Напоминание

"Пленэр"


Автор: Ардашева Ольга Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО Детская школа искусств Морозовского района
Населённый пункт: город Морозовск, Ростовская область
Наименование материала: Рабочая программа по учебному предмету
Тема: "Пленэр"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рабочая программа по учебному предмету

ПО.03.УП.01. «ПЛЕНЭР»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области декоративно-прикладного искусства

«Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество»

Структура программы учебного предмета

Наименование раздела

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

5. Методическое обеспечение учебного процесса

6. Список рекомендуемой литературы

1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с

учетом федеральных государственных требований к дополнительным

предпрофессиональным общеобразовательным программам в области

изобразительного

искусства

«Живопись»,

«Декоративно-прикладное

творчество».

Содержание программы «Пленэр» направлено на формирование культуры

творческой

личности,

на

приобщение

учащихся

к

миру

искусств,

общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное

творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к

основам изобразительного искусства осуществляется через практические

занятия на воздухе.

Рисование с натуры природных форм, архитектуры и человека является

основным

видом

заданий

во

время

пленэрной

практики.

Для овладения мастерством живописи, рисунка и композиции учащимся

предлагается система заданий композиционно-тематического характера,

выполняемых

с натуры.

Знания,

умения

и

навыки

формируются

и

закрепляются в процессе работы над этюдами, набросками и эскизами.

Наблюдение

за

природой,

за

особенностями

природных

проявлений

происходит во время путешествий в лес, поле, парк и т. п. Во время работы

ребята могут разместиться на траве, пне или упавшем дереве, однако лучше

всего иметь специальный складной стул.

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача

движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции

(ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного

центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все

виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок

до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных

мотивов

применяются

знания

и

навыки

построения

объемных

геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ

цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить

тоновые и цветовые отношения.

Данная программа реализуется как в условиях города, так и в условиях

сельской местности.

Срок реализации учебного предмета.

При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное

творчество» с нормативными сроками обучения 5 (6) лет учебный

предмет «Пленэр» осваивается 4 (5) лет со второго класса.

Вид учебной

работы,

аттестации,

учебной

нагрузки

Классы

Всего

часов

2

3

4

5

6

Полугодия

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Практические

занятия

28

28

28

28

28

140

(количество

часов в год)

Самостоятельна

я работа

(домашнее

задание) в

часах

21

21

21

21

21

105

Промежуточная

аттестация

Т.п.

Т.п.

Т.п.

Т.п.

Т.п.

Максимальная

учебная

нагрузка

49

49

49

49

49

245

Т.п. – творческий просмотр

При реализации программ «Живопись» и «Декоративно-прикладное

творчество» с нормативными сроками обучения 8 (9) лет учебный

предмет «Пленэр» осваивается 5 (6) лет с четвертого класса.

Вид учебной

работы,

аттестации,

учебной

нагрузки

Классы

Всего

часов

4

5

6

7

8

9

Полугодия

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Практические

занятия

(количество

часов в год)

28

28

28

28

28

28

168

Самостоятельна

я работа

(домашнее

задание) в

часах

21

21

21

21

21

21

126

Промежуточная

аттестация

Т.п

.

Т.п

.

Т.п

.

Т.п

.

Т.п

.

Т.п.

Максимальная

учебная

нагрузка

49

49

49

49

49

49

294

Содержание

учебного

предмета

и

годовые

требования

для

дополнительного года обучения по учебному предмету «Пленэр»

образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно.

Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные

периоды учебного года, а также – одну неделю в июне месяце.

Самостоятельная работа проводится в счет резервного времени. Объем

учебного времени, отводимого на занятия пленэром, составляет по 28

часов в год, самостоятельная работа (домашнее задание) может

составлять 21 час в год.

Форма проведения учебных занятий.

Занятия по предмету «Пленэр» осуществляются в форме мелкогрупповых

практических занятий (численностью от 4 до 10 человек) на открытом

воздухе.

В

случае

плохой

погоды,

уроки

можно

проводить

в

краеведческом, зоологическом, литературном и других музеях, где

учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки

бытовой утвари, наброски чучел птиц и животных.

Цели учебного предмета:

углубление и закрепление теоретических и практических знаний по

художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения;

воспитание

у

учащихся

вкуса

к

творчеству,

способности

к

самостоятельной творческой работе;

приобретение навыков живописи в естественных условиях природы, в

натуральной свето-воздушной среде.

обогащение зрительных представлений, воображения.

художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие

творческого

потенциала,

приобретение

в

процессе

освоения

программы художественно-исполнительских и теоретических знаний;

подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные

учреждения.

Задачи учебного предмета:

развитие

зрительной

памяти

учащихся,

целостного

видения,

наблюдательности;

решение широкого спектра учебных и творческих вопросов, связанных

с развитием мыслительной деятельности учащихся;

выполнение живописных этюдов и графических зарисовок ландшафта,

растительных форм, живой и неживой природы;

развитие способности воспринимать натуру в крупномасштабном

трехмерном

пространстве,

а

ее

изображение

в

двухмерном

пространстве на плоскости;

формирование целостного восприятия натуры с учетом общего

тонового и цветового состояния освещенности (восприятие теплых и

холодных

оттенков

цвета,

зависящих

от

освещенности,

среды,

пространственного удаления);

формирование умений находить необходимый выразительный метод

(графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

создание

художественных впечатлений).

Предложенные

методы

работы

в

рамках

предпрофессиональной

образовательной программы являются наиболее продуктивными при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны

на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного

творчества.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

2. Содержание учебного предмета

При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы педагог

должен

учитывать

индивидуальные

качества

ребенка,

возрастные

особенности его психики. Во время пленера учащиеся собирают материал

для работы над композицией, изучают объекты живой природы, особенности

работы над пейзажем; познают способы передачи большого пространства,

движущейся

и

постоянно

меняющейся

натуры,

законы

линейной

перспективы, равновесия, плановости. На пленере учащиеся изображают

архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т. п. При этом

длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с

работами по рисунку.

При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется

активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир,

отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы

профессионального ремесла.

Задания, входящие в пленэрную практику

представлены широким спектром различных видов как графических, так и

живописных работ. В программе соблюдается последовательность от

простого к сложному – от изображения простых объемно-пространственных

форм природы к этюдам фигуры человека и далее к композиционно-

тематическим заданиям по мотивам окружающей действительности.

В зависимости от местных условий содержание отдельных заданий может

быть изменено или дополнено. Планирование занятий по программе

корректируется согласно ландшафтным, погодным и прочим условиям

местности, что предусматривает наличие возможных вариантов заданий.

Живописные работы выполняются акварельными и гуашевыми красками.

Рисунки выполняются различными графическими материалами (карандаш,

фломастер, уголь, пастель, цветные карандаши) с использованием белой

бумаги.

После каждого занятия в кабинете организуются просмотры пленерных

зарисовок и набросков. Совместно с детьми обсуждаются работы, из лучших

рисунков оформляется выставка.

Учащиеся первого года (2-й или 4-й класс) обучения по учебному

предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи

солнечного

освещения,

изменения

локального

цвета,

учатся

последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных,

птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой,

изучают

произведения художников на выставках, в музеях, картинных

галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.

Учащиеся второго года (3-й или 5-й класс) обучения решают задачи на

цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи

пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся

с различными художественными материалами при выполнении рисунков

животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.

Учащиеся третьего года (4-й или 6-й класс) обучения развивают навыки

и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных

композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты

и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты,

используя

широкий

спектр

цветовых

оттенков,

совершенствуют

технические приемы работы с различными художественными материалами.

Учащиеся четвертого года (5-й или 7-й класс) обучения решают более

сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в

выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональныхи

цветовых

отношений

в

натюрмортах

на

пленэре,

самостоятельно

выбирают выразительные приемы исполнения.

Учащиеся пятого года (6-й или 8-й класс) обучения развивают умение

самостоятельно и последовательно вести работу над заданиями, находить

выразительное пластическое решение в рисунках и этюдах. Ставятся

задачи на

выполнение

сложных

многоплановых

пейзажей

с

архитектурными сооружениями, современной техникой, с изображением

людей. Задания тесно связаны со станковой композицией.

Учащиеся шестого года обучения при реализации предпрофессиональных

программ

«Живопись»

и

«Декоративно-прикладное творчество»

с

нормативным сроком обучения 9 лет решают сложные задачи на

создание

образа,

развивают

умения

и

навыки

работы

с

подготовительным

материалом для станковых композиций, выполняют многоплановые

пейзажи с различными архитектурными постройками и группами людей,

самостоятельно выбирают различные приемы работы с художественными

материалами.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Наименование темы

Вид

учебного

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

(домашнее

задание)

Практические

занятия

Знакомство с предметом

«Пленэр». Этюды цветов

и трав

практ.

работа

7

3

4

Зарисовки листьев

различных пород

деревьев, этюд цветущих

растений (одуванчиков) в

среде

практ.

работа

7

3

4

Зарисовки деревьев

различных пород. Этюд с

деревьями

практ.

работа

7

3

4

Этюд чучела птицы на

фоне травы

практ.

работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

(малые архитектурные

формы). Этюд калитки с

частью забора.

практ.

работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ.

работа

7

3

4

Световоздушная

перспектива. Этюд

поляны в окружении

деревьев

практ.

работа

7

3

4

Второй год обучения

Наименование темы

Вид

учебного

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

(домашнее

Практические

занятия

задание)

Зарисовки первоплановых

элементов пейзажа.

Этюды деревьев

практ.

работа

7

3

4

Кратковременные этюды

пейзажа на большие

отношения неба к земле.

Зарисовки цветов и

растений.

практ.

работа

7

3

4

Архитектурные мотивы.

Этюд дома с деревьями

и частью забора.

практ.

работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре.

Этюд предметов

домашнего обихода на

фоне сельской постройки

практ.

работа

7

3

4

Наброски, зарисовки и

этюды птиц, животных

и человека.

практ.

работа

7

3

4

Линейная перспектива

глубокого пространства.

Рисунок строения

(группы строений) с

отдельными деревьями,

кустарниками

практ.

работа

7

3

4

Световоздушная

перспектива. Этюды с

изображением глади воды

(с передним планом)

практ.

работа

7

3

4

Третий год обучения

Наименование темы

Вид

учебного

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

(домашнее

задание)

Практически

е занятия

Зарисовки и этюды

первоплановых элементов

пейзажа. Этюд дерева на

фоне неба

практ.

работа

7

3

4

Кратковременные этюды

и зарисовки пейзажа на

большие отношения.

Этюд панорамный

практ.

работа

7

3

4

Архитектурные мотивы.

Этюд пейзажа с

деревьями и

архитектурными

практ.

работа

7

3

4

сооружениями

Этюд архитектурной

детали

практ.

работа

7

3

4

Наброски фигур людей

практ.

работа

7

3

4

Линейная перспектива

глубокого пространства.

Этюд архитектурного

сооружения

практ.

работа

7

3

4

Световоздушная

перспектива. Этюд с

деревьями на фоне

деревянного сооружения

практ.

работа

7

3

4

Четвертый год обучения

Наименование темы

Вид

учебного

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

(домашнее

задание)

Практические

занятия

Зарисовки и этюды

первоплановых

элементов пейзажа. Этюд

городского пейзажа по

выбору учащегося

практ.

работа

7

3

4

Этюды и зарисовки

пейзажей. Пейзаж

городских окраин.

практ.

работа

7

3

4

Архитектурные мотивы.

Зарисовки и этюды

пейзажных мотивов с

храмом или другим

крупным сооружением.

практ.

работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ.

работа

7

3

4

Зарисовки и этюды птиц,

животных и фигуры

человека

практ.

работа

7

3

4

Линейная перспектива

Рисунок 1-2 деревьев на

фоне каменного

архитектурного

сооружения.

практ.

работа

7

3

4

Световоздушная

перспектива Зарисовка и

этюды озера, реки или

иного водоема со стеной

леса или с городскими

постройками на дальнем

практ.

работа

7

3

4

берегу.

Пятый год обучения

Наименование темы

Вид

учебного

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

(домашнее

задание)

Практические

занятия

Зарисовки и этюды

фрагментов пейзажа с

людьми.

практ.

работа

7

3

4

Длительные этюды и

зарисовки пейзажа

практ.

работа

7

3

4

Архитектурные мотивы.

Рисунок фрагмента

архитектурного

сооружения

практ.

работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ.

работа

7

3

4

Этюды и зарисовки

фигуры человека в

пейзаже (в парке, на

стройке, в порту)

практ.

работа

7

3

4

Линейная и

световоздушная

перспектива. Этюды

пейзажа с изображением

водной поверхности и

плавающих объектов на

ней

практ.

работа

7

3

4

Эскиз сюжетной

композиции по итогам

пленэра. Работа над

композицией «Город»

практ.

работа

7

3

4

Шестой год обучения

Наименование темы

Вид

учебного

занятия

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

(домашнее

задание)

Практические

занятия

Зарисовки и этюды

фрагментов пейзажа с

людьми и животными

практ.

работа

7

3

4

Длительные этюды и

зарисовки пейзажа

практ.

работа

7

3

4

Архитектурные мотивы

Этюд архитектурного

сооружения

практ.

работа

7

3

4

Натюрморт на пленэре

практ.

работа

7

3

4

Этюды и зарисовки

фигуры человека в

пейзаже.

практ.

работа

7

3

4

Линейная и

световоздушная

перспектива. Этюды с

изображением глади воды

(с передним планом)

практ.

работа

7

3

4

Эскиз сюжетной

композиции по итогам

Пленэра. Композиция

«Мой край»

практ.

работа

7

3

4

Содержание тем. Годовые требования

Первый год обучения

Тема 1. Знакомство с предметом «Пленэр». Этюды цветов и трав.

Ознакомление с основными отличиями пленэрной практики от работы в помещении.

Решение организационных задач по месту и времени сбора, оснащению и основным

правилам

работы.

Выбор характерного растения; передача пропорций, движения;

цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира,

передача характерных особенностей цветов и трав.

Самостоятельная работа. Чтение учебной литературы.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема

2.

Зарисовки листьев различных пород деревьев, этюд цветущих растений

(одуванчиков) в среде. Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле.

Знакомство с особенностями пленэрного освещения, теплохолодности, рефлексов.

Изменение локального цвета. Изучение и передача характерных особенностей листьев

различных пород деревьев. Изучение и передача характерных особенностей цветка

(одуванчика) в среде, выбор группы цветов с литья-ми, передача пропорций, выявление

главного, обобщение окружающего пространства.

Самостоятельная работа. Просмотр учебных видеофильмов.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 3. Зарисовки деревьев различных пород. Развитие наблюдательности, изучение

различных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характерных

особенностей строения ствола и ветвей деревьев.

Самостоятельная работа. Зарисовки, этюды деревьев.

Материал. Тушь, акварель.

Тема 4. Этюд чучела птицы на фоне травы. Изучение влияния среды на предмет: передача

характера чучела птицы, рефлексов, связи со средой. Материал: бумага, акварель.

Самостоятельная работа: зарисовки птиц

Тема 5. Архитектурные мотивы (малые архитектурные формы). Передача тональных

отношений с четко выраженным контрастом. Работа тенями. Этюд калитки с частью

забора. Рисунок фрагмента чугунной решетки с частью сквера.

Самостоятельная работа. Посещение художественных выставок в музеях и картинных

галереях.

Материал. Карандаш, тушь, маркер, акварель.

Тема 6. Натюрморт на пленэре. Выразительная передача образа растительного

мотива.

Умение

находить

гармоничные

цветовые

отношения. Использование

различных приемов работы карандашом и приемов работы с акварелью. Рисунок

ветки дерева в банке, вазе. Этюд цветка в стакане.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки комнатных цветов.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 7. Световоздушная перспектива. Этюд поляны в окружении деревьев. Определение

правильных цветотональных отношений пространственных планов. Изменение цвета

зелени под воздействием воздуха на свету и в тени. Развитие способности цельного

восприятия натуры; выбор композиционного решения этюда; передача пространства,

глубины.

Самостоятельная работа. Кратковременные этюды и зарисовки домашнего двора.

Материал. Карандаш, акварель.

Второй год обучения

Тема 1. Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев. Образное

восприятие природных форм. Рисование тенями: живописный или графический

подход к рисунку в зависимости от характера пластики натуры. Зарисовки крупных

камней, пней интересной формы. Этюды деревьев (монохром).

Самостоятельная

работа.

Просмотры

художественных

журналов

в

школьной

библиотеке.

Материал. Карандаш, акварель, соус.

Тема 2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле. Зарисовки

цветов и растений. Развитие пленэрного цветоощущения, передача общего тона и

тонально цветовых отношений в пейзаже. Выявление возможностей акварельных красок в

передаче различного состояния природы. Использование различных приемов работы

карандашом. Этюды на большие отношения неба к земле приемом a la prima при разном

освещении. Зарисовки разных по форме цветов и растений.

Самостоятельная работа. Этюды неба и земли из окна квартиры.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Этюд дома с деревьями и частью забора.

Выявление характерных цветовых и тоновых контрастов натуры и колористическая

связь их с окружением. Совершенствование навыков работы в технике a la prima,

дальнейшее обогащение живописной палитры. Зарисовки несложных архитектурных

сооружений.

Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы.

Материал. Карандаш, акварель, тушь.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Этюд предметов обихода на фоне сельской постройки

(сарая, гаража, изгороди). Предварительно составить палитру зеленых тонов. Проследить

изменение цвета зелени под действием воздуха; передать связь предметов с окружающей

средой, ее влияние на цветовую характеристику предметов. Определение правильных

цветотональных отношений. Развитие навыков в передаче пленэрного освещения,

решения тонально-цветовых отношений, градации теплохолодности.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки цветов на даче, за городом.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека. Овладение

приемами быстрого, линейного, линейно-цветового, линейно-тонального изображения

животных и птиц. Выявление в набросках и этюдах характерных движений. Грамотная

компоновка нескольких изображений.

Самостоятельная работа. Копии этюдов и зарисовок животных и птиц из журналов.

Материал. Карандаш, маркер, гелевая ручка, акварель.

Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства. Рисунок строения (группы

строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами. Включение переднего

плана (дороги, тропинки). Научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить

законы линейной и воздушной перспективы. Практическое знакомство с передачей

перспективы на конкретном примере. Грамотная передача тональных и цветовых

отношений с учетом перспективы.

Самостоятельная работа. Просмотр учебных видеофильмов.

Материал. Карандаш, акварель.

Тема 7. Световоздушная перспектива. Этюды с изображением глади воды (с передним

планом). Через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы,

передать

плоскость

воды

и

цветовые

отношения

изображаемого.

Объемно-

пространственное восприятие пейзажа. Красивое ритмическое расположение в листе

пятен и линий. Изменение цвета в пространстве.

Самостоятельная работа. Этюд одного и того же пейзажного мотива в разное время суток

Материал. Карандаш, акварель.

Третий год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Этюд дерева на фоне

неба. Дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева; проследить касание

изображения дерева с фоном. Интересное композиционное решение. Использование

различных приемов работы акварелью и карандашом. Тропинки, аллеи, деревья,

кустарники.

Самостоятельная работа. Просмотр учебной литературы и учебных работ из

методического фонда.

Материал. Карандаш, акварель, фломастер.

Тема 2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения. Этюд

панорамный. Проследить законы воздушной перспективы; влияние воздушной среды на

изображение переднего и дальнего планов. Целостность восприятия натуры и цельность

ее изображения. Изучение характера освещения. Этюды и зарисовки на различные

состояния с разными композиционными задачами.

Самостоятельная работа. Посещение художественных выставок.

Материал. Карандаш, акварель, соус.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Этюд пейзажа с деревьями и архитектурными

сооружениями. Выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние

состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную

перспективу при решении планов. Передача пропорций архитектурных частей здания.

Деталировка отдельных фрагментов. Выявление характерных тоновых и цветовых

контрастов.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки ближайших архитектурных сооружений.

Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка.

Тема

4.

Этюд архитектурной детали (купола, части башни, дымников). Передать

цветовое решение архитектурных деталей.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки архитектурных деталей.

Материал: акварель.

Тема 5.

Наброски фигур людей. Найти в натуре выразительные движения и позы

человека для использования в итоговой композиции.

Совершенствование навыков

передачи характера движений. Пластика фигуры человека.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих близких и знакомых.

Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.

Тема 6. Линейная перспектива глубокого пространства.

Этюд архитектурного

сооружения. Передать большие цветовые отношения архитектурного памятника, добиться

цельности в изображении. Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы.

Развитие навыков работы с различными материалами.

Самостоятельная работа. Этюды и наброски транспорта

Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Тема

7.

Световоздушная

перспектива.

Этюд с деревьями на фоне деревянного

сооружения. Передать связь деревянного сооружения с

окружающей средой,

световоздушную среду. Передача плановости в пейзаже. Цельность восприятия.

Выделение композиционного центра.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки характерных пейзажей по памяти.

Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Четвертый год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа. Этюды городского

пейзажа по выбору учащегося. Обобщить знания и навыки, приобретенные на занятиях по

плейеру; выполнить эскиз композиции. Самостоятельный подход к выбору интересного

сюжета.

Использование подходящих

технических

возможностей

для

создания

определенного образа. Кустарники и заросли на берегу реки. Крупные сучья

деревьев с частью ствола. Различные постройки.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки группы деревьев в городском парке.

Материал. Карандаш, гелевая ручка, маркер, акварель, соус.

Тема 2. Этюды и зарисовки пейзажей. Пейзаж городских окраин. Решение

композиционного

центра. Грамотное

построение

пространства.

Плановость.

Закрепление навыков работы различными художественными материалами.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки панорамных пейзажей.

Материал. Карандаш, акварель, тушь, соус.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Зарисовки и этюды пейзажных мотивов с храмом

или другим крупным сооружением. Выявление эстетических качеств архитектурного

мотива. Образное решение здания. Грамотная последовательность в работе.

Самостоятельная работа. Этюды и наброски церквей.

Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Передача цветовых и тональных отношений.

Образное решение натюрморта. Передача материальности и фактуры предметов.

Рисунок натюрморта из предметов дачного быта. Этюд натюрморта из подобных

предметов.

Самостоятельная работа. Тематический натюрморт по представлению.

Материал. Карандаш, акварель, гелевая ручка, уголь, сангина.

Тема 5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека. Связь со станковой

композицией. Поиск живописно-пластического решения. Закрепление технических

приемов работы с различными материалами. Этюды сюжетов в зоопарке, в городском

саду, на рынке.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки своих друзей или автопортрет.

Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, тушь.

Тема 6. Линейная перспектива. Рисунок 1—2 деревьев на фоне каменного архитектур-

ного сооружения. Проследить взаимосвязь природных и архитектурных форм. Творческий

подход в выборе приемов и средств композиции. Выразительность линейного

рисунка. Цельность колористического решения. Подробная детализация переднего

плана.

Самостоятельная работа. Посещение музеев.

Материал. Карандаш, акварель, соус, гелевая ручка.

Тема 7. Световоздушная перспектива. Зарисовка и этюды озера, реки или иного водоема

со стеной леса или с городскими постройками на дальнем берегу. Плановость в пейзаже.

Изменение цвета в зависимости от расстояния. Совершенствование методов работы с

акварелью и другими материалами.

Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки подобных пейзажей по памяти.

Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Пятый год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми. Понятие общего тона и

тонально-цветовых отношений в пленэрной живописи. Интересное композиционное

решение. Передача различного состояния погоды, времени дня, освещения.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов пейзажа с людьми на

детских площадках и в скверах.

Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.

Тема 2. Длительные этюды и зарисовки пейзажа. Образ в пейзаже. Индивидуальное

отношение к изображаемому. Последовательное ведение работы, завершенность в

рисунках. Этюды и зарисовки пейзажа с открытым пространством, постройками и

деревьями на среднем плане.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки пейзажей городских парков.

Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.

Тема 3. Архитектурные мотивы.

Рисунок фрагмента архитектурного сооружения

(портика, башни, части фасада и т. д.). Изучить особенности конструктивного построения

объекта, соотношение его больших и малых форм. Образ архитектурного сооружения.

Выразительность ритмов. Грамотное построение с перспективным сокращением.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников скульптуры и архитектуры.

Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Цветовые и

тоновые контрасты. Передача материальности и фактуры предметов. Тематический

натюрморт.

Самостоятельная работа. Творческий натюрморт.

Материал. Карандаш, акварель, соус, тушь.

Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в

порту). Связь со станковой композицией. Характерные живописно-пластические

особенности фигур людей разных профессий. Совершенствование технических приемов

работы с различными материалами.

Самостоятельная работа. Наброски и зарисовки фигуры человека на рынке, на вокзале, на

улице.

Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка.

Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Этюды пейзажа с изображением

водной поверхности и плавающих объектов на ней. Изучить различные приемы живописи

акварелью, передачи воздушной перспективы.

Передача

большого пространства

и

объектов современной техники с соблюдением масштаба величин и перспективы

планов. Творческий подход в рисунках.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки городской стройки.

Материал. Карандаш, акварель, фломастер, тушь.

Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Выполнение композиции на тему

«Город». На основе полученных знаний выполнить композицию городского пейзажа,

передав состояние. Умение находить выразительное пластическое решение, работать с

подготовительным натурным материалом. Использование знаний, умений и навыков,

полученных в процессе обучения. Сюжетная фигурная композиция.

Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.

Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.

Шестой год обучения

Тема 1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми и животными. Правильные

тонально-цветовые отношения в пленэрной живописи. Оригинальное композиционное

решение. Группирование фигур, расстановка их на плоскости с учетом перспективы.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки фрагментов городского пейзажа с людьми на

разных планах.

Материал. Карандаш, акварель, тушь, гелевая ручка.

Тема 2. Длительные этюды и зарисовки многопланового пейзажа. Классическое

построение

пейзажа.

Использование

различных

приемов

работы

акварелью

и

карандашом. Этюды и зарисовки пейзажа с постройками и деревьями на разных

планах.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки пейзажей городских скверов.

Материал. Карандаш, акварель, фломастеры, уголь, сангина.

Тема 3. Архитектурные мотивы. Этюд архитектурного сооружения. Передать большие

цветовые отношения архитектурного памятника, добиться цельности в изображении.

Передача

ритмов

освещенных

и затемненных планов. Правильное построение с

перспективным сокращением.

Самостоятельная работа. Этюды и зарисовки памятников архитектуры.

Материал. Карандаш, акварель, фломастер, маркеры.

Тема 4. Натюрморт на пленэре. Выразительное пластическое решение. Многообразие

цветовых нюансов. Передача материальности и фактуры предметов. Натюрморт с

ягодами, фруктами, цветами.

Самостоятельная работа. Творческий натюрморт.

Материал. Карандаш, акварель, соус, уголь, сангина.

Тема 5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже. Связь со станковой

композицией.

Совершенствование

технических

приемов

работы

с различными

материалами. Этюды и зарисовки портрета человека на пленэре. Передача характерных

особенностей.

Самостоятельная работа. Наброски и этюды группы людей, занятых совместной

деятельностью.

Материал. Карандаш, акварель, маркер, фломастер, гелевая ручка.

Тема 6. Линейная и световоздушная перспектива. Живопись: этюды с изображением

глади воды (с передним планом). Через передний план, используя законы линейной и

воздушной перспективы, передать плоскость воды и цветовые отношения изображаемого.

Передача глубокого пространства. Правильное построение перспективы. Творческий

подход в рисунках. Детализация переднего плана.

Самостоятельная работа. Наброски и этюды по памяти и представлению на основе

выполненных рисунков.

Материал. Карандаш, акварель, фломастер, гелевая ручка, тушь.

Тема 7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра. Композиция «Мой край». На

основе собранного материала выполнить пейзажную композицию (при необходимости

использовать зарисовки и этюды фигуры человека и животных). Совершенствование

методов

работы

с

акварелью

и

другими

материалами. Умение работать с

подготовительным материалом. Многофигурная сюжетная композиция.

Самостоятельная работа. Работа с подготовительным материалом.

Самостоятельный выбор техники исполнения и художественных материалов.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы «Пленэр» является приобретение

обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

знание о закономерностях построения художественной формы и

особенностей ее восприятия и воплощения;

знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся

натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

умение

передавать настроение, состояние

в колористическом

решении пейзажа;

умение применять сформированные навыки по учебным предметам:

рисунок, живопись, композиция;

умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над

композиционными эскизами;

навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

навыки передачи световоздушной перспективы;

навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой

деталей.

4. Формы и методы контроля, система оценок

Программа

предусматривает

текущий

контроль

успеваемости

и

промежуточную

аттестацию.

Текущий

контроль

успеваемости

подразумевает

выставление

оценок

за каждое

задание

(«отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно»).

Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров учебных

работ учащихся в конце пленэра с выставлением оценок. Просмотры

проводятся за счет аудиторного времени.

Критерии оценок

Оценка 5 («отлично») предполагает:

грамотную компоновку в листе;

точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при

работе с цветом);

соблюдение правильной последовательности ведения работы;

свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;

свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с

учетом световоздушной среды;

грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;

грамотное

использование

выразительных

особенностей

применяемых материалов и техник;

цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;

самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.

Оценка 4 («хорошо») предполагает:

небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;

неумение

самостоятельно

выявлять

недочеты

в

работе,

но

самостоятельно исправлять ошибки при указании на них;

незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;

недостаточная моделировка объемной формы;

незначительные ошибки в передаче пространственных планов.

Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает:

существенные ошибки, допущенные при компоновке;

грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;

грубые ошибки в тональных отношениях;

серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;

небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до

завершенности;

неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

В условиях отдыха приобщение детей к основам изобразительного искусства

происходит через практические занятия, большая часть которых проходит на

воздухе. В пленэрную практику входит рисование с натуры природных форм,

архитектурных строений, животных и человека.

Для прогулок и походов нужно запастись необходимым оборудованием,

которое легко можно сделать самостоятельно на занятиях, предшествующих

работе на открытом воздухе. Если в студии нет этюдников, то достаточно

будет и фанерных планшетов, на которые кнопками будут крепиться листы

бумаги. Для того чтобы бумага и готовые рисунки не помялись, нужны

папки, которые можно сделать из листов картона и скрепить упаковочной

клейкой лентой. Очень удобны при работе на природе маленькие складные

стулья, но разместиться можно и на стволе упавшего дерева, пне или траве.

Работы с натуры на открытом воздухе лучше всего делать при помощи

простых, «быстрых» материалов — восковых мелков, гуаши, графитного

карандаша, угля, сангины и т. п.

После каждого задания в студии организуется просмотр пленэрных этюдов,

зарисовок и набросков. Обсуждаются рисунки, которые больше всего

подходят для дальнейшей работы и могут стать основой для создания

развернутой

композиции.

Из

лучших

пленэрных

работ

формируется

выставка, демонстрирующая способности детей подмечать характерные

особенности окружающей природы, умение переносить свои впечатления на

бумагу.

Выставка

покажет,

насколько

внимательно

научились

дети

относиться к миру природы и как они используют цвет, линию, пятно,

композицию в выразительных целях.

Предложенные

в

настоящей

программе

темы

заданий

следует

рассматривать как рекомендательные. Педагог должен исходить из

конкретных условий работы с натуры. В ходе планирования учебных

задач обязательным моментом является четкое определение целей задания.

Педагог в словесной форме объясняет детям, как достичь данной цели.

Предлагается следующая схема этапов выполнения заданий:

1. Анализ

решения

подобных

тем

и

сюжетов

в

произведениях

художников-классиков и в работах учащихся (из методического фонда).

2. Выбор точки зрения.

3. Выбор формата изображения.

4. Определение пропорций, движения и характера пространственных

планов.

5. Проработка деталей композиционного центра.

6. Передача больших тоновых и цветовых отношений.

7. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций

светотени с учетом воздушной перспективы.

8. Подчинение всех частей изображения целому.

Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастер-

классы» для учащихся. Для успешного изучения нового учебного

материала желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и

неудач в группе.

Средства обучения

материальные: индивидуальные художественные принадлежности,

натюрмортный фонд;

наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты,

фонд работ учащихся, иллюстрации;

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,

демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,

мультимедийные

универсальные

энциклопедии,

сетевые

образовательные ресурсы;

аудиовизуальные:

слайд-фильмы,

видеофильмы,

учебные

кинофильмы, аудио-записи.

6. Список рекомендуемой литературы

Методическая литература

1.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись.

Композиция. - М., 1981

2.

Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985

3.

Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981

4.

Кузин

В.С.Основы

обучения

изобразительному

искусству

в

общеобразовательной школе. – М.Просвещение, 1992

5.

Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984

6.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973

7.

Смирнов

Г.Б.,

Унковский

А.А.

Пленэр.

Практика

по

изобразительному искусству. - М., 1981

8.

Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.:

Академический Проект, 2012

9.

Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.

10.Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981

11.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992

12.Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986

Учебная литература

1.

Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2008

2.

Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: Просвещение, 2000

3.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, - 1996

4.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, - 1998

5.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы

живописи. – Обнинск: Титул, - 1996

6.

Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и

живописи. - М: Просвещение, 1980



В раздел образования