Напоминание

"Программа здоровьесберегательной технологии по дыхательной гимнастике для детей подготовительной группы"


Авторы: Иванова Любовь Викторовна, Никитина Гузялия Миргалиевна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Малышок" с. Булгаково
Населённый пункт: Уфимский район Республики Башкортостан
Наименование материала: дополнительная образовательная программа
Тема: "Программа здоровьесберегательной технологии по дыхательной гимнастике для детей подготовительной группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа здоровьесберегающей технологии

для детей дошкольного возраста

на основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

для подготовительной группы

срок реализации: сентябрь – май

Авторы -составители программы:

Старший воспитатель Иванова Л.В.,

Воспитатель первой квалификационной категории

Никитина Г.М.

1

Пояснительная записка.

Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель

Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из

другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве,

или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в

тело…» Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались

задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть

пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически

обоснованных

и

высокоэффективных

дыхательных

упражнений

Гермеса

Трисмегиста – более двух тысячелетий!

Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное

дыхание ветерка», - вся наша планета дышит и развивается как живой организм.

Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая

потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого

организма.

Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода

из окружающей среды и выделением углекислого газа.

Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой сейчас очень популярна.

Тысячи людей избавились от тяжелых недугов с помощью этой уникальной

гимнастики, запатентованной как способ лечения и занесенной в Государственный

реестр Российской Федерации под №2214812. Эта гимнастика универсальна. Она

может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей,

восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на

улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний

и очень результативна.

Актуальность.

В

настоящее

время,

проблемы

здоровья

стали

особенно

актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем

познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля

умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается

переутомление

детей,

снижение

их

функциональных

возможностей,

что

отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на

перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на

учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию

дыхательной

мускулатуры,

увеличению

подвижности

грудной

клетки

и

диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие

требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок,

загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и

других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и

качество жизни.

За последние годы резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи

лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков,

2

Научного центра гигиены и охраны здоровья детей и Российской академии

медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей,

количество

здоровых

дошкольников

составляет

всего

лишь

10%.

Среди

контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела,

50% детей – хронически больные. Анализ детской заболеваемости в дошкольных

учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания,

передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.

Как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста – вопрос,

который пытаются решить как педиатры, так и педагоги.

Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма -

главное, над, чем необходимо работать в детском саду.

Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог

хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке

правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в

оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было

разработано

множество

методик,

нашедших

широкое

применение,

как

в

традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известными и широко

используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко,

В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова

Данная программа поможет родителям задуматься о проблеме «правильного»

дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так

как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем

самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.

Педагогическая целесообразность.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ требует

новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и

методы

не

могут

в

должной

мере

противостоять

ухудшению

здоровья

подрастающего поколения.

Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие

результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для

приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное

расписание.

Для

работы

по некоторым

методикам

необходимо отдельное

помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и

другим

параметрам

дыхательная

гимнастика

Александры

Николаевны

Стрельниковой вне конкуренции.

Преимущества данного метода.

По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой

хороша тем, что:

сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом,

плаванием;

восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;

является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;

3

для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной

одежды(спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;

после первых занятий объем легких значительно увеличивается;

обеспечивается

насыщение

кислородом

и

активизация

общих

обменных процессов на клеточном уровне;

дает

хороший

эффект

для

тренировки

мышечной

системы

дыхательного аппарата и грудной клетки;

активизирует

иммунную

систему

и

защитно-приспособленческие

механизмы организма;

тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов

дыхания;

жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса

увеличивается на 20- 30%;

снижается артериальное давление за счет предельного насыщения

крови

кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри;

гимнастика показана и взрослым и детям.

Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей

категории

Зинаида

Петровна

Мелихова

говорила:

«Для

стрельниковской

гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10

минут после начало занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость,

легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок –

максимальный результат. А это как раз и не- обходимо современному человеку

при нашем образе жизни»

Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие

цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его

функциональные

резервы;

вызвать

изменения

в

различных

органах

и

функциональныхсистемах.

Польза

дыхательной

гимнастики

Стрельниковой

для

детей.

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно

впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов,

усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе

медикаментозных и а льтернативных. В их числе:

хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе

пневмония и астма;

сахарный диабет;

болезни сердца;

язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма.

Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует

исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в

процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

4

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется

кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и

оптимизации его работы в целом

Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по

методу А.Н. Стрельниковой:

способствовать

укреплению

здоровья

детей

и

приобщению

к

здоровому образу жизни

Задачи обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике

по методу А.Н. Стрельниковой

Воспитательные задачи:

воспитание у детей интереса к занятиям дыхательной гимнастики;

воспитание умения работать по сигналу в коллективе детей.

Оздоровительные задачи:

улучшать - дренажную функцию бронхов;

восстанавливать - нарушенное носовое дыхание;

повышать - общую сопротивляемость организма его тонус, улучшать нервно-

психическое состояние.

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной

образовательной программы 5 - 6 лет, 6 - 7 лет

Направленность дополнительной программы: Оздоровительная.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (сентябрь -

май).

Формы режим занятий: Фронтальный, индивидуальный, согласно сетке занятий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки: «Диагностика»

улучшенная дренажная функция бронхов;

восстановленное носовое дыхание;

повышенная общая сопротивляемость организма, его тонус;

улучшенное нервно- психическое состояние.

Диагностическая таблица. Дыхательная диагностика

№Список детей

пол

возрас

т

П /с звуковая

проба

Проба

Генчи

Методика проведения диагностики

5

1. Звуковая проба – Пс. И.п.- стоя. Ребенок делает два спокойных вдоха и два

спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом,

произносит звук «м» с закрытым ртом, как можно дольше до следующего вдоха.

По секундомеру вслух ведется счет секунд (одновременно с третьим вдохом

ребенок может поднять руку, опустить ее с окончанием «мычания» и запомнив

цифру, произносимую в этот момент). Единица измерения – секунды (с).

2. Задержка дыхания на вдохе (проба Генчи) – М /с – И.п.- стоя. Ребенок

делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а с третьим глубоким вдохом

закрывает рукой рот и нос одновременно и терпит до желания сделать выдох. По

секундомеру вслух ведется счет. Единица измерения – секунды (с)

Формы подведения итогов реализации программы: диагностика

Содержание программы:

1. Принципы дыхания.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и

резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это

вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую

необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении

упражнения необходимо соблюдать простые правила:

1.Вдох - «громкий», короткий, активный (шумно шмыгать носом, как бы нюхая

запах гари).

2.Выдох - пассивный, уходит через нос или рот. Лучше, если это выдох через нос.

О выдохе думать запрещено.

2. Последовательность и количество упражнений:

Чтобы научить детей делать упражнения, родителям и педагогам необходимо

хорошо освоить их выполнения. Гимнастику я начинаю именно с простых

упражнений: «Ладошки» и «Погонщики».

Схема занятий:

1.Ладошки – 4*8.

2.Погонщики -4*8.

3.Насос-4-*8.

После

освоения

основного

комплекса,

используются

упражнениями

дополнительного комплекса. Когда элементы гимнастики освоены, она делается

легко, без напряжения и доставляет удовольствие.

3. Темп, ритм, счет вдохов движений.

Дыхательные упражнения делаются в счет строевого шага. Это примерно одно

движение в секунду. С таким же интервалом происходит вдох. Темп и ритм для

детей можно задавать хлопками с одновременным счетом, который ведется по

восьмеркам или с проговариванием вспомогательных слов.

6

4. Особенности выполнения упражнений.

Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, учитываются самочувствие и

состояние каждого ребенка. При необходимости делаются паузы, меняется темп

выполнения на более медленный. Или разрешаю ослабленному или новенькому

ребенку не делать упражнения вместе со всеми, а занимаюсь с ним индивидуально.

5. Рекомендации для родителей.

С помощью нашей гимнастики вы избавите своего малыша от ОРЗ и ОРВИ, от

аденоидных разрастаний в носу и от астматических приступов удушья по ночам.

Да и не только от этого. Активизируя обменные процессы во всех внутренних

органах и системах, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой способствует

правильному формированию детского организма. Отстающим в физическом

развитии она помогает находиться в одном ряду со своими сверстниками, а в

некоторых случаях опережать их. В нашей гимнастике есть целый ряд упражнений,

не только укрепляющих позвоночник, но и исправляющий различные его

деформации

(сколиозы,

кифозы,

лордозы).

Стрельниковская

гимнастика

способствует более быстрому росту костной и мышечной ткани.

Она нормализует гормональный фон всего организма через активизацию

гормонопродуцирующих органов: гипофиза, щитовидной и поджелудочной желез,

надпочечников, яичников у (девочек) и семенников у (мальчиков).

Поэтому А. Н. Стрельникова настоятельно рекомендовала применять свою

гимнастику не только в хореографических училищах, где у воспитанников

формируют красивое, сильное и выносливое тело, не только в театральных школах,

где будущим актерам, помимо красивого тела, нужен еще и хорошо звучащий

голос, но и в детских садах, в общеобразовательных школах, где учатся наши дети,

которые должны стать и умными, красивыми, и ЗДОРОВЫМИ!

Структура и организация работы с детьми

Подготовительная группа – возраст 6 - 7 лет

Длительность: 30 минут

Использование дыхательной гимнастики во время ООД и как отдельные

упражнения.

Сентябрь

1.Урок здоровья:

длительность - 1.5 минуты

тема:

1. неделя. «Чтобы уши слышали».

2. неделя. «Для чего уши».

3. неделя. «Что для глаз полезно, а что вредно».

4. неделя. «Волшебство ритмов дня».

2.Разминка. Ходьба в колонне по одному на сигнал воспитателя:

«Воробышки!»- остановиться и сказать: «Чик - чирик», а затем продолжить

ходьбу; бег врассыпную. Ходьба и бег проводятся в чередовании.

3. Дыхательная гимнастика:

7

Часики. И.п.стоя ноги слегка расставить руки опустить. Размахивая прямыми

руками вперед и назад произносит тик- так. Повторить до 10раз.

Надуй шарик. И.п. ребенок сидит или стоит. Надувая шарик широко разводит

руки в стороны и глубоко вдыхает затем медленно сводит руки. Соединяя

ладони перед грудью и выдувает воздух –ф-ф-ф-ф. Шарик лопнул –хлопнуть в

ладоши. Из шарика выходит воздух-ребенок произносит ш-ш –ш - ш. Вытягивая

губы хоботком. Опуская руки и оседая как шарик. Из которого выпустили

воздух. Повторить 4 раз.

Трубач.и. п.сидя кисти рук сжаты в трубочку подняты вверх. Медленный

выдох с громким произнесением звука п-ф-п-ф-п-ф 4 раза.

4. Подвижная игра: (Русская народная игра).«Волк:»(карточка №2)

Цель: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,

фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на одной ноге с

продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам

других национальностей. 3раза.

5. Малоподвижная игра (Русская народная игра) «Краски» 2 раза.

Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,

фольклором русского народа. Упражнять детей в беге с увертыванием и ловлей.

Развивать быстроту реакции. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам

других национальностей.3раза.

6. Психогимнастика: «Лисичка подслушивает»

Лисичка

стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком ,и

подслушивает, о чем они говорят. Выразительные движения. Голова наклонена в

сторону ,взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза нога

выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен к переди.3раза.

Октябрь

1.Урок здоровья:

длительность - 1.5 минуты

тема:

1.неделя. « Полезная еда».

2.неделя. « Советы доктора воды».

3.неделя. « Целебные звуки».

4.неделя. « Волшебство огня».

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием: на носках, на пятках, руки за голову,

на внешней стороне стопы, на внутренней . Бег в чередовании с ходьбой.

3круга.

3. Дыхательная гимнастика.«Шаги». И..п.- ноги врозь, руки внизу.

Попеременно поднимать колени; руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох

во время подъема колена.4 раза по 6 вдохов.«Шаги». И.п.- тоже. Попеременно

сгибать голеностоп назад вдох. 4 раза.

4.

Подвижная

игра:

(Татарская

игра)

«Продаем

горшки».

Цель:

Продолжать знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и

8

фольклором татарского народа. Упражнять детей в беге с ускорением и

выполнении танцевальных движений. Воспитывать у детей уважение и интерес

к народам других национальностей. (карточка №1)3раза.

5. Малоподвижная игра ( Татарская игра) «Жмурки». 3раза см.картотеку

подвижных игр. Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями,

традициями, фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на

одной ноге с продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к

народам других национальностей.

6. Психогимнастика. «Повтори за мной».

Цель: развивать моторно –

слуховую память.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку

прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети

внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх

большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если

неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей

структуре. 5раз.

Ноябрь

1.Урок здоровья:

длительность- 1.5 минуты

тема:

1.неделя. «Чтобы уши слышали».

2.неделя . « Для чего уши».

3.неделя. «Что для глаз полезно, а что вредно».

4.неделя. «Волшебство ритмов дня».

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием: на носках, на пятках, руки за голову,

на

внеш.

стороне

стопы,

на

внутренней.

Бег

по

диагонали,

змейкой,противоходом. 2круга..

3. Дыхательная гимнастика. «Ладошки» - и.п. ноги врозь предплечья

перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом,

одновременно сильно сжать ладони в кулак.4 раза по 8 вдохов.

«Погончики»- и.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне

пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить

руки вниз пальцы разжать.4 раза по 8 вдохов.

4. Подвижная игра: (Татарская игра) «Перехватчики». Цель: продолжать

знакомить

детей

с

национальными

обычаями,

традициями,

фольклором

татарского народа. Упражнять детей в прыжках на одной ноге с продвижением

вперед.

Воспитывать

у

детей

уважение

и

интерес

к

народам

других

национальностей. 3раза.

5. Малоподвижная игра (Татарская игра) «Мяч по кругу». см.картотеку

подвижные игры. Цель: Продолжать знакомить детей с национальными

обычаями, традициями, фольклором татарского народа. Упражнять детей в беге

с увертыванием и ловлей. Развивать быстроту реакций. Воспитывать у детей

уважение и интерес к народам других национальностей.3раза.

9

6. Психогимнастика «Слушай и исполняй». Цель: развивать внимание и

память. Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений,

не

показывая

их.

Дети

должны

произвести

движения

в

той

же

последовательности, в какой они были названы ведущим.(стр.54)

Декабрь

1.Урок здоровья:

длительность- 1.5 минуты

тема:

1.неделя. «Волшебное зеркальце».

2.неделя. «Вода и мыло».

3.неделя. « Белый огонь».

4.неделя. «Волшебство ритмов дня».

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием: на носках, на пятках, руки за голову,

на внешней стороне стопы, на внутренней.

3. Дыхательные упражнения. «Насос» ( накачивание шины) - И. п.

встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте

легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно –

шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен

кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться и снова

поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Поклоны делаются ритмично и

легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не

прямая, голова опущена. Помните! «Накачивать шину» надо в темпе ритме

строевого шага.

«Кошка» - И. п. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не

должны

отрываться

от

пола).

Сделайте

танцевальное

приседание

и

одновременно поворот туловища вправо- резкий , короткий вдох. Затем точно

такое же приседание и одновременно поворот туловища влево - резкий ,

короткий

шумный

вдох.

Выдохи

происходят

между

вдохами

сами,

непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое

пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения

справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в

талии.

4. Подвижная игра. ( Башкирская игра) «Юрта» см.картотеку подвижные

игры. 2-3раза.

5. Малоподвижная игра (Татарская игра) «Мяч по кругу».

Цель:

Продолжать

знакомить

детей

с

национальными

обычаями,

традициями,

фольклором татарского народа. Упражнять детей в беге с увертыванием и

ловлей. Развивать быстроту реакций. Воспитывать у детей уважение и интерес к

народам других национальностей.3раза.

6. Психогимнастика. Слушай и исполняй. (стр. 54.) Цель игры: развивать

внимание и память. Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько

различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в

точно такой же последовательности в какой они были названы ведущим.

10

Январь

1.Урок здоровья:

длительность- 1.5 минуты

тема:

1.неделя «Цветок здоровья».

2.неделя. «Волшебство вежливости».

3.неделя. « Волшебство общения».

4.неделя. «Как полезна каша».

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием.2 круга.

3. Дыхательные упражнения. « Большой маятник» – («насос + Обними

плечи»). - И. п. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч наклон вперед,

руки тянуться к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись к

пояснице наклон назад – руки обнимают плечи – и тоже вдох. Кланяйтесь вперед

– откидывайтесь назад, вдох – «с пола», вдох «с потолка». Выдохи происходят

между вдохами сами, не задерживайте и не выталкивайте выдох. Упражнение

можно делать сидя.4*8 раз

«Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце

движения.4-по 8 вдохов.

4. Подвижная игра.( Татарская игра) «Пастух и волк». Цель: Продолжать

знакомить

детей

с

национальными

обычаями,

традициями,

фольклором

татарского народа. Упражнять детей в беге с увертыванием и ловлей. Развивать

быстроту реакций. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам других

национальностей.3раза.

5. Малоподвижная игра ( Татарская игра) «Жмурки». 3раза см.картотеку

подвижных игр. Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями,

традициями, фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на

одной ноге с продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к

народам других национальностей.

6. Психогимнастика –« Запретный номер». Играющие стоят по кругу.

Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения

играющий хлопает в ладоши (5 раз).Начинается игра, когда первый ребенок

скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок

молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит «шесть». И. тд.

Февраль.

1.Урок здоровья:

длительность - 1.5 минуты

тема:

1.неделя. «Сон лучшее лекарство».

2.неделя. «Зачем человеку кожа».

3.неделя. «Чудо нос».

4.неделя. «Как беречь ноги. Уход за ногтями»

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием. 2 круга.

3. Дыхательные упражнения.

11

«Перекаты» и. п.- одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки

внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно

на ногу впереди ина ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки

свободно. Вдох выполнять в момент выпада.4 *8 раза. «Перекаты» и.п. тоже с

другой ноги.4* 8раза.

4. Подвижная игра. (Русская народная игра) «Филин и пташки».

Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,

фольклором русского народа. Упражнять детей в беге. Воспитывать у детей

уважение и интерес к народам других национальностей.

5. Малоподвижная игра (Татарская игра) «Жмурки».

Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,

фольклором татарского народа. Упражнять детей в прыжках на одной ноге с

продвижением вперед. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам

других национальностей.

6. Психогимнастика. «Замри». Дети прыгают под музыку (ноги в стороны –

вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой). Внезапно музыка

обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которой пришлась

остановка в музыке. Снова звучит музыка – остановившиеся продолжают игру.

Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается

победителем.

Март

1.Урок здоровья :

длительность- 1.5 минуты

тема:

1.неделя. «Волшебство силы и самостоятельности».

2.неделя. «Если кожа повреждена».

3.неделя. «Чтобы были зубы здоровыми».

4.неделя. «Сила камней».

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием. 2 круга.

3.Дыхательные упражнения. «Китайский болванчик» - наклоны головы

вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения.4 раза по 8 вдохов.

«Поворот головы» – в стороны направо и налево. В конечной точке каждого

поворота – короткий, шумный быстрый вдох носом, так чтобы крылья носа

слегка втягивались, сжимались, а не раздувались. 4 раза по 8 вдохов.

4. Подвижная игра. (Русская народная игра) «Гуси».

Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,

фольклором русского народа. Развивать у детей речь. Упражнять детей в

выполнении различных видов движений. Воспитывать у детей уважение и

интерес к народам других национальностей.

5. Малоподвижная игра.(Русская народная игра) «Молчанка».

Цель: Продолжать знакомить детей с национальными обычаями, традициями,

фольклором русского народа.. Упражнять детей в выполнении различных видов

движений. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам других

национальностей.

12

6. Психогимнастика. « Пожалуйста!»

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что

он

будет

показывать

разные

движения

(физкультурные,

танцевальные,

шуточные), а играющие должны повторять лишь в том случае, если он к показу

добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется выбывает из игры.

Апрель

1. Урок здоровья:

длительность- 1.5 минуты

тема:

1.неделя. «Азбука волшебных слов».

2.неделя. «Дружи с водой».

3.неделя. «Внимание опасность».

4.неделя. «Чем полезны солнце, воздух, вода».

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием.

3.Дыхательные упражнения. «Радуга»- и.п. стоя или в движении. Сделать

полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4

секунды, растягивая губы в улыбке, произносить звук «с» ,выдыхая воздух и

втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначало направить вперед, затем

скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку,

другая на плечо.4*8 раз.

«Воздушный шар» (Дышим животом нижнее дыхание) – и.п. лежа на спине,

ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание

сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем

данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух,

втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный

плавный вдох, без каких- либо усилий -живот медленно поднимается вверх и

раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно

втягивается к спине. 4 – 10 раз.

4. Подвижная игра. (Башкирская игра) «Стрелок». Цель: Продолжать

знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и фольклором

башкирского народа. Упражнять детей в беге с ускорением и выполнении

танцевальных движений и развивать ловкость и быстроту .Воспитывать у детей

уважение и интерес к народам других национальностей.3раза.

5. Малоподвижная игра (Чувашская игра ) «Различай цвета». Цель:

Продолжать знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и

фольклором чувашского народа .Воспитывать у детей уважение и интерес к

народам других национальностей.3раза.

6. Психогимнастика. «Белые медведи» - намечается место где будут жить

белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами:

«Медведи идут на охоту» – они бегут, стараясь окружить и поймать кого -

нибудь из играющих, затем снова идут на охоту. Когда переловят всех

играющих, игра кончиться. 3раза.

Май.

13

1.Урок здоровья:

длительность- 1.5 минуты

тема:

1.неделя. « Повторение правил здоровья».

2.неделя. «Поговорим о болезнях».

3.неделя. «Как не быть грязнулей».

4.неделя. «Итоговое занятие береги себя.

2. Разминка. Ходьба и бег с заданием.2 круга.

3. Дыхательная гимнастика. «Поворот головы» – в стороны направо и

налево. В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный быстрый вдох

носом, так чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались.

4* 8 раз.

«Обними плечи» - (вдох на сжатии грудной клетки). И. п. встаньте прямо,

руки согнуты в логтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки на встречу

друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым

«обжатием» резко шмыгайте носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно

друг другу, а не крест – накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все

равно какая рука сверху – правая или левая). Широко в стороны не разводить и

направлять. Освоив это упражнения ,можно в момент встречного движения рук

слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка». Это упражнение можно

делать стоя, сидя и лежа. 4* 8 раз.

4. Подвижная игра.( Чувашская игра). «Кого вам?» Цель: Продолжать

знакомить детей с традиционными обычаями, истории культурой и фольклором

чувашского народа. Упражнять детей в беге с ускорением. Воспитывать у детей

уважение и интерес к народам других национальностей.

5. Малоподвижная игра. (Русская народная игра) «Игровая».

Цель:

Продолжать

знакомить

детей

с

национальными

обычаями,

традициями, фольклором русского народа. Упражнять детей в выполнении

различных видов движений. Воспитывать у детей уважение и интерес к народам

других национальностей. 4 раза.

6. Психогимнастика. «Тропинка» стр.60 М.И. Чистякова.

Список литературы.

1.

М. Н. Щетинин. « Стрельниковская дыхательная гимнастика для

детей».

2.

М. Н. Щетинин. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой».

3.

М.

Л.

Лазарев.

Оздоровительно

-

развивающая

программа

«Здравствуй».

4.

Психогимнастика – М. Н.Чистяковой.

14

5.

Тридцать уроков здоровья. Л.А.Обухова

6.

Интернет сайты

15



В раздел образования