Напоминание

"Дифференциация звуков р - л"


Автор: Иванова Алла Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: Конспект НОД по обучению грамоте
Тема: "Дифференциация звуков р - л"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1»

Конспект НОД по обучению грамоте для детей

подготовительной группы по теме:

«Дифференциация звуков Р и Л»

Составила воспитатель: Иванова А.А.

Цель: дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

Образовательные:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале

слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и

трехсложных слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

развитие фонематического восприятия;

развивающие:

развитие внимания, мышления, памяти;

формирование навыков словоизменения;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

Ход занятия

1.

Организационный момент

Воспитатель: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по

соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки

и назовите, что изображено.

Дети: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Воспитатель: Какой первый звук во всех названных словах?

Дети: Звук Л.

Воспитатель: Правильно, а теперь, посмотрите:

Дети: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Воспитатель: Какой первый звук во всех этих словах?

Дети: Звук Р.

Воспитатель: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой

улице?

2. Основная часть

Воспитатель: Звук Л – гласный или согласный?

Дети: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Воспитатель: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться

язык?

Дети: Язычок упирается в верхние зубы.

Воспитатель: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Дети: ---

Воспитатель: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Дети: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Воспитатель: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Дети: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху.

Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л –

нет.

Воспитатель: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что

прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо

выполнить задания! Попробуем!

Первая лужица:

Упражнение «Хлопотушки»

Воспитатель: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз

- когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Перепрыгивайте.

Вторая лужица:

Упражнение « Найди звук»

Воспитатель: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз

– когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Третья лужица:

Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Четвертая лужица:

Воспитатель: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме

вымою по...

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужица:

Воспитатель: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

Лак – Рак. Лама – Рама, Игла – Игра. Лука - Рука

Ложки – Рожки, Ложь – Рожь, Жалко-Жарко

Перепрыгивайте.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель: Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на

городской вокзал. Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. Мы должны

разместить в вагончиках картинки-слова. Упражнение «Паровоз»

В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.

Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.

В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.

Разместим картинки правильно.

Слова: Рыба, Пирог, Топор.

Ласточка, Акула, Стол.

Воспитатель: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.

Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк»

звук Л где находится? ( в середине)

Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю

делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?

Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)

Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

Воспитатель: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и

составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Бревно ползет по муравью.

3.Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали

и о каких звуках мы говорили?



В раздел образования