены цели, структура проекта и направления работы в форме
мозгового штурма.
Перед запуском проекта был составлен план-график и вся работа велась строго по графику.
К проекту ребята решили разработать эмблему проекта «Сердце в ладонях», затем была
выбрана лучшая эмблема.
Проект был реализован в трёх направлениях: «Забота», «Рука друга», «Зелёная планета».
«Забота»
Данное направление предполагает деятельность учащихся в организации
благотворительных концертов для ветеранов в реабилитационном центре, изготовлении
подарков к праздникам, оказание помощи ветеранам и пожилым людям на улицах города.
Например, помощь в переходе дороги, помочь донести сумки, открыть дверь в помещение,
уступить место в общественном транспорте.
Ежегодно поздравляем пожилых людей с днем добра и уважения.
Выступление ребят произвело приятное впечатление на ветеранов и получило массу
положительных отзывов.
«Рука друга»
Направление предполагает организацию реальной помощи нуждающимся. Это сбор
сезонной одежды, обуви, игрушек, канцелярских товаров для детей (там находится детский
сад, школа, реабилитационный центр , приют ). В социальную акцию «По соседству мы
живём» можно привлечь родителей, знакомых, соседей, кто не безразличен к малоимущим
семьям и тоже собрать одежду, обувь, различную бытовую утварь. В общешкольной акции
«Помоги ближнему» – сбор вещей, различных принадлежностей для детей временного
реабилитационного центра ,помогли пострадавшим при пожаре в микрорайоне «Аэропорт»
вещевая помощь , продуктовая помощь и все 25 семьи с классным руководителям собрали
хорошую денежную сумму .
Социальной помощью для детей из малообеспеченных семей
В ходе проекта собраны сезонная одежда и обувь, игрушки, канцелярские товары,
портфели.
В социальной акции по оказанию помощи детям (сбор вещей) приняли участие 25 семей
нашего класса и классный руководитель.
«Зеленая планета»
Следующее направление предполагает участие в природоохранных мероприятиях, участие
в уборке территории, посадка деревьев в сквере», межрайонных и межрегиональных
акциях, изготовление кормушек, скворечников, листовок «Покормите птиц зимой!»,
проведение бесед, викторин, классных часов, разработка презентаций с экологической
направленностью, оформление стендов в школе о природе, животных, встречи с
представителями 25 сентября ребята нашего класса приняли участие в составе
волонтёрской группы по уборке территории после проведения «Кросса нации».
Ученики и родители класса приняли участие в межрайонной экологической акций
«Покормите птиц зимой» – ежегодном мероприятии, проводимом с целью привлечения к
проведению биотехнических мероприятий, способствующих увеличению численности и
видового состава зимующих птиц нашего края.
Задачи:
воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной
деятельности;
вовлечение в творческую и практическую деятельность по охране и защите
зимующих птиц;
Мероприятия:
-Благотворительные Акции
- Благотворительные концерты
Заключение
Рабочий план реализации инновационного опыта
Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального проекта.
Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации
методической разработки.
Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении накапливания опыта,
методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.
Результативность проекта на данном этапе.
В результате апробирования инновационной разработки уровень социальной активности
школьников повысился. Дети стали активнее во внеурочной деятельности: сами учатся
анализировать, логически мыслить, делают выводы, обобщают. Они не боятся высказывать
свою точку зрения. Мои ученики являются активными участниками всех внеклассных и
внешкольных мероприятий.
Проект помог мне организовать создать содержательные и организационные условия для
развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания
посильной помощи окружающим и природной среде.По окончании деятельности в рамках
проекта «Открытое сердце» предполагается, что его участники продолжат развивать
добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального
взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость,
но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят
реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня
сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе.
Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они
столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Наш проект долгосрочный, т.к. мы продолжаем работу в этих направлениях.
Критерии оценки эффективности инновации
Актуальность и результативность реализуемого проекта.
Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе,
гимназии.
Познавательная активность обучающихся.
Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.
Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи нуждающимся,
бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие мероприятия в центре
восстановительной медицины и реабилитации.
Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на классных
часах и родительских собраниях.
Дальнейшее развитие
Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях
педагогических работников с использованием ИКТ.
Включение проекта в Программу развития общеобразовательного учреждения.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Проведение внеклассного мероприятия с обучающимися «СОШ№2» г Олекминска
, привлечение друзей, знакомых , родственников к добрым делам .
Стержень социального проекта – это рост каждого ученика, раскрытие его индивидуальных,
творческих возможностей.
В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта
формировалась система ценностей личности – развитие нравственного иммунитета
ребёнка, его желания и умения делать добрые дела. Совместная исследовательская,
познавательная и творческая деятельность, связанная с миром детской литературы,
живописи, музыки обогатила духовный мир семьи, развила поведенческую,
коммуникативную и творческую активность ребёнка.
Итак, развитие, обучение, воспитание, ребёнка и формирование опыта школьника будет
успешным, если цели учителя, обучающегося, родителя совпадают. Формирование
социального опыта через проектную деятельность являются одним из путей такого
сотрудничества.
Список используемой литературы
1.
Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании:
различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская
деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
2.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие
для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
3.
Современная начальная школа: информационно-методические письма МО РФ по
организации обучения и воспитания в начальной школе./Авт.-сост. И.А.Петрова и др.
– М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
4.
Савенкова А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное
исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные
технологии, 1998, №4, с.144–148.