Напоминание

"Особенности междисциплинарного воспитания детей с ОВЗ в музыкальном театре"


Автор: Шельпякова Анна Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности междисциплинарного воспитания детей с ОВЗ в музыкальном театре"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности междисциплинарного

воспитания детей с ОВЗ в Детском оперном театре»

Учиться для жизни!

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение

доступности

качественного

образования,

соответствующего

требованиям

инновационного развития экономики, современным потребностям общества и

каждого гражданина,

-

связана

с

созданием

такой образовательной среды,

которая обеспечивала

бы

успешную

социализацию

всех

обучающихся вне

зависимости от их психофизического состояния и развития.

Необходимо отметить, что занятия для детей с ОВЗ отличаются от занятий для

нормотипичных детей. Они носят индивидуальный характер, исходящий из

психофизических возможностей ученика. Направлены на развитие всех его

познавательных процессов, а именно общей координации движения, речи и

целенаправленности деятельности.

В рамках образовательных программ творческого коллектива Детский оперный

театр стало возможным интеграция ребенка с ОВЗ. Об первом опыте работы, о

подходах, задача и методах данная работа.

Программы

Детского

оперного

театра,

а

их

у

нас

четыре:

основы

академического пения,

актерское

мастерство,

сценическая

речь

в

оперном

спектакле,

вокальное

сольфеджио

предполагают

исключительно

групповую

деятельность, и на данный момент возможности дать индивидуальные часы нет.

Принимая

нового артиста

в

коллектив перед

всеми

педагогами стояла

не

простая задача. Более экологично включить в процесс ребенка с ОВЗ при этом

не нарушить привычные темпы программы для нормотипичных детей.

Решение

было

обоюдным,

через

наблюдения,

бережное

и

не

торопливое

общение в процессе репетиций и занятий нам удалось выработать некоторый

алгоритм

при

котором

сохраняется

привычная

для

всех

атмосфера

и

интенсивность

работы,

при

этом

не

перегружая

ребенка

с

ОВЗ.

Надо

отметить ,что к нам пришел достаточно адоптированный и социализированный

мальчик, на данный момент ему 18 лет видна огромная проделанная работа

родителями. Молодой человек очень старательный, талантливый и чрезвычайно

оптимистичный.

Родители нового ученика, пришли к нам фактически, с запросом- просьбой о

помощи.

Очень

осторожно

и

неуверенно

они

интересовались

нашим

коллективом

и

до

последнего

не

верили,

что

их

сын

сможет

к

нам

присоединиться. Реализовать творческие способности детей с ОВЗ, на данный

момент в Санкт-Петербурге сложно, есть такие места , но они не могут принять

всех, так же есть ограничения по возрасту, ограничения по деятельности (в

основном рукотворческое: прибить, пошить…), а театральных, вокальных, а уж

тем более смешанных жанров - мало. Наш коллектив дает возможность широко

охватить «пространство развития» нашего нового артиста, чему очень рады мы-

педагоги,

сам ученик и его родители, ведь их дорогой ребенок наконец-то

занимается делом, которое ему действительно по душе!

Актерское мастерство и сценическая речь в детском оперном театре-

особенности занятий с ребенком с ОВЗ

Задачи:

-

правильная осанка, координация движений при беге, ходьбе, гармоничные

движения рук и ног;

-

устранение скованности, напряжения;

-

воспитание свободы в действиях;

-

имитационные движения;

-

развитие внимания – слухового и речевого;

-

развитие моторики, силы голоса, выразительности речи, артикуляции,

-

правильного дыхания, точности движений;

-

правильная мимика.

Основные направления работы :

Интонация (Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю)

в повседневной жизни помогает почувствовать собеседника и выразиться

собеседнику.

В актерском мастерстве роль интонации очевидна, равно как и в сценической

речи. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику,

уже давно изучены, связь эмоций и интонации неоспорима.

Звуки

речи

образуются

в

результате

сложного

комплекса

движений

артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и

подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.

Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс упражнений, цель

которых

-

выработка

качественных,

полноценных

движений

органов

артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционная гимнастика проводится:

1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом.

2. Выполнять не более 5 упражнений за одно занятие.

3. Выполнять движения губами и языком чётко, под счёт.

Пример упражнений используемого на уроках по сценической речи в Детском

оперном театре:

«Трудная улыбка»

Цель: активизация мышц губ.

Описание: вытянуть губы вперёд трубочкой (как при звуке «У»).

* Если у ребёнка не получается упражнение, педагог просит его помочь себе

пальчиками и слегка вытягивать губы вперёд.

Удерживать позу в течение 5 секунд.

УЛЫБКА

Описание:губы растянуть в улыбке, верхние и нижние зубки не должны быть

видны. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок улыбался без напряжения.

«Губки улыбнулись, к ушкам потянулись».

«Мы поём»

Цель: активизация мышц нижней челюсти, мышцы лица, ощущение неба и

артикуляция .

Произнесение звука И.Э.А.О.У на выдохе, со сменой силы голоса.

Описание: упражнение выполняется спокойно, без напряжения. Рот широко

открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Положение губ, как при

произнесении звука И.Э.А.О.У.

«Мы поём: А-А-А-А-А-а-а-а-а. Э-Э-Э-Э-э-э-э-э. О-О-О-О-о-о-о-о. У-У-У-У-У-

у-у-у-у. И-И-И-И-и-и-и-и.(Громко, а потом тихо…)

Артикуляционная гимнастика. Это неотъемлемая и очень важная часть работы

по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее цель —

выработка

полноценных

движений

органов

артикуляционного

аппарата,

необходимых

для

правильного

произношения

звуков.

Необходимость

регулярного выполнения артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что

она

способствует

улучшению

кровоснабжения

артикуляционных

органов,

укреплению мышечной системы языка, губ, щек, уменьшению спастичности.

Ритм ив движении и ритм в слове. Координация

На уроках для развития чувства ритма и темпа используются такие

формы как:

-

ритмопластика и ритмическая гимнастика,

-

логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или

шумовое ритмичное сопровождение),

-

коммуникативные танцы,

-

хореографические этюды с предметами и без предметов,

-

ритмодекламация.

Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или

отрывистое

движение

и

т.д.) могут

быть

переданы

соответствующими

по

эмоциональной

окраске

движениями

(хлопок,

притоп,

замирание

в

позе,

плавные

или

отрывистые

движения

рук

и

ног

и

т.д.).

Это

позволяет

использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Пример упражнений используемого на уроках по сценической речи в Детском

оперном театре:

Темпоритм – термин, введённый К.С.Станиславским и отражающий одновре-

менно скорость и напряжённость совершаемого на сцене действия. Понятие

«темпо-ритм» составлено из двух общеизвестных понятий: «темп» и «ритм».

Темп – это скорость исполняемого действия (медленный, умеренный, быстрый

темп).

Ритм – это внутренний эмоциональный накал переживаний артиста – степень

интенсивности его действия и степень размеренности, с которой совершается

действие (плавный ритм или рваный ритм).

Темп и Ритм – понятия взаимосвязанные – во многих случаях они находятся в

прямой зависимости друг от друга:

- активный ритм ускоряет темп действия;

-

пониженный ритм ведёт и к замедлению темпа.

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также

способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за

короткий срок — на это уходит не один год, поскольку в процессе задействован

вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и

согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре

головного мозга.

«МУХИ И ПАУК»

Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и

движения под музыку.

Описание: в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в

ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и притопы.

(Музыкальное сопровождение может быть любое. )

На паркете восемь пар –

Мухи танцевали.

Но, увидев паука,

В обморок упали.

Чтение

стихов

с

движением

«под

музыку

или

в

определенном

темпе»

стимулирует

речевую

активность

детей

с

ОВЗ.

Так

же

дети

учатся

целесообразно двигаться, управлять своими движениями, организовывать их в

пространстве и времени.

Кроме этого, использование разнообразных средств и методов формирования

чувства ритма и темпа оказывает коррекционно - развивающее влияние на

некоторые высшие

психические

функции, такие

как

мышление,

внимание,

память, восприятие, воображение и др.

Вывод

Специфика

работы

с

такими

детьми

состоит

в

том,

что

средства,

формы

обучения и воспитания зависят от вида особенностей развития, степени и

характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также

от индивидуальных способностей детей. Разновидности заболеваний и степень

их тяжести тоже разная, поэтому методы и формы работы, подход к детям

должен быть индивидуальным.

В

результате обучения у

ребенка повышается

познавательная активность,

уверенность в свои силы (особенно это видно на концертах и показах), дети

активнее проявляют себя в различных жизненных ситуациях, также повышается

интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность

ребенка

в

общении

посредством

речи,

снижает

психoэмоциональное

и

мышечное напряжение.

Наши

занятия

имеют

важное

значение и

влияние

на

развитие

детей,

что

подтверждается на практике. Но самое главное - повышается степень свободы

ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои

силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.

Дети с ОВЗ все могут и все умеют, нo делают это по-своему. И это нужно

понять и принять. И тогда страха обучать детей с особыми потребностями

совсем

не

будет. А

их

возможности

окажутся

безграничными!

Большой

наградой для всех педагогов стала все чаще появляющаяся на лице

В а

н и

улыбка и большое его желание участвовать в творческом процессе коллектива.



В раздел образования