Автор: Абатурова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 120"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Умелые руки не знают скуки"
Раздел: дошкольное образование
Тестопластика, как средство развития творческих способностей у детей
дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение,
мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно
наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке!
Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а
название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество
материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок, хлеб, воск.
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое я стала
использовать в своей работе с детьми в межаттестационный период.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада,
который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную
сохранность готовых поделок.
Тестопластика ,как вид художественной деятельности ,обладает большим
развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей
повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается
общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих
рук. Непосредственная образовательная деятельность с тестом способствует
развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать
работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при
необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические
закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными
материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях
применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует
смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластика оказывает влияние на развитие детского
творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои
особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид
художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается
ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе
восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и
навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным
подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают
возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не
потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность
ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в
технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во
время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его
пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от
результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто
сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении
трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное
удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают
поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх,
дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского
сада.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЕНОГО ТЕСТА
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных
денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном
оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно
создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые
варианты и способы лепки. Однако его возможности становятся практически
неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
РЕЦЕПТ ТЕСТА
Смешайте в миске 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли и добавьте
немного воды. Хорошо перемешайте. Тесто должно быть мягким и очень
пластичным, приятным на ощупь.
ХРАНЕНИЕ ТЕСТА
На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким.
Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается
хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА ИЗ ГОТОВЫХ ПОДЕЛОК
Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с
солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в
каждую добавить подкрашенную воду.
Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску
соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску,
гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые
пакеты или пластиковые емкости по цветам.
Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного
высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя
гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки
можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или
белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая
краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое
— цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое
изделие можно покрыть акриловым лаком.
ОСОБЕННОСТИ ЛЕПКИ
Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в
руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с
приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая
отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части. Нужно учитывать, что
тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а
просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно
следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки;
сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать;
положить на шов жгутик и разгладить.
Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с
открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала
поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).
Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров
изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие
изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.
Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с
одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый
золотистый оттенок.
ХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ГОТОВЫХ ПОДЕЛОК
Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они
напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно.
Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА.
Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми
кусочками теста.
УХОД ЗА ПОДЕЛКАМИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для
сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно
время от времени просушивать в духовке.
ИНСТРУМЕНТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,НЕОБХОДИМЫЕ
ДЛЯ РАБОТЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА:
· доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
· салфетки - бумажные и тканевые;
различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши,
зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
· инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски,
зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
· печатки и штампы для нанесения рисунка: соломинки от коктейля,
крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки,
ракушки;
· формочки для кексов, формочки для игр с песком;
· трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки
шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
· соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни
от шариковых ручек, палочки;
· природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья,
зёрна, травки, семена, косточки);
бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток,
втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки);
· пуговицы, бисер, блестки, фольга;
клей ПВА;
· кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто
через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопатка для жаренья рыбы очень
удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок
с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста.
Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы
обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через
работу с тестом.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ДАННОЙ ЦЕЛИ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ
СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
· Познакомить детей с особенностями лепки из соленого теста;
· Учить создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая
инструменты и дополнительные материалы;
· Формировать умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
· Способствовать развитию творческой активности у детей, инициативе,
самостоятельности, целеустремленности и настойчивости в поисках новых
решений в создании композиций;
· Развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки;
· Развивать общую ручную умелость, мелкая моторика, синхронизацию
обеих рук;
· Способствовать развитию речи детей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
· Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в коллективе.
· Воспитывать аккуратность в работе;
· Соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
· интерес к лепке из соленого теста;
· приготовление теста;
· знание необходимых инструментов для работы с тестом;
· скатывание прямыми движениями;
· скатывание круговыми движениями;
· расплющивание;
· соединение в виде кольца;
· защипывание края формы;
· лепка из нескольких частей;
· соблюдение пропорции;
· оттягивание части от основной формы;
· сглаживание поверхности формы;
· присоединение части;
· прижимание;
· примазывание;
· вдавливание;
· лепка из нескольких частей;
· соблюдение пропорций;
· лепка с натуры;
· лепка по представлению;
· лепка на воображение;
· устойчивость изделия;
· выразительность образа;
· динамика движения;
· работа с красками;
· использование дополнительных материалов;
· использование стеки.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
· использование различных приемов лепки:
сплющивание;
защипывание, соединение краев теста;
оттягивание;
сглаживание;
вдавливание;
прижимание;
примазывание;
раскатывание;
лепка из нескольких частей;
· соблюдение пропорций;
· лепка из целого куска;
· лепка с натуры;
· лепка по представлению;
· лепка на воображение;
· динамика движения;
· выразительность образа;
· создание композиции из 2-3 предметов;
· передачи позы;
· соблюдение пропорции;
· устойчивость;
· создание рельефа;
· роспись;
· использование дополнительных материалов;
· использование стеки.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:
· сглаживание;
· примазывание;
· присоединение;
· лепка из целого куска;
· лепка с натуры;
· лепка по преставлению;
· лепка на воображение;
· декоративная лепка;
· коллективная лепка;
· лепка на свободную тему;
· создание композиции из 2-3 предметов;
· создание рельефа;
· соблюдение пропорций;
· динамика движения;
· выразительность образа;
· роспись;
· использование дополнительных материалов;
· использование стеки.
РАБОТА ПРОВОДИЛАСЬ ПО РЯДУ НАПРАВЛЕНИЙ:
· Работа с детьми;
· Обогащение предметно-развивающей среды;
· Работа с родителями.
РАБОТА ОПИРАЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
· Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности,
планомерности образовательного процесса.
· Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда
задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен
понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать,
каким образом он будет решать эту задачу.
· Принцип поэтапности. От простого к сложному – важное условие при
обучении лепке.
· Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность
рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия
и желания его сотворить.
· Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и
половые различия, более того дети одного возраста имеют различные
способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю
ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему
сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а
завтра это может сделать сам.
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ И
ПРИЕМЫ:
· рассматривание произведений искусства (экскурсии, занятия со слайдами,
просмотр иллюстраций, открыток);
· беседы;
дидактические игры;
· сюжетно-ролевые игры;
· наблюдение;
· упражнение;
· обследование;
· чтение художественной литературы;
· образец;
· показ способов изображения;
· совет;
· слушание музыки.
РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ в
группе включала в себя подбор наглядного материала (готовые поделки из
соленого теста, иллюстрации с поделками), создание дидактических игр
(игры со счетными палочками, игры-шнуровки, игры с пуговицами и
прищепками), внесение различных материалов для самостоятельной
творческой деятельности детей и занятий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ включила в себя участие в анкетирование, учет
родительских пожеланий, совместную практическую деятельность родителей
и детей.
В содержании методической разработки выделено 3 этапа.
I ЭТАП "ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ"
ЦЕЛЬ: Ознакомление и обучение, накопление творческого опыта детей.
ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА:
· Познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста;
· Заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым
материалом;
· Развивать общую ручную умелость, мелкая моторика.
Для решения поставленной цели проводила экскурсии, занятия, систему
дидактических игр, обогащала предметно-развивающую среду в группе.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста,
инструментами, дополнительными материалами и их назначениями.
Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста,
отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
Также детям предлагаются задания, которые требуют от них
первоначальной ориентировки в творческой деятельности: «придумай»,
«измени», при этом они проявляют элементы творчества.
Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Дети
знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность
обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и
рисования.
ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ"ВОЛШЕБНЫЕ КОМОЧКИ"
В процессе наблюдения обращалось внимание детей на связь единства
облика, содержания и назначения поделки. При рассматривании поделки
обращалось внимание на такие средства выразительности как материал, цвет,
фактура, настроение, форма, поза, мимика.
Цель: способствовать повышению интереса к лепке, и желание создавать
свои работы из соленого теста. При рассматривании работ обращалось
внимание детей на то, как украшены работы (приемы лепки, использование
дополнительного материала), как передана фактура, цвет, форма, настроение.
Вызвать желание к экспериментированию с тестом и инструментами, для
получения разнообразных эффектов.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие: «История тестопластики»
Задачи:
· Познакомить детей с понятием тестопластика, с ее историей и
особенностями.
· Подвести к пониманию, какие средства выразительности используются при
создании поделок из теста (материал, фактура, форма).
· Рассмотреть материалы и инструменты, используемые для работы с
соленым тестом.
· Воспитывать интерес и желание работать с тестом.
Работа по обогащению предметно-развивающей среды
В уголок изобразительной деятельности было помещено тесто и
необходимые ингредиенты для его приготовления (мука, соль, вода) для
использования детьми в самостоятельной деятельности.
Также были составлены схемы поэтапного изготовления поделок на темы:
«Хлебобулочные изделия», «Овощи», «Фрукты», а также «Щенок» и
«Лебедь», «Черепашка» с целью совершенствования изобразительных
навыков и умения планировать ход работы.
Организована сменная выставка поделок из соленого теста.
На данном этапе работа с родителями проходила в форме выставки
«Тестопластика в нашем доме» и конкурса для родителей и детей «Сочини
сказку о поделке». В информационный стенд для родителей были включены
сведения о важности художественного развития ребенка, о специфике и
пользе лепки. Родителям были предложены рекомендации по организации
условий для лепки дома.
Таким образом, на I этапе у детей были: сформированы представления об
истории тестопластики, особенностях работы с тестом; развита
эмоциональная отзывчивость на воспринимаемые произведения из соленого
теста; обогатились представления детей о средствах выразительности
используемых в лепке, чтобы подготовить к основному этапу.
II ЭТАП"ОСНОВНОЙ"
Цель: Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из
соленого теста.
ЗАДАЧИ:
· Развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки;
· Побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая
инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки;
· Развивать общую ручную умелость, мелкая моторика, синхронизацию
обеих рук;
· Воспитывать умение работать в коллективе.
Второй этап состоял из цикла занятий.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои
добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме,
рисунку. На этом этапе большое внимание уделяется детскому
экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям
предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и
поискам. Большое внимание уделяется пальчиковым играм,
физкультминуткам.
Работа по обогащению предметно-развивающей среды
Насыщение игровой зоны различными видами конструктора, мозаики.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Стимулировать и мотивировать взаимодействие родителей с детьми.
Привлечение родителей к изготовлению кукол для пальчикового театра.
III ЭТАП "ТВОРЧЕСКИЙ"
Цель: Развитие способности самостоятельно создавать выразительные
образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью
(субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
ЗАДАЧИ:
· Поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность;
· Развивать умение создавать композиции из теста;
Развивать общую ручную умелость, мелкая моторика, синхронизацию
обеих рук;
· Способствовать развитию речи детей;
· Соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее
не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу.
Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности
дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное
под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и
самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ходе работы с тестом дети создавали изделия для оформления кукольных
интерьеров, а также в качестве подарков.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Сочинение на тему «Домик в деревне».
Принять участие в развлечении «Деревенские посиделки» - принести (по
возможности) в детский сад предметы деревенского быта, старинные
фотографии для демонстрации детям.
В СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОК ЗАНЯТИЙ:
· Мир профессий;
· Золотая осень;
· Детки в клетке;
· Зимние забавы;
· История;
· Космос;
· Семейный праздник;
· Цветочная поляна;
· На дне морском.
Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и
декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и
проводится как по заданию, так и по замыслу детей.
В работе с дошкольниками используются такие формы организации
художественно-творческой деятельности, как: создание детьми
индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ.