Автор: Филиппова Раиса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 25
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа работы со слабоуспевающими детьми
Раздел: начальное образование
Программа работы со слабоуспевающими детьми
Составитель: Филиппова Раиса Николаевна,
Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25
г. Балаково Саратовской области
Пояснительная записка
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего
общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования
обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся,
которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное
время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно
увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения,
создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев
основными
умственными
операциями,
учащиеся
не
справляются
с
возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах
"выпадают” из процесса обучения.
Причины неуспеваемости учащихся:
1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
2. Слабое развитие познавательных процессов.
3. Слабое развитие навыков учебного труда.
4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
5. Отрицательное отношение к учению.
Цели и задачи программы работы со слабоуспевающими учащимися
Цель – формирование
у учащихся приемов общих и специфических
умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по
предмету.
Задачи:
1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования
учащихся.
2. Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
3.
Удовлетворение
потребности
в
новой
информации
(широкая
информированность).
4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков
самопроверки учащихся.
7. Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты:
-
Создание
благоприятных
условий
для
развития
интеллектуальных
способностей
учащихся,
личностного
роста
слабоуспевающих
и
неуспевающих детей,
-
Внедрение
новых
образовательных
технологий,
которые
помогут
слабоуспевающим усвоить программу.
-
Предоставление
возможности
для
участия
слабоуспевающих
и
неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других
мероприятиях.
Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях
учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их
исправлению.
3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими
учащимися на уроке и вне его.
5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему
предмету.
6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету
и обучать способам их преодоления.
Десять правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать
ему эту веру.
2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в
материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в
изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из
приёмов работы со слабыми.
4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им
однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт
постоянное развитие памяти,
логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать
главное, изложить его, повторить и закрепить.
7.Общение
-
главная
составляющая
любой
методики.
Не
сумеете
расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут
выход - займутся своими делами.
9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое
время
их
среда
вновь
расколется
-
на
способных,
средних
и
...
«слабоуспевающих».
10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили
материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается
учёба
Собеседования с родителями проводится
Во время проведения родительских собраний.
Во время приглашения в школу администрацией школы.
Произвольные консультации (по приглашению учителя)
План работы
со слабоуспевающими учащимися
на 2022-2023 учебный год.
№
п/
п
Мероприятия
Срок
1.
Проведение среза умений и навыков учащихся класса по
основным разделам учебного материала обучения.
Цель:
определение фактического уровня знаний детей
Сентябрь
2.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся
через беседы со школьными учителями предметниками
( физкультура, иностранный язык) встречи с отдельными
родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.
ноябрь -декабрь
3.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе
контрольных работ, после чего провести повторный контроль
знаний.
В течение
учебного года.
4.
Используя дифференцированный подход при организации
самостоятельной работы на уроке, включать посильные
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику,
фиксировать это в плане урока
В течение
учебного года.
5.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный,
письменный, индивидуальный и др.) для объективности
результата.
В течение
учебного года.
6.
Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя
усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления
пробелов в знаниях.
В течение
учебного года.
7.
Поставить в известность непосредственно родителей ученика о
низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
В течение
учебного года.
8.
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих
учащихся класса, по возможности вести тематический учет
знаний по предмету детей всего класса.
В течение
учебного года.
9.
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для
слабоуспевающих.
Учить детей навыкам самостоятельной работы.
В течение
учебного года.
Индивидуальная работа на уроке
1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
3.
Наряду
с
письменными
домашними
заданиями
ученику
давать
теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
4.
Облегченные
контрольные
работы,
с
постепенным
нарастанием
сложности до среднего уровня
5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников
6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
Индивидуальная работа во внеурочное время
1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
4.
Инструктирование
родителей
о
систематическом
выполнении
индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету
2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях
учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их
исправлению
3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими
учениками на уроке и вне его.
5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему
предмету
6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету
и обучать способам их преодоления
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
интеллектуальному труду;
физическая ослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
плохая наследственность
астеническое состояние;
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность зрения;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им
не в полном объёме);
социально-экономическая
ситуация,
которая
снизила
материальный
уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы,
подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).
Работа со слабоуспевающими детьми.
На каждом уроке учителя начальной школы ведут анализ ошибок
допускаемых учениками. Выделяют группы учащихся по проблеме пробелов
знаний. Проводят индивидуальную работу на уроках и внеурочное время.
Осуществляю индивидуально-личностный подход к коррекции знаний
учащихся. После проведения контрольных работ, также административных
работ проводят анализ ошибок: тематические, вычислительные, ошибки на
внимание, ошибки предыдущих тем. Работают над устранением их. Строят
графики ошибок к/р.
Учащиеся, получившие неудовлетворительную оценку работают в
тетради-коррекции. Решают задания для приобретения навыков умений и
знаний по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником
работа ведется индивидуально. Тетрадь проверяется. Каждое задание
оценивается. Проводятся консультации во внеурочное время. В заданиях
ошибки
отмечаются,
прописываются
образцы
оформления
решений.
Предлагаются решить задания такого же типа. С каждым разом задания
даются сложнее. Для этого используются индивидуальные карточки. На
консультации приходят и сильные дети. Для сильных в консультации свои
задания. Кто-то готовится к исторической справке для новой темы, кто-то
решает разными способами уравнения и т.д. Кто-то работает в паре опрос
теории.
Для развития познавательного интереса даются задания составить
карточку
опроса,
подобрать
материал
по
различным
темам.
На
консультации есть возможность подготовке и решению (составлению плана
решения д/з)
Дети, имеющие пробелы в знаниях независимо от группы возбудимы,
легкоранимы, быстро утомляемы. Поэтому внеурочная работа с ними
помогает им. Здесь царит дружеский микроклимат, видны результаты
работы.
Для особой группы детей со слабым вниманием и непониманием до
конца излагаемого материала подбираются особые типы заданий. Более
приемлемая работа во внеурочное время. С ними приходится воспроизводить
материал по схемам, таблицам, алгоритмам. Решать задания по образцу. При
подготовке к дополнительному занятию они отмечают в книге теоретический
материал и в тетради задания. Часто дети знают материал, чувствуют ответ, а
оформить грамотно не могут, не умеют. Учителя используют инструкции по
оформлению заданий, давая инструкцию, заранее учитывают, чтобы она
давала наиболее высокий успех.
Бывают случаи: дети часто пропускают школу, а уроки русского и
математики даются им с трудом, тогда учителя работают вместе родителями.
На беседу-встречу вызывают родителей с учеником.
Готовятся с/р, тесты + к/р. Показывают родителям работу ребенка.
Беседа ведется с целью выработать совместные мероприятия по поднятию
уровня знаний, умений и навыков каждого ученика. Иногда приходится
советовать посетить психолога или семейного психолога школы, так как
проблема психологической устойчивости ученика желает быть лучшей.
Учителя стараются знать много о домашних условиях учащихся, о
микроклимате в семье. Объясняют родителям, как работает класс, как
изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения
уроков русского языка, математики, кому нужна консультация.
Такие посещения собраний + родительские дни, индивидуальные
встречи – дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и
отзываются на предложенные формы работы с учеником.. Показать
родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.
Учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать
его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины,
учитывать
его
интерес
к
предмету,
взаимоотношение
с
классным
коллективом и непосредственно с учителем.
Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся,
следующие:
-отставание в умственном развитии от своих сверстников; запущенность;
-невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
-большое количество пропусков по болезни;
-перегрузка домашним заданием.
Отставание в умственном развитии от своих сверстников.
К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным
развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы,
легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому
нужно создавать такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не
чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить
всякое унижение и призрение.
В работе с такими детьми применяю такие методические приемы:
-Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся карточки. Даю
карточки и другим учащимся (дифференцированно), чтобы у класса
создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
-Хороший стимул в работе с такими учащимся коллективная работа,
комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме,
плану доказательства.
-Помогают в работе с такими детьми карточки взаимоконтроля, который
проводится по теоретической и практической части.
-Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового
материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке.
Ошибки исправляет учитель.
Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого
материала.
Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый
материал и выбирается материал нужный для новой темы.
Если есть пробелы по текущей теме, то нужно провести:
1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо если были
таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7
минут. Они оценивают друг друга;
2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);
3)практические
(тренировочные)
упражнения.
Может
быть
дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно
ответить каждому);
4)при проверке домашнего задания (на доске выписываются ответы и в
тетради корректирую решение, прописывая затрудняющимся образцы). При
подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ?
если были вопросы или затруднения.
Большое количество пропусков по болезни.
В
данном
случае
проводятся
послеурочные
консультации.
Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания.
Если консультации мало, пробелы значительные выдаются карточки с
ответами, определяются сроки подготовки материала. Вопросы из карточки
включаются в тест на повторение.
Оценки выставляются, опираясь на итоговые, обобщающие уроки.
Если в процессе систематического повторения ученик показывает более
высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и
навыков помогает ослаблению отрицательного психологического влияния на
ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной
деятельности. В учащихся появляется желание трудится лучше. Больше всего
контроль ошибок проводится на контрольной работе или административной
работе.
Отслеживаются знания учеников по количеству ошибок (типовых по
теме, вычислительных, невнимательность). В каждой работе 1/3 ошибок на
невнимание, 1/3 на вычисление, а иногда и больше. В таких случаях мы
работаем в тетрадях для коррекции. Изучая последующую тему каждый день
делаем по несколько заданий на ликвидацию пробелов.
В своей работе учителя используют встречи и беседы с родителями
неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе
над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может
быть
внимание,
психологическое
настроение,
тревожность,
семейные
неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи
ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях внимании, труде.
Тестирование, проводимое на уроках, позволяет провести широкий и
глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает
возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими.
Учителя пользуются тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают
возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.
Самый
высокий
уровень
познавательной
активности
и
самостоятельности
учащихся
проявляется
в
ходе
творческих
самостоятельных работ (координатная плоскость и рисунки в ней). Выполняя
самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в
тетради, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался
несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Отмечаются,
какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на
следующих уроках. Каждый ответ оценивается и, поэтому все стараются
решить больше и сложнее. Оценка в журнал выставляется с учетом разных
форм работы (теста, с/р, диктанта устных ответов). На самостоятельных
работах обращается внимание на быстроту включения в работу, учитывая
тип темперамента каждого учащегося. Важно отметить важную роль
оценки поставленной в тетради. Тетради раздаются заранее, чтобы ученики
увидели свою оценку, задали вопрос. У кого неудовлетворительная обсудить
план действий на повышение успокоить, чтобы работа на уроке была
плодотворной.
Отчет по работе
со слабоуспевающими учащимися
Карта работы с учащимися
Индивидуальные дополнительные занятия
_____________________ полугодие.
Ф.И.О. учителя______________________________
Фамилия ученика___________________________
Класс_______________________________
Планируемые мероприятия.
Сроки их реализации.
Дата
Время
Предмет.
Тематика занятий.
Дифференци
рованные
задания.
Консультаци
и для
родителей.
Дата
Сроки