Напоминание

Развитие технических и исполнительских навыков учащихся в классе аккордеона


Автор: Лилия Альбертовна Гарифуллина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: Almetyevsk
Наименование материала: открытый урок
Тема: Развитие технических и исполнительских навыков учащихся в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств № 2"

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

План-конспект открытого урока:

«Развитие технических и исполнительских навыков учащихся в классе

аккордеона».

Подготовила: Гарифуллина Л.А.

Преподаватель по классу аккордеона.

План – конспект учебного занятия

I. Общие сведения:

Открытый урок по классу аккордеона преподавателя инструментального

отделения МБУ ДО ДШИ №2 п.г.т Нижняя Мактама Гарифуллиной Лилии

Альбертовны

Класс: 3 класс предпрофессионального обучении

Краткая характеристика: Усманов Риналь 9лет;

Время и место проведения занятия: 14 ноября 2022г.

Предмет: аккордеон

II. Тема урока: «Развитие технических и исполнительских навыков

учащихся в классе аккордеона».

III. Характеристика урока: открытый урок.

IV. Тип урока: комбинированный

V. Форма работы:

индивидуальная

VI. Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических

навыков игры на инструменте, развитие художественного образа в процессе

работы над произведениями.

VII. Задачи урока:

Обучающая:

освоение и накопление игровых навыков на инструменте;

Умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для

эмоционального, выразительного воспроизведения художественным образом

в произведениях.

Развивающая:

развивать технические способности, слуховое восприятие музыки,

эмоциональное отношение к исполнению;

развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.

Воспитательная:

воспитывать творческое отношение к работе над техническим и

художественным развитием;

формировать систематичность в работе над техникой;

Здоровьесберегающая:

развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память;

музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он

будет более организован.

VIII. Методы: словесный, практический, наглядный.

IX. Технические средства: аккордеон для ученика, аккордеон для педагога,

пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.

X. План урока.

1. Организационный момент:

- приветствие, сообщение названия темы и цели урока.

2. Основная часть:

- работа над гаммой - Gмажор, упражнениями, этюдом и музыкальными

произведениями.

3.Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.

XI. Репертуарный список:

1. Гамма G – dur.

2. Упражнения.

3. К.Черни «Этюд» G-dur

4. Физкультразминка.

5. А.Гедике «Полька» .

Ход урока:

Вступительное слово педагога:

«Техника, в широком смысле слова - средство передачи

художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная

точность, быстрота пальцев, координация движений.

П.: Сегодня наш урок посвящён работе над технически сложными местами

в изучаемых произведениях, гамме и этюде, а так же работе над

художественным образом в произведениях. Моя задача, как педагога,

показать ученику приёмы работы преодоления технических трудностей. В

процессе урока проработаем все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы

ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места,

и не забывал о работе над художественной составляющей.

1. Гамма G-dur

Урок начинается с гаммы G-dur комплексом, различными штрихами,

арпеджио, аккорды. При игре гаммы и арпеджио обращаем внимание

ученика на свободу пальцев, соблюдение верной

аппликатуры. Подкладывание и перекладывание пальцев должны быть

незаметные и не мешать ведению мелодической линии. При игре аккордов

(аккордовая техника) пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши.

Работает вся рука. При игре коротких арпеджио опора на 1 палец вверх и на

5 вниз. Добивались единого метроритма, ровности, легкости, виртуозности.

Следили за сменой меха и динамическими оттенками, точностью штриха и

ритмической пульсацией.

Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки,

следить за мелодической линией, акцентировать внимание на смене меха, а

так же учить гамму исполнять комплексно без остановок.

2. Упражнения

Далее играли упражнения в разных темпах с динамическими оттенками

на легато, стаккато и нон легато.

3. К.Черни Этюд G-dur

П.: Предлагаем послушать в исполнении Усманова Риналя К.Черни

Этюд G-dur

Ученик проигрывает произведение от начала до конца.

П.: Риналь, скажи, пожалуйста, на какой вид техники этюд?

У.: Интервальная и мелкая техника.

П.: Правильно. Сколько частей? Какой лад, тональность, размер?

У.: Две части, соль мажор, размер две четверти.

П.: Наша задача сыграть эту пьесу легко, естественно, ловко сочетать

интервальную технику с мелкой, добиться свободной независимости пальцев

при исполнении терций и гибкости при обыгрывании нисходящих и

восходящих оборотов приходящих в кульминационные точки.

Обрати внимание на четкую артикуляцию в терциях и кульминационные

акценты в правой руке. Кисть должна быть свободна, собрана, замах

невысокий.

Работали по фразам, предложениям, затем по частям. Добивались

яркого динамического, волнообразного развитие по 4 такта и ярких

подготовленных кульминаций. Отрабатывали легкость в аккомпанементе.

Главная задача - добиться ровной игры, артикуляционной четкости,

легкости и сквозного развития. Все развитие подчинено мелодии.

4. Физкультразминка

Процесс упражнений и регулярных занятий на инструменте - это процесс

творческих исканий. Потому всегда надо помнить о психологических

факторах. Не следует забывать о том, что внимание ребенка быстро

утомляется и без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна.

И поэтому на уроке необходимо проводить физкульт-разминку. Данная

разминка поможет переключиться и отдохнуть, поднять настроение ученику,

но также будет способствовать развитию восприятия музыкального слуха и

ритма.

5. А.Гедике «Полька»

П.: Предлагаю послушать следующее произведение в исполнении Риналя

«Полька»

Ученик исполняет пьесу целиком.

П.: Риналь! Разреши мне познакомить тебя с биографией композитора

А.Гедике-русский органист, композитор и педагог. Родился в Москве 20

февраля 1877 года, происходил из немецкой семьи потомственных

органистов. Закончил московскую консерваторию как пианист. В 1909 году

стал профессором московской консерватории и стал основоположником

русской органной школы.

П.:Риналь! Попробуй дать точное определение, что такое полька?

У.: Это танец

П.: Правильно! Молодец! У польки очень интересная история

возникновения и я тебе сейчас о ней расскажу.

П.: Наша задача отобразить характер пьесы при помощи техники. Нам

необходимо подобраться к технике через музыку, а поможет нам в этом -

средства музыкальной выразительности. Как ты думаешь, какие средства

выразительности в этой пьесе нам помогут раскрыть характер?

У.: - мелодия

- темп

- ритм

- динамика

- штрихи

- регистр

- лад

П.: - Совершенно верно. Какой характер в пьесе?

У.: Веселый, энергичный, настойчивый, уверенный, танцевальный,

зажигательный.

П.: Нарисуй нам, пожалуйста, музыкальную картинку, который ты

представляешь.

У.: Много людей танцуют парами на празднике весело и быстро этот танец.

П.: С помощью, каких музыкальных средств мы показываем характер

пьесы?

У.: В первую очередь ритмом.

П.: Правильно. Поэтому в музыке мы слышим двухдольный ритм.

Главные задачи – отобразить характер пьесы при помощи техники и добиться

интонационной выразительности. Главная техническая задача –

показать зажигательный характер танцевальной музыки за счет точного

двухдольного размера, четкой артикуляции. Сохранить ритмическую

устойчивость, четкость и цепкость (слышать и слушать мелодическую

линию), добиться легкости в исполнении.

Определили границы частей, показали кульминационные точки. Переходы

между частями играли осмысленно, в едином темпе. Отрабатывали

динамические развития внутри фраз и старались мыслить более крупными

построениями, находя в них кульминационные точки.

Основная сложность – сочетание штрихов легато и стакатто в правой руке,

при игре в мелких пальцевых движениях добивались ровности при

максимально расслабленной кисти.

Отрабатывали точный двухдольный ритм отдельно в правой и в левой руке.

Добивались легкого аккомпонемента. Особое внимание было уделено

аккомпанементу в левой руке (который пронизывает всю пьесу), его

поиграли отдельно от правой руки в медленном темпе.

III.Подведение итогов

П.: Давай подведем итог того чем мы сегодня занимались. Весь урок наш

был подчинен одной теме в гамме, этюде и пьесах. Обращали внимание на

что?

У.: На технику.

П.: Первое - необходимо обращать внимание на чистоту и четкость

произношения. Проговаривать, будь то гамма или пьесы.

Второе – обязательно должен присутствовать слуховой контроль, ты не

должен позволять себе не слушать. Необходимо постоянно слушать и

анализировать, тогда у тебя все получится.

Третье – мы связали технику и образ. Нельзя их отрывать друг от друга,

это две основы, которые не существуют друг без друга.

И в заключении я хотела бы сказать – « Систематичность в занятиях - это

главное в работе над техникой».

Риналь, ты сегодня прекрасно потрудился, на уроке был инициативным,

эмоциональным. Исполнение произведений было выразительным,

убедительным. Благодарю тебя за работу. Молодец! Я довольна

результативностью нашего урока. С поставленными задачами мы

справились отлично. За урок ты получаешь оценку – 5.

Домашнее задание.

Урок окончен, спасибо за внимание!



В раздел образования