Автор: Иванова Алла Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: Конспект НОД по обучению грамоте
Тема: "Дифференциация звуков р - л"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Конспект НОД по обучению грамоте для детей
подготовительной группы по теме:
«Дифференциация звуков Р и Л»
Составила воспитатель: Иванова А.А.
Цель: дифференциация звуков Р и Л
Задачи:
Образовательные:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале
слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и
трехсложных слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
развитие фонематического восприятия;
развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
формирование навыков словоизменения;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
Ход занятия
1.
Организационный момент
Воспитатель: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по
соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки
и назовите, что изображено.
Дети: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Воспитатель: Какой первый звук во всех названных словах?
Дети: Звук Л.
Воспитатель: Правильно, а теперь, посмотрите:
Дети: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Воспитатель: Какой первый звук во всех этих словах?
Дети: Звук Р.
Воспитатель: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой
улице?
2. Основная часть
Воспитатель: Звук Л – гласный или согласный?
Дети: Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Воспитатель: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться
язык?
Дети: Язычок упирается в верхние зубы.
Воспитатель: А звук Р? Гласный или согласный звук?
Дети: ---
Воспитатель: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Дети: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Воспитатель: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Дети: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху.
Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л –
нет.
Воспитатель: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что
прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо
выполнить задания! Попробуем!
Первая лужица:
Упражнение «Хлопотушки»
Воспитатель: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз
- когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Перепрыгивайте.
Вторая лужица:
Упражнение « Найди звук»
Воспитатель: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз
– когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Перепрыгивайте.
Третья лужица:
Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Перепрыгивайте.
Четвертая лужица:
Воспитатель: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме
вымою по...
Перепрыгивайте.
Пятая последняя лужица:
Воспитатель: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак – Рак. Лама – Рама, Игла – Игра. Лука - Рука
Ложки – Рожки, Ложь – Рожь, Жалко-Жарко
Перепрыгивайте.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Воспитатель: Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на
городской вокзал. Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. Мы должны
разместить в вагончиках картинки-слова. Упражнение «Паровоз»
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
Разместим картинки правильно.
Слова: Рыба, Пирог, Топор.
Ласточка, Акула, Стол.
Воспитатель: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.
Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк»
звук Л где находится? ( в середине)
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю
делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)
Без рук, без ног ползет. (Червяк.)
Воспитатель: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и
составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.
Ватрушка съела старушку.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
На белке сидит ёлка.
Бревно ползет по муравью.
3.Итог занятия.
Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали
и о каких звуках мы говорили?