Напоминание

Межличностные отношения в коллективе


Автор: Шолохова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№6"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Межличностные отношения в коллективе
Раздел: начальное образование





Назад




Детство – важнейший период человеческой жизни, не

подготовка

к

будущей

жизни,

а

настоящая,

яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и

сердце из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний

малыш»

Сухомлинский В. А.

Начиная с начальной школы дети динамично овладевают навыками общения.

Младшие школьники активно устанавливают дружеские связи. Способность

взаимодействовать с другими членами общества, приобретать друзей среди

сверстников

важная

задача

развития

на

данном

этапе.

От ребёнка требуется научиться социальному взаимодействию со своими

сверстниками и завести друзей.

В первом классе отношения между одноклассниками регулируются

учителем через образовательный процесс. Посредством учителя формируются

статусы и межличностные отношения в классе.

Во втором и третьем классе для школьников авторитет учителя спадает, но

отношения

с

одноклассниками

становятся

более

тесными

и

дифференцированными.

Дети начинают выбирать себе друзей по симпатиям и общим интересам.

В младшей школе у детей формируется понятие дружбы как личный выбор в

соответствии с симпатиями, взаимной привязанностью. Чаще остальных у

младших школьников встречается групповая дружба. Дружба выполняет важную

функцию в развитии самосознания. При наличии дружеских отношений ребёнок

начинает осознавать причастность к обществу таких же, как и он.

Общение

ребёнка

подразделяется

на

товарищеское

и

приятельское.

Товарищеское общение реализуется при общении в классе со своим полом. Оно в

меньшей степени эмоционально.

Приятельское общение реализуется и в классе, и за его пределами.

Ребенок

включается

в

процесс

межличностного

отношения

c

одноклассниками и учителем c первых дней пребывания в школе. В течение всей

начальной школы это отношение имеет определенную динамику и закономерности

развития. Вначале дети даже избегают контактов друг c другом, каждый из них

ещё сам по себе. Посредством педагога дети осуществляют контакт между собой.

Межличностные

отношения

должны

находиться

под

контролем,

вовремя

корректироваться.

Среди младших школьников складываются отношения разного характера:

одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает;

отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.

В младшей школе ученики уже хотят занимать определённое положение в

структуре межличностных отношений. На установление личных отношений

напрямую воздействует школьная действительность. Основу этой системы

составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют

над всеми другими.

Трудности

в

отношениях

между

детьми

могут

быть

связаны

c

особенностями одного ребёнка или особенностями класса.

Выделяют несколько причин таких трудностей.

Первой причиной нарушений межличностных отношений школьного возраста

является - неспособность управлять своим поведением. Причиной проблемы

является отсутствие ограничений в семье.

Вторая

причина

-

неприспособленность

к

предметной

стороне

учебной

деятельности. Это связано c тем, что y ребёнка недостаточно интеллектуальное и

психомоторное развитие, отсутствует помощь и внимание родителей и учителей.

Третья причина -

неспособность принять темы школьной жизни. Ее причинами

является

неправильное

воспитание

или

игнорирование

взрослыми

индивидуальных особенностей ребёнка.

Четвёртая причина

- конфликты между детьми. Девочки – проявляют агрессию в

речевой форме, мальчики – дерутся. Причины – разные, но чаще всего "просто

так». Пятая

причина

- учебная нагрузка, c которой первоклассники не могут

справиться, и со временем попадают в ряд неуспевающих, что приводит к боязни

школы. Отставание в учебе приводит к нарушению эмоциональных контактов.

Формируется замкнутость, непослушание и упрямство.

C возрастом, как правило y детей повышаются полнота и адекватность

осознания

своего

положения

в

группе

сверстников.

При

организации

воспитательных мероприятий необходимо учитывать происходящие y ребенка

изменения в отношениях со сверстниками.

Негативное влияние на межличностные отношения одного ученика со всем

классом может оказать захваливание, противопоставление ребенка всему классу,

как

пример

подражания.

Таких

школьников

дети

начинают

считать

"любимчиками" и "подлизами", следовательно, постепенно начинают избегают

общения

с

ними.

Сыграть решающую роль в обратной ситуации, то есть вывести ученика из статуса

«изолированного»,

может

именно учитель,

в

силу

своей исключительной

значимости для младшего школьника. Поведение учителя должно строиться только

индивидуально, опираясь на особенности сложившейся ситуации, личностные

характеристики ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе.

Родители же должны взять на себя ответственность и начать предпринимать

действия, если ребенок: жалуется, что y него нет друзей и сверстники не хотят c

ним общаться; c неохотой идет на кружок или в школу, a так же радуется любой

возможности не пойти куда-либо; об одноклассниках, товарищах ничего не

рассказывает; ему никто не звонит или не приглашает в гости и он не хочет никому

звонить, звать в гости; целые дни проводит в одиночестве, чем-то занимается дома

(например, читает, играет, смотрит телевизор).

Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время

непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют

собственную

идентичность

и

жизненные

ценности

тогда,

когда

имеют

непосредственный контакт с родителями.

Должна проводиться работа c семьей: беседы c родителями, семейное

консультирование, выявление проблем между подростками и родителями через

различные виды тестов, анкеты. Чем лучше y ребенка отношения c родителями,

тем легче ему находить общий язык и со сверстниками.

Все ученики класса должны быть уравнены в правах, не только родители

должны замечать достижения ребенка, но и школа, классный руководитель.

Инициативы, предложения, мнения ребёнка нельзя подавлять. Их, наоборот, нужно

поддерживать и развивать личность ребёнка активно устанавливается в младшей

школе. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно

сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его

личности. Знание особенностей межличностных отношений в детском коллективе

и тех трудностей, которые у них при этом могут возникнуть, может оказать

серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками.

Не редко дети начинают икать себе авторитетов вне семьи и школы, и, часто

находят агрессивный авторитет, перенимают агрессивную модель поведения. Если

мы обратим внимание, то увидим, что агрессия занимает одну и ведущих позиций

в современных фильмах, аниме, соцсетях. Быть агрессивным сейчас даже модно. У

многих детей времяпрепровождение в гаджетах, за компьютером, отчего психика

находится в постоянном напряжении. И, что самое опасное, такое поведение

постепенно становится привычным, переносится на окружающих. Дети часто

думают о ненависти и мести. Это взращивает внутреннюю агрессию, потому как

родителю ребёнок ответить не может, а вне дома он обязательно найдёт того, к

кому это применимо.

Детская психика не справляется с большим количеством информации, которая

валится сегодня со всех сторон. Очень мало детей в наше время просто гуляют на

улице, общаются, играют в командные игры и самоорганизовываются. Ребёнок

предоставлен сам себе. Когда ребёнку недостаточно внимания, он начинает

добывать его любым способом. Здесь нет хороших и плохих вариантов: чем жёсче

событие, тем больше внимания к ребёнку.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные

или конфликтные дети:

Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают

Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются

Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно

Сверхпокладистые – со всеми соглашаются

Всезнайки – считают себя выше, умнее других

Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться

Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас

Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика

Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для наших детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка,

одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль

и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в

состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они

огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей

могут спровоцировать между ними конфликт.

Особенности общения со сверстниками порождающие конфликт:

· Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий

(навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор)

· Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения

· Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и

движения

принятие

причудливых

поз,

кривляние,

передразнивание,

придумывание новых слов, небылиц и дразнилок)

· Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его

собственное

высказывание

или

действие

несогласованность

порождает

конфликт)

На этапе начальной школы у ребенка формируется характер и постоянная

коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень

необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и

общения. Разрешение конфликта – это:

· минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск

компромисса, достижения согласия

· устранение полностью или частично причин, породивших конфликт

· изменение целей участников конфликта

· достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из

них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются

сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни.

Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки

взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап

обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Наша с вами задача состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам

жизни

среди

других

людей

(каждый

человек,

со

своими

желаниями,

переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать

желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным

участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого

или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты

решения

конфликта),

например,

я

высказываю

детям

свое

отношение

к

конфликтной ситуации.

Необходимо учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем

обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом

отношении, уже в таком возрасте возможно совместное принятие решения).



В раздел образования