Автор: Лилия Альбертовна Гарифуллина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: Almetyevsk
Наименование материала: открытый урок
Тема: Развитие технических и исполнительских навыков учащихся в классе аккордеона
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
"Детская школа искусств № 2"
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
План-конспект открытого урока:
«Развитие технических и исполнительских навыков учащихся в классе
аккордеона».
Подготовила: Гарифуллина Л.А.
Преподаватель по классу аккордеона.
План – конспект учебного занятия
I. Общие сведения:
Открытый урок по классу аккордеона преподавателя инструментального
отделения МБУ ДО ДШИ №2 п.г.т Нижняя Мактама Гарифуллиной Лилии
Альбертовны
Класс: 3 класс предпрофессионального обучении
Краткая характеристика: Усманов Риналь 9лет;
Время и место проведения занятия: 14 ноября 2022г.
Предмет: аккордеон
II. Тема урока: «Развитие технических и исполнительских навыков
учащихся в классе аккордеона».
III. Характеристика урока: открытый урок.
IV. Тип урока: комбинированный
V. Форма работы:
индивидуальная
VI. Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических
навыков игры на инструменте, развитие художественного образа в процессе
работы над произведениями.
VII. Задачи урока:
Обучающая:
освоение и накопление игровых навыков на инструменте;
Умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для
эмоционального, выразительного воспроизведения художественным образом
в произведениях.
Развивающая:
развивать технические способности, слуховое восприятие музыки,
эмоциональное отношение к исполнению;
развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательная:
воспитывать творческое отношение к работе над техническим и
художественным развитием;
формировать систематичность в работе над техникой;
Здоровьесберегающая:
развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память;
музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он
будет более организован.
VIII. Методы: словесный, практический, наглядный.
IX. Технические средства: аккордеон для ученика, аккордеон для педагога,
пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика.
X. План урока.
1. Организационный момент:
- приветствие, сообщение названия темы и цели урока.
2. Основная часть:
- работа над гаммой - Gмажор, упражнениями, этюдом и музыкальными
произведениями.
3.Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.
XI. Репертуарный список:
1. Гамма G – dur.
2. Упражнения.
3. К.Черни «Этюд» G-dur
4. Физкультразминка.
5. А.Гедике «Полька» .
Ход урока:
Вступительное слово педагога:
«Техника, в широком смысле слова - средство передачи
художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная
точность, быстрота пальцев, координация движений.
П.: Сегодня наш урок посвящён работе над технически сложными местами
в изучаемых произведениях, гамме и этюде, а так же работе над
художественным образом в произведениях. Моя задача, как педагога,
показать ученику приёмы работы преодоления технических трудностей. В
процессе урока проработаем все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы
ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места,
и не забывал о работе над художественной составляющей.
1. Гамма G-dur
Урок начинается с гаммы G-dur комплексом, различными штрихами,
арпеджио, аккорды. При игре гаммы и арпеджио обращаем внимание
ученика на свободу пальцев, соблюдение верной
аппликатуры. Подкладывание и перекладывание пальцев должны быть
незаметные и не мешать ведению мелодической линии. При игре аккордов
(аккордовая техника) пальцы живые, активные, как бы хватают клавиши.
Работает вся рука. При игре коротких арпеджио опора на 1 палец вверх и на
5 вниз. Добивались единого метроритма, ровности, легкости, виртуозности.
Следили за сменой меха и динамическими оттенками, точностью штриха и
ритмической пульсацией.
Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки,
следить за мелодической линией, акцентировать внимание на смене меха, а
так же учить гамму исполнять комплексно без остановок.
2. Упражнения
Далее играли упражнения в разных темпах с динамическими оттенками
на легато, стаккато и нон легато.
3. К.Черни Этюд G-dur
П.: Предлагаем послушать в исполнении Усманова Риналя К.Черни
Этюд G-dur
Ученик проигрывает произведение от начала до конца.
П.: Риналь, скажи, пожалуйста, на какой вид техники этюд?
У.: Интервальная и мелкая техника.
П.: Правильно. Сколько частей? Какой лад, тональность, размер?
У.: Две части, соль мажор, размер две четверти.
П.: Наша задача сыграть эту пьесу легко, естественно, ловко сочетать
интервальную технику с мелкой, добиться свободной независимости пальцев
при исполнении терций и гибкости при обыгрывании нисходящих и
восходящих оборотов приходящих в кульминационные точки.
Обрати внимание на четкую артикуляцию в терциях и кульминационные
акценты в правой руке. Кисть должна быть свободна, собрана, замах
невысокий.
Работали по фразам, предложениям, затем по частям. Добивались
яркого динамического, волнообразного развитие по 4 такта и ярких
подготовленных кульминаций. Отрабатывали легкость в аккомпанементе.
Главная задача - добиться ровной игры, артикуляционной четкости,
легкости и сквозного развития. Все развитие подчинено мелодии.
4. Физкультразминка
Процесс упражнений и регулярных занятий на инструменте - это процесс
творческих исканий. Потому всегда надо помнить о психологических
факторах. Не следует забывать о том, что внимание ребенка быстро
утомляется и без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна.
И поэтому на уроке необходимо проводить физкульт-разминку. Данная
разминка поможет переключиться и отдохнуть, поднять настроение ученику,
но также будет способствовать развитию восприятия музыкального слуха и
ритма.
5. А.Гедике «Полька»
П.: Предлагаю послушать следующее произведение в исполнении Риналя
«Полька»
Ученик исполняет пьесу целиком.
П.: Риналь! Разреши мне познакомить тебя с биографией композитора
А.Гедике-русский органист, композитор и педагог. Родился в Москве 20
февраля 1877 года, происходил из немецкой семьи потомственных
органистов. Закончил московскую консерваторию как пианист. В 1909 году
стал профессором московской консерватории и стал основоположником
русской органной школы.
П.:Риналь! Попробуй дать точное определение, что такое полька?
У.: Это танец
П.: Правильно! Молодец! У польки очень интересная история
возникновения и я тебе сейчас о ней расскажу.
П.: Наша задача отобразить характер пьесы при помощи техники. Нам
необходимо подобраться к технике через музыку, а поможет нам в этом -
средства музыкальной выразительности. Как ты думаешь, какие средства
выразительности в этой пьесе нам помогут раскрыть характер?
У.: - мелодия
- темп
- ритм
- динамика
- штрихи
- регистр
- лад
П.: - Совершенно верно. Какой характер в пьесе?
У.: Веселый, энергичный, настойчивый, уверенный, танцевальный,
зажигательный.
П.: Нарисуй нам, пожалуйста, музыкальную картинку, который ты
представляешь.
У.: Много людей танцуют парами на празднике весело и быстро этот танец.
П.: С помощью, каких музыкальных средств мы показываем характер
пьесы?
У.: В первую очередь ритмом.
П.: Правильно. Поэтому в музыке мы слышим двухдольный ритм.
Главные задачи – отобразить характер пьесы при помощи техники и добиться
интонационной выразительности. Главная техническая задача –
показать зажигательный характер танцевальной музыки за счет точного
двухдольного размера, четкой артикуляции. Сохранить ритмическую
устойчивость, четкость и цепкость (слышать и слушать мелодическую
линию), добиться легкости в исполнении.
Определили границы частей, показали кульминационные точки. Переходы
между частями играли осмысленно, в едином темпе. Отрабатывали
динамические развития внутри фраз и старались мыслить более крупными
построениями, находя в них кульминационные точки.
Основная сложность – сочетание штрихов легато и стакатто в правой руке,
при игре в мелких пальцевых движениях добивались ровности при
максимально расслабленной кисти.
Отрабатывали точный двухдольный ритм отдельно в правой и в левой руке.
Добивались легкого аккомпонемента. Особое внимание было уделено
аккомпанементу в левой руке (который пронизывает всю пьесу), его
поиграли отдельно от правой руки в медленном темпе.
III.Подведение итогов
П.: Давай подведем итог того чем мы сегодня занимались. Весь урок наш
был подчинен одной теме в гамме, этюде и пьесах. Обращали внимание на
что?
У.: На технику.
П.: Первое - необходимо обращать внимание на чистоту и четкость
произношения. Проговаривать, будь то гамма или пьесы.
Второе – обязательно должен присутствовать слуховой контроль, ты не
должен позволять себе не слушать. Необходимо постоянно слушать и
анализировать, тогда у тебя все получится.
Третье – мы связали технику и образ. Нельзя их отрывать друг от друга,
это две основы, которые не существуют друг без друга.
И в заключении я хотела бы сказать – « Систематичность в занятиях - это
главное в работе над техникой».
Риналь, ты сегодня прекрасно потрудился, на уроке был инициативным,
эмоциональным. Исполнение произведений было выразительным,
убедительным. Благодарю тебя за работу. Молодец! Я довольна
результативностью нашего урока. С поставленными задачами мы
справились отлично. За урок ты получаешь оценку – 5.
Домашнее задание.
Урок окончен, спасибо за внимание!