Напоминание

Изучаю родной край


Автор: Шмидт Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Подовинновская СОШ"
Населённый пункт: село Подовинное
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Изучаю родной край
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Спортивно-оздоровительное направление

«Юный турист: изучаю родной край» -68ч, 2 часа в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности

«

Юный турист: изучаю родной край

»

позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы

ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у

учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального

отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса

окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

-

целостности окружающей среды, направленный на формирование у

школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов

окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

-

междисциплинарности, который предполагает логическое включение и

объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

-

взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к

отражению экологических проблем;

-

соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным

потребностям учащихся.

Программа «Удивительный мир» строится с учетом приобретенных базовых

знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного

материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает

возможность разнопланового их применения. Логическая связь между

теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с

предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений,

обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает

возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов)

А.А. Плешаков «Школа России», допущенной Министерством образования ;

При разработке программы учитывались психолого-педагогические

закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей

подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся

разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов,

уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное

окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений

наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов.

Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего

природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде

схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные

конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися

результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование

туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся,

вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование

активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

-

Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную

деятельность по изучению и охране окружающей среды.

-

Изучение природы родного края.

-

Развитие познавательного интереса учащихся к природе

-

Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к

окружающей среде.

Программа «Удивительный мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135

часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один

раз в неделю. Наполняемость группы – 10-15 человек.

II.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Название темы

Количест

во часов

Характеристика

деят-ти

всего

ау

д

вне

ауд.

Как мы понимаем

друг друга

Познакомиться с учителем и

одноклассниками

Познакомиться и обсудить

правила поведения в школе.

1

Вводное занятие. Как мы будем

учиться.

1

1

-

2-3

Школьные правила вежливости.

2

1

1

4

Режим дня школьника.

1

1

5

Ты – ученик.

1

1

Как мы узнаём, что

перед нами

Называть окружающие

предметы и их признаки

Различать предметы и

выделять их признаки

6

Что за словом?

1

1

-

7

Путешествие в Угадайку. КТД

1

-

1

Времена года

Различать времена года по

признакам, устанавливать

связи особенностей

жизнедеятельности растений

и животных и времени года

Проводить групповые и

8

Осенние посиделки.

1

1

9

Зимушка-зима.

1

1

10

Пробуждение Земли. Праздник

встречи Весны.

1

1

самостоятельные

наблюдения на экскурсии

«Времена года»

11

Весёлое лето.

1

1

-

Как ты узнаёшь мир

Сопоставлять признаки

предметов и органов чувств,

с помощью которых они

узнаются

.

12

Глаза – главные помощники

человека.

1

1

13

Память и ум – помощники

человека.

1

1

14

Жить – с книгою дружить. КТД

1

1

Твоя семья и друзья

Подготовить рассказ о семье,

домашнем хозяйстве,

профессиях членов семьи.

Объяснять основные правила

обращения с газом,

электричеством, водой .

15

Наша дружная семья. Мои

обязанности в семье.

1

-

1

16

Что окружает нас дома? Что вокруг

нас может быть опасным?

1

1

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

1

1

-

Что нас окружает

Экскурсия по станице.

Выполнять правила уличного

движения в ходе учебных игр.

Познакомиться с соблюдением

безопасности в дороге домой во

время экскурсии .

Сравнивать и различать

твёрдые тела, жидкости и газы

на примере воды и её состояний

18

Моя станица.

Достопримечательности станицы.

1

1

19

Мы – пешеходы.

1

-

1

20

Что такое профессия? Какие

бывают профессии?

1

1

-

21

Из чего что сделано?

1

1

-

22

Водица-царица.(Три состояния

воды)

1

-

1

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

-

1

24

Мой путь от дома до школы. КТД

1

1

-

Живые обитатели

планеты

Сравнивать и различать

объекты живой или неживой

природы.

Обсуждать в группах и

объяснять правила поведения в

различных ситуациях (в парке,

возле водоёма и т.д.)

Оценивать конкретные

примеры поведения в природе.

Проводить диспут и анализ

жизненных ситуаций и

выбирать допустимые формы

поведения, которые не вредят

природе.

25

Живое и неживое.

1

1

-

26

Какие бывают растения? Какие

бывают животные?

1

1

-

27

Путешествие по зоопарку.

1

1

28

Домашние любимцы и комнатные

растения.

1

1

-

29

Собака – верный друг человека

1

1

-

30

Строение тела человека.

1

1

-

31

Правила поведения в природе.

1

1

32

Земля – наш общий дом.

1

1

-

Итоговое занятие

33

Итоговое занятие Игра «Поле

чудес»

1

-

1

2-й класс

п/

п

Название темы

Всего

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности учащихся

ауд

вне

ауд

НАША ПЛАНЕТА

22 ч

1.

Мир живой и неживой природы.

1

1

2.

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

1

1

3.

Как без часов определить время

суток?

1

1

Ориентироваться на местности

(в группе) с помощью компаса

и карты, по местным признакам

во время экскурсий.

Извлекать необходимую

информацию о планетах

Солнечной системы.

4.

Форма Земли.

1

1

5.

О чём рассказывает Глобус.

1

1

6.

Викторина «Занимательная

география»

1

1

7.

Звёзды, созвездия, планеты.

1

1

8.

Земное притяжение.

1

1

Характеризовать влияние

притяжения Земли на земные

явления .

9.

Почему день сменяется ночью?

1

1

Сравнивать и различать день и

ночь.

Объяснять движение Земли

относительно Солнца и его

связь со сменой дня и ночи,

времён года

10.

Почему бывает лето?

1

1

11.

Где живут белые медведи и слоны?

1

1

12.

Прозрачный невидимка (воздух)

1

1

Наблюдать погоду и описывать

её состояния

Измерять температуру воздуха,

воды с помощью термометра

Сравнивать погоду и климат

13.

Создание проекта «Солнечная

система»

1

1

14.

Путешествие по карте России.

1

1

Моделировать формы

поверхности из песка, глины

или пластилина .

15.

Адрес на глобусе и карте.

1

1

16.

Что обозначают на

карте с помощью цвета?

1

1

17.

Путешествие по материкам и

1

1

океанам.

18.

Куда текут реки?

1

1

Сравнивать и различать разные

формы земной поверхности и

водоёмы на примере своей

местности.

Находить на физической карте

России и полушарий разные

водоёмы, формы земной

поверхности, равнины и горы,

определять их названия.

19.

Как рождаются горы?

1

1

20.

Моря и острова.

1

1

21.

Обитатели морей.

1

1

22.

Проект «Моя страна»

1

1

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

12 ч

23.

Великий круговорот жизни.

1

1

Характеризовать экосистемы

24.

Путешествие по природным зонам.

1

1

Описывать климат,

особенности растительного и

животного мира, труда и быта

людей разных природных зон

Объяснять влияния человека на

природу изучаемых природных

зон

Находить на карте изученные

природные зоны

Обсуждать особенности 2-3

стран мира

Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте

25.

Красная книга.

1

1

26.

Жизнь леса.

1

1

27.

Хрупкая природа степей и пустынь.

1

1

28.

Где растут тропические леса.

1

1

29.

Жизнь в горах.

1

1

30.

Путешествуем по Европе.

.

1

1

.31

Страны Африки и Америки.

1

1

32.

Австралия. Антарктида.

1

1

Показывать территорию

России, ее государственную

границу

Находить на карте России

родной регион.

33.

Моя Родина – Россия.

1

1

34.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

1

ИТОГО:

34

3-й класс

Тема

Всего

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности учащихся:

ауд.

вне

ауд.

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

3 ч

1.

Почему пластилин мягкий, а

стекло – твёрдое?

1

1

Приводить примеры веществ

Сравнивать, различать и

характеризовать твёрдые

тела, жидкости и газы

2.

Энергия. Что происходит при

превращении энергии.

1

1

3.

Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»

1

1

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

4 ч

4.

Живая оболочка планеты.

1

1

Характеризовать место

обитания живых организмов

5.

О тех, кто всех кормит, всех

поедает, всё убирает.

1

1

Характеризовать круговорот

веществ как пример единства

живого и неживого

6.

Солнце - как источник энергии.

1

1

Характеризовать роль

Солнца как главного

источника энергии для

жизни живых организмов

7.

КВН «Планета загадок»

1

1

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч

8.

Цепи питания

1

1

Характеризовать экосистемы

и природные сообщества

Характеризовать влияние

человека на экосистемы и

природные сообщества.

9.

Различные экосистемы и их

обитатели. Экскурсия.

1

1

10

.

Лесные заморочки. Игра

«Детектив»

1

1

11

.

Игра – турнир по экологии

«Что, где, когда?».

1

1

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ

КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

5 ч

12

.

Растения и их роль на Земле

Экскурсия.

1

1

Выяснить роль растений в

природе и жизни людей

13

.

О братьях наших меньших.

1

1

Характеризовать условия,

необходимые для жизни

животных .

Характеризовать роль

животных в природе и жизни

людей .

14

.

Рыбы и их многообразие.

1

1

15

.

Час эрудитов «Птичьи имена».

1

1

16

.

Проект «Сохраним красоту

природы»

1

1

ТВОИ РОДНЫЕ

И ТВОЯ РОДИНА

27 ч

17

.

Человек и его корни.

Родословное древо семьи

1

1

Составлять вместе со

старшими родственниками

родословное древо своей

семьи, собирая и

представляя информацию об

именах, фамилиях и

родственных связях, а также

о судьбе представителей

разных поколений.

18

.

Моя Родина – Россия!

1

1

19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

1

1

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ

И СССР 13 ч

20

Откуда пошла земля Русская!

1

1

Изготавливать бумажные,

пластилиновые, цифровые и

прочие модели

самостоятельно выбранных

исторических явлений,

событий, памятников

культуры.

Собирать и оформлять

информацию (текст, набор

иллюстраций) о культурных

и природных богатствах

родного края в ходе

экскурсий в краеведческий

(художественный) музей, к

местам исторических

событий и памятникам

истории и культуры.

Принять посильное участие в

их охране.

21

Ледовое побоище.

1

1

22

Слово о полку Игореве.

1

1

23

Московское государство.

1

1

24

Московский Кремль.

1

1

25

Смутное время в России.

1

1

26

Преобразования Петра I

1

1

27

Екатерина Великая

1

1

28

Михаил Васильевич Ломоносов

1

1

29

Отечественная война 1812 года.

1

1

30

Император Александр II

1

1

31

Времена Советской власти и

СССР.

1

1

32

Выставка рисунков «Мой

предок – защитник Родины в

годы Великой Отечественной

войны.»

1

1

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

12 ч

33

.

Российская Федерация

1

1

. Изготовить (по

возможности) элемент,

модель национального

костюма, кушаний,

34

Проект «Сохраним иоторию

1

1

родного края»

народного обряда и т.д.

ИТОГО:

68 ч

4-й класс

Тема

Все

го

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности учащихся

ауд

вне

вуд.

КАК РАБОТАЕТ

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

7 ч

1.

Основные системы органов

тела человека и их роль в

жизни организма.

1

1

Участие в диспуте,

посвященном выбору

оптимальных форм

поведения на основе

изученных правил

сохранения и укрепления

здоровья

2.

Кожа и ее роль. Узоры на

ладонях и пальцах.

1

1

3

Опора тела и движение

1

1

4

Наше питание

1

1

5.

О дыхании и вреде курения.

1

1

6.

Органы чувств человека.

1

1

7.

Диспут «Тело человека и

охрана здоровья»

1

1

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

8 ч

8.

Растения и животные на

службе у человека.

1

1

Доказать зависимость

удовлетворения

потребностей людей от

природы..

9.

Изобретение рычага и колеса

и их применение

1

1

10.

Свойства воды и воздуха и их

использование человеком.

1

1

11

Как человек использует

горные породы и минералы

1

1

12

Как обрабатывают металлы.

1

1

13

Невидимая сила

1

1

14

Человек проникает в тайны

природы

1

1

15

Экологический проект «Земля

– планета жизни»

1

1

ЧЕЛОВЕК И ЕГО

ВНУТРЕННИЙ МИР

3 ч

16

Как стать личностью?

1

1

Выполнять в группе задания

по осмыслению или оценке

качеств внутреннего мира

человека

17

Эмоции и чувства

1

1

18

Как настроение?

1

1

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

ЛЮДЕЙ

3 ч

1

1

Выявить опасные

ситуации, в которых может

быть нанесён вред жизни и

здоровью человека, личному

и общественному

имуществу, предлагать пути

безопасного выхода из таких

ситуаций

19

Почему возникают

конфликты?

20

Совесть.

1

1

21

Путешествие по правам

человека.

1

1

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4 ч

22

Добро и зло в Первобытном

мире

1

1

Оценивать легко

определяемые, однозначные

исторические события и

поступки исторических

деятелей как вызывающие

чувство гордости,

восхищения или презрения,

стыда.

23

Мир средневековых

цивилизаций

1

1

24

Технические достижения

эпохи Нового времени

1

1

25

21 век

ЧЕЛОВЕК И

МНОГОЛИКОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4 ч

26

« В некотором царстве, в

тридевятом государстве…»

1

1

Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической

карте.

27

Мы не похожи, ну и что же?

1

1

28

Пути духовных исканий.

1

1

29

Выставка работ «Дети разных

народов»

1

1

ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

5 ч

30

Что такое деньги.

1

1

31

Почему разные страны

помогают друг другу?

1

1

32

Сказки разных народов

1

1

33

Глобальные проблемы

1

1

34

Проект «Моё человечество»

1

1

ИТОГО:

34

III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 класс

1.Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций

поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.

2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

3.Времена года (4 ч.)

Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –

признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке,

художественной литературе.

4.Как ты узнаёшь мир (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

5.Твоя семья и друзья (3 ч.)

Твоя семья и её состав.

Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

Как вести себя на кухне, в ванне.

Значение общения в жизни человека.

6.Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

Зависимость человека от природы.

Три состояния воды.

7.Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека

о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

8.КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

Свойства предметов, их части и действия с ними.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

9.Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта

«Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?

Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч )

Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах.

Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина –

Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

3 класс

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )

Растения и их роль на Земле .Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие.

Час эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 27 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (12ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним иоторию родного края»

4 класс

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч)

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч)

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч)

Как стать личностью?

Эмоции и чувства

Как настроение?

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч)

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч)

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Нового времени

21 век

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч)

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч)

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

Глобальные проблемы

Проект «Моё человечество»

IY. Планируемые результаты

1 класс:

Личностными результатами изучения курса «Удивительный мир» в 1-м классе является

формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм

и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно

оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные

поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей

правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп.

источниках информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный

опыт и информацию, полученную на занятиях.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их

образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

(на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты :

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых

норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно

оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные

простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей

правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с

учителем .

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие

приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная

информация (знания) для решения задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной

задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных

учителем словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс:

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых

норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно

оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные

простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей

правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,

делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие

приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая

информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди

предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и

явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения

знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план

учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять

информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной

речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить

свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

4 класс:

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых

норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные

простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей

правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать

выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая

информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди

предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и

явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения

знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план

учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять

информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной

речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её

обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить

свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»

(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в

совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1

- 2 класс

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему

родной страны.

3- 4 класс

оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками,

гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам

поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь

сделать для исправления видимых нарушений.

4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

На первом уровне обучающийся должен уметь:

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

называть основные особенности каждого времени года.:

перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных,

пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне обучающийся должен уметь:

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного

движения).

На третьем уровне обучающийся должен уметь:

наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,

выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,

различные творческие задания.

моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях

уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная,

групповая, работа над проектом.

1.

Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя

кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные

связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять

задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по

проверенной работе.

3.

Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки,

необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных

сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются

соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы,

выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников

применять полученные знания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Содержание курса «Удивительный мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от

элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и

общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе

следующих ведущих идей:

идея многообразия мира;

идея экологической целостности мира;

идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в

социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических

сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие

природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с

экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших

школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и

как

условие,

без

которого

невозможно

существование

человека,

удовлетворение

его

материальных и духовных потребностей.

Экологическая

целостность

мира

важнейший

аспект

фундаментальной

идеи

целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности

мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой

природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,

рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется

положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение

для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей

взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из

области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Учебный курс «Удивительный мир» занимает особое место среди учебных предметов

начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми

окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и

за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого

процесса.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количеств

о

Библиотечный фонд. (для учителя)

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

1

2

Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

1

3

Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

1

4

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-

методическое пособие.

1

5

Л.Экономов. Мир наших чувств

1

6

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

1

7

А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

Библиотечный фонд. (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

1

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

1

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

1

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

1

5

Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

1

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

1

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

1

8

Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

1

9

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

1

10

Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

1

11

Тайны живой природы. Рик Моррис

1

Наглядные пособия

1

натуральные живые пособия :растения, животные.

2

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

2

3

гербарии; коллекции насекомых;

3

4

изобразительные наглядные пособия – таблицы

5

5

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её

хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни

общества

Технические средства обучения.

1

компьютер,

1

2

медиапроектор

1

3

экран

1

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

1

2

Фильм «Многообразие животного мира»

1

3

Фильм «Природа в разное время года»

1

4

Фильм «Бережем природу»

1

5

Презентация «Человек как часть природы»

1

6

Презентация «Что такое снег»

1

7

Презентация «Мой город в разное время года»

1

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

1

9

Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

1

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

1

11

Презентация «Красная книга»

1



В раздел образования