Напоминание

Самооценка дошкольника


Автор: Татаринова Инесса Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 7" мэрии города Ярославя
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: сатья
Тема: Самооценка дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самооценка дошкольника

Самооценка – результат внешней оценки

Сам по себе человек не способен составить какое-то мнение

относительно своей личности. Если представить человека,

полностью изолированного от других людей на достаточно

долгое время, он не будет думать о том, какой он есть, - он будет

заниматься взаимодействием с окружающим миром. Потому что

оценка себя не будет находить отклика в окружающей среде, то

есть станет бесполезной.

Впрочем, если ему придется столкнуться с тиграми в дикой

природе, то он начнет оценивать себя: достаточно ли он силен,

устрашающ, доминантен. И в зависимости от того, как будут

оценивать в нем все эти параметры тигры – испугаются ли его и

отступят или начнут преследовать, - он утвердится или

разочаруется в мнении о себе.

Для того чтобы думать о себе что-то, нужен еще кто-нибудь, кто

будет тебя оценивать.

Вот так и в обычной жизни: то, как на тебя реагируют другие

люди, рождает в тебе ту или иную самооценку. Конечно, есть еще

много дополнительных факторов, но пока разбираемся с

основным – как и самооценка ребенка.

Вспомните время, когда ваши дети были еще грудными

младенцами. За что их хвалили?

Да практически за все!

Проснулся, поел, улыбнулся… Первые шаги, первые слова,

первые выполненные просьбы – каждый день ребенок совершал

множество настоящих подвигов.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

Как следствие, его самооцнка была высокой.

Трудно встретить ленивого 2-летнего ребенка. В 2-3 года ребенок

ни минуты не сидит на месте, ему все надо, он всюду лезет, все

хватает, а это значит, что у него все в порядке с самооценкой.

Вернее, она только зарождается в нем, он едва начинает

задумываться о том, «какой я».

Но вот беда. По мере того как ребенок растет, он все реже

слышит похвалу и все чаще – критику:

-

Ты что делаешь? Разве можно отбирать чужую машинку!

-

Бессовестный! Почему ты бросил игрушку на землю!

-

Ты что, глупый? С первого раза не понимаешь?

И так далее, в зависимости от эмоциональности и общей культуры

родителей, педагогов эпитеты могут быть разными.

Теперь мы уже не хвалим за то, что ребенок ходит, - мы

недовольны уже тем, что он ходит «не туда».

Мы больше не хвалим за то, что он ест, - мы ругаем за то, он ест

недостаточно аккуратно или ест не то.

В общем, когда ты подрос, тебя уж точно никто не хвалит, за то

что ты «сын».

А это, согласитесь, обидно

Наиболее заметно изменение похвалы и критики, когда ребенок

начинает учится в школе. У нас популярен так называемый

«метод красной ручки»: мы постоянно подчеркиваем то, что

получилось плохо, и при этом не обращаем внимания на то, что

получилось хорошо.

Если ребенок приносит из школы две оценки – плохую и

отличную, - мы же с вами понимаем, о какой из них в

большинстве семей пойдет речь в первую очередь.

А в остальных семьях скажут так: «Ну, твоя отличная оценка – это,

конечно, хорошо, но ка же ты мог получить плохую!»

Понимаете? Да, мы видим твою победу, но она не имеет

значения на фоне проигрыша.

Как думаете, какая самооценка формируется у детей в таких

случаях?

Правильно, самооценка неудачника.

Задумайтесь, сколько раз в день вы делаете детям замечание:

-

Как ты сидишь? Спину испортишь!

-

Как ты надел футболку Задом на перед!

-

Как ты ешь? Не можешь, что ли, как нормальный человек за

столом сидеть?

-

Как ты разговариваешь? За такие слова я тебя накажу!

В общем, что бы ни делал ребенок, он, скорее всего, делает это

неправильно.

Уважаемые взрослые, представьте себе, что вы живете с

человеком, который десятки раз в день говорит вам:

«Ну что ты надела? Выглядишь, как пугало! А повкуснее суп

нельзя было приготовить?»

А за что мы хвалим детей?

«А за что их хвалить? Они все делают плохо!»

Проблема в том, что наши «фильтры воспитания» настроены

исключительно на негативные явления. Они просто не

пропускают в наш мозг сигналы со знаком плюс.

Как это работает?

Вы приходите домой с работы и видите картину: в прихожей

валяется на полу школьный рюкзак, кроссовки, куртка… Ясно – тут

прошел ребенок, вот следы они ведут в его комнату.

Что видит родитель? Бардак!

О чем будет сообщено ребенку.

Теперь представьте другую картину. Вы приходите домой, видите

рюкзак валяется на полу, кроссовки…

Куртка на вешалке.

Далее на полу бейсболка, кофта…

Знаете, что видит родитель в этом случае? Бардак!

«Да что ж опять твои вещи валяются в прихожей!»

Да-да, реакция будет точно такая же, как и в первом случае.

Куртка на вешалке либо вообще не будет замечена, любо будет

воспринята как нечто несущественное.

«Подумаешь, куртка! Ходить-то все равно невозможно!»

Фильтры не дают воспринимать информацию о куртке как

важную: это пустяки, так и должно быть.

А вот рюкзак и прочие вещи на полу – с это очень важно! С этим

надо бороться. А стало быть, об этом надо много, часто и громко

говорить!

Некоторые родители, правда, ухитряются найти в себе силы

похвалить за эту самую куртку на вешалке. Только делают они это

так, что лучше б уж ругали.

Родители даже не подозревают, как их похвала может быть

унизительна.

«Вот видишь, какой ты молодец, куртку повесил на вешалку! Ну

почему бы так каждый раз не делать?!

Поэтому стоит представить себе, что вы хвалите своего коллегу по

работе.

Что будет основным в такой похвале?

В первую очередь, уважение.

-

Молодец, что сдержался и не нагрубил бабушке, когда она тебя

спрашивала про школу. Я видел, как тебе это было не просто.

Выдержка у тебя что надо!

-

Спасибо, что вынес мусор. Не самое приятное занятие, а значит,

есть сила воли.

Если мы перенастроим свои фильтры восприятия с негатива

обратно на позитив, мы увидим, как много вещей делают наши

дети хорошо. Да, возможно, это мелочи, но именно из мелочей

мы можем восстановить то, что сами же и разрушили, -

самооценку наших детей.

И все-таки родительские ошибки – это не единственная причина

снижения самооценки в детском возрасте. Есть фактор, с которым

что-либо поделать очень трудно.

Комплексы неполноценности!

Как формируются подобные комплексы? Как ни странно, вовсе не

в подростковом возрасте, а гораздо раньше.

Например, в детском саду мальчик слышит в свой адрес от

другого ребенка: «А ты, рыжий, с нами не играешь!»

Для того, обидчика, слово «рыжий» было попросту удобным. Вот

возникла у него обида, или гнев, или зависть на этого рыжего

мальчика, не хочет с ним играть, и другие чтобы не играли. А

почему такие чувства – поди разберись, когда тебе 4 года! Вот и

хватаешься за то, что лежит на поверхности, за какое-нибудь

очевидное отличие: рыжий!

А для самого «рыжика» это слово оказалось в тот момент связано

с труднейшим переживанием отверженности – его не берут в

игру. То есть он плохой, ненужный. Почему? Потому что рыжий!

Он огорчится, может быть заплачет, и для окружающих станет

очевидно: слово «рыжий» – неплохое оружие против него, если

вдруг случится поссорится!

Так что, скорее всего, в ближайшее время он еще не раз услышит

это слово в качестве оскорбления, и его убежденность «рыжий

значит плохой» будет усиливаться.

Когда он окажется в школе, то, что он стесняется цвета своих

волос, станет очевидно одноклассникам. И что они будут

говорить во время ссор с ним? Правильно!

Ну, а когда он станет подростком, для него будет совершенно

логичным все свои неудачи и всю свою неуверенность в себе

связать именно с этим явлением.

Ну да, конечно, я не нравлюсь девчонкам – я же рыжий!

Понятно, почему у меня двойка – я тупой, потому что рыжий!

Всех позвали на день рождения, а я что, рыжий, что ли? Ах да, я –

рыжий…

И так обо всем – о лишнем весе, о маленьком или высоком росте,

о форме носа, о размере ушей и так далее.

И вот вам задание: возьмите лист бумаги и выпишите то, что

ваши дети делают хорошо.



В раздел образования