Автор: Сусоева Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 177"
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Развитие речи
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект по развитие речи
Тема: “Зимующие птицы”
Цель: Расширять словарь детей названиями птиц; учить образовывать
слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; упражнять детей в
стихосложение; в составление описательных рассказов с использованием
картинок, активизировать употребление в речи сложных предложений;
умение
употреблять
предлоги;
образных
выражений;
обогащать
и
активизировать словарь детей.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал – картинки
по данной теме, карточки с изображением птиц на каждого ребенка.
Компьютерная игра «Кого куда?», « В Африку».
Способы достижения цели:
Пальчиковая гимнастика: “птичек стая”
Пой-ка, подпевай-ка!
Десть птичек стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птица – свиристель,
Эта птица – коростель,
Эта птица – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик, эта – стрипс,
Это развеселый чипс,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички по домам!
Артикуляционная гимнастика:
«Скворец живет в скворечнике», «Любит греться на солнышке», «Бегать»,
«Прыгать», «Кружиться», « Подглядывать», « Прятаться».
Дыхательная гимнастика: компьютерная игра.
Какое сейчас время года?
Какая осень? (поздняя, холодная, морозная, унылая, снежная и т.д.)
Что бывает осенью?
Стук в дверь.
Обезьянка Ники:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ники. Я приехала к вам
из жарких стран. К нам в теплые края прилетели птицы из ваших краев. А
около вашего садика я увидела вот эту птичку. (Воробей) Почему одни
птицы улетают, а другие остаются?
Ответы детей
-Я хотела бы познакомиться с птицами, которые живут в ваших краях.
Д/игра « Узнай птицу»
Из набора картинок выбрать зимующих и перелетных птиц:
- воробей, синица, ворона, снегирь, галка, голубь, дятел, сова, синица.
Как называют улетающих птиц? ( перелетные )
А тех, которые остаются зимовать? ( зимующие)
Компьютерная игра: «Кого куда?»
Классификация на группы.
Физкультминутка:
Голодно, холодно, галки, воробьи,
Голодно голуби, гуленьки мои?
Прилетают в гости, полны у нас горсти,
Клюйте, гостюйте,
Не пугайте, клюйте, гуль-гуль (хором)
Компьютерная игра: «В Африку»
-употребление предлогов.
Д/игра “Назовите ласково”
Воробей – воробышек, синица – синичка, ворона – воронушка, дятел –
дятелок\ (ечек), снегирь – снегирек.
Составление описательных рассказов -загадок.
(Индивидуальная работа с картинками, картинки под стульчиками)
Обезьянка Ники
:
Я не просто обезьянка Ники, я волшебница, могу
исполнить любое ваше желание и превратить вас в любую птичку, но только
в одну из зимующих. Сейчас махну палочкой и на кого покажу, вы должны
не называя, какая вы птица, рассказать о себе, описать внешний вид, что
умеете делать, чем питаетесь? А дети, выслушав, должны отгадать, о какой
птице идет речь. ( ребенок по картинке описывает птицу)
Ники: Молодцы ребята.
- Почему эти птицы могут зимовать здесь? (т.к. питаются не только
насекомыми, но и семенами деревьев, кустарников, а также крошками).
Ники:
Я умею сочинять, подбирать слова в рифму.
- А теперь давайте все вместе будем подбирать слова в рифму, я
придумываю первую строчку, а вы вторую.
Ты, синичка, где гуляла?
(а я по лесу летела)
Дятел, дятел, ты где был?
(я деревья лечил)
Воробей, ты где летал?
(а я крошки собирал)
Эй, ты, галка, с кем плясала?
Ники: А я вот наблюдала за ласточками и удивилась, как люди не похожи на
них. У ласточек есть перья, а у людей нет (перьев), крылья, лапы,
птенцы, клювы (клювов), хвосты, гнезда.
У людей есть волосы, а у ласточек нет (волос) руки, ноги, зубы, лица
и. т.д.
Воспитатель:
“
А наши дети умеют и загадки отгадывать.”
1) - С другом изумились мы:
Яблоки созрели,
В буйный холод – средь зимы
На колючей ели, мы сорвать их захотели –
Мигом фрукты улетели (снегири)
- Посередь деревьев кузнецы куют (дятел)
- Днем спит
Ночью летает, прохожих пугает (сова)
Ники:
В следующий раз познакомлю вас с моими друзьями – птицами
жарких стран.
Спасибо, вам, ребята, много теперь узнала о зимующих птицах.
А как же мне вернуться домой?
Воспитатель: “Тебе поможет аист”
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу,
Топни правою ногой, топни левою ногой
Снова правою ногой, снова левою ногой
И тогда придешь домой.
Игра с мячом
У сороки хвост – сорочий,
Лапа – сорочья,
Ухо – сорочье,
Перья – сорочьи
Рефлексия
Оцените свою работу на занятии фишками: красная – отлично, зеленая –
хорошо, синяя – плохо.