Автор: Терешева Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№ 9 СП ДС "Солнышко"
Населённый пункт: город Кинель Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля Самарской области
Проблемы развития речи у детей дошкольного
возраста
Выполнила:
воспитатель
Терешева Е. В.
2021г
Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из
нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи
своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей.
Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и
именно через общение с другими людьми человек реализует себя как
личность. Однако на появление и становление речи природа отводит
человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
В последнее время вследствие повсеместного использования
технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение,
Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще
финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения
качества общения между ребенком и взрослым. Вот и получается, что с
речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество
проблем. В раннем дошкольном возрасте с ребенком нужно общаться, вместе
читать, учить стихи ,заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу
шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Речь
воспитателя, который постоянно бывает с детьми, должна быть лексически,
фонетически и грамматически правильной, эмоционально насыщенной, слова
взрослого должны соответствовать его делам. Знакомить детей с
художественной литературой начинать с миниатюр народного творчества —
потешек, песен, затем слушать народные сказки, которые полезно
пересказывать. Из чтения вытекают разнообразные формы работы в
которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений,
пересказ, драматизации сказок и т. д.
Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь,
обогащается словарный запас, развивается монологическая речь и
интонационная её сторона, выразительность. Чтение художественной
литературы проводится ежедневно в совместной деятельности с детьми.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, в группе
создана развивающая предметно–пространственная среда материал
соответствует возрасту дошкольников.
Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста
проводиться не только в условиях дошкольных образовательных
учреждений, но и в семье. Участие семьи в речевом развитии начинается с
момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время
последующих встреч воспитатель старается убедить родителей в том, что
именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия
педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе
безрезультатны. Объясняем родителям, что их участие в речевом развитии
ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение,
каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса
формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится
целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.
Педагоги предлагают родителям различные консультации по развитию речи
ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений
«Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы,
родительские собрания, памятки для родителей.
Только совместными усилиями детского сада и семьи
можно добиться положительных результатов в развитии
речи детей дошкольного возраста!