Автор: Злобина Наталия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: с Измалково Липецкой области
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Детская агрессия"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание на тему «Детская агрессия»
Форма проведения : круглый стол.
Вопросы для обсуждения : анализ проблемы детской агрессивности; роль семьи в
проявлении детской агрессивности; поощрение, наказание в семье; законы преодоления
детской агрессии; экспресс- анкетирование родителей.
I.
Вступительное слово:
Уважаемые мамы, папы и бабушки. Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема
проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут
среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нём
говорить? Вы правы. Стоит. А раз так, давайте рассмотрим , что собой представляет
агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но
контроль этот будет эффективен настолько. Насколько в обществе сопротивление
агрессии.
II.
Полезная информация:
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, причиняет вред предмету или предметам.
Человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально
(нарушение прав другого человека без физического вмешательства)
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели.
Она часто выражается у маленьких детей (хочу забрать игрушку, предмет или что-то ещё).
У старших, то есть у наших детей, больше проявляется враждебная агрессия,
направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью. Как вы, считаете эти
качества равнозначные? Что вас больше радует в вашем ребёнке: настойчивость или
агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью
имеет социально приемлемые нормы, так как не допускает оскорблений и издевательств.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или
меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для
такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников,
взаимоотношения с учителем.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем. другие,
понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип,
культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация. Агрессивное
поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство,
унижение друг друга. Взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок
проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию
взрослых он видит ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей нормам и правилам поведения. Эта
методика воспитания отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный
стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту
линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое. что вновь навязывается детям.
Это приводит к растерянности, озлобленности. агрессии против родителей и других
людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или
негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья
помогает ребёнку:
а) преодолеть трудности;
б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется,
безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к
факту существования ребенка. Неприятие ребёнка приводит к появлению такого
заболевания. Как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания
общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом,
действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
а) оно следует немедленно за проступком:
б) объяснено ребёнку;
в) оно суровое, но не жестокое;
г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка,
отец и мать проявляют терпение, спокойствие, выдержку.
IV. Анализ анкетирования.
V. Подведение итогов
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас
полезной. Вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в своей семье по-
новому.
Послушайте золотые правила воспитания, которые, надеюсь помогут вам в воспитании
вашего ребёнка:
1.
Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2.
Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.
Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.
Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются
разумно.
6.
К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Анкета для родителей 1.
1.
Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
2.
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3.
Против кого он проявляет агрессию?
4.
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?
Анкета для родителей 2
Родителям предъявляются десять качеств характера. Отметить те качества, которые
у ребёнка наиболее выражены и про ранжировать их по степени выраженности в
поведении ребёнка:
-доброта
- сочувствие
- покладистость
- терпение
-сопереживание
- безразличие
-упрямство
- агрессивность
-нетерпимость
- эгоизм
Памятка для родителей 1
-
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, ,не вселяйте в его душу
несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему- либо
-Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребёнком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения со собственным ребёнком в зависимости от его учебных
успехов.
- Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность
- Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере.
Памятка для родителей 2
Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочитайте эту памятку! Вооружитесь
карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не
касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честны перед ним и перед
собой! После анализа подумайте над тем, что можно изменить.
Агрессивность ребёнка проявляется если:
-ребёнка бьют;
- над ребёнком издеваются;
-над ребёнком зло шутят;
-ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-родители заведомо лгут;
-родители пьют и устраивают дебоши;
-родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребёнку не доверяют;
- родители настраивают детей друг против друга;
- родители не общаются со своим ребёнком;
- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
- родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;
- родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что родители его не любят;
Для предупреждения детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны
иметь: внимание, сочувствие, терпение. требовательность, честность, открытость,
обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора,
ответственность, такт.