Автор: Надежда Павловна Ярцева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №257
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здесь Родины моей начало
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 257»
городского округа Самара
Методическая разработка
познавательной деятельности
с детьми подготовительной группы.
«
Здесь Родины моей начало».
Воспитатель 1 квалификационной категории
Ярцева Надежда Павловна
Январь 2021 г.
Введение
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
К. Симонов
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей,
ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать
богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном
возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя
передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию
доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву
рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где
родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине –
накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий.
Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их
идеологическим
и
воспитательным
содержанием,
которые
должны
способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Актуальность
Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема актуальна и
сложна в наше непростое время. Сложности эти вызваны переосмыслением в
обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса: как же надо
воспитывать это чувство?
Патриотическое чувство не возникает у людей
само
по
себе.
Это
результат
длительного
целенаправленного
воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего
возраста. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине,
необходимо
с
раннего
детства
воспитывать
у
него
эмоционально-
положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать
умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать
больше о родном крае, его истории.
Дошкольный возраст как период
складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности
для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного
отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются
накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение
принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и
культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему
родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому
саду, посёлку, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те
чувства, которые необходимо вызвать нам взрослым и педагогу в процессе
работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования
чувства патриотизма, любви к своей родине. Большое значение для
познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей
дошкольного
возраста
имеет
знакомство
с
родным
поселком,
его
достопримечательностями,
улицами,
на
которых
проживают
дети,
с
известными людьми, памятными местами.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют
внимание
данной
проблеме,
считая
ее
неважной,
дети
не
владеют
достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества
знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего
детского сада, но и для общества в целом.
Цель:
методической разработки - расширить и обобщить знания и
представления детей о своем поселке, его историческом прошлом, памятных
и примечательных местах.
Задачи: - знакомить с понятиями «малая Родина», обобщить эти понятия в
представления детей;
- расширить знания детей о родном поселке;
- вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему своего поселка;
- воспитывать гордость и любовь к своей «малой родине»;
Предварительная работа.
Беседы на темы « Я и моя страна Россия», «Где я живу», «Мой город», «Я и
мои близкие», «Что есть в нашем поселке для детей»
;
экскурсии по
памятным местам родного города, поселка; рассматривание фотографий о
городе Самара и поселке; рисование «Моя улица»; аппликация «Город мой»
(коллективная
работа);
чтение
стихов
о
родном
городе,
поселке
произведений
местных
поэтов
и
писателей;
рассматривание
картин
Самарских художников; оформление альбома с фотографиями улиц и
достопримечательностей поселка; посещение заводского музея; заучивание
стихов, поговорок, пословиц о родном крае.
Работа с родителями:
Подборка фотографий для альбома, беседы родителей
с детьми о родном поселке, изготовление банера « Здесь Родины моей
начало», рассматривание фотографий о прошлой и настоящей жизни поселка.
Музыкальное оформление: Мелодия (песня) автор Сергей Войтенко «Песня
о Самаре», мелодия «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера слова М.
Матусовского,
Оборудование: карта поселка, игровое поле «карта поселка», проектор,
слайды и фотографии с достопримечательностями поселка, слайды города
Самара,
подушки-смайлики
на
каждого
ребенка,
стихотворение
В.
Степанова «Что мы Родиной зовем», сердечки с надписями на каждого
ребенка. В группе подготовлены для детей книги с достопримечательностями
нашего родного города Самара, игрушка сердечко, пословицы.
Ход занятия
Дети сидят на подушечках - смайликах звучит мелодия песни (автор
Сергей Войтенко «Песня о Самаре») и на экране появляется слайд родного
города Самара.
В. Ребята, скажите, как называется наш город, в котором мы живем? (ответы
детей), а теперь посмотрите на карту нашей Самарской области, (слайд)
сколько городов, поселков, деревень в области есть. Нашу область еще
называют губерния, давным-давно, все области в нашей стране так и
назывались, губернии. И сегодня у нашей губернии день рождения, ей
исполняется 170 лет. Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день,
солнышко улыбается нам, и у каждого хорошее настроение, давайте мы
поделимся друг с другом своим отличным настроением.
Здравствуй небо голубое (руки вверх и помахивание).
Здравствуй солнце золотое (руки в стороны вверх)
Здравствуй матушка – Земля (поклон)
Здравствуйте мои Друзья! (кивок головой вперед) Дети садятся на
«подушечки смайлики».
В. (Включает проектор и показывает слайд поселка). Ребята, кто догадался, о
чем сегодня мы будем говорить? (ответы детей). В большой стране у каждого
человека есть свой любимый уголок – город поселок, улица, дом, где он
родился и это место называется «малая Родина».
В. И сегодня поговорим с вами о нашем поселке, в котором мы с вами
живем. Кто скажет, как он называется (ответы детей). Правильно Мехзавод,
как называют жителей нашего поселка? (ответы детей Мехзаводчане). Наш
замечательный поселок находится в Красноглинском районе, в северной
части нашего любимого города Самара. Наш поселок утопает в зелени,
находится в чисто экологическом месте, где между Жигулевскими горами
протекает великая, могучая река Волга. А наш детский сад тоже находится е
в живописном месте поселка, рядом с лесом и мы любуемся его красотой в
любое время года.
В. Наш поселок Мехзавод приобрёл современное имя благодаря появлению
завода, (продолжение показа слайд) построенного незадолго до Великой
Отечественной войны в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны
на площадях завода образован Куйбышевский механический завод. Поэтому
посёлок был назван Мехзавод. А еще раньше, он назывался хутором
Крестья
́
нка, а еще раньше по архивным документам, в конце XVIII века
посёлок носил название Крутые ключи. Название хутор получил по имени
близлежащего оврага — Крутого. На дне оврага били холодные ключи,
образуя прозрачный ручей. Крутой овраг и его ключи и дали первоначальное
название поселению — Крутые Ключи. ( Показ слайд старого и современного
поселка)
Что мы Родиной зовём
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна, в которой мы живем.
(В. Степанов)
В. Нашему современному поселку 94 года. И наш поселок изменился,
похорошел,
вырос.
Давайте
рассмотрим
карту
(рассматриваем
карту
поселка).
В.
Мы, ребята, живем в чистом, красивом, зеленом, уютном поселке,
который называем своей малой Родиной
.
Мы за чистый лес и воду
Мы охраняем поселка покой.
Кто любит родную природу,
Тот любит и край свой родной.
В. А теперь предлагаю поиграть в игру. На столе перед вами игровое поле с
картой поселка, на которой белыми квадратами отмечено расположение
известных памятников и достопримечательностей поселка (дом культуры,
школа искусств, ледовый дворец «Кристалл», обновляющийся стадион, парк,
мемориал памяти погибшим во время В.О.В).
Я вам предлагаю взять фотографии достопримечательностей нашего
поселка, они лежат рядом с картой и разложить
их на места белых
квадратов.
А
потом,
каждый
расскажет нам об этом месте.(звучит
музыкальное сопровождение)
В. Молодцы, справились с заданием. А теперь предлагаю отдохнуть. Дети
встают в круг.
Физкультминутка:
Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
(дети садятся на подушечки - смайлики перед экраном).
В. Ребята, а вы знаете пословицы о Родине? (ответы детей). Русский народ
придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине,
любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
Нет в мире краше Родины нашей.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Тот герой кто за Родину горой.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Родина поучает – Родина выручает.
-Человек без родины, что соловей без песни.
-Одна у человека мать, одна у него и родина.
- На чужой стороне и весна не красна.
-Жить – Родине служить.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Везде хорошо, а дома лучше.
- Своя земля и в горе мила.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- На чужбине и день равен году.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
В. Как много вы знаете пословиц о Родине, молодцы. А как вы думаете,
чему то учат нас эти пословицы? (ответы детей) Правильно, все эти
пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов,
гордиться ею.
Ребята, как вы думаете, а есть слова близкие по смыслу со
словом Родина, назовите их? (ответы детей - родной, родственник, родня,
родные, родимый, родненький.)
В. Молодцы, о ком мы так говорим?
Д. О своих мамах, папах, сестрах, братишках, бабушках и дедушках.
В. Правильно! Когда мы произносим эти слова, то от них веет теплом, уютом и
спокойствием. И также тепло, спокойно, уютно нам на родной земле.
Я
предлагаю поиграть еще в одну игру, согласны? Она называется «Передай
сердечко и скажи словечко» ( дети говорят за что они любят наш поселок и
передают игрушку сердечко друг другу).
1 ребенок. Я люблю свой город, потому что он красивый.
2 ребенок. Я люблю свой поселок, потому что здесь живут мои бабушка и
дедушка. и т.д.
В. Как много причин вы назвали, за что вы любите свою малую родину.
Дети, любите и берегите свой родной край
и даже когда вы станете
взрослыми и разъедитесь по разным местам, никогда не забывайте свой
поселок, свою малую Родину. Наш поселок, который любит и растит нас. И
мы не останемся перед ним в долгу, будем следить за чистотой на его улицах.
Высаживать цветы и деревья, чтоб было красиво и уютно. Будем хорошо
учиться, чтобы в будущем быть достойными гражданами нашей малой
Родины
А давайте подумаем, помечтаем о том, чем вы будете полезны своему
поселку, когда вырастете? (Рассказы детей.)
В. Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край. И я хочу вам
подарить вам эти сердечки. Прочитайте каждый, что на них написано? (Я
люблю свой край, Моя малая Родина, и т.п.
В. Вам понравилось занятие? Вы что - то интересное узнали о своем поселке?
(ответы детей).
В группе для детей приготовлены книги с достопримечательностями нашего
родного города и поселка.
Литература:
1.Александрова,
Е.Ю.
Система
патриотического
воспитания
в
ДОУ:
планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и
сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова – Волгоград: Учитель, 2007. -
203 с.
2.Воспитатель журнал № 6. 2015 г
3. Воспитатель журнал №12. 2015г.
4. И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду», Л.А. Уланова «Методические
рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет, журнал
«Дошкольное воспитание», 2012год.