Автор: Петухова Оксана Александровна
Должность: Учитель музыки,педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ НОШЭР
Населённый пункт: город Углегорск, Сахалинская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Развитие творческого мышления посредством музыкотерапии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет)
Раздел: начальное образование
Программа по развитию творческого мышления посредством музыкотерапии
у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет)
Пояснительная записка
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств
человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое
воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется
мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал:
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»
Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет,
становиться крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Задача взрослых –
помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений. Большие возможности
открываются
у
детей,
с
раннего
возраста
вовлеченных
в
групповые
формы
музицирования, в частности в детский оркестр. У ребенка развивается большой интерес к
миру звуков – в том числе и прикладной (оркестр из самодельных инструментов). Ведь
именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают
детям понять, откуда и как рождается звуки.
Программа
«Звук-волшебник»
направлена
на
знакомство
ребенка
с
миром
музыкальных
звуков,
воспитание
первоначальных
навыков
элементарного
музицирования,
развития
творческих
способностей,
познавательных
процессов
и
расширения сферы музыкальной деятельности.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает
вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры.
Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного
музицирования, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания
детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Актуальность программы в том, что ребенок по-иному воспринимает окружающий
мир, более внимательно относительно к звуку, с большей активностью включается в
элементарное музицирование. Дети, которые были замкнуты, благодаря игре на
самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных
сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим
количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
Новизна программы заключается в том, что в процессе музыкальной деятельности
дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении
творческих
заданий
у
них
развивается
внимательность,
умение
сопоставлять
и
анализировать, комбинировать. Находить связи и зависимости – все то, что в
совокупности способствует развитию творческих способностей.
Составляя программу, мы опирались на следующие источники:
Программа музыкального образования «Звук-волшебник» под редакцией Т.Н.
Девятовой.
Учебно-наглядные материалы для детей «Страна чудес» Л. Н. Алексеевой, Т.Э.
Тютюнниковой.
Цель программы:
Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Расширить
кругозор
детей
через
знакомство
с
музыкальной
культурой
и
музыкальными инструментами.
Развить музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
Формировать творческое мышление, ассоциативное воображение, индивидуальные
возможности.
Приобщить
детей
к
музицированию
с
целью
приобретения
ими
навыков
элементарной импровизации.
Формировать
качества
способствующие
самоутверждению
личности:
самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения,
индивидуальности восприятия.
Поддержать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на
самодельных музыкальных игрушках и инструментах.
Методы исследования: наблюдение за детьми в процессе музыкотерапии
(элементарного музицирования), батарея тестов П. Торренса.
Формы и методы работы:
речевые упражнения и движения (пластические этюды); музицирование с
аккомпанементом «звучащих жестов»; чтение партитур; импровизации; пение - как
звуковой эффект; игра на самодельных музыкальных инструментах.
Длительность программы – 3,5 месяца (12часов). Организационная образовательная
деятельность проводится один раз в неделю, продолжительностью – 30 минут;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура:
1. Подготовительный этап (введение в тему)
2. Основной этап (изучаемая тема)
3. Заключительный этап (рефлексия)
Эффективность программы:
Основным показателем эффективности использования программы является то, что
при работе используются различные методы и приемы музыкотерапии с детьми, которые
помогают формировать у детей старшего дошкольного возраста творческое мышление. С
помощью элементарного музицирования дети смогут творчески войти в удивительный
мир музыки, полны чарующих разнообразных звуков.
Предполагаемые результаты:
Ладовое чувство:
Высказывание о музыке с контрастными частями.
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.
Музыкально-слуховое представление:
Умение различать произведения различных жанров и подбирать для них
определенные самодеятельные музыкальные инструменты
Умение
придумывать
на
игрушках-инструментах
(самостоятельно
или
коллективно) несложные музыкальные ритмические рисунки, попевки
Умение придумывать самостоятельно или коллективно образные ассоциации
в играх, сказках, стихах
Умение проявлять фантазию при варьировании интонации в процессе
коллективного музицирования
Умение
придумывать
на
игрушках-инструментах
(самостоятельно
или
коллективно) несложные музыкальные ритмические рисунки, попевки
Умение придумывать самостоятельно или коллективно образные ассоциации
в играх, сказках, стихах
Чувство ритма:
Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, в притопах, на
детских музыкальных инструментах.
Правильно передавать ритмические рисунки на металлофоне, ксилофоне,
бубне, барабане и др. ударных инструментах.
Умение передавать ритмический рисунок попевки, мелодии во время
исполнения
Тематический план
№
Тема, основные цели и задачи
Кол-
во
часо
в
1.
«Шуршащие звуки»
1. Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их
издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки, засыпанные
крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и
музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан).
2. Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу,
воображение.
3.Осваивать приёмы правильного звукоизвлечения, точно передавать
ритмический рисунок.
4. Воспитывать интерес к игре на шуршащих и музыкальных
инструментах.
1
2.
«Дождик накрапывает. Ливень»
1. Учить детей пользоваться комплексом музыкально-выразительных
средств: темпом, динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их
интуитивно в зависимости от задания.
2.Развивать метроритмическое чувство, дать представление о
переменном темпе (ускорение, замедление).
3. Расширять навыки творческого музицирования.
4. Воспитывать любовь к явлениям природы, разнообразию звуковой
картины дождей, дождиков, ливней.
5. Правильно передавать ритмические рисунки на металлофоне,
ксилофоне, бубне, барабане и на других ударных музыкальных
инструментах.
1
3.
«Стеклянные звуки».
1. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных
звуков, дать им качественные определения.
2. Учить детей составлять произвольные композиции с предметами из
стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой:
piano и pianissimo.
3. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми
эмоциональными состояниями.
4. Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление
и воображение.
1
4.
«Часы»
1. Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь,
движения и детские музыкальные инструменты.
2.Дать представление о длинных и коротких звуках, темпе.
3. Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования,
творческую свободу, ассоциативное мышление.
1
5.
«Зимние звуки».
1.Учить детей легкому, осторожному звукоизвлечению, обратив
внимание на особую тонкость и изысканность зимних звуков природы.
2. Развивать тембровый слух, навыки творческого музицирования.
3.Исполнять в оркестре классическое музыкальное произведение.
1
6.
«Звуки весны, капель, насекомые»
1.Дать представление об эмоциональном содержании звуков,
совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой
выразительностью.
2.Развивать умение владеть голосовым аппаратом, создавая шумовые
композиции из звуковой речи.
1
7.
«Я - маленький композитор»
1.Повторить и обобщить пройденный материал.
2.Привлечь детей к творческому импровизационному музицированию;
3. Развивать у детей навыки самостоятельных действий.
1
8.
« Ансамбль».
1.Познакомить с видом коллективного музицирования в ансамбле.
2. Приобщать детей к форме коллективной импровизации в ансамбле.
3.Учить детей точно передавать ритмический рисунок попевки, мелодии
во время исполнения.
4.Развивать у детей чувство ансамбля.
1
9.
«Музыкальное пространство: далеко и близко».
1. Познакомить детей со средствами музыкальной выразительности в
связи с жизненными и художественными ассоциациями далёкого и
близкого пространства.
2. Учить детей использовать средства музыкальной выразительности в
речевых играх, в пении, творческих импровизациях и музицировании.
3.Развивать эмоциональность детей.
4.Учить детей играть непрерывно, без остановок под управлением
дирижера.
1
10.
«Звуки лета»
Развивать звуковую фантазию, воображение, ассоциативное мышление,
навыки создания свободных композиций, умение озвучивать
иллюстрацию, используя полученные ранее знания.
1
11.
« Ночная фантазия. Звуки Вселенной. Звёздное небо»
1. Развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное
мышление.
2.Уметь представлять и звукоизображать неслышимое – музыку звезд,
звуки вселенной, позывные спутников, планет.
3.Развивать навыки свободного, изобретательного владения
инструментами: умение находить и извлекать из них оригинальные
звуки, создавать импровизационные звуковые композиции.
1
12.
«Детские подвижные игры с элементами музицирования»
закрепить полученные знания и навыки в детских подвижных играх.
1
итого:
12
1.Тема: Шуршащие звуки
Цели: познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими и
музыкальными инструментами; развивать тонкость и остроту тембрового слуха,
творческую свободу, воображение.
Детские музыкальные инструменты: маракасы, румбы, кожаные барабаны.
Пособия и материалы: бумага различной толщины (газетная, папиросная,
гофрированная); целлофан, спичечные коробочки, засыпанные различной крупой;
открытые коробочки со скорлупками грецких орехов, связки пуговиц; щетки; куски
ткани; иллюстрация с изображением осенней аллеи.
Ход:
Помогите детям представить, какие звуки они могут услышать, гуляя по осенней
аллее. Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и
Шороху. Для этого надо немного прошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются,
как можно прошуршать ладонями, тканью своей одежды.
Играя звуками [Ч], [Ш], [Щ], [С], [Ц], соединяя их в различных сочетаниях, можно
исполнить спонтанную звуковую композицию.
Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более
красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками.
Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.
Декламируем:
Прочитайте детям стихотворение:
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Шепот к шороху спешит,
Шепот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навострика-ка уши –
Тишину послушай!
В. Суслов
Выучите стихотворение с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков.
Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все
имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз,
театрализовано, с разными вариантами сопровождения.
Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем
шуршу».
Играем с инструментами:
Исследуя возможности инструментов, дети должны догадаться, как извлечь
шуршащие звуки из кожаного барабана. Существует несколько способов: водить по нему
ладонью, пальцами, палочкой; насыпать внутрь крупу, каштаны и медленно перемещать
барабан в разные стороны.
Дайте ребятам возможность прислушаться к разному звучанию маракасов.
Объясните им, что внутрь этих инструментов насыпают мелкие камешки, крупу, зерна,
песок, поэтому и звук у них разный.
Фантазируем:
Начните примерно так: «В каждом доме, говорят, живет маленький добрый
человечек – Домовой. Никто не знает, как он выглядит, потому что он всегда появляется и
что-нибудь делает только ночью. Вместе с мышками. Наверное, он похож на гнома».
Темы для фантазийных композиций: «Что происходит в моем доме ночью?»,
«Вздохи ночного леса», «Мышиная возня», «Спор ежика и мышей», «Бумажная
фантазия», «В шкафу у королевы» (тряпичные разговоры).
Аккомпанируем:
Сыграйте в ансамбле с детьми ритмичный танец с аккомпанементом маракасов,
кожаных барабанов, скорлупок (равномерное встряхивание и произвольное тремоло:
«Пошумим»).
Работа в альбоме:
Рассмотреть внимательно картину, наклеить подходящий рисунок из разрезного
листа. Выучить стихотворение, читать выразительно.
Ключевые слова: прислушайтесь к шороху, шёпоту, прошуршите.
2.Тема: Дождик накрапывает. Ливень.
Цели: привлечь внимание детей к разнообразию звуковой картины дождей,
дождиков,
ливней;
развивать
метроритмическое
чувство,
дать
представление
о
переменном темпе – ускорении, замедлении; учить пользоваться комплексом музыкально-
выразительных средств: темпом, динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их
интуитивно в зависимости от задания; развивать навыки творческого музицирования.
Детские музыкальные инструменты: треугольник, коробочка, барабан, тарелка,
металлофон, маракас.
Пособия и материалы: фломастеры, бумага; иллюстрации на темы дождя.
Ход:
Помогите детям вспомнить и представить, как дождик стучит в окно. Вспомните
вместе с ребятами, сколько разнообразных дождей и дождичков существует в природе.
Все они очень разные – сильные и не очень, шумные и тихие. Когда дождик начинает
накрапывать, его сначала даже не замечаешь. Но вот капли падают чуть чаще – и уже
слышна незатейливая песенка редкого дождика. Продекламируйте с детьми стихи из
альбома, ритмично озвучивая их игрой на инструментах: треугольнике, коробочке,
пальчиковых тарелочках. Пусть дети поиграют и послушают разные варианты звучания.
Декламируем:
Но вот капли начинают падать быстро, шумно, на людей обрушивается настоящий
ливень:
Дождь потом пошел сильней
И закапал веселей:
Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап…
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять:
Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап…
М. Новикова
Декламируя стихи, дети должны точно выполнить ритм восьмых – хлопками,
шлепками. Ливень можно изобразить на более звучных инструментах – тарелке, барабане.
Ребята здесь знакомятся с ускорением темпа. Естественным завершением этой небольшой
ритмической композиции будет звукоизображение окончания дождя: капли падают все
реже и медленней, музыка звучит все тише и тише. Вот упала последняя капля, и
закончился дождь.
Поём:
Вспомните с ребятами народные прибаутки про дождик: «Дождик, дождик,
дождик, пуще»; «Дождик, дождик, поливай». Спойте их в хороводе. Часть детей пусть
свободно аккомпанирует на инструментах.
Фантазируем:
Поразмышляйте с детьми на темы: «Грустный дождик» и «Веселый дождик».
Почему грустный? Отчего ему бывает весело? Предложите ребятам разделиться на 2
подгруппы и каждой придумать свои композиции (возможно с движением). Они могут
зарисовать фломастерами свою партитуру дождика на листе, пользуясь любыми
условными обозначениями, а потом озвучить ее.
Импровизируем:
Рассмотрите данные графические партитуры. Пусть дети озвучат их несколько раз
в различных вариантах.
Работа в альбоме:
Продекламируйте стихи, прохлопайте ритм, наклейте подходящую картинку.
Ключевые слова: дождь, ливень, накрапывает, усиливается.
3.Тема: Стеклянные звуки.
Цели: привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков,
дать им качественные определения; учить составлять произвольные композиции с
предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой:
рiапо
и
рiапissimo;
соотнести
звучание
стекла
с
некоторыми
эмоциональными
состояниями; развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление,
воображение.
Детские музыкальные инструменты:
треугольник, валдайский колокольчик,
глокеншпиль деревянный.
Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные стаканы, бокалы и фужеры на
ножках, баночки разных размеров, бутылки разной величины и другие стеклянные
предметы; сосуд с водой; аудиозапись: П. Чайковский »Танец феи Драже» из балета
«Щелкунчик»; иллюстрация с изображением изделий стеклодувов Гусь-Хрустального.
Ход:
Предложите детям закрыть глаза и послушать, какие красивые, волшебные звуки
издают стеклянные предметы (коснитесь их слегка металлической, деревянной палочкой).
Расскажите им, что в стеклянном королевстве живут очень изнеженные, хрупкие и
капризные звуки: и с ними надо быть очень осторожными. Если стукнуть стаканы друг о
друга тихонько, то они заговорят, и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла.
Среди стеклянных звуков есть королевские особы – это звуки хрустальные. Их
нежные, переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать, кажется, что
рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит. Предложите детям
самим извлечь стеклянные звуки: с помощью разных палочек или слегка ударяя предметы
друг о друга. Удачным завершением этой части занятия будет составление «стеклянной
композиции», которая тоже может быть зафиксирована в графической партитуре,
придуманной вместе с педагогом.
Играем с инструментами:
Музыкальные инструменты из стекла не делают, потому что оно очень хрупкое.
Стеклянные звуки «переселились» в некоторые металлические инструменты, звук у
которых звонкий, переливающийся. Поиграйте осторожно палочкой на валдайских
колокольчиках, треугольниках различного размера. Предложите детям поиграть на этих
инструментах так, чтобы их звук был похож на стеклянный (рiano, pianissimo).
Познакомившись с инструментами, ребята могут придумать и исполнить очень
красочную композицию, соединяя звучание стеклянных предметов и музыкальных
инструментов.
В заключительной части занятия расскажите им о челесте – инструменте, чей звук
очень похож на стеклянный. Сыграйте с детьми в ансамбле «Танец феи Драже».
Фантазируем:
О чем нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите ребятам следующие
темы: «Солнечный лучик отразился в зеркале», «Осенние капли на оконном стекле»,
«Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона снежной Королевы», «Обеденное рондо».
Придумайте и сыграйте также другие детские импровизации.
Играем со звуками:
Покажите детям несколько новых для них приемов игры со стеклянными
предметами. Налейте в фужер на ножке воды, смочите палец и водите им круговыми
движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по-
разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку
можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе, – раздастся глухой, гудящий звук.
Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно «настроить» их на 2–4 звука и
сыграть на них мелодию.
Импровизируем:
Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять
места за выбранными ими инструментами – стеклянными и детскими. Управляя своим
оркестром, показывайте им порядок вступления и звучания, оставляя за ними выбор
характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи.
Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и
придумать свою программную или свободную композицию. Данные графической
партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их
будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное
мышление.
Дети
самостоятельно
выбирают
необходимые
им
инструменты
и
способ
озвучивания партитуры. Ее можно «оживить» своеобразным танцем, предложив части
ребят двигаться под эти спонтанно раздающиеся звуки. Они могут попробовать
изобразить их руками, глядя на партитуру и воспринимая на слух исполняемую другими
детьми музыку, как бы стараясь «поймать», «почувствовать» ее в жестах.
Удачно сочетаются со звучанием стекла звуки переливающейся воды (из сосуда в
сосуд). Все эти звуковые эффекты можно использовать в свободных композициях.
Аккомпанируем:
Прослушав в записи «Танец феи Драже» П. Чайковского, сыграйте детям отрывок
из него (1-я часть) или целиком. Предложите ребятам тихонько аккомпанировать на
треугольнике, валдайском колокольчике, извлекая негромкие, прозрачные звуки.
Работа в альбоме:
Выучить стихотворение, наклеить подходящий рисунок из разрезного листа. Дома
вспомнить название инструментов и сочинить свою «стеклянную музыку»
Ключевые слова:
стекло, стеклянный, прозрачный, пофантазируйте, тихий,
светлый.
4.Тема: Часы.
Цель: развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движения и детские
музыкальные инструменты. Дать представление о длинных и коротких звуках, темпе.
Развивать воображение, навыки фантазийного музицирования, творческую свободу,
ассоциативное мышление.
Детские музыкальные инструменты: тарелки, треугольник, коробочка, деревянные
палочки, маракасы, металлофон, ксилофон.
Пособия и материалы: будильник, наручные часы, пластмассовые игрушечные часы с
прозрачным корпусом, через который видно их устройство.
Ход:
Рассмотреть иллюстрацию. Помочь детям представить, какие звуки могут издавать
изображенные на ней часы.
Музыкальный руководитель:
- Приложите руку к сердечку и послушайте, как оно бьется. Ровно или с остановками?
У меня в груди вот тут, слышишь, часики идут.
Звук их радостен и тих, только, кто заводит их? Х. Расмуссен
Кто покажет мне движения, как бьется сердце?
Можно произносить слоги «тук-тук».
Дети могут касаться ладонью любой части тела, притоптывать носком, пяткой,
головой, рукой, закрывать и открывать глаза и т. д.
- Внутри каждого часового механизма тоже бьется сердце, и каждые часы по-своему
передают известную песенку «тик-так». Послушайте, как поют часки, будильник. Самые
большие и важные часы поселились в городских башнях. Их низкий голос должен
разноситься далеко, по всем улицам города. Давайте попробуем озвучить величественную
музыку часов на музыкальных инструментах, при этом произносить слова вы будете
разными голосами: тихо, высоко, низко.
Бо-ом! Бо-ом! Бо-ом!
- Но внутри больших часов есть и маленькие детальки, они добавляют к бою
мелодичности: Бо-ом! Бо-ом! Бо-ом (тарелки), или Динь-дон, Дили-дон (треугольник).
- Настенные домашние часы спокойно и неспешно рассказывают о своей незаметной, но
важной работе:
Тик, так, тик, так, весь день вот так!
Предложить детям сыграть музыку на музыкальных инструментах, делая метрические
движения корпусом, декламируя слова.
- А вот забавные кухонные часы с кукушкой могут рассказать очень много интересного,
например, как ночью на кухне шалят мышки.
Декламируем:
На стене часы висели – тик, так, тик, так.
Тараканы гири съели – хрум, трак, хрум, трак.
Мыши гири оторвали – дерг, бом, дерг, бом.
И часы ходить не стали – динь, стон, динь, стон.
Потешка
Предложить детям инсценировать потешку, разделившись на 4 группы. Каждая группа
придумывает свой вариант выразительного чтения и озвучивания. Предложить детям
озвучить графическую запись, на которых зашифрована музыка очень старых часов. В
завершении занятия исполнить песню «Часы», при этом сами дети выбирают себе
инструмент, придумывая способ игры или движения своей шестеренки. Часть детей
играет на своих инструментах, часть двигается, изображая часовой механизм.
Фантазируем и импровизируем:
Предложить ребятам расколдовать графическую запись, на которой «зашифрована»
музыка очень старинных часов. Принимаются все варианты.
Музицируем:
Исполнение пьесы М. Вольфензона «Маленькие часики». Дети сами выбирают
инструмент и способ игры на нём. Часть детей играет, а часть детей двигается, изображаю
механизм шестерёнок.
Ключевые слова: равномерно, ровно, быстро, медленно.
5. Тема: Зимние звуки. Снег. Метель.
Цели: обратить внимание детей на особую тонкость и изысканность зимних звуков
природы; учить легкому, осторожному звукоизвлечению; развивать тембровый слух,
навыки творческого музицирования.
Детские музыкальные инструменты: колокольчики, пальчиковые тарелочки,
металлофон, треугольник, коробочка, маракасы, медиатор.
Пособия и материалы: хрустальные стаканы, бокалы на ножке с водой, целлофан;
иллюстрации «Зимний лес», «На катке», «Вьюга».
Ход:
Помогите детям представить, как много различных зимних звуков может звучать
вокруг. Рассмотрите с детьми иллюстрации. Вспомните с ними, как искрится и хрустит
под ногами снег, звенит ледок, весело смеются ребята, играя в снежки. Зимние пушистые
снежинки – это замороженные дождинки. Они легки, невесомы, музыку их воздушного
танца услышать почти невозможно. Но можно придумать и сыграть ее. Предложите детям
свободно поэкспериментировать на имеющихся инструментах. Пусть они поищут приемы
игры для воздушного, прозрачного звучания, потренируются в легком, осторожном
звукоизвлечении. Продекламируйте ребятам выразительно стихотворение из альбома,
сопровождая его игрой на треугольнике или колокольчике. Композиция может быть
«украшена» звучанием любых других инструментов. Но зимний снег бывает и колючим,
резким. Завоет холодный ветер, загудит метель. Ее музыку на инструментах надо
изображать иначе, чем танец снежинок. Необходимому здесь звукоизвлечению поможет
энергичная речевая артикуляция:
Ме – тель гу – дит.
В тру – бе шу – мит.
Очень страшно одному,
А метель все «У-у» да «У-у»!
Завывание
ветра
можно
изобразить
глиссандированием
голоса;
глиссандо
металлофонов с помощью бокала (см. тему «Стеклянные звуки»). Оно послужит
выразительным фоном для декламации стихов.
Фантазируем:
Тема: «Зимняя звуковая фантазия». Сюда можно включить подражание голосам
птиц: синичек, воробьев:
Те-тер, те-тер,
Зинь, зинь, зинь-зивер.
(Синичка.)
Чик-чирик, чик-чирик.
На снежок я прыг. (Воробей.)
Скрип снега или саней можно изобразить, сминая ритмично рукой целлофан. Звон
бубенчиков, смех детей тоже может быть музыкой. И даже обыкновенная кошка в своей
жалобной песенке расскажет на своем языке, как у нее озябли лапки…
Импровизируем:
Предложите детям зарисовать зимнюю фантазию в графической партитуре. Пусть
каждая группа из 3–4 человек придумает что-нибудь свое. Возможные темы для звуковых
фантазий: «Два ветерка и снежинка», «Ледяные узоры», «Замороженная тишина», «С
горки на горку».
Поем:
Спойте с детьми любую зимнюю песню, придумайте к ней звуковое оформление.
Если возможно, сделайте красочное вступление и заключение.
Работа в альбоме: рассмотреть внимательно иллюстрацию, найдите всё, что
звучит и озвучьте самостоятельно. Выучите стих и прохлопайте ритм.
Ключевые слова: зима, снег, хруст, скрип, искрится.
6. Тема: Звуки весны, капель, насекомые.
Цель: Дать представление об эмоциональном содержании звуков, совершенствовать
навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью. Развивать
умение владеть голосовым аппаратом, создавая шумовые композиции из звуковой речи.
Детские музыкальные инструменты: колокольчик, металлофон, стеклянные стаканы,
пальчиковые тарелки.
Пособия и материалы: иллюстрация с изображением летящего шмеля.
Ход: рассмотреть с детьми иллюстрацию.
Музыкальный руководитель:
- Долгой зиме пришел конец. Закапали с крыш сосульки, и зазвенела солнечная капель в
ажурной ледяной лужице. Наступает весна, и все кругом радуется, пробуждается.
Подумайте, на каких инструментах можно изобразить музыку капели? Эта музыка не
должна походить на музыку дождя: звуки здесь должны быть светлыми, прозрачными
очень холодными. Как в таком случае надо прикасаться к колокольчику? Может при этом
надо еще и улыбнуться? Попробуйте изобразить капель на инструментах.
Дети выполняют задание. Затем предложить детям спеть песню «Солнечная капель»
Соснина, сопровождая фортепианный аккомпанемент звучанием инструментов.
- Не успеют растаять сосульки, как на проталинке появляются первые подснежники. В
звуковой картине весны никак не обойтись без насекомых. В яркой, зеленой траве
засуетились жуки и пчелы – большие и маленькие, шумные и еле слышно жужжащие на
цветке. Одни насекомые звучат низко ж-ж-ж, другие высоко - з-з-з. попробуйте
изобразить насекомых, меняя положение губ. Придумайте каждый свою звуковую линию,
рисуя ее рукой в воздухе. Верхний голос самый высокий и звонкий, низкий – гудящий,
насыщенный. Между ними отрывистый второй и волнообразный третий.
Декламируем:
Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи!
- Жу, жу, жу, жу, я на веточке сижу.
Н. Френкель
Зу-зу-зу поет пчела, много меду принесла.
Зу-зу, зу-зу, в улье спрячусь я в грозу.
Импровизируем:
Предложить детям поиграть в игру «Спящий ежик». Дети садятся на полу в круг. Один из
них сворачивается на ковре, как спящий ежик. Сидящие дети воспроизводят любые звуки
– шуршание, стук по полу, по телу, хлопки, произношение любых звуков, слогов –
отрывисто или протяжно. Спящий ежик чутко реагирует на изменение динамики,
постепенно просыпаясь.
Ключевые слова:капель, звуки насекомых, звукоподражание, игра со звуками.
7. Тема: Я - маленький композитор.
Цели: повторить и обобщить пройденный материал; привлечь детей к творческому
импровизационному музицированию; развивать у
детей
навыки
самостоятельных
действий.
Детские музыкальные инструменты: весь комплект.
Пособия и материалы: все предметы, использовавшиеся при изучении тем
занятий 1, 2, 3, 4.
Ход:
Расскажите детям более подробно, кто такой композитор. Побеседуйте с ними
немного об огромном океане очень разной музыки, окружающей нас. Предложите игровой
вариант занятия: «Мы сейчас с вами поиграем: вы все станете маленькими композиторами
и будете сочинять музыку какую захотите». Ребята могут вспомнить какие-либо темы для
музыкальных импровизаций из уже использовавшихся на занятиях либо придумать свои.
Предложите детям разбиться на небольшие группы (некоторые могут работать
индивидуально) для составления устного плана или графической партитуры своих
композиций. Роль педагога в занятии сводится к незаметному руководству творческим
процессом детей. Педагог также может принять участие в отдельных импровизациях по
просьбе детей (возможно, на фортепиано). Готовые композиции исполняются в виде
концерта. Некоторые небольшие сочинения могут быть объединены в более развернутые,
если того пожелают ребята. Постарайтесь превратить этот концерт в запоминающееся
событие – праздник творчества, самовыражения, радости и удовольствия, который
подарит детям музицирование.
Музицируем:
Подведите итог занятию, вспомните, какие исполнялись композиции, найдите в
каждой из них интересное, то, что особенно запомнилось. Пусть каждая группа
исполнителей почувствует радость и удовлетворение от своей работы. Напомните детям,
что дома они могут найти множество подходящих предметов, которые помогут им
музицировать на досуге, на домашнем празднике.
Работа в альбоме: раскрасьте картинку. Выучите стихотворение.
Ключевые слова: композитор, сочинить музыку.
8. Тема: Ансамбль.
Цели: закрепить предыдущие знания и навыки; приобщить к коллективной импровизации
в ансамбле; развить художественно-ассоциативное мышление.
Детские музыкальные инструменты: полный набор.
Пособия и материалы: ансамбль народных инструментов
Ход:
Полюбуйтесь вместе с детьми картиной. Послушайте музыку. Объясните им, что значит
играть в ансамбле, что такое дуэт, трио, квартет. Попробуйте импровизировать
ансамблем.
Послушайте старинную музыку. Спросите детей: «Какая это музыка – современная или
старинная, танцевальная или нет?» Какие инструменты играют – духовые, струнные или
клавишные? Сколько их?»
Декламируем:
– Ква-ква, – урчит квакушка.
– Ку-ку! – кричит кукушка.
День целый по леску:
– Ква-ква! Ку-ку!
– Ква-ква! Ку-ку! Ку-ку!
Е. Благинина
Импровизируем:
Озвучьте эти стихи детскими музыкальными инструментами. Изобразите «ква-ква» на
клавишном инструменте, а «ку-ку» – на духовом (флейте, дудочке). Попросите детей
распеть эти слова вокальной импровизацией. Таким образом, у вас может получиться
миниатюрная
музыкально-литературная
композиция
с
чтецом,
певцами
и
инструменталистами: вначале сыграйте на детских инструментах музыку кукушки и
лягушки (по очереди, потом вместе – дуэтом), затем читайте стихи с вокальной
импровизацией
и
закончите
сценку
инструментальной
импровизацией.
Важно послушать каждого импровизатора, желающего исполнить одну из партий
изображенного
ансамбля.
Усложните
задание:
сыграйте
те
же
импровизации
одновременно – квартетом. Пусть ребята вступают по очереди, как бы накладывая тембр
своего инструмента на уже звучащие. Обсудите, тембры каких инструментов сочетаются
лучше.
Фантазируем:
Предложите детям самостоятельно озвучить рассказ. Заранее распределите роли: птички,
дятла, лягушки, пчелы, комарика, стрекозы и прочих персонажей. Пусть каждый выберет
подходящий для его роли музыкальный инструмент. Затем сымпровизируйте текст:
«Ранним летним утром мы вышли в лес и услышали интересную музыку. Высоко на
дереве пела птичка. (Предоставьте возможность ребенку в роли птички сыграть
развернутую импровизацию на свирели или флейте. При желании могут играть две
птички.) Потом в траве застрекотал кузнечик. (Предложите кому-то из детей на струнном
инструменте изобразить этот стрекот кузнечика.) У самого болота затянула свою песенку
лягушка. (Здесь возможна вокальная импровизация на словах «ква».) Вдруг на большой
сосне раздался стук! Что это? Это был дятел». (Ребенок на трещотке выводит
ритмическую импровизацию.) И так далее. Закончить все это можно одновременным
звучанием всех инструментов – «лесным гамом».
Ключевые слова: ансамбль, дуэт, трио, квартет.
9. Тема: Музыкальное пространство нотного стана.
Цели: сформировать у детей общее представление о том, каким образом звуки
низкие и высокие записываются на бумаге в нотах; познакомить в образной форме со
звуковысотными
закономерностями
нотного
стана;
развить
художественно-ассо-
циативное мышление.
Детские музыкальные инструменты: пианино, электромузыкальная клавиатура,
свирель, флейта, металлофон.
Ход:
Пофантазируйте, что может звучать в высоком регистре и где следует записать эти
ноты-звуки на нотном стане, а что в природе звучит на низких звуках и где на нотном
стане надо записать их нотами.
После того как рассмотрите иллюстрацию «Радуга», предложите детям выполнить
свой рисунок на тему «Семь нот – семь цветов радуги». Устройте конкурс, похвалите за
лучшие рисунки.
Декламируем:
Семь всего лишь нот на свете:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси…
Н. Кончаловская
Импровизируем:
Предложите каждому сочинить на эти стихи песенку. В процессе многократного
распевания дети легко и быстро запомнят последовательность нот в гамме. Спойте
наиболее удавшуюся песенку и похвалите автора.
Работаем в альбоме:
Рассмотрите нотный стан с нотками, воздушными шариками, которые привязаны к
соответствующим клавишам. Детям не составит труда сыграть и назвать неразрешенные
ноты, которые им предстоит раскрасить дома. Пусть они привяжут эти нотки линиями-
ниточками к соответствующим клавишам и сыграют их на электромузыкальной
клавиатуре или детском пианино.
Поём:
Дети легко запомнят песенку с названием нот, помещенную в альбоме. Вначале
попросите каждого ребенка самостоятельно спеть ее и сыграть на клавишном
инструменте. Затем спойте хором.
Фантазируем:
Художник изобразил ноты в виде воздушных шариков. Предложите детям
подумать и нарисовать, на что похожи ноты-кружочки. Пофантазируйте и дорисуйте их
так, чтобы получились… яблоко, колесо и другие картинки.
Спросите ребят: «Какого цвета нотки?» Напомните им об удивительном числе
«семь»: семь нот – семь цветов радуги, семь чудес света!.. Скажите, что каждая нота
светится своим неповторимым светом, так же, как каждая звезда на небе имеет свой цвет.
Предложите детям нарисовать цветные ноты в соответствии с индивидуальным
восприятием,
предварительно
прослушав
каждую
из
них.
Сравните
результаты.
Развивайте, таким образом, музыкальный фонический слух.
Ключевые слова: нотный стан, скрипичный ключ, семь нот – семь цветов радуги.
10. Тема: Звуки лета.
Цель: развивать звуковую фантазию, воображение, ассоциативное мышление, навыки
создания
свободных
композиций,
умение
озвучивать
иллюстрацию,
используя
полученные ранее знания.
Детские музыкальные инструменты: весь комплект, свистульки, гармошки губные.
Пособия и материалы: предметы и материалы, использовавшиеся при изучении тем
1,2,3,4. Бумага, фломастеры. Иллюстрация.
Ход:
Музыкальный руководитель:
Кружевеет, розовеет утром лес,
Паучок по паутинке вверх полез.
Бриллиантится веселая роса,
Что за воздух! Что за свет! Что за краса!
Хорошо гулять утрами по овсу,
Видеть птичку, лягушонка и осу.
Слушать сонного горлана – петуха,
Обменяться с дальним эхом – ха-ха-ха!
- Как красиво выразил свои мысли поэт в этом стихотворении. Слова звучат необычно и в
каждом слове – музыка. Давайте попробуем оживить ее. Летом в природе все живет,
движется. И, чтобы озвучить картину лета, придется хорошо потрудиться. Все пищит,
чирикает, фыркает и журчит. Летом главнее музыканты в лесу – птицы. Попробуйте на
металлофоне изобразить музыку кукушки, воробья.
Дети выполняют задание.
Декламируем:
Зеленая опушка, идем по холодку,
В лесу поет кукушка: ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Е. Благинина.
Чьи там крики у пруда?
«Квасу, квасу нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши,
надоела нам вода!»
чирик, чирик, чик-чирик, воробей не велик!
О. Григорьев.
- Сколько еще мы знаем таких летних звуков: шорохи, шелест, шуршание, стрекот,
фырканье – это мышки, ежик, травинки, кузнечики, веточки, ручеек. Я сейчас почитаю
вам стихотворение о лягушке, а вы сопроводите его аккомпанементом на музыкальных
инструментах или словами, слогами.
Дети выполняют задание.
Фантазируем:
- А как вы думаете, есть ли музыка у белых корабликов – облаков, танцуют ли днем
солнечные лучики, запутавшись в ветках березы? А может, если прислушаться, можно
услышать торжественный летний гимн? Его музыка поднимается над лесом и летит прямо
к солнцу. Придумайте и озвучьте сказочную фантазию, например «Крылышко стрекозы
переливается на солнце».
Поём:
В конце занятия исполнить с детьми песенку о лете – «Кузнечик» В. Шаинского или
другую.
Работа в альбоме: выучите стихотворение, прохлопайте ритм. Наклейте подходящую
картинку. Найдите на листе альбома всё, что звучит.
11.Тема: Ночная фантазия. Звуки Вселенной. Звёздное небо.
Цель: развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление.
Уметь представлять и звукоизображать неслышимое – музыку звезд, звуки вселенной,
позывные спутников, планет. Развивать навыки свободного, изобретательного владения
инструментами: умение находить и извлекать из них оригинальные звуки, создавать
импровизационные звуковые композиции.
Детские музыкальные инструменты: весь комплект.
Пособия и материалы: синтезатор и все предметы, которые раньше использовались на
занятиях 1,2,3,4. иллюстрация космоса.
Ход: рассмотреть иллюстрацию.
Музыкальный руководитель:
- Космос…Наверное, никогда человек не будет равнодушен к этому загадочному миру
звезд, больших и малых планет, далеких туманностей,
гигантской лаборатории
превращений. В космосе есть своя музыка, она не менее красивая, чем земная. Вот
пролетела комета, она пронеслась быстро и с большой звуковой силой. У маленькой
звездочки, которая падает с неба, наверное, тихий, красивый, блестящий голосок. На
какой-то планете живут непохожие на нас пришельцы, у которых своя музыка.
Попробуйте придумать музыкальную композицию на тему «Звездная песня неба».
Звездочки, звездочки, сколько вам лет?
Звездочки, звездочки, вы слышите или нет?
Мне бы вас хотелось попросить
Никогда огонь свой не гасить! Авинаш Чандра Наранг.
Декламируем:
Тон. Тон. тон. - Отворите дверь.
Кто так громко стучит?
- это я, Горный ветер.
Тон. Тон. Тон. – Отворите дверь!
Кто так поздно стучит?
- Это я, лунный свет. Хитакара Хакусю.
Фантазируем:
- Пофантазируйте и сыграйте, как хотите, музыку звезды, сияние солнца, позывные
космического корабля. Эти звуки станут голосами вселенной, обрывками космческих
позывных.
Дети начинают выполнять задание, при котором любой ответ, любое сочетание звуков
будет правильным.
Игра со звуками:
Предложить детям звуковую композицию «Ночная фантазия», где можно использовать
слоги и звуки речи, выразительные возможности голоса, необычные приемы игры на
музыкальных инструментах. Дать задание изобразить звуки космоса графически.
Работа в альбоме: раскрасьте иллюстрацию.
Ключевые слова: космос, вселенная, звезды, планеты, попробуйте.
12. Тема: Детские подвижные игры с элементами музицирования.
Цель: закрепит полученные знания и навыки в детских подвижных играх.
Детские музыкальные инструменты: весь комплект.
Пособия и материалы: Альбом «Музыка»
Ход:
Работа в альбоме: подробно объясните детям, ка они могут поиграть с друзьями. Как
красиво зазвучит эта игр в сопровождении музыкальных инструментов. Одни дети могут
играть с помощью кубика, а другие – озвучивать игру музыкальными импровизациями на
заданных инструментах.
Русская народная игра:
Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
—
Линь, динь, динь!
Кто там?
—
Почта! Откуда?
—
Из города...
—
А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все
играющие должны делать то, что сказал водящий.
А тот, кто плохо выполняет
задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов.
Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для
~них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории,
вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего
и игра повторяется.
П р а в и л а игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.
Русская народная игра:
Пчелки и ласточка
Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни
ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она
вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой,
игра повторяется.
П р а в и л а
игры.
Пчелам
следует
летать
по всей площадке. Гнездо
ласточки должно быть на возвышении.
Список использованной литературы
1. Алексеева Л. Н., Тютюнникова Т. Э. Страна чудес – музыка. – М., 1998 г.
2. Девятова Т. Н., Звук - волшебник / Материалы образовательной программы по
музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка - пресс,
2006 г.