Напоминание

Здесь Родины моей начало


Автор: Надежда Павловна Ярцева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №257
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здесь Родины моей начало
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 257»

городского округа Самара

Методическая разработка

познавательной деятельности

с детьми подготовительной группы.

«

Здесь Родины моей начало».

Воспитатель 1 квалификационной категории

Ярцева Надежда Павловна

Январь 2021 г.

Введение

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

К. Симонов

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей,

ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать

богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном

возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя

передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию

доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву

рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где

родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине –

накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение

принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его

культуры. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий.

Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их

идеологическим

и

воспитательным

содержанием,

которые

должны

способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Актуальность

Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема актуальна и

сложна в наше непростое время. Сложности эти вызваны переосмыслением в

обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса: как же надо

воспитывать это чувство?

Патриотическое чувство не возникает у людей

само

по

себе.

Это

результат

длительного

целенаправленного

воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего

возраста. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине,

необходимо

с

раннего

детства

воспитывать

у

него

эмоционально-

положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать

умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать

больше о родном крае, его истории.

Дошкольный возраст как период

складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности

для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного

отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются

накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение

принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и

культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему

родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому

саду, посёлку, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те

чувства, которые необходимо вызвать нам взрослым и педагогу в процессе

работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования

чувства патриотизма, любви к своей родине. Большое значение для

познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей

дошкольного

возраста

имеет

знакомство

с

родным

поселком,

его

достопримечательностями,

улицами,

на

которых

проживают

дети,

с

известными людьми, памятными местами.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют

внимание

данной

проблеме,

считая

ее

неважной,

дети

не

владеют

достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества

знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего

детского сада, но и для общества в целом.

Цель:

методической разработки - расширить и обобщить знания и

представления детей о своем поселке, его историческом прошлом, памятных

и примечательных местах.

Задачи: - знакомить с понятиями «малая Родина», обобщить эти понятия в

представления детей;

- расширить знания детей о родном поселке;

- вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему своего поселка;

- воспитывать гордость и любовь к своей «малой родине»;

Предварительная работа.

Беседы на темы « Я и моя страна Россия», «Где я живу», «Мой город», «Я и

мои близкие», «Что есть в нашем поселке для детей»

;

экскурсии по

памятным местам родного города, поселка; рассматривание фотографий о

городе Самара и поселке; рисование «Моя улица»; аппликация «Город мой»

(коллективная

работа);

чтение

стихов

о

родном

городе,

поселке

произведений

местных

поэтов

и

писателей;

рассматривание

картин

Самарских художников; оформление альбома с фотографиями улиц и

достопримечательностей поселка; посещение заводского музея; заучивание

стихов, поговорок, пословиц о родном крае.

Работа с родителями:

Подборка фотографий для альбома, беседы родителей

с детьми о родном поселке, изготовление банера « Здесь Родины моей

начало», рассматривание фотографий о прошлой и настоящей жизни поселка.

Музыкальное оформление: Мелодия (песня) автор Сергей Войтенко «Песня

о Самаре», мелодия «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера слова М.

Матусовского,

Оборудование: карта поселка, игровое поле «карта поселка», проектор,

слайды и фотографии с достопримечательностями поселка, слайды города

Самара,

подушки-смайлики

на

каждого

ребенка,

стихотворение

В.

Степанова «Что мы Родиной зовем», сердечки с надписями на каждого

ребенка. В группе подготовлены для детей книги с достопримечательностями

нашего родного города Самара, игрушка сердечко, пословицы.

Ход занятия

Дети сидят на подушечках - смайликах звучит мелодия песни (автор

Сергей Войтенко «Песня о Самаре») и на экране появляется слайд родного

города Самара.

В. Ребята, скажите, как называется наш город, в котором мы живем? (ответы

детей), а теперь посмотрите на карту нашей Самарской области, (слайд)

сколько городов, поселков, деревень в области есть. Нашу область еще

называют губерния, давным-давно, все области в нашей стране так и

назывались, губернии. И сегодня у нашей губернии день рождения, ей

исполняется 170 лет. Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день,

солнышко улыбается нам, и у каждого хорошее настроение, давайте мы

поделимся друг с другом своим отличным настроением.

Здравствуй небо голубое (руки вверх и помахивание).

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны вверх)

Здравствуй матушка – Земля (поклон)

Здравствуйте мои Друзья! (кивок головой вперед) Дети садятся на

«подушечки смайлики».

В. (Включает проектор и показывает слайд поселка). Ребята, кто догадался, о

чем сегодня мы будем говорить? (ответы детей). В большой стране у каждого

человека есть свой любимый уголок – город поселок, улица, дом, где он

родился и это место называется «малая Родина».

В. И сегодня поговорим с вами о нашем поселке, в котором мы с вами

живем. Кто скажет, как он называется (ответы детей). Правильно Мехзавод,

как называют жителей нашего поселка? (ответы детей Мехзаводчане). Наш

замечательный поселок находится в Красноглинском районе, в северной

части нашего любимого города Самара. Наш поселок утопает в зелени,

находится в чисто экологическом месте, где между Жигулевскими горами

протекает великая, могучая река Волга. А наш детский сад тоже находится е

в живописном месте поселка, рядом с лесом и мы любуемся его красотой в

любое время года.

В. Наш поселок Мехзавод приобрёл современное имя благодаря появлению

завода, (продолжение показа слайд) построенного незадолго до Великой

Отечественной войны в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны

на площадях завода образован Куйбышевский механический завод. Поэтому

посёлок был назван Мехзавод. А еще раньше, он назывался хутором

Крестья

́

нка, а еще раньше по архивным документам, в конце XVIII века

посёлок носил название Крутые ключи. Название хутор получил по имени

близлежащего оврага — Крутого. На дне оврага били холодные ключи,

образуя прозрачный ручей. Крутой овраг и его ключи и дали первоначальное

название поселению — Крутые Ключи. ( Показ слайд старого и современного

поселка)

Что мы Родиной зовём

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

- Родина – это страна, в которой мы живем.

(В. Степанов)

В. Нашему современному поселку 94 года. И наш поселок изменился,

похорошел,

вырос.

Давайте

рассмотрим

карту

(рассматриваем

карту

поселка).

В.

Мы, ребята, живем в чистом, красивом, зеленом, уютном поселке,

который называем своей малой Родиной

.

Мы за чистый лес и воду

Мы охраняем поселка покой.

Кто любит родную природу,

Тот любит и край свой родной.

В. А теперь предлагаю поиграть в игру. На столе перед вами игровое поле с

картой поселка, на которой белыми квадратами отмечено расположение

известных памятников и достопримечательностей поселка (дом культуры,

школа искусств, ледовый дворец «Кристалл», обновляющийся стадион, парк,

мемориал памяти погибшим во время В.О.В).

Я вам предлагаю взять фотографии достопримечательностей нашего

поселка, они лежат рядом с картой и разложить

их на места белых

квадратов.

А

потом,

каждый

расскажет нам об этом месте.(звучит

музыкальное сопровождение)

В. Молодцы, справились с заданием. А теперь предлагаю отдохнуть. Дети

встают в круг.

Физкультминутка:

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

(дети садятся на подушечки - смайлики перед экраном).

В. Ребята, а вы знаете пословицы о Родине? (ответы детей). Русский народ

придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине,

любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.

Нет в мире краше Родины нашей.

- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

- Тот герой кто за Родину горой.

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

- Родина поучает – Родина выручает.

-Человек без родины, что соловей без песни.

-Одна у человека мать, одна у него и родина.

- На чужой стороне и весна не красна.

-Жить – Родине служить.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

- Везде хорошо, а дома лучше.

- Своя земля и в горе мила.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- На чужбине и день равен году.

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

В. Как много вы знаете пословиц о Родине, молодцы. А как вы думаете,

чему то учат нас эти пословицы? (ответы детей) Правильно, все эти

пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов,

гордиться ею.

Ребята, как вы думаете, а есть слова близкие по смыслу со

словом Родина, назовите их? (ответы детей - родной, родственник, родня,

родные, родимый, родненький.)

В. Молодцы, о ком мы так говорим?

Д. О своих мамах, папах, сестрах, братишках, бабушках и дедушках.

В. Правильно! Когда мы произносим эти слова, то от них веет теплом, уютом и

спокойствием. И также тепло, спокойно, уютно нам на родной земле.

Я

предлагаю поиграть еще в одну игру, согласны? Она называется «Передай

сердечко и скажи словечко» ( дети говорят за что они любят наш поселок и

передают игрушку сердечко друг другу).

1 ребенок. Я люблю свой город, потому что он красивый.

2 ребенок. Я люблю свой поселок, потому что здесь живут мои бабушка и

дедушка. и т.д.

В. Как много причин вы назвали, за что вы любите свою малую родину.

Дети, любите и берегите свой родной край

и даже когда вы станете

взрослыми и разъедитесь по разным местам, никогда не забывайте свой

поселок, свою малую Родину. Наш поселок, который любит и растит нас. И

мы не останемся перед ним в долгу, будем следить за чистотой на его улицах.

Высаживать цветы и деревья, чтоб было красиво и уютно. Будем хорошо

учиться, чтобы в будущем быть достойными гражданами нашей малой

Родины

А давайте подумаем, помечтаем о том, чем вы будете полезны своему

поселку, когда вырастете? (Рассказы детей.)

В. Я думаю, вы всегда будете, любить и беречь родной край. И я хочу вам

подарить вам эти сердечки. Прочитайте каждый, что на них написано? (Я

люблю свой край, Моя малая Родина, и т.п.

В. Вам понравилось занятие? Вы что - то интересное узнали о своем поселке?

(ответы детей).

В группе для детей приготовлены книги с достопримечательностями нашего

родного города и поселка.

Литература:

1.Александрова,

Е.Ю.

Система

патриотического

воспитания

в

ДОУ:

планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и

сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова – Волгоград: Учитель, 2007. -

203 с.

2.Воспитатель журнал № 6. 2015 г

3. Воспитатель журнал №12. 2015г.

4. И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду», Л.А. Уланова «Методические

рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет, журнал

«Дошкольное воспитание», 2012год.



В раздел образования