Авторы: Иванова Любовь Викторовна, Никитина Гузялия Миргалиевна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Малышок" с. Булгаково
Населённый пункт: Уфимский район Республики Башкортостан
Наименование материала: дополнительная образовательная программа
Тема: "Программа здоровьесберегательной технологии по дыхательной гимнастике для детей подготовительной группы"
Раздел: дошкольное образование
Программа здоровьесберегающей технологии
для детей дошкольного возраста
на основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
для подготовительной группы
срок реализации: сентябрь – май
Авторы -составители программы:
Старший воспитатель Иванова Л.В.,
Воспитатель первой квалификационной категории
Никитина Г.М.
1
Пояснительная записка.
Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель
Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из
другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве,
или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в
тело…» Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались
задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть
пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически
обоснованных
и
высокоэффективных
дыхательных
упражнений
Гермеса
Трисмегиста – более двух тысячелетий!
Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное
дыхание ветерка», - вся наша планета дышит и развивается как живой организм.
Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая
потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого
организма.
Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода
из окружающей среды и выделением углекислого газа.
Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой сейчас очень популярна.
Тысячи людей избавились от тяжелых недугов с помощью этой уникальной
гимнастики, запатентованной как способ лечения и занесенной в Государственный
реестр Российской Федерации под №2214812. Эта гимнастика универсальна. Она
может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей,
восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на
улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний
и очень результативна.
Актуальность.
В
настоящее
время,
проблемы
здоровья
стали
особенно
актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем
познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля
умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается
переутомление
детей,
снижение
их
функциональных
возможностей,
что
отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на
перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на
учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию
дыхательной
мускулатуры,
увеличению
подвижности
грудной
клетки
и
диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие
требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок,
загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и
других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и
качество жизни.
За последние годы резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи
лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков,
2
Научного центра гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии
медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей,
количество
здоровых
дошкольников
составляет
всего
лишь
10%.
Среди
контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела,
50% детей – хронически больные. Анализ детской заболеваемости в дошкольных
учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания,
передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.
Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста – вопрос,
который пытаются решить как педиатры, так и педагоги.
Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма -
главное, над, чем необходимо работать в детском саду.
Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог
хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке
правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в
оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было
разработано
множество
методик,
нашедших
широкое
применение,
как
в
традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и широко
используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко,
В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова
Данная программа поможет родителям задуматься о проблеме «правильного»
дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так
как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем
самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
Педагогическая целесообразность.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ требует
новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и
методы
не
могут
в
должной
мере
противостоять
ухудшению
здоровья
подрастающего поколения.
Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие
результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для
приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное
расписание.
Для
работы
по некоторым
методикам
необходимо отдельное
помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и
другим
параметрам
дыхательная
гимнастика
Александры
Николаевны
Стрельниковой вне конкуренции.
Преимущества данного метода.
По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой
хороша тем, что:
сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом,
плаванием;
восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
3
для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной
одежды(спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;
после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
обеспечивается
насыщение
кислородом
и
активизация
общих
обменных процессов на клеточном уровне;
дает
хороший
эффект
для
тренировки
мышечной
системы
дыхательного аппарата и грудной клетки;
активизирует
иммунную
систему
и
защитно-приспособленческие
механизмы организма;
тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов
дыхания;
жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса
увеличивается на 20- 30%;
снижается артериальное давление за счет предельного насыщения
крови
кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри;
гимнастика показана и взрослым и детям.
Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей
категории
Зинаида
Петровна
Мелихова
говорила:
«Для
стрельниковской
гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10
минут после начало занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость,
легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок –
максимальный результат. А это как раз и не- обходимо современному человеку
при нашем образе жизни»
Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие
цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его
функциональные
резервы;
вызвать
изменения
в
различных
органах
и
функциональныхсистемах.
Польза
дыхательной
гимнастики
Стрельниковой
для
детей.
Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно
впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов,
усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе
медикаментозных и а льтернативных. В их числе:
хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе
пневмония и астма;
сахарный диабет;
болезни сердца;
язвенная болезнь (в стадии ремиссии);
заболевания неврологического характера.
При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма.
Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует
исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в
процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.
4
Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется
кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и
оптимизации его работы в целом
Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по
методу А.Н. Стрельниковой:
способствовать
укреплению
здоровья
детей
и
приобщению
к
здоровому образу жизни
Задачи обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике
по методу А.Н. Стрельниковой
Воспитательные задачи:
воспитание у детей интереса к занятиям дыхательной гимнастики;
воспитание умения работать по сигналу в коллективе детей.
Оздоровительные задачи:
улучшать - дренажную функцию бронхов;
восстанавливать - нарушенное носовое дыхание;
повышать - общую сопротивляемость организма его тонус, улучшать нервно-
психическое состояние.
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
данной
дополнительной
образовательной программы 5 - 6 лет, 6 - 7 лет
Направленность дополнительной программы: Оздоровительная.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (сентябрь -
май).
Формы режим занятий: Фронтальный, индивидуальный, согласно сетке занятий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: «Диагностика»
улучшенная дренажная функция бронхов;
восстановленное носовое дыхание;
повышенная общая сопротивляемость организма, его тонус;
улучшенное нервно- психическое состояние.
Диагностическая таблица. Дыхательная диагностика
№Список детей
пол
возрас
т
П /с звуковая
проба
Проба
Генчи
Методика проведения диагностики
5
1. Звуковая проба – Пс. И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два
спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом,
произносит звук «м» с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха.
По секундомеру вслух ведется счет секунд (одновременно с третьим вдохом
ребенок может поднять руку, опустить ее с окончанием «мычания» и запомнив
цифру, произносимую в этот момент). Единица измерения – секунды (с).
2. Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи) – М /с – И.п.- стоя. Ребенок
делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом
закрывает рукой рот и нос одновременно и терпит до желания сделать выдох. По
секундомеру вслух ведется счет. Единица измерения – секунды (с)
Формы подведения итогов реализации программы: диагностика
Содержание программы:
1. Принципы дыхания.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и
резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это
вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую
необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении
упражнения необходимо соблюдать простые правила:
1.Вдох - «громкий», короткий, активный (шумно шмыгать носом, как бы нюхая
запах гари).
2.Выдох - пассивный, уходит через нос или рот. Лучше, если это выдох через нос.
О выдохе думать запрещено.
2. Последовательность и количество упражнений:
Чтобы научить детей делать упражнения, родителям и педагогам необходимо
хорошо освоить их выполнения. Гимнастику я начинаю именно с простых
упражнений: «Ладошки» и «Погонщики».
Схема занятий:
1.Ладошки – 4*8.
2.Погонщики -4*8.
3.Насос-4-*8.
После
освоения
основного
комплекса,
используются
упражнениями
дополнительного комплекса. Когда элементы гимнастики освоены, она делается
легко, без напряжения и доставляет удовольствие.
3. Темп, ритм, счет вдохов движений.
Дыхательные упражнения делаются в счет строевого шага. Это примерно одно
движение в секунду. С таким же интервалом происходит вдох. Темп и ритм для
детей можно задавать хлопками с одновременным счетом, который ведется по
восьмеркам или с проговариванием вспомогательных слов.
6
4. Особенности выполнения упражнений.
Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, учитываются самочувствие и
состояние каждого ребенка. При необходимости делаются паузы, меняется темп
выполнения на более медленный. Или разрешаю ослабленному или новенькому
ребенку не делать упражнения вместе со всеми, а занимаюсь с ним индивидуально.
5. Рекомендации для родителей.
С помощью нашей гимнастики вы избавите своего малыша от ОРЗ и ОРВИ, от
аденоидных разрастаний в носу и от астматических приступов удушья по ночам.
Да и не только от этого. Активизируя обменные процессы во всех внутренних
органах и системах, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой способствует
правильному формированию детского организма. Отстающим в физическом
развитии она помогает находиться в одном ряду со своими сверстниками, а в
некоторых случаях опережать их. В нашей гимнастике есть целый ряд упражнений,
не только укрепляющих позвоночник, но и исправляющий различные его
деформации
(сколиозы,
кифозы,
лордозы).
Стрельниковская
гимнастика
способствует более быстрому росту костной и мышечной ткани.
Она нормализует гормональный фон всего организма через активизацию
гормонопродуцирующих органов: гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез,
надпочечников, яичников у (девочек) и семенников у (мальчиков).
Поэтому А. Н. Стрельникова настоятельно рекомендовала применять свою
гимнастику не только в хореографических училищах, где у воспитанников
формируют красивое, сильное и выносливое тело, не только в театральных школах,
где будущим актерам, помимо красивого тела, нужен еще и хорошо звучащий
голос, но и в детских садах, в общеобразовательных школах, где учатся наши дети,
которые должны стать и умными, красивыми, и ЗДОРОВЫМИ!
Структура и организация работы с детьми
Подготовительная группа – возраст 6 - 7 лет
Длительность: 30 минут
Использование дыхательной гимнастики во время ООД и как отдельные
упражнения.
Сентябрь
1.Урок здоровья:
длительность - 1.5 минуты
тема:
1. неделя. «Чтобы уши слышали».
2. неделя. «Для чего уши».
3. неделя. «Что для глаз полезно, а что вредно».
4. неделя. «Волшебство ритмов дня».
2.Разминка. Ходьба в колонне по одному на сигнал воспитателя:
«Воробышки!»- остановиться и сказать: «Чик - чирик», а затем продолжить
ходьбу; бег врассыпную. Ходьба и бег проводятся в чередовании.
3. Дыхательная гимнастика:
7
Часики. И.п.стоя ноги слегка расставить руки опустить. Размахивая прямыми
руками вперед и назад произносит тик- так. Повторить до 10раз.
Надуй шарик. И.п. ребенок сидит или стоит. Надувая шарик широко разводит
руки в стороны и глубоко вдыхает затем медленно сводит руки. Соединяя
ладони перед грудью и выдувает воздух –ф-ф-ф-ф. Шарик лопнул –хлопнуть в
ладоши. Из шарика выходит воздух-ребенок произносит ш-ш –ш - ш. Вытягивая
губы хоботком. Опуская руки и оседая как шарик. Из которого выпустили
воздух. Повторить 4 раз.
Трубач.и. п.сидя кисти рук сжаты в трубочку подняты вверх. Медленный
выдох с громким произнесением звука п-ф-п-ф-п-ф 4 раза.
4. Подвижная игра: (Русская народная игра).«Волк:»(карточка №2)
Цель: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,
фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на одной ноге с
продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам
других национальностей. 3раза.
5. Малоподвижная игра (Русская народная игра) «Краски» 2 раза.
Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,
фольклором русского народа. Упражнять детей в беге с увертыванием и ловлей.
Развивать быстроту реакции. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам
других национальностей.3раза.
6. Психогимнастика: «Лисичка подслушивает»
Лисичка
стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком ,и
подслушивает, о чем они говорят. Выразительные движения. Голова наклонена в
сторону ,взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза нога
выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен к переди.3раза.
Октябрь
1.Урок здоровья:
длительность - 1.5 минуты
тема:
1.неделя. « Полезная еда».
2.неделя. « Советы доктора воды».
3.неделя. « Целебные звуки».
4.неделя. « Волшебство огня».
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием: на носках, на пятках, руки за голову,
на внешней стороне стопы, на внутренней . Бег в чередовании с ходьбой.
3круга.
3. Дыхательная гимнастика.«Шаги». И..п.- ноги врозь, руки внизу.
Попеременно поднимать колени; руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох
во время подъема колена.4 раза по 6 вдохов.«Шаги». И.п.- тоже. Попеременно
сгибать голеностоп назад вдох. 4 раза.
4.
Подвижная
игра:
(Татарская
игра)
«Продаем
горшки».
Цель:
Продолжать знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и
8
фольклором татарского народа. Упражнять детей в беге с ускорением и
выполнении танцевальных движений. Воспитывать у детей уважение и интерес
к народам других национальностей. (карточка №1)3раза.
5. Малоподвижная игра ( Татарская игра) «Жмурки». 3раза см.картотеку
подвижных игр. Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями,
традициями, фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на
одной ноге с продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к
народам других национальностей.
6. Психогимнастика. «Повтори за мной».
Цель: развивать моторно –
слуховую память.
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку
прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети
внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх
большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если
неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей
структуре. 5раз.
Ноябрь
1.Урок здоровья:
длительность- 1.5 минуты
тема:
1.неделя. «Чтобы уши слышали».
2.неделя . « Для чего уши».
3.неделя. «Что для глаз полезно, а что вредно».
4.неделя. «Волшебство ритмов дня».
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием: на носках, на пятках, руки за голову,
на
внеш.
стороне
стопы,
на
внутренней.
Бег
по
диагонали,
змейкой,противоходом. 2круга..
3. Дыхательная гимнастика. «Ладошки» - и.п. ноги врозь предплечья
перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом,
одновременно сильно сжать ладони в кулак.4 раза по 8 вдохов.
«Погончики»- и.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне
пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить
руки вниз пальцы разжать.4 раза по 8 вдохов.
4. Подвижная игра: (Татарская игра) «Перехватчики». Цель: продолжать
знакомить
детей
с
национальными
обычаями,
традициями,
фольклором
татарского народа. Упражнять детей в прыжках на одной ноге с продвижением
вперед.
Воспитывать
у
детей
уважение
и
интерес
к
народам
других
национальностей. 3раза.
5. Малоподвижная игра (Татарская игра) «Мяч по кругу». см.картотеку
подвижные игры. Цель: Продолжать знакомить детей с национальными
обычаями, традициями, фольклором татарского народа. Упражнять детей в беге
с увертыванием и ловлей. Развивать быстроту реакций. Воспитывать у детей
уважение и интерес к народам других национальностей.3раза.
9
6. Психогимнастика «Слушай и исполняй». Цель: развивать внимание и
память. Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений,
не
показывая
их.
Дети
должны
произвести
движения
в
той
же
последовательности, в какой они были названы ведущим.(стр.54)
Декабрь
1.Урок здоровья:
длительность- 1.5 минуты
тема:
1.неделя. «Волшебное зеркальце».
2.неделя. «Вода и мыло».
3.неделя. « Белый огонь».
4.неделя. «Волшебство ритмов дня».
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием: на носках, на пятках, руки за голову,
на внешней стороне стопы, на внутренней.
3. Дыхательные упражнения. «Насос» ( накачивание шины) - И. п.
встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте
легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно –
шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен
кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться и снова
поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Поклоны делаются ритмично и
легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не
прямая, голова опущена. Помните! «Накачивать шину» надо в темпе ритме
строевого шага.
«Кошка» - И. п. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не
должны
отрываться
от
пола).
Сделайте
танцевальное
приседание
и
одновременно поворот туловища вправо- резкий , короткий вдох. Затем точно
такое же приседание и одновременно поворот туловища влево - резкий ,
короткий
шумный
вдох.
Выдохи
происходят
между
вдохами
сами,
непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое
пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения
справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в
талии.
4. Подвижная игра. ( Башкирская игра) «Юрта» см.картотеку подвижные
игры. 2-3раза.
5. Малоподвижная игра (Татарская игра) «Мяч по кругу».
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
с
национальными
обычаями,
традициями,
фольклором татарского народа. Упражнять детей в беге с увертыванием и
ловлей. Развивать быстроту реакций. Воспитывать у детей уважение и интерес к
народам других национальностей.3раза.
6. Психогимнастика. Слушай и исполняй. (стр. 54.) Цель игры: развивать
внимание и память. Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько
различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в
точно такой же последовательности в какой они были названы ведущим.
10
Январь
1.Урок здоровья:
длительность- 1.5 минуты
тема:
1.неделя «Цветок здоровья».
2.неделя. «Волшебство вежливости».
3.неделя. « Волшебство общения».
4.неделя. «Как полезна каша».
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием.2 круга.
3. Дыхательные упражнения. « Большой маятник» – («насос + Обними
плечи»). - И. п. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч наклон вперед,
руки тянуться к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись к
пояснице наклон назад – руки обнимают плечи – и тоже вдох. Кланяйтесь вперед
– откидывайтесь назад, вдох – «с пола», вдох «с потолка». Выдохи происходят
между вдохами сами, не задерживайте и не выталкивайте выдох. Упражнение
можно делать сидя.4*8 раз
«Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце
движения.4-по 8 вдохов.
4. Подвижная игра.( Татарская игра) «Пастух и волк». Цель: Продолжать
знакомить
детей
с
национальными
обычаями,
традициями,
фольклором
татарского народа. Упражнять детей в беге с увертыванием и ловлей. Развивать
быстроту реакций. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам других
национальностей.3раза.
5. Малоподвижная игра ( Татарская игра) «Жмурки». 3раза см.картотеку
подвижных игр. Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями,
традициями, фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на
одной ноге с продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к
народам других национальностей.
6. Психогимнастика –« Запретный номер». Играющие стоят по кругу.
Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения
играющий хлопает в ладоши (5 раз).Начинается игра, когда первый ребенок
скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок
молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит «шесть». И. тд.
Февраль.
1.Урок здоровья:
длительность - 1.5 минуты
тема:
1.неделя. «Сон лучшее лекарство».
2.неделя. «Зачем человеку кожа».
3.неделя. «Чудо нос».
4.неделя. «Как беречь ноги. Уход за ногтями»
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием. 2 круга.
3. Дыхательные упражнения.
11
«Перекаты» и. п.- одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки
внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно
на ногу впереди ина ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки
свободно. Вдох выполнять в момент выпада.4 *8 раза. «Перекаты» и.п. тоже с
другой ноги.4* 8раза.
4. Подвижная игра. (Русская народная игра) «Филин и пташки».
Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,
фольклором русского народа. Упражнять детей в беге. Воспитывать у детей
уважение и интерес к народам других национальностей.
5. Малоподвижная игра (Татарская игра) «Жмурки».
Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,
фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на одной ноге с
продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам
других национальностей.
6. Психогимнастика. «Замри». Дети прыгают под музыку (ноги в стороны –
вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой). Внезапно музыка
обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которой пришлась
остановка в музыке. Снова звучит музыка – остановившиеся продолжают игру.
Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается
победителем.
Март
1.Урок здоровья :
длительность- 1.5 минуты
тема:
1.неделя. «Волшебство силы и самостоятельности».
2.неделя. «Если кожа повреждена».
3.неделя. «Чтобы были зубы здоровыми».
4.неделя. «Сила камней».
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием. 2 круга.
3.Дыхательные упражнения. «Китайский болванчик» - наклоны головы
вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения.4 раза по 8 вдохов.
«Поворот головы» – в стороны направо и налево. В конечной точке каждого
поворота – короткий, шумный быстрый вдох носом, так чтобы крылья носа
слегка втягивались, сжимались, а не раздувались. 4 раза по 8 вдохов.
4. Подвижная игра. (Русская народная игра) «Гуси».
Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,
фольклором русского народа. Развивать у детей речь. Упражнять детей в
выполнении различных видов движений. Воспитывать у детей уважение и
интерес к народам других национальностей.
5. Малоподвижная игра.(Русская народная игра) «Молчанка».
Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,
фольклором русского народа.. Упражнять детей в выполнении различных видов
движений. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам других
национальностей.
12
6. Психогимнастика. « Пожалуйста!»
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что
он
будет
показывать
разные
движения
(физкультурные,
танцевальные,
шуточные), а играющие должны повторять лишь в том случае, если он к показу
добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется выбывает из игры.
Апрель
1. Урок здоровья:
длительность- 1.5 минуты
тема:
1.неделя. «Азбука волшебных слов».
2.неделя. «Дружи с водой».
3.неделя. «Внимание опасность».
4.неделя. «Чем полезны солнце, воздух, вода».
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием.
3.Дыхательные упражнения. «Радуга»- и.п. стоя или в движении. Сделать
полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4
секунды, растягивая губы в улыбке, произносить звук «с» ,выдыхая воздух и
втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначало направить вперед, затем
скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку,
другая на плечо.4*8 раз.
«Воздушный шар» (Дышим животом нижнее дыхание) – и.п. лежа на спине,
ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание
сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем
данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух,
втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный
плавный вдох, без каких- либо усилий -живот медленно поднимается вверх и
раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно
втягивается к спине. 4 – 10 раз.
4. Подвижная игра. (Башкирская игра) «Стрелок». Цель: Продолжать
знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и фольклором
башкирского народа. Упражнять детей в беге с ускорением и выполнении
танцевальных движений и развивать ловкость и быстроту .Воспитывать у детей
уважение и интерес к народам других национальностей.3раза.
5. Малоподвижная игра (Чувашская игра ) «Различай цвета». Цель:
Продолжать знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и
фольклором чувашского народа .Воспитывать у детей уважение и интерес к
народам других национальностей.3раза.
6. Психогимнастика. «Белые медведи» - намечается место где будут жить
белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами:
«Медведи идут на охоту» – они бегут, стараясь окружить и поймать кого -
нибудь из играющих, затем снова идут на охоту. Когда переловят всех
играющих, игра кончиться. 3раза.
Май.
13
1.Урок здоровья:
длительность- 1.5 минуты
тема:
1.неделя. « Повторение правил здоровья».
2.неделя. «Поговорим о болезнях».
3.неделя. «Как не быть грязнулей».
4.неделя. «Итоговое занятие береги себя.
2. Разминка. Ходьба и бег с заданием.2 круга.
3. Дыхательная гимнастика. «Поворот головы» – в стороны направо и
налево. В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный быстрый вдох
носом, так чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались.
4* 8 раз.
«Обними плечи» - (вдох на сжатии грудной клетки). И. п. встаньте прямо,
руки согнуты в логтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки на встречу
друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым
«обжатием» резко шмыгайте носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно
друг другу, а не крест – накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все
равно какая рука сверху – правая или левая). Широко в стороны не разводить и
направлять. Освоив это упражнения ,можно в момент встречного движения рук
слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка». Это упражнение можно
делать стоя, сидя и лежа. 4* 8 раз.
4. Подвижная игра.( Чувашская игра). «Кого вам?» Цель: Продолжать
знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и фольклором
чувашского народа. Упражнять детей в беге с ускорением. Воспитывать у детей
уважение и интерес к народам других национальностей.
5. Малоподвижная игра. (Русская народная игра) «Игровая».
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
с
национальными
обычаями,
традициями, фольклором русского народа. Упражнять детей в выполнении
различных видов движений. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам
других национальностей. 4 раза.
6. Психогимнастика. «Тропинка» стр.60 М.И. Чистякова.
Список литературы.
1.
М. Н. Щетинин. « Стрельниковская дыхательная гимнастика для
детей».
2.
М. Н. Щетинин. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой».
3.
М.
Л.
Лазарев.
Оздоровительно
-
развивающая
программа
«Здравствуй».
4.
Психогимнастика – М. Н.Чистяковой.
14
5.
Тридцать уроков здоровья. Л.А.Обухова
6.
Интернет сайты
15