Автор: Шолохова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№6"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Межличностные отношения в коллективе
Раздел: начальное образование
Детство – важнейший период человеческой жизни, не
подготовка
к
будущей
жизни,
а
настоящая,
яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш»
Сухомлинский В. А.
Начиная с начальной школы дети динамично овладевают навыками общения.
Младшие школьники активно устанавливают дружеские связи. Способность
взаимодействовать с другими членами общества, приобретать друзей среди
сверстников
–
важная
задача
развития
на
данном
этапе.
От ребёнка требуется научиться социальному взаимодействию со своими
сверстниками и завести друзей.
В первом классе отношения между одноклассниками регулируются
учителем через образовательный процесс. Посредством учителя формируются
статусы и межличностные отношения в классе.
Во втором и третьем классе для школьников авторитет учителя спадает, но
отношения
с
одноклассниками
становятся
более
тесными
и
дифференцированными.
Дети начинают выбирать себе друзей по симпатиям и общим интересам.
В младшей школе у детей формируется понятие дружбы как личный выбор в
соответствии с симпатиями, взаимной привязанностью. Чаще остальных у
младших школьников встречается групповая дружба. Дружба выполняет важную
функцию в развитии самосознания. При наличии дружеских отношений ребёнок
начинает осознавать причастность к обществу таких же, как и он.
Общение
ребёнка
подразделяется
на
товарищеское
и
приятельское.
Товарищеское общение реализуется при общении в классе со своим полом. Оно в
меньшей степени эмоционально.
Приятельское общение реализуется и в классе, и за его пределами.
Ребенок
включается
в
процесс
межличностного
отношения
c
одноклассниками и учителем c первых дней пребывания в школе. В течение всей
начальной школы это отношение имеет определенную динамику и закономерности
развития. Вначале дети даже избегают контактов друг c другом, каждый из них
ещё сам по себе. Посредством педагога дети осуществляют контакт между собой.
Межличностные
отношения
должны
находиться
под
контролем,
вовремя
корректироваться.
Среди младших школьников складываются отношения разного характера:
одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает;
отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.
В младшей школе ученики уже хотят занимать определённое положение в
структуре межличностных отношений. На установление личных отношений
напрямую воздействует школьная действительность. Основу этой системы
составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют
над всеми другими.
Трудности
в
отношениях
между
детьми
могут
быть
связаны
c
особенностями одного ребёнка или особенностями класса.
Выделяют несколько причин таких трудностей.
Первой причиной нарушений межличностных отношений школьного возраста
является - неспособность управлять своим поведением. Причиной проблемы
является отсутствие ограничений в семье.
Вторая
причина
-
неприспособленность
к
предметной
стороне
учебной
деятельности. Это связано c тем, что y ребёнка недостаточно интеллектуальное и
психомоторное развитие, отсутствует помощь и внимание родителей и учителей.
Третья причина -
неспособность принять темы школьной жизни. Ее причинами
является
–
неправильное
воспитание
или
игнорирование
взрослыми
индивидуальных особенностей ребёнка.
Четвёртая причина
- конфликты между детьми. Девочки – проявляют агрессию в
речевой форме, мальчики – дерутся. Причины – разные, но чаще всего "просто
так». Пятая
причина
- учебная нагрузка, c которой первоклассники не могут
справиться, и со временем попадают в ряд неуспевающих, что приводит к боязни
школы. Отставание в учебе приводит к нарушению эмоциональных контактов.
Формируется замкнутость, непослушание и упрямство.
C возрастом, как правило y детей повышаются полнота и адекватность
осознания
своего
положения
в
группе
сверстников.
При
организации
воспитательных мероприятий необходимо учитывать происходящие y ребенка
изменения в отношениях со сверстниками.
Негативное влияние на межличностные отношения одного ученика со всем
классом может оказать захваливание, противопоставление ребенка всему классу,
как
пример
подражания.
Таких
школьников
дети
начинают
считать
"любимчиками" и "подлизами", следовательно, постепенно начинают избегают
общения
с
ними.
Сыграть решающую роль в обратной ситуации, то есть вывести ученика из статуса
«изолированного»,
может
именно учитель,
в
силу
своей исключительной
значимости для младшего школьника. Поведение учителя должно строиться только
индивидуально, опираясь на особенности сложившейся ситуации, личностные
характеристики ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе.
Родители же должны взять на себя ответственность и начать предпринимать
действия, если ребенок: жалуется, что y него нет друзей и сверстники не хотят c
ним общаться; c неохотой идет на кружок или в школу, a так же радуется любой
возможности не пойти куда-либо; об одноклассниках, товарищах ничего не
рассказывает; ему никто не звонит или не приглашает в гости и он не хочет никому
звонить, звать в гости; целые дни проводит в одиночестве, чем-то занимается дома
(например, читает, играет, смотрит телевизор).
Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время
непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют
собственную
идентичность
и
жизненные
ценности
тогда,
когда
имеют
непосредственный контакт с родителями.
Должна проводиться работа c семьей: беседы c родителями, семейное
консультирование, выявление проблем между подростками и родителями через
различные виды тестов, анкеты. Чем лучше y ребенка отношения c родителями,
тем легче ему находить общий язык и со сверстниками.
Все ученики класса должны быть уравнены в правах, не только родители
должны замечать достижения ребенка, но и школа, классный руководитель.
Инициативы, предложения, мнения ребёнка нельзя подавлять. Их, наоборот, нужно
поддерживать и развивать личность ребёнка активно устанавливается в младшей
школе. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно
сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его
личности. Знание особенностей межличностных отношений в детском коллективе
и тех трудностей, которые у них при этом могут возникнуть, может оказать
серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками.
Не редко дети начинают икать себе авторитетов вне семьи и школы, и, часто
находят агрессивный авторитет, перенимают агрессивную модель поведения. Если
мы обратим внимание, то увидим, что агрессия занимает одну и ведущих позиций
в современных фильмах, аниме, соцсетях. Быть агрессивным сейчас даже модно. У
многих детей времяпрепровождение в гаджетах, за компьютером, отчего психика
находится в постоянном напряжении. И, что самое опасное, такое поведение
постепенно становится привычным, переносится на окружающих. Дети часто
думают о ненависти и мести. Это взращивает внутреннюю агрессию, потому как
родителю ребёнок ответить не может, а вне дома он обязательно найдёт того, к
кому это применимо.
Детская психика не справляется с большим количеством информации, которая
валится сегодня со всех сторон. Очень мало детей в наше время просто гуляют на
улице, общаются, играют в командные игры и самоорганизовываются. Ребёнок
предоставлен сам себе. Когда ребёнку недостаточно внимания, он начинает
добывать его любым способом. Здесь нет хороших и плохих вариантов: чем жёсче
событие, тем больше внимания к ребёнку.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные
или конфликтные дети:
Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Для наших детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка,
одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль
и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в
состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они
огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей
могут спровоцировать между ними конфликт.
Особенности общения со сверстниками порождающие конфликт:
· Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий
(навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)
· Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения
· Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и
движения
–
принятие
причудливых
поз,
кривляние,
передразнивание,
придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)
· Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его
собственное
высказывание
или
действие
–
несогласованность
порождает
конфликт)
На этапе начальной школы у ребенка формируется характер и постоянная
коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень
необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и
общения. Разрешение конфликта – это:
· минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск
компромисса, достижения согласия
· устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
· изменение целей участников конфликта
· достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из
них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются
сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни.
Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки
взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап
обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Наша с вами задача состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам
жизни
среди
других
людей
(каждый
–
человек,
со
своими
желаниями,
переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать
желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным
участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого
или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты
решения
конфликта),
например,
я
высказываю
детям
свое
отношение
к
конфликтной ситуации.
Необходимо учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем
обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом
отношении, уже в таком возрасте возможно совместное принятие решения).