Автор: Татаринова Инесса Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 7" мэрии города Ярославя
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: сатья
Тема: Самооценка дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Самооценка дошкольника
Самооценка – результат внешней оценки
•
Сам по себе человек не способен составить какое-то мнение
относительно своей личности. Если представить человека,
полностью изолированного от других людей на достаточно
долгое время, он не будет думать о том, какой он есть, - он будет
заниматься взаимодействием с окружающим миром. Потому что
оценка себя не будет находить отклика в окружающей среде, то
есть станет бесполезной.
•
Впрочем, если ему придется столкнуться с тиграми в дикой
природе, то он начнет оценивать себя: достаточно ли он силен,
устрашающ, доминантен. И в зависимости от того, как будут
оценивать в нем все эти параметры тигры – испугаются ли его и
отступят или начнут преследовать, - он утвердится или
разочаруется в мнении о себе.
•
Для того чтобы думать о себе что-то, нужен еще кто-нибудь, кто
будет тебя оценивать.
•
Вот так и в обычной жизни: то, как на тебя реагируют другие
люди, рождает в тебе ту или иную самооценку. Конечно, есть еще
много дополнительных факторов, но пока разбираемся с
основным – как и самооценка ребенка.
•
Вспомните время, когда ваши дети были еще грудными
младенцами. За что их хвалили?
•
Да практически за все!
•
Проснулся, поел, улыбнулся… Первые шаги, первые слова,
первые выполненные просьбы – каждый день ребенок совершал
множество настоящих подвигов.
•
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
•
Как следствие, его самооцнка была высокой.
•
Трудно встретить ленивого 2-летнего ребенка. В 2-3 года ребенок
ни минуты не сидит на месте, ему все надо, он всюду лезет, все
хватает, а это значит, что у него все в порядке с самооценкой.
•
Вернее, она только зарождается в нем, он едва начинает
задумываться о том, «какой я».
•
Но вот беда. По мере того как ребенок растет, он все реже
слышит похвалу и все чаще – критику:
-
Ты что делаешь? Разве можно отбирать чужую машинку!
-
Бессовестный! Почему ты бросил игрушку на землю!
-
Ты что, глупый? С первого раза не понимаешь?
И так далее, в зависимости от эмоциональности и общей культуры
родителей, педагогов эпитеты могут быть разными.
•
Теперь мы уже не хвалим за то, что ребенок ходит, - мы
недовольны уже тем, что он ходит «не туда».
•
Мы больше не хвалим за то, что он ест, - мы ругаем за то, он ест
недостаточно аккуратно или ест не то.
•
В общем, когда ты подрос, тебя уж точно никто не хвалит, за то
что ты «сын».
•
А это, согласитесь, обидно
•
Наиболее заметно изменение похвалы и критики, когда ребенок
начинает учится в школе. У нас популярен так называемый
«метод красной ручки»: мы постоянно подчеркиваем то, что
получилось плохо, и при этом не обращаем внимания на то, что
получилось хорошо.
•
Если ребенок приносит из школы две оценки – плохую и
отличную, - мы же с вами понимаем, о какой из них в
большинстве семей пойдет речь в первую очередь.
•
А в остальных семьях скажут так: «Ну, твоя отличная оценка – это,
конечно, хорошо, но ка же ты мог получить плохую!»
•
Понимаете? Да, мы видим твою победу, но она не имеет
значения на фоне проигрыша.
•
Как думаете, какая самооценка формируется у детей в таких
случаях?
•
Правильно, самооценка неудачника.
•
Задумайтесь, сколько раз в день вы делаете детям замечание:
-
Как ты сидишь? Спину испортишь!
-
Как ты надел футболку Задом на перед!
-
Как ты ешь? Не можешь, что ли, как нормальный человек за
столом сидеть?
-
Как ты разговариваешь? За такие слова я тебя накажу!
•
В общем, что бы ни делал ребенок, он, скорее всего, делает это
неправильно.
•
Уважаемые взрослые, представьте себе, что вы живете с
человеком, который десятки раз в день говорит вам:
•
«Ну что ты надела? Выглядишь, как пугало! А повкуснее суп
нельзя было приготовить?»
•
А за что мы хвалим детей?
•
«А за что их хвалить? Они все делают плохо!»
•
Проблема в том, что наши «фильтры воспитания» настроены
исключительно на негативные явления. Они просто не
пропускают в наш мозг сигналы со знаком плюс.
Как это работает?
•
Вы приходите домой с работы и видите картину: в прихожей
валяется на полу школьный рюкзак, кроссовки, куртка… Ясно – тут
прошел ребенок, вот следы они ведут в его комнату.
•
Что видит родитель? Бардак!
•
О чем будет сообщено ребенку.
•
Теперь представьте другую картину. Вы приходите домой, видите
рюкзак валяется на полу, кроссовки…
•
Куртка на вешалке.
•
Далее на полу бейсболка, кофта…
•
Знаете, что видит родитель в этом случае? Бардак!
•
«Да что ж опять твои вещи валяются в прихожей!»
•
Да-да, реакция будет точно такая же, как и в первом случае.
•
Куртка на вешалке либо вообще не будет замечена, любо будет
воспринята как нечто несущественное.
•
«Подумаешь, куртка! Ходить-то все равно невозможно!»
•
Фильтры не дают воспринимать информацию о куртке как
важную: это пустяки, так и должно быть.
•
А вот рюкзак и прочие вещи на полу – с это очень важно! С этим
надо бороться. А стало быть, об этом надо много, часто и громко
говорить!
•
Некоторые родители, правда, ухитряются найти в себе силы
похвалить за эту самую куртку на вешалке. Только делают они это
так, что лучше б уж ругали.
•
Родители даже не подозревают, как их похвала может быть
унизительна.
•
«Вот видишь, какой ты молодец, куртку повесил на вешалку! Ну
почему бы так каждый раз не делать?!
•
Поэтому стоит представить себе, что вы хвалите своего коллегу по
работе.
•
Что будет основным в такой похвале?
•
В первую очередь, уважение.
-
Молодец, что сдержался и не нагрубил бабушке, когда она тебя
спрашивала про школу. Я видел, как тебе это было не просто.
Выдержка у тебя что надо!
-
Спасибо, что вынес мусор. Не самое приятное занятие, а значит,
есть сила воли.
•
Если мы перенастроим свои фильтры восприятия с негатива
обратно на позитив, мы увидим, как много вещей делают наши
дети хорошо. Да, возможно, это мелочи, но именно из мелочей
мы можем восстановить то, что сами же и разрушили, -
самооценку наших детей.
•
И все-таки родительские ошибки – это не единственная причина
снижения самооценки в детском возрасте. Есть фактор, с которым
что-либо поделать очень трудно.
•
Комплексы неполноценности!
•
Как формируются подобные комплексы? Как ни странно, вовсе не
в подростковом возрасте, а гораздо раньше.
•
Например, в детском саду мальчик слышит в свой адрес от
другого ребенка: «А ты, рыжий, с нами не играешь!»
•
Для того, обидчика, слово «рыжий» было попросту удобным. Вот
возникла у него обида, или гнев, или зависть на этого рыжего
мальчика, не хочет с ним играть, и другие чтобы не играли. А
почему такие чувства – поди разберись, когда тебе 4 года! Вот и
хватаешься за то, что лежит на поверхности, за какое-нибудь
очевидное отличие: рыжий!
•
А для самого «рыжика» это слово оказалось в тот момент связано
с труднейшим переживанием отверженности – его не берут в
игру. То есть он плохой, ненужный. Почему? Потому что рыжий!
•
Он огорчится, может быть заплачет, и для окружающих станет
очевидно: слово «рыжий» – неплохое оружие против него, если
вдруг случится поссорится!
•
Так что, скорее всего, в ближайшее время он еще не раз услышит
это слово в качестве оскорбления, и его убежденность «рыжий
значит плохой» будет усиливаться.
•
Когда он окажется в школе, то, что он стесняется цвета своих
волос, станет очевидно одноклассникам. И что они будут
говорить во время ссор с ним? Правильно!
•
Ну, а когда он станет подростком, для него будет совершенно
логичным все свои неудачи и всю свою неуверенность в себе
связать именно с этим явлением.
•
Ну да, конечно, я не нравлюсь девчонкам – я же рыжий!
•
Понятно, почему у меня двойка – я тупой, потому что рыжий!
•
Всех позвали на день рождения, а я что, рыжий, что ли? Ах да, я –
рыжий…
•
И так обо всем – о лишнем весе, о маленьком или высоком росте,
о форме носа, о размере ушей и так далее.
•
И вот вам задание: возьмите лист бумаги и выпишите то, что
ваши дети делают хорошо.