Автор: Гричушкина Раиса Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Малаховская ООШ филиал МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района
Населённый пункт: х. Малаховский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование
ЗАДАЧИ
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Задача для 5 класса
Задача. Развёртки фигур (2 задания).
На уроке математики пятиклассники изготавливали прямоугольные параллелепипеды
из развёрток, которые они сделали дома.
2 см
4 см 1 см
1.
Двое ребят сделали правильные развёртки. Отметьте имена этих ребят V. Длина
стороны клетки – 1 см.
Оля
Лика
Саша
2.
После уроков на занятии кружка «Геометрические формы» Саша решил сделать
свою постройку из параллелепипеда, куба и конуса, как на рисунке «Башня».
Отметьте на рисунке ниже все развёртки, которые ему понадобятся, знаком V.
Задание 1:
Название задания:
Развёртки фигур
Содержательная область: Пространство и форма
Компетентностная область: Применять
Контекст: Научный
Уровень сложности: Низкий
Источник
информации
по
данному
вопросу:
Чертеж
прямоугольного
параллелепипеда с размерами
Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов
Объекты
оценки:
Работа
с
развёртками
пространственной
фигуры,
сопоставление
пространственной
фигуры
(прямоугольного
параллелепипеда) и развёртки
Инструмент проверки: Система оценивания
Код
Содержание критерия
1
Ответ: Оля и Саша
Правильно выбраны Оля и Саша.
0
Другие варианты.
Задание 2:
Название задания:
Развёртки фигур
Содержательная область: Пространство и форма
Компетентностная область: Рассуждать
Контекст: Научный
Уровень сложности: Средний
Источник
информации
по
данному
вопросу:
Рисунок,
развёртки
геометрических фигур
Формат ответа: Задание с выбором нескольких верных ответов
Объекты оценки:
Различение пространственных геометрических фигур,
сопоставление пространственных фигур и их разверток
Инструмент проверки: Система оценивания
Код
Содержание критерия
2
Отмечены 3 развёртки: первая в верхнем ряду, первая и вторая в
нижнем ряду.
Полностью верно отмечены три развертки.
1
Отмечены 3 развёртки, из них две – верно, а одна – неверно.
0
Другие варианты.
Задача для 9 класса.
Задача. Заказ окон (2 задания).
ООО «Евро стиль» занимается заменой окон в домах жителей. Для замены окон в домах
жителей она закупает у фирмы по изготовлению окон различные виды окон.
На рисунках представлены образцы окон с размерами в миллиметрах.
1500
1400 1500 1000
1300 2000 1000
Цены одного квадратного метра различных видов окон представлены ниже:
Вид окна
Цена за 1 м
2
Треугольное
3 460 руб.
Прямоугольное
5 700 руб.
Трапециевидное
6 000 руб.
1. Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения в таблице, приведённой
ниже.
Утверждение
Верно
Неверно
Один
квадратный
метр
треугольного окна дешевле
одного квадратного метра
прямоугольного
окна
на
2240 рублей.
Площадь
одного
окна
в
форме трапеции в 3 раза
больше
площади
одного
треугольного окна.
2. Фирма по изготовлению окон предоставляет покупателям следующие скидки:
При заказе товара на сумму свыше 100 000 рублей предоставляется скидка 5%.
При заказе товара на сумму свыше 300 000 рублей предоставляется скидка 10%.
Какую сумму за покупку 20 прямоугольных окон заплатит строительная компания
фирме с учётом скидок?
Ответ: ___________________ руб.
Решение:
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 1:
Название задания: Заказ окон
Содержательная область: Пространство и форма
Компетентностная область: Интерпретировать
Контекст: Образование/профессиональная деятельность
Уровень сложности: Низкий
Источник информации по данному вопросу: Текст – описание, чертежи окон
трех видов, таблица
Формат ответа: с выбором ответа (Верно/Неверно)
Объекты оценки: Реальные расчёты, вычисление площади равнобедренного
треугольника и площади трапеции
Инструмент проверки: Система оценивания
Балл
Содержание критерия
1
Дан ответ: Верно - Неверно.
0
Другие ответы или ответ отсутствует.
Задание 2:
Название задания: Заказ окон
Содержательная область: Количество
Компетентностная область: Применять
Контекст: Образование/профессиональная деятельность
Уровень сложности: Средний
Источник информации по данному вопросу: Текст – описание, чертежи окон
трех видов, таблица
Формат ответа: с развернутым ответом (в виде текста решения)
Объекты оценки:
Нахождение процента от числа, вычисление площади
прямоугольника, реальные расчёты
Инструмент проверки: Система оценивания
Балл
Содержание критерия
2
Дан верный ответ: 197106 руб.; приведено верное решение.
Возможное решение:
1) 20∙
(1,4∙1,3)∙5700
=207480 (руб.);
2) 207480∙0,95 = 197106 (руб.)
1
Дан ответ: 186732 руб. (неверно выбрана скидка, но процент вычислен верно);
дано решение:
1) 20∙
(1,4∙1,3)∙5700
=207480 (руб.);
2) 207480∙0,90= 186732 (руб.)
0
Другие ответы или ответ отсутствует.
Задача для
10-11
класса
Задача. Высота параллелограмма (1 задание)
Стороны параллелограмма равны 8 и 16. Высота, опущенная на меньшую сторону,
равна 12. Найдите высоту, опущенную на большую сторону параллелограмма.
Задание 1:
Название задания: Высота параллелограмма
Содержательная область: Неопределенность и данные
Компетентностная область: Рассуждать, применять
Контекст: Образование/профессиональная деятельность
Уровень сложности: Низкий
Источник информации по данному вопросу: Текст – описание, чертеж
Формат ответа: с развернутым ответом (в виде текста решения)
Объекты
оценки:
Вычисление
площади
параллелограмма,
высоты
параллелограмма, реальные расчёты
Инструмент проверки: Система оценивания
Балл
Содержание критерия
1
Дано верное решение, в котором проведены все необходимые рассуждения и
вычисления, приводящие к ответу, получен верный ответ
0
Имеются ошибки в решении,
ИЛИ получен неверный ответ,
ИЛИ решение и(или) ответ отсутствует